КГБУ «Топчихинский центр помощи детям»
Программа
по профилактике
самовольных уходов воспитанников
КГБУ «Топчихинский центр помощи детям»
Подготовила:
Педагог-психолог:
Н.Г.Шишкина
2018-2019 год
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике самовольных уходов воспитанников «Топчихинский центр помощи детям» |
Цель программы | Снижение количества правонарушений и самовольных уходов путем создания условия для успешной адаптации личности подростка в условиях центра через комплекс профилактических мер по выявлению и предупреждению возникновения девиантного поведения. -
|
Задачи программы | - Выявление детей склонных к девиантному поведению; -Создание системы в работе по профилактике правонарушений; - Корректировка девиантного поведения подростков с целью их адаптации в социуме. |
Сроки реализации программы | 2018 – 2019 г. |
Исполнители программы | - Педагогический коллектив центра. |
Ожидаемые конечные результаты | Снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними воспитанниками. Формирование жизненной позиции ребенка Развить у воспитанников стремление к здоровому образу жизни. |
Основные направления реализации программы | 1.Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка 2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа: предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка. 3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация. 4.Воспитательная работа: вовлечение в трудовую деятельность, эффективное личностное общение. |
Человек может жечь, разрушать, убивать.
Человек может лгать, предавать, наживаться,
И мечту растоптать, и любовь осквернить,
Красоту не понять, над святыней шутить.
Наша цель – отстоять и вернуть его в братство.
К.Каганов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивных веществ, а также правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.
Для более успешной социально – профилактической работы с данными подростками необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:
- социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
- глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием семейных отношений, определением в детский дом, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (не справедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны товарищей, воспитателей, учителей;
- отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные кризисы, акцентуация характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства у подростков;
- отсутствие условий для самовыражения воспитанников детского дома, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
- социально - психологическая дезадаптация, смещение социальных и личностных ценностей у подростков в условиях детского дома.
Итак, важно создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение, особенно в условиях центра.
Программа разработана для сопровождения подростков «группы риска» - воспитанников центра. Поиски путей решения вышеперечисленных проблем и лежат в основе работы детского дома по профилактике правонарушений и самовольных уходов среди воспитанников. В соответствии с Федеральным законом № 120 от 24.06.1999г, профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой. Исходя из этого, наш «Топчихинский центр помощи детям» ищет новые пути и формы работы, расширяя взаимодействие с социумом, находясь в тесном контакте с КДН и ЗП, ОВД, средней общеобразовательной школой. Данная программа направлена на работу со всеми воспитанниками центра, предполагает, как первичную профилактику с воспитанниками, так и работу с детьми девиантного поведения.
Результативность работы с подростками “группы риска” зависит от планомерной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого подопечного.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:
Снижение количества правонарушений и самовольных уходов путем создания условий для успешной адаптации личности подростка в условиях центра через комплекс профилактических мер по выявлению и предупреждению возникновения девиантного поведения.
Задачи:
- выявление детей склонных к девиантному поведению;
-создание системы в работе по профилактике правонарушений;
- корректировка девиантного поведения подростков с целью их адаптации в социуме.
Приоритетные направления деятельности
1.Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка
2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа: предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка, и т.д.
3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация, и т.д.
4. Воспитательная работа: вовлечение в трудовую деятельность, эффективное личностное общение.
Содержание программы.
Программа содержит 2 блока:
- организационно-методическая работа,
- работа с воспитанниками по предупреждению правонарушений
Организационно-методическая работа направлена на изучение социального состава воспитанников; Сбор первичной информации о воспитанниках с неадекватным поведением;
Составление списка воспитанников, состоящих на внутриучрежденческом контроле; Разработку и осуществление комплекса мероприятий по ранней профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании; Вовлечение воспитанников «группы риска» в кружки и спортивные секции; Индивидуальные беседы с трудными подростками; организация отдыха подростков «группы риска» в каникулярное время и досуга в течение всего года;
Профилактическая работа с детьми включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением; Выявление причин отклонений в поведении; Беседы социального педагога, психолога, воспитателя, администрации центра с подростком; Приглашение на Совет по профилактике правонарушений; Беседы инспектора ПДН; Вовлечение в творческую жизнь центра, в кружки, секции; Проведение тренинговых занятий с категорией таких воспитанников; Контроль за посещаемостью уроков ребятами из «группы риска.
