СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по продвижению чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа призвана помочь в реализации политики в области книги и чтения.

Просмотр содержимого документа
«Программа по продвижению чтения»



РЕКОМЕНДОВАН

Методическим советом

МБУ ДО «ЦДО «Надежда»

(протокол от ____.202_г. № __)

СОГЛАСОВАН

Заместитель директора по УВР

МБУ ДО «ЦДО «Надежда»

____________ О.В.Овсяникова

___.202 г.

УТВЕРЖДЕН

приказом

МБУ ДО «ЦДО «Надежда»

от ______. 202__г. №____









Программа по продвижению чтения

и поддержки интереса к литературе среди обучающихся

муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»

муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)

(МБУ ДО «ЦДО «Надежда")

на 2022 – 2027 учебные годы







Автор (составитель):

Кулыба Наталья Ивановна

педагог - библиотекарь

МБУ ДО «ЦДО «Надежда»





Айхал 2022 г.


«Читайте!

И пусть в вашей жизни не будет

ни одного дня, когда бы вы

не прочли ни одной строчки, хоть

одной странички из новой книги»

К. Паустовский


  1. Актуальность программы

Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру. Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция. В настоящее время главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению. Необходимо создать условия для возрождения интереса к чтению, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, роста престижности чтения как культурной ценности.

Основная цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтении. Продвижение книги, чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки.

Программа призвана помочь в реализации политики в области книги и чтения. Она приведет к повышению интеллектуального потенциала обучающихся, ускорению адаптации к современным условиям информационного общества, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка.

Программа определяет главные направления, структуру и механизмы поддержки и развития чтения, представляет собой базовый документ в продвижении чтения среди обучающихся, инициирование нормативно-распорядительных и иных правовых актов, регулирующих сферу продвижения книги и чтения среди подрастающего поколения.

Целесообразность: в связи с подписанием Указа Президента РФ об объявлении 2018−2027 гг. «Десятилетием детства в России» и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р об утверждении «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», а также низкой читательской активности обучающихся необходимо обратить особое внимание на реализацию Программы по продвижению чтения и поддержки интереса к литературе среди обучающихся МБУ ДО «ЦДО «Надежда».


  1. Цель реализации программы:


Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.


  1. Задачи реализации программы:


1. Воспитание у обучающихся потребности в чтении как духовной ценности.

2. Формирование духовного мировоззрения и всестороннего развития личности.
3. Воспитание культуры чтения. Обучение умению ориентироваться в современном информационном мире.

4. Приобщение детей к миру художественной литературы.

5. Возрождение традиций семейного чтения.

6. Привлечение к чтению посредством организации культурного досуга.


4. Основные направления реализации Программы


Направление 1. Популяризация чтения.

Реализация данного направления нацелена на повышение престижа чтения и статуса читающего человека, создание благоприятной среды читательского развития детей, поддержку чтения подростков и молодежи, создание в подростковой и молодежной среде представления о чтении как важном, необходимом занятии для личностного развития и социальной адаптации в обществе. Мероприятия данного направления предполагают организацию системной работы по популяризации чтения, которая включает в себя:

1.Организацию массовых мероприятий и акций в поддержку чтения.

2.Проведение мероприятий по популяризации лучшей классической и современной художественной литературы.

3.Обсуждение проблем чтения, в том числе с использованием возможностей современных социальных коммуникаций: социальных сетей, форумов и т.д.

4.Возрождение традиций семейного чтения и его поддержку.


Направление 2. Научно-методическое обеспечение.

Данное направление предполагает проведение мониторинга чтения с целью определения стратегии и тактики продвижения чтения в не читающие и слабо читающие слои обучающихся, изучение и обобщение опыта по продвижению и развитию чтения.


Направление 3. Система повышения квалификации кадров.

Данное направление предполагает обучение педагога - библиотекаря технологиям и методикам продвижения чтения, методическое обеспечение деятельности по поддержке чтения, обмен опытом и поддержку инноваций и успешной практики в данном направлении.


  1. Механизм реализации Программы.


Для реализации Программы разрабатывается План работы библиотеки на каждый учебный год, в котором определяются конкретные мероприятия, сроки и исполнители.


  1. Ожидаемые результаты реализации Программы.


1.Повышение культурной компетентности обучающихся.

2.Повышение читательской компетентности обучающихся.

3.Повышение грамотности обучающихся.

4.Изменение отношения к чтению.

5.Рост читательской активности.

6.Воспитание уважения к книге.

