СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по родному (русскому) языку, 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ, 1 КЛАСС

Просмотр содержимого документа
«Программа по родному (русскому) языку, 1 класс»


Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)»

1 класс


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»

Программа по предмету «Родной язык (русский)» обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные УУД

  • Уважение и ценностное отношение к своей Родине – России;

  • Уважение других народов (патриотическое воспитание);

  • Формирование знания о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношениях;

  • Проявление доброжелательности, толерантности, неприятие любых форм поведения, направленного на причинение физического и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);

  • Понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества;

  • Формирование познавательного интереса, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира).

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

  • Определение существенных признаков для классификации; классифицировать несложные объекты;

  • Использование знаково-символические средств для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

  • Сравнение; формулирование выводов по его результатам;

  • Анализ текстовой, звуковой информации в соответствии с учебной задачей;

  • Соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

Регулятивные УУД

  • Понимание учебной задачи, сохранение ее в процессе учебной деятельности;

  • Планирование способов решения учебной задачи с помощью учителя, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивание последовательности выбранных операций;

  • Контроль и оценивание результатов и процесса деятельности;

  • Определение причины успеха/неудач деятельности; корректировка своих учебных действий для преодоления ошибок.

Коммуникативные УУД

  • Участие в диалоге, соблюдение правил ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);

  • Осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание;

  • Осуществление смыслового чтения текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

  • Использование языковых средств, соответствующих учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

  • Понимание цели совместной деятельности;

  • Обсуждение и согласование способов достижения общего результата;

  • Распределение ролей в совместной деятельности, проявление готовности руководить и выполнять поручения;

  • Проявление готовности толерантно разрешать конфликты.

Предметные УУД

  • Понимание статуса и значения государственного языка республики Российской Федерации, формирование мотивации к изучению государственного языка республики Российской Федерации: понимать значение государственного языка республики Российской Федерации для межнационального общения, освоения культуры и традиций народов республики Российской Федерации; понимать необходимость овладения государственным языком республики Российской Федерации; проявлять интерес и желание к его изучению как к важнейшей духовно-нравственной ценности народа;

  • Сформированность первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации изучаемого языка, а также умений применять полученные знания в речевой деятельности: различать на слух и произносить звуки и слова изучаемого языка в соответствии с языковой нормой, без фонетических ошибок; употреблять в речи лексику, усвоенную в пределах изучаемого коммуникативно-речевого материала; группировать лексику изучаемого языка по тематическому принципу; строить небольшие по объему устные высказывания с использованием усвоенной лексики и языковых знаний; участвовать в речевом общении, используя изученные формулы речевого этикета;

  • Сформированность и развитие всех видов речевой деятельности на изучаемом языке:

  • аудирование (слушание): понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи); говорение: воспроизводить речевые образцы, участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, в обсуждении прослушанных или прочитанных текстов; декламировать стихи;

  • чтение: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

  • письмо: воспроизводить речевые образцы, списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; выполнять небольшие письменные работы и творческие задания;

  • Усвоение элементарных сведений о языке как носителе культуры народа: составлять небольшие рассказы по заданной теме на изучаемом языке; представлять родной край как часть России на изучаемом языке в различных ситуациях общения.


Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Родной язык (русский)», выносимые на промежуточную аттестацию


Предметные результаты освоения первого года изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» должны отражать сформированность умений:

  • понимать прослушанный текст;

  • понимать прочитанный текст;

  • устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать ударные и безударные гласные звуки;

  • различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

  • определять в слове ударный слог;

  • делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);

  • знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;

  • различать понятия «звук» и «буква»; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова; переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный + гласный);

  • обозначать на письме твердость согласных звуков буквами а, о, у, ы, э;

  • писать разборчиво;

  • писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических наименованиях), соединения, слова;

  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;

  • находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;

  • различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

  • составлять предложение из набора форм слов;

  • правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;

  • читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

  • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.

Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса

Ученик научится:

  • понимать прослушанный текст;

  • понимать прочитанный текст;

  • устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать ударные и безударные гласные звуки;

  • различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

  • определять в слове ударный слог;

  • делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);

  • различать понятия «звук» и «буква»; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова; переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный + гласный);

  • обозначать на письме твердость согласных звуков буквами а, о, у, ы, э;

  • писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических наименованиях), соединения, слова;

  • различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

  • правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;

  • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать прослушанный и прочитанный текст;

  • устно составлять небольшие тексты по сюжетным картинкам и наблюдениям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;

  • писать разборчиво;

  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;

  • находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;

  • составлять предложение из набора форм слов;

  • читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

  • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.

  • понимать статус и значение государственного языка республики Российской Федерации для межнационального общения, освоения культуры и традиций народов республики Российской Федерации

  • понимать необходимость овладения государственным языком республики Российской Федерации; проявлять интерес и желание к его изучению как к важнейшей духовно-нравственной ценности народа;

Виды деятельности учащихся

При изучении материала на уроках русского языка используются следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

Слушание (аудирование) и говорение:

  • понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.);

  • определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста);

  • различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.);

  • участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания;

  • формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников);

  • решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса;

  • рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия);

  • описывать предмет (название, качества, назначение);

Чтение и письмо:

  • читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко);

  • стихи на родном языке;

  • списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

  • строить связные высказывания в письменной форме на различные темы;


  1. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности родной русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение родному русскому языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»

Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Предмет родной (русский) язык – часть единого непрерывного курса обучения. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении родному русскому языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

В первом блоке – «Язык в действии» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

Второй блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

В третьем блоке – «Секреты речи и текста» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.


Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» базовый уровень 1 класс


1 класс (17ч)

Язык в действии (4ч): Выделяем голосом важные слова. Как можно играть звуками. Где поставить ударение. Как сочетаются слова.

Русский язык: прошлое и настоящее (6ч)Как писали в старину. Дом в старину: что как называлось. Во что одевались в старину.

Секреты речи и текста (7ч): Как люди общаются друг с другом. Вежливые слова. Как люди приветствуют друг друга. Зачем людям имена. Спрашиваем и отвечаем. Сравниваем тексты.

7