СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по родному (русскому) языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному(русскому )языку, 7 класс. Автор учебника: О.М. Александрова

Просмотр содержимого документа
«Программа по родному (русскому) языку»



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

Выпускник научится

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные и монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

Правильно употреблять языковые единицы с учетом изменения языковых норм.

Соблюдать основные грамматические нормы русского языка;

Правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия с учётом вариантов грамматической нормы;

Использовать орфографические словари

Владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки прочитанного материала;

Владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

Уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

Уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться. Анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

                     Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

  •  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  •  в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  •  оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владеть  основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные  УУД:

  • ориентироваться в справочном аппарате учебника;

  • научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • находить ответы на вопросы в тексте, словарях;

  • делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя;

Коммуникативные результаты:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  •  участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  •  быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  •  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  •  владеть монологической и диалогической формами речи.

        

Личностные

1) понимание  родного  русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

        4)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому  и настоящему  многонационального народа России;

         5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста.





  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык и культура (4 ч.)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи (5 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности  

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.








3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



урока

Раздел. Тема урока


Дата проведения

Рабочая программа воспитания. Модуль «Школьный урок»

Кол-во часов

план

факт


Язык и культура (4 ч)





1

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Активный и пассивный запас слов языка

Квест «Лингвистический экспресс», посвященный Международному дню распространения грамотности

1

11.09.21


2

Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. Употребление устаревшей лексики в новом контексте.


1

25.09.21


3

Заимствования последних десятилетий. Причины заимствований. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.


1

09.10.21


4

Проверочная работа «Активный и пассивный запас языка»

Просветительская акция «День словаря»

1

23.11.21



Культура речи (5 ч)





5

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. Нормы ударения причастиях, деепричастиях и наречиях. Варианты норм ударения.


1

20.11.21


6

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Трудные случаи употребления паронимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи


1

04.12.21


7

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.


1

18.12.21


8

Речевой этикет. Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского речевого и невербального этикета

Информдайджест «Всемирный день азбуки Брайля»

1

15.01.21


9

Проверочная работа «Орфоэпические нормы»

Декада русского языка и литературы

1

29.01.21



Речь. Речевая деятельность (8 ч)





10

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения


1

12.02.21


11

Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур. Заголовки текстов, их типы

Челлендж «Самые главные слова на родном языке» в рамках Международного Дня родного языка

1

26.02.21


12

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Спор и дискуссия


1

12.03.21


13

Публицистический стиль. Путевые заметки


1

26.03.21


14

Текст рекламного объявления. Языковые и структурные особенности рекламного объявления


1

16.04.21


15

Язык художественной литературы. Сильные позиции в художественных текстах. Притча


1

30.04.21


16

Итоговая контрольная работа


1

14.04.21


17

Анализ выполнения контрольной работы


1

28.05.21



Всего часов


17



Приложение 1

Уроки вне школьных стен

Предмет

Тема урока

Форма организации учебной деятельности

ЦОРы

Объекты социокультурной и социопроизводственной инфраструктуры

Дата

план

факт









Приложение 2

Интегрированные уроки

Предмет

Тема урока

Интегрированное содержание

Форма организации учебной деятельности

ЦОРы

Объекты социокультурной и социопроизводственной инфраструктуры

Дата

план

факт

1









Приложение 3

Уроки в цифровой среде

Предмет

Тема урока

Вид цифрового урока

Дата

план

факт