СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТУРКМЕНИСТАНА (с туркменским языком обучения)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТУРКМЕНИСТАНА (с туркменским языком обучения)

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТУРКМЕНИСТАНА (с туркменским языком обучения)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА











ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТУРКМЕНИСТАНА

(с туркменским языком обучения)



Рекомендовано Министерством образования Туркменистана





















Ашхабад-2018






Пояснительная записка

С принятием Указа Президента Туркменистана «О совершенствовании системы образования в Туркменистане» и Постановления «О вопросах предоставления общего среднего образования в Туркменистане» от 1. 03. 2013г. определились конкретные направления. Для достижения поставленных задач необходимо повысить качество знаний и компетенций учащихся, обновить структуру и содержание всего учебного процесса, создать новые государственные программы и учебники, в том числе и по русскому языку для учащихся общеобразовательных школ Туркменистана.

Формирование коммуникативной компетенции требует реализацию следующих задач обучения:

формирование языковой компетенции, означающей формирование представлений о системе языка; овладение языковым материалом, усвоение единиц языка, языковых норм (произносительных, орфографических, грамматических, пунктуационных) и умение пользоваться ими в речи;

формирование речевой компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности (рецептивными аудирование, чтение и продуктивными говорение, письмо), включающей усвоение речеведческих понятий и развитие на их основе связных устных и письменных высказываний разного типа (повествование, описание, рассуждение); практическое владение учащимися литературоведческими понятиями и категориями;

формирование предметной компетенции, обеспечивающей содержательный план высказываний: знаний о том фрагменте картины мира, объективной действительности, о том явлении, событии, которые являются предметом речи. Выбор содержательного плана: речевой тематики, художественных/нехудожественных текстов, тем для бесед и дискуссий в данной Программе осуществляется с учетом сфер общения, речевых ситуаций, возрастных особенностей учащихся, сферы их жизнедеятельности, их потребностей к общению и интересам;

развитие интеллектуальных и творческих способностей, нравственных и эстетических качеств личности учащихся;

формирование умений и навыков полноценной учебной деятельности.

Для реализации этих целей в Программе определены промежуточные цели как требования к знаниям и умениям во всех видах речевой деятельности.

В качестве основных принципов организации содержания обучения русскому языку в классах с туркменским языком обучения выдвигаются коммуникативная направленность, функциональность, целенаправленность и мотивированность, ситуативная соотнесённость, предметность, содержательность, минимизация языкового материала в учебных целях; связь между системно-языковыми и речевыми аспектами, учёт особенностей родного языка учащихся и их возрастных особенностей.

Русский язык как учебный предмет в школе характеризуется:

межпредметностью (содержанием речи, на русском языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, истории, географии, спорта и др.);

многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: фонетическим, лексическим, грамматическим, с другой умениями и навыками во всех видах речевой деятельности, с третьей речеведческими и литературоведческими понятиями и категориями);

Владение русским языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, расширяет их лингвистический кругозор, способствует вместе с другими учебными предметами (туркменский язык, литература, иностранный язык), способствующими формированию основ филологического образования школьников, содействует общему речевому развитию учащихся, формированию у них культуры общения.

Курс русского языка в школе предусматривает знакомство учащихся с историей, географией, культурой, традициями как Туркменистана, так и России. Учёт данного принципа позволит лучше понимать произведения художественной литературы, глубже познакомиться с культурой, обычаями и традициями русского народа.

Основное назначение Программы определить содержание предмета «Русский язык» в школе и служить исходным документом для авторов учебников, учебных пособий, учебно-дидактических материалов и методических рекомендаций по реализации процесса преподавания-обучения с ориентацией на применение современных дидактических технологий.

Курс русского языка в классах с туркменским языком обучения состоит из двух взаимосвязанных курсов: начальное обучение русскому языку, включающее I-IV классы, комплексное обучение русскому языку для V-ХII классов.

Методические рекомендации по классам

I класс (предварительный устный курс)

В I классе на изучение русского языка отводится 68 часов. Основной формой обучения русскому языку в I классе является занятие (урок) продолжительностью 35 минут. Занятия начинаются с начала учебного года и проводятся в устной форме 2 раза в неделю. Обучение носит учебный характер, но с элементами игровой формы.