Конечным результатом реализации Концепции должно стать повышение статуса чтения и читающих, рост культурного уровня обучающихся, нравственное и духовное совершенствование личности, что будет способствовать росту человеческого потенциала, повышению качества человеческих ресурсов.






  1. ПЛАН
    мероприятий по реализации Программы по продвижению чтения

и поддержки интереса к литературе среди обучающихся

МБУ ДО «ЦДО «Надежда»


№ п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный

1.

Популяризация чтения




Проведение мероприятий по популяризации чтения, направленных на читательское
развитие, формирование культуры чтения:

- интерактивные книжные выставки;
- тематические медиа-выставки, посвященные творчеству знаменитых писателей;
- создание и проведение районных и внутриучрежденческих викторин, посвященных литературным произведениям и героям;

- проведение библиотечных уроков;

- конкурс чтецов; чтение вслух;

- организация экскурсий в поселковую библиотеку;

- создание блогов, сайтов, страниц на официальных сайтах образовательного учреждения.
Проведение конкурсов и акций читающих семей:
-акция «Читаем с мамой»;

-конкурсы детских рисунков по детским литературным произведениям совместно с родителями.

Организация, участие и проведение акций:

- акция «Подари книгу» в честь Дня книгодарения;

- республиканская акция «Республика читает»;

- международная просветительская акция «Литературный диктант»;

- международная акция «Читаем детям о Великой Отечественной войне»

- районная акция «Книжный тизер», посвященная 220-летию А.Дюма.






2022 – 2027

постоянно




В течение года

В течение года

В течение года



В течение года

В течение года

В течение года




1 раз в год

В течение года




1 раз в год


февраль-май 2022 года

1 раз в год

(сентябрь)

1 раз в год

(май)

октябрь

2022 года


Педагог-библиотекарь,

педагоги ДО,

волонтеры

2.

Научно – методическое обеспечение




Изучение и обобщение опыта работы библиотек образовательных учреждений по продвижению и развитию чтения.

Постоянно

Педагог-библиотекарь

3.

Система повышения квалификации кадров




Участие педагога - библиотекаря образовательного учреждения в конкурсах профессионального мастерства,

выступление на семинарах, круглых столах, обмен опытом по технологии и методике работы в поддержку чтения, публикация собственных работ.

Постоянно

Педагог-библиотекарь



Список литературы:

Бесхлебникова В.А. Библиографический калейдоскоп. В.А. Бесхлебникова. Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. 4. – С. 34-36

Бирюкова Л.П. Правила обращения с книгой. Л.П. Бирюкова. Школьная библиотека. – 2003. – № 4. – С. 50-52

Войченко Л. Читатель. Книга. Библиотека. Л. Войченко. Школьная библиотека. – 2000. – № 3. – С. 30-31

Кривенко Л.В. Приключения словарёнка. Л.В. Кривенко. Читаем, учимся, играем. – 2005. – Вып. 9. – С. 22-23

Красногорская Г.П. Приглашение в Читалию: о библиотеке, истории книги, игра по детской энциклопедии. Г.П. Красногорская. Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. 4. – С. 22-25

Куликова Н.П.: «Что такое книга, для чего она…». Н.П. Куликова. Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. 4. – С. 83-84

Морау С. Знакомство с библиотекой. С. Морау. Школьная библиотека. – 2001. – № 4.– С. 40-42

Морау С. Строение книги. С. Морау. Школьная библиотека. 2001. – № 5. – С. 32-33

Нурлыгаянова С. Г. Структура книги. Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. 4. – С. 20-21

Ступак Т.В. Путешествие в библиоград. Т.В. Ступак. Читаем, учимся, играем. –2005. – Вып. 2. – С. 49-50

Хохлова Г.А. «Корабль мысли». Г.А. Хохлова. Читаем, учимся, играем. – 2005. – Вып. 9. – С. 18-21

Чеботарёва И.Г. Твои первые энциклопедии. И.Г. Чеботарёва. Читаем, учимся, играем. – 1998.– Вып. 4. – С. 13-16


Интернет-ресурсы:

http://www.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал: программы, стандарты, обзор прессы, ссылки на другие порталы

http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал

http://whttp://skazvikt.ucoz.ru/ - Викторины сказочные.

http://www.rusla.ru/ - Русская школьная библиотечная ассоциация

http://www.library.ru/ - LiBRARY.RU- информационно-справочный портал

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop - Литературная энциклопедия.

http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека

http://www.chtenie-21.ru/ - Чтение-21