ПРОГРАММА
по профилактике суицидального поведения
«Я выбираю жизнь»
Составитель:
социальный педагог
Темченко Василина Ивановна
Пояснительная записка
Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности социального педагога и психолога по профилактике суицидального, составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержат описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций.
При реализации данной программы поддерживается приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. №2106);
Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Место и роль профилактики суицидального поведения в психолого-педагогическом сопровождении
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Одной из самых напряженных остается в нашей стране ситуация по самоубийствам среди подростков. По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. По числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы.
Цель программы: профилактика суицидального поведения учащихся общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- разработка и проведение психологических мероприятий и проектов, направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;
- проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся группы лиц, склонных к суицидальному и саморазрушающему поведению и их комплексное психолого-педагогическое сопровождение (выявление причины склонности, психокоррекция поведения);
- повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации детей и подростков.
- формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения;
- оформление и ведение документации по реализации программы (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения
В современных условиях предупредить суицидальное и саморазрушающее поведение учащихся возможно только при реализации системного подхода. Системный подход включает в себя следующие направления деятельности психолога.
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возникшей ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
2. Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление явлений и признаков дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся и их психического состояния, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной траектории работы с ребенком.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для предупреждения и коррекции дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательной организации.
4. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новой модели поведения, возможности ее приобретения и реализации в жизни.
5. Психологическое просвещение участников образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
6. Организационно-методическая работа - разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на развитие универсальных учебных действий, преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся; оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
План реализации целевой программы | Характеристики мероприятий |
Информационно-просветительские | Социально-активные | Межведомственные | Диагностические |
Мероприятие 1 | Классный час на тему «Попроси и тебе помогут», направленный на сплочение школьного коллектива | Школьная акция «Детский телефон доверия» (выдача детям информационных буклетов с номерами телефонов психолога, соц. педагога, круглосуточного телефона доверия и т.п. | Совместный с сотрудником полиции или сотрудником КДНиЗП рейд по семьям обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, обучающихся с агрессивным поведением, «группы риска». | Анкетирование обучающихся на предмет выявления у детей депрессивного состояния, одиночества, склонности к суицидальным попыткам. |
Мероприятие 2 | Психологический тренинг «Встрях нись». Разыгрывание ситуаций, варианты выхода из ситуации. | Школьный Конкурс рисунков и плакатов «Мы здоровые и красивые!», направленный на профилактику негативных явлений, формирование ЗОЖ | Просмотр и обсуждение с обучающи- мися видеофильмов, направленных на пропаганду ценности жизни. | Мониторинг социальных сетей с целью выявления учащихся, подверженных депрессивному, суицидальному настроению. |
Мероприятие 3 | Родительское собрание с психологом «Семейные ценности». | Организация работы Школьного телефона доверия. Организация школьной службы примирения | Круглый стол «Цени жизнь» педагогического коллектива, обучающихся, родителей с представителями органов системы профилактики по вопросу недопущения случаев суицидальных попыток, суицида | Разработка и распространение методических рекомендаций педагогам и родителям в случае, если у ребенка возникли деструктивные намерения. |
Ожидаемый результат реализации целевой программы | В результате реализации данной программы появляется: возможность для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика; возможность для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся; создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса. В целом, программа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. |