Основной целью обучения русскому языку в I классе является формирование у детей умений и навыков понимания русской речи на слух, воспроизведение и продуцирование элементарных речевых образцов, обеспечивающих простейшие учебные ситуации общения между учителем и учениками, между учениками. Выход в устную речь через аудирование, диалоги, монологи, речевые образцы. С первых шагов обучения языку внимание обращается не только на заучивание и интонирование отдельных слов, но и на формирование речевой деятельности в её основных видах – слушании, понимании и говорении на русском языке, формирование навыков связного высказывания в объеме 2-3 предложений.

Обучение в I классе включает примерные речевые образцы для говорения и развития речи.

В период предварительного устного курса учащиеся усваивают значение и произношение 150-200 русских слов

Вырабатывается развитие мелкой моторики. Подготовка кисти к письму путём рисования, разукрашивания, лепки и т. д. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, закрепление лексики; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными. Педагог на уроках находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить творческий потенциал, учитывая психологические особенности ребёнка.

Особенно следует остановиться на роли родного языка в период предварительного устного курса. Родной язык учитель использует для организации урока: объяснение игровых ситуаций, формулировка заданий, так как дети смогут включиться в игру, лишь точно и правильно понимая ситуацию, а также, при объяснении правил поведения на уроке, в школе. Постепенно использование родного языка уменьшается, занятия проходят на русском языке. Однако, если возникает необходимость, отдельные пояснения учитель может сделать на родном языке.

Во время курса обучения русскому языку учащихся, учителем необходимо использовать в учебном процессе рекомендуемые министерством образования и изданные учебные пособия по данному предмету, а именно: рабочие тетради, сборник диктантов и изложений, работы по картинам, таблицы по русскому языку для начальных и старших классов.

I класс Предварительный устный курс (68 часов)
  1. Знакомство. Учитель и ученик. - 2 часа

  2. Моя Родина. Наш Президент (столица, велаяты, этрапы, сёла, города

- 2 часа

  1. Богатства Туркменистана - 2 часа

  2. «Учат в школе, учат в школе, учат в школе!» (школа, класс, урок, перемена) - 2 часа

  3. Учебные принадлежности - 2 часа

  4. Счёт - 2 часа

  5. Одежда и обувь - 2 часа

  6. Разноцветный мир, цвет - 4 часа

  7. Счастливое детство. Игры и игрушки - 4 часа

  8. Моя семья - 4 часа

  9. Посуда и пища - 2 часа

  10. Мой дом, моя комната - 2 часа

  11. Мои увлечения - 2 часа

  12. Уважаем каждый труд! O профессиях - 2 часа

  13. Транспорт - 2 часа

  14. Год, месяцы, дни недели - 2 часа

  15. Времена года - 2 часа

  16. Режим дня и личная гигиена - 4 часа

  17. Красота родного края - 4 часа

  18. Сад и огород. Фрукты и овощи - 4 часа

  19. Дикие, домашние животные и птицы - 4 часа

  20. Праздники нашей страны - 4 часа

  21. Что за прелесть эти сказки! - 6 часов

  22. Повторение (в каждом полугодии по одному часу) – 2 часа

По окончании первого класса:

ученик должен:

учиться воспринимать русскую речь на слух, говорить, вести несложный разговор (диалог);

пользоваться речевыми образцами;

пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу или к взрослому;

выслушивать собеседника, проявлять к нему внимание и уважение;

поддерживать разговор репликами и вопросами;

дать развёрнутый ответ на вопрос;

составлять небольшое описание предмета, сюжетной ситуативной картинки, устно составлять текст из 3-х 5-ти предложений в пределах доступной их возрасту теме;

пересказать сказку;

участвовать в инсценировках;

ученик должен знать:

названия предметов по изученным лексическим группам;

названия стран (Туркменистан, Россия), городов, рек, гор, моря;

наизусть рифмовки, стишки, сказки и воспроизводить их;

туркменский народный и русский народный фольклор;

ученик должен уметь:

аудирование понимать на слух речь учителя и элементарно говорить; понимать содержание картины или сюжета с опорой на зрительную наглядность;

говорение – участвовать в элементарном диалоге (знакомство, приветствие, поздравление, прощание и т. д.); задавать простые вопросы (Кто? Что? Где? Куда? Откуда? Когда? Какой? Чей?), расспрашивать собеседника, и отвечать на вопросы собеседника, рассказать о себе и своей семье;

использовать приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и, по возможности, в повседневной жизни;

преодолевать психологические барьеры в использовании русского языка, как средства общения.

Примечание: для развития речи учитель может использовать дополнительный дидактический и художественный материал, соответствующий возрастным и психологическим особенностям детей, применять творческий подход к той или иной лексической теме, заучивать с детьми небольшие стишки по каждой теме и читать детям сказки.

II класс

(68 часов)

Обучение русскому языку во II классе включает три этапа:

  1. Добукварный период.

Повторение устного курса за I класс - 4 часа

Родина. Школа, класс. Семья. Природа Туркменистана и животные. Фрукты, овощи. Город, село, транспорт.

Усвоение звуков и букв - 50 часов

1. Сходных в русском и туркменском языках (а, у, о, и, г, д, ж, к, л, м, н, р, т, х, ш).

2. Различных, но имеющих меньшее или большее сходство (ы, й, б, в, з, с, г, я, ю, э, е, ё).

3. Не свойственных родному языку учащихся буквы (ф, ц, щ).

Чтение и письмо слов с твёрдыми и мягкими согласными. Чтение и письмо слов с буквами г, к, х, ж, щ, ц, ф.

Чтение и письмо слов с мягкими согласными, где мягкость обозначается буквами е, ё, ю, я, ь.

Чтение и письмо слов, содержащих стечение согласных (штраф, книга, лист), разделительные знаки ь и ъ (семья, объяснить).

Чтение и письмо слов со звонкими согласными в конце и перед глухими согласными в середине слова (сад, ложка, рыбка).

Слитное произношение и чтение предлогов со словами, к которым они относятся (в комнате, из стола, к нему, на полке).

Умение выделить в слове ударный слог. Чтение слов с гласными о, е, я по ударению, в безударном положении (вода, водный; леса, лес; пятёрка, пять).

Правильное произношение, чтение и письмо слов со звуками (буквами), а также со слогами, представляющими известную трудность для детей-туркмен. Звуковой и буквенный анализ слов, письмо слогов, слов, словосочетаний и предложений.

Обучение чтение и письму русских слов (вначале чтение послоговое. Затем – целыми словами).

Восприятие на слух и правильное чтение слов с трудными звуками и звукосочетаниями:

  1. Слов с согласными б-п, в-ф, ц-с.

  2. Слов с сочетаниями согласных:

а) гл, кл, хл, гр, кр, кн (глаза, класс, хлеб, игрушки, красный, книга);

б) пл, сл, пр (плохо, сладкий, прилететь);

в) гд, зд, кт, ст, чт(где, здесь, кто, стакан, стул, что);

г) др, тр (друг, трактор);

д) шк, ск (школа, сколько);

3. Слов с мягкими согласными:

а) на конце (учитель, букварь);

б) в середине (мальчик, пальто);

в) с разделительным ь (листья, семья).

4. Слов с гласными ы-и, а-я, у-ю, е-ё (был-бил, рад-ряд, лук-люк, нос-нёс).

Выработка навыков интонирования повествовательного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного, восклицательного предложений.

Списывание слов и коротких предложений с доски и с учебника.

Знание прописных букв и умение правильно писать. Умение находить слова в алфавитном ученическом словаре, распределять слова в алфавитном порядке (по первой букве).

Сознательное и правильное чтение изученных слов (чтение и письмо односложных слов, двусложных с ударением на первом или на втором слоге, трёхсложных и многосложных слов), словосочетаний, предложений, небольшого связного высказывания (из двух-трёх предложений).

Умение составить связный текст с помощью вопросов учителя и средств наглядности (картинок, интерактивной доски).

Тренировочные упражнения в переводе (с помощью) учителя отдельных словосочетаний, предложений (из 2-3 слов) с туркменского языка на русский. Использование в речи усвоенных грамматических форм и грамматических конструкций (ответы на вопросы кто? что делает?)


Послебукварный период - 11 часов


Праздник букваря - 2 часа

Азбука дорожного движения - 2 часа

Праздники в нашей стране - 2 часа

Времена года. Время - 2 часа

Здоровье - 1 час

Угадай сказку - 1 час

Скороговорки. Загадки - 1 час


В послебукварный период расширяются и закрепляются навыки чтения и письма на русском языке. Большое внимание уделяется развитию устной речи учащихся.

Грамматические формы усваиваются в речевых образцах (типовых предложениях). Дети знакомятся с некоторыми терминами: единственное и множественное число, гласные и согласные, мужской, женский и средний род.

Итого - 68 часов Из них: на изучение - 65 часов на контрольные работы - 3 часа

Материал для чтения и развития речи:

Темы и их примерная конкретизация по ситуациям:

  1. Моя Родина. Мы живём в Туркменистане.

  2. Природа Туркменистана.

  3. Времена года (Год, месяц, дни недели)

  4. Праздники (День независимости. Международный день нейтралитета. Новый год. Международный женский день (8 марта). Национальный праздник весны. День Победы. День Конституции и Государственного флага Туркменистана. Праздник ковра.).

  5. Школа (День школьника).

  6. Здоровье (Сказка «Айболит»).

  7. Время (Часы).

  8. Семья (Члены семьи. Профессии. Помощь детей по дому).

  9. Дом (Наш двор, наша улица).

10. Одежда и обувь (Одежда мальчика и девочки).

11. Пища и посуда (Мама готовит завтрак, обед, ужин).

12. Труд человека (Работа в саду и на огороде).

Умения и навыки сознательного чтения

Понимание содержания текстов, умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение пересказать содержание прочитанного текста по вопросам.

Навыки правильного чтения

Умение правильно читать тексты, содержащие усвоенную лексику с трудными для учащихся-туркмен звуками и звукосочетаниями. Правильная постановка словесного ударения. Слитное чтение предлогов с последующим словом (в классе, с дедушкой).

Умение правильно читать слова с безударными гласными. Чтение слов со звонкими согласными в конце слова и перед глухими согласными в середине слова, а также глухих перед звонкими.

Правильное чтение слов со стечением согласных в начале, в середине, в конце слова (грядка, внучка, одежда).

Навыки плавного беглого чтения с элементами слогового чтения трудных слов (особенно многосложных). Скорость чтения не менее 40-50 слов в минуту к концу года.

Навыки выразительного чтения

Соблюдение паузы в конце предложения. Соблюдение соответствующей интонации на знаках препинания внутри предложения.

Правильное интонирование повествовательных, вопросительных (с вопросительным словом и без него), восклицательных и побудительных предложений.

Выразительное чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков прозы (не менее 2-3) в течение четверти.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию, объёму, языку рассказов, сказок, текстов, стихотворений (с тщательной предварительной подготовкой).

Заучивание стихотворений осуществляется в начальных классах с голоса учителя (или грамзаписи).

Письмо

Полное овладение навыками связного ритмичного письма.

Умение прочитать, а затем списать слова и короткие предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

Большая буква в собственных именах, кличках животных, названиях городов, сёл, рек.

Раздельное написание предлога с существительным. Перенос слов по слогам.

Большая буква в начале предложения. Постановка точки в конце предложения.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением (лампа, парта, стол и др.). Под руководством учителя осуществляется работа над словами, написание которых расходится с произношением.

Во втором классе контрольные работы проводятся, начиная со II четверти (каждую четверть по одному диктанту), в соответствии с нижеуказанными требованиями.

Во II четверти – слоговой диктант (10-15 слогов).

В III четверти – словарный диктант (5-10 слов).

В IV четверти – диктант (10-15 слов).

Программа во II классе включает в себя:

1. Продолжение развития мелкой моторики. Подготовка к письму: развитие мелкой моторики; обучение написанию, как элементов письменных букв, так и самих букв, соединений букв, слов.

2. Развитие связной речи: развитие умения отвечать на вопросы неполными и полными развернутыми предложениями; обучение пересказу прочитанного текста; развитие умения составлять рассказы по картинкам.

3. Развитие психических процессов: развитие памяти (зрительной и слуховой); развитие произвольного внимания, концентрации внимания; развитие мышления (логического, пространственно-образного, творческого).