Организовываются следующие службы:
а) совет по профилактике правонарушений;
б) медико – психолого-педагогическая комиссия;
в) культурный досуг;
Работа с воспитателями.
1 Консультации для воспитателей с социальным педагогом и психологом.
2. Приглашение работников ПДН в центр.
3. Проведение собраний методического объединения (информация администрации центра о правонарушениях).
правона
Механизм реализации программы
Ι. Организационно – методическая работа
Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
Изучение социального состава воспитанников. | Ежегодно | Соц. педагог |
Организация работы Совета по профилактике правонарушений воспитанников. | Ежегодно | Зам. директора по УВР, социальный педагог |
Реализация совместного плана мероприятий по профилактике правонарушений и преступлений с ПДН и ЗП. | Ежегодно | Инспектор ПДН ОВД, зам. директора по УВР |
Систематическое проведение «круглых столов» по проблемам работы с подростками | 2018-2019г. | Зам. директора по УВР, воспитатели |
Пропаганда опыта работы по профилактике правонарушений других учреждений | Ежегодно | Зам. директора по УВР, социальный педагог |
Участие в педсоветах центра. | Ежегодно | Зам. директора по УВР, социальные педагоги |
Проведение всеобуча по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, разъяснению прав и обязанностей несовершеннолетних | Ежегодно | Медицинские работники, Социальный педагог |
Проведение индивидуальных консультаций узких специалистов (психолог, гинеколог, нарколог, и др.) для педагогов и детей. | Ежегодно | Привлечение узких специалистов |
Создание кружков и секций для привлечения в них подростков «группы риска». | Ежегодно | Зам. директора по УВР, педагог-организатор |
Вовлечение подростков «группы риска» в общественно значимую деятельность в центре и вне его. | Постоянно | Зам. директора по УВР, педагог-организатор, воспитатели |
Внедрение системы стимулирования подростков, ведущих здоровый образ жизни и не имеющих правонарушений и самовольных уходов | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
Организация конкурса «Воспитанник года» | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
Контроль ведения воспитателями дневников индивидуальной работы с детьми | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
Ведение систематического учёта и контроля занятости детей с девиантным поведением. | Постоянно | Зам. директора по УВР, воспитатели |
Организация различных видов деятельности во внеурочное время. | Постоянно | Воспитатели |
Раздел ΙΙ. Работа с воспитанниками по предупреждению правонарушений
Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
Анкетирования, тесты, опросы с целью изучения психолого-педагогических особенностей детей. | Ежегодно | Педагог-психолог |
Акции, конкурсы, праздники с целью пропаганды здорового образа жизни. | Ежегодно | Педагог-организатор |
Физкультурно-оздоровительные занятия, спортивные праздники, соревнования, походы. | Ежегодно | Инструктор по физкультуре |
Встречи с интересными людьми и успешными выпускниками. | Ежегодно | Зам. директора по УВР, Зав. библиотекой |
Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий. | Постоянно | Соц. педагог, Воспитатели, педагог-психолог |
Познавательные игры, диспуты, дискуссии по данной проблеме. | Ежегодно | Педагог-организатор, зав. библиотекой |
Факультатив для воспитанников «Познай себя, или готовимся к взрослой жизни». | Ежегодно | Зав. библиотекой |
Экскурсии в учреждения федеральной службы исполнения наказаний. | Ежегодно | Педагог-организатор |
Встречи с инспектором ПДН и ЗП. | Постоянно | Зам. директора по УВР |
Просмотры и обсуждения фильмов. | Ежегодно | Зав. библиотекой |
Еженедельные собрания в группах по подведению итогов. | Постоянно | Воспитатели |
Общая линейка. | Постоянно | Зам. директора по УВР |
Ожидаемый конечный результат:
Снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними воспитанниками.
Формирование жизненной позиции ребенка.
Развить у воспитанников стремление к здоровому образу жизни.