СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профилактике суицидального поведения "Я выбираю жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на профилактику суицидального поведения среди подростков.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике суицидального поведения "Я выбираю жизнь"»























ПРОГРАММА


по профилактике суицидального поведения

«Я выбираю жизнь»




















Составитель:
социальный педагог

Темченко Василина Ивановна









  1. Пояснительная записка

Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности социального педагога и психолога по профилактике суицидального, составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержат описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций.

При реализации данной программы поддерживается приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации.



    1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

  • Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");

  • Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;

  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. №2106);

  • Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

  • Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;



Место и роль профилактики суицидального поведения в психолого-педагогическом сопровождении

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Одной из самых напряженных остается в нашей стране ситуация по самоубийствам среди подростков. По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. По числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы.


Цель программы: профилактика суицидального поведения учащихся общеобразовательного учреждения.

Задачи:

- разработка и проведение психологических мероприятий и проектов, направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;

- проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся группы лиц, склонных к суицидальному и саморазрушающему поведению и их комплексное психолого-педагогическое сопровождение (выявление причины склонности, психокоррекция поведения);

- повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации детей и подростков.

- формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения;

- оформление и ведение документации по реализации программы (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения

В современных условиях предупредить суицидальное и саморазрушающее поведение учащихся возможно только при реализации системного подхода. Системный подход включает в себя следующие направления деятельности психолога.

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возникшей ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

2. Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление явлений и признаков дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся и их психического состояния, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной траектории работы с ребенком.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для предупреждения и коррекции дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательной организации.

4. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новой модели поведения, возможности ее приобретения и реализации в жизни.

5. Психологическое просвещение участников образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

6. Организационно-методическая работа - разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на развитие универсальных учебных действий, преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся; оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).



План реализации

целевой

программы

Характеристики мероприятий

Информационно-просветительские

Социально-активные

Межведомственные

Диагностические


Мероприятие 1



Классный час на тему

«Попроси и тебе помогут», направленный на сплочение школьного коллектива


Школьная акция «Детский телефон доверия»

(выдача детям информационных буклетов с номерами телефонов психолога, соц. педагога, круглосуточного телефона доверия и т.п.

Совместный с сотрудником полиции или сотрудником КДНиЗП рейд по семьям обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, обучающихся с агрессивным поведением, «группы риска».

Анкетирование обучающихся на предмет выявления у детей депрессивного состояния, одиночества, склонности к суицидальным попыткам.

Мероприятие 2


Психологический тренинг

«Встрях

нись».

Разыгрывание ситуаций, варианты выхода из ситуации.


Школьный

Конкурс рисунков и плакатов

«Мы здоровые и красивые!», направленный на профилактику негативных явлений, формирование ЗОЖ

Просмотр и обсуждение с обучающи-

мися видеофильмов, направленных на пропаганду ценности жизни.

Мониторинг социальных сетей с целью выявления учащихся, подверженных депрессивному, суицидальному настроению.

Мероприятие 3


Родительское собрание с психологом

«Семейные ценности».


Организация работы Школьного телефона доверия.


Организация школьной службы примирения

Круглый стол «Цени жизнь» педагогического коллектива, обучающихся, родителей с представителями органов системы профилактики по вопросу недопущения случаев суицидальных попыток, суицида

Разработка и распространение методических рекомендаций педагогам и родителям в случае, если у ребенка возникли деструктивные намерения.


Ожидаемый

результат

реализации

целевой

программы

В результате реализации данной программы появляется:

  • возможность для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

  • возможность для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

  • создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В целом, программа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток.