Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
Выпускник научится
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные и монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
Правильно употреблять языковые единицы с учетом изменения языковых норм.
Соблюдать основные грамматические нормы русского языка;
Правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия с учётом вариантов грамматической нормы;
Использовать орфографические словари
Владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки прочитанного материала;
Владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
Уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
Уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться. Анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться работать по предложенному учителем плану;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в справочном аппарате учебника;
научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
находить ответы на вопросы в тексте, словарях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные результаты:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные
1) понимание родного русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (4 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (5 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Раздел. Тема урока | | Дата проведения |
Рабочая программа воспитания. Модуль «Школьный урок» | Кол-во часов | план | факт |
| Язык и культура (4 ч) | | | | |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Активный и пассивный запас слов языка | Квест «Лингвистический экспресс», посвященный Международному дню распространения грамотности | 1 | 11.09.21 | |
2 | Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. Употребление устаревшей лексики в новом контексте. | | 1 | 25.09.21 | |
3 | Заимствования последних десятилетий. Причины заимствований. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | | 1 | 09.10.21 | |
4 | Проверочная работа «Активный и пассивный запас языка» | Просветительская акция «День словаря» | 1 | 23.11.21 | |
| Культура речи (5 ч) | | | | |
5 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. Нормы ударения причастиях, деепричастиях и наречиях. Варианты норм ударения. | | 1 | 20.11.21 | |
6 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Трудные случаи употребления паронимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи | | 1 | 04.12.21 | |
7 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. | | 1 | 18.12.21 | |
8 | Речевой этикет. Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского речевого и невербального этикета | Информдайджест «Всемирный день азбуки Брайля» | 1 | 15.01.21 | |
9 | Проверочная работа «Орфоэпические нормы» | Декада русского языка и литературы | 1 | 29.01.21 | |
| Речь. Речевая деятельность (8 ч) | | | | |
10 | Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения | | 1 | 12.02.21 | |
11 | Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур. Заголовки текстов, их типы | Челлендж «Самые главные слова на родном языке» в рамках Международного Дня родного языка | 1 | 26.02.21 | |
12 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Спор и дискуссия | | 1 | 12.03.21 | |
13 | Публицистический стиль. Путевые заметки | | 1 | 26.03.21 | |
14 | Текст рекламного объявления. Языковые и структурные особенности рекламного объявления | | 1 | 16.04.21 | |
15 | Язык художественной литературы. Сильные позиции в художественных текстах. Притча | | 1 | 30.04.21 | |
16 | Итоговая контрольная работа | | 1 | 14.04.21 | |
17 | Анализ выполнения контрольной работы | | 1 | 28.05.21 | |
| Всего часов | | 17 | | |
Приложение 1
Уроки вне школьных стен
№ | Предмет | Тема урока | Форма организации учебной деятельности | ЦОРы | Объекты социокультурной и социопроизводственной инфраструктуры | Дата |
план | факт |
| | | | | | | |
Приложение 2
Интегрированные уроки
№ | Предмет | Тема урока | Интегрированное содержание | Форма организации учебной деятельности | ЦОРы | Объекты социокультурной и социопроизводственной инфраструктуры | Дата |
план | факт |
1 | | | | | | | | |
Приложение 3
Уроки в цифровой среде
№ | Предмет | Тема урока | Вид цифрового урока | Дата |
план | факт |
| | | | | |