4. Развитие лексико-грамматических конструкций – обогащение активного словаря по лексическим темам, умение грамотно и правильно формулировать речь.

 Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия во II классе включают в себя динамические процессы.

III класс

(68 часов, по 2 часа в неделю)

В III классе систематически повторяется материал, изученный в I-II классах. Начиная со III класса программой предусматривается ведение ученических словариков. Учитель регулярно проверяет усвоение активного словаря и речевых образцов, организуя их систематическое повторение. В закреплении и расширении словарного запаса основную роль играют комбинированные уроки.

Большое внимание уделяется выработке у учащихся навыков аудирования, произношения и запоминания. Продолжается работа по привитию детям навыков правильного правописания. Углубляются навыки чтения на русском языке, продолжается работа по развитию устной и письменной речи учащихся.

Предусматривается знакомство с отдельными грамматическими терминами в переводе на родной язык: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Повторяются ранее усвоенные грамматические термины.

Программой предусматривается тематика статей для чтения. Перед чтением каждой статьи проводится небольшая беседа. Работа над текстом с III класса является основным элементом урока.

Используя текстовой материал, дети учатся отвечать на вопросы, беседовать по определенной теме, пересказывать тексты, выполняют языковые и речевые упражнения.

Значительно место в III классе и далее занимают письменные работы: списывание с дополнительным заданием, зрительные и предупредительные слуховые диктанты, коллективные ответы на вопросы (не более 2-3), составление небольших рассказов из 2-3 предложений по рисункам и др.

Продолжается работа по выработке навыков правописания слов на русском языке. Слова, представляющие трудности в орфографическом отношении, рекомендуется постоянно (и в последующих классах) записывать в тетради, составлять с ними предложения.

Внеклассное чтение. Внеклассное чтение проводится, начиная с III класса. Если в I, II классах дети только слушают чтение учителя, сопровождаемое показом иллюстраций, красочных изданий детских книг, картин, то с третьего класса выделяется 15-20 минут на уроке. С III класса целесообразно организовывать чтение детских журналов и газет. Беседа по прочитанному самостоятельно дома тексту (рассказу, сказке, статье из детских журналов и газет) может занимать 20-25 минут урока или целый урок – всё зависит от объёма прочитанного и задач, которые ставит перед учащимися учитель. На уроках нужно расширять и углублять имеющие у детей сведения о грамматических терминах, таких как предложение, слово, слог, единственное число, множественное число и др.

На знания детей по родному языку следует опираться при изучении правил правописания, знакомым учащимся по урокам родного языка (большая буква в именах собственных, в начале предложения, после точки; перенос слов, правописание слов и т. д.).


Лексические и грамматические темы - 57 часов


Повторение пройденного во II классе - 2 часа

Здравствуй, школа! Первый школьный день.

Алфавит

Школа – 6 часов

На уроке. - 1 час

На перемене. - 1 час

В классе. - 1 час

Дежурные. - 1 час

День независимости. - 1 час

Волшебная ручка. - 1 час

Гласные и согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Согласный звук Й.

Семья - 4 часа

Наша семья. - 1 час

День рождения - 1 час

Выходной день - 1 час

Пуговица - 1 час

Правописание чк, чн. Правописание жи,ши. Правописание слов с ь знаком.

Осень - 4 часа

Осень. - 1 час

Осень в нашем дворе. - 1 час

Библиотека - 1 час

В парке осенью - 1 час

Ударение в словах. Ударные и безударные гласные. Слог.

Труд человека - 2 часа

Как хлеб на стол пришёл? Хлеб с росою. - 1 час

Кто подмёл двор? - 1 час

Предлог.

Режим школьника - 3 часа

Зарядка - 1 час

Утром - 1 час

В школьной столовой - 1 час

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? Слова, которые отвечают на вопросы чей? чья? Слова, которые отвечают на вопросы чем? из чего?

Одежда - 2 часа

Зимняя одежда - 2 часа

Понятие о роде (мужской, женский, средний род)

Дни недели и месяцы - 1 час

Сказка «Старик - годовик» - 1 час

Произношение и правописание безударных гласных.

Зима - 11 часов

Зима - 2 часа

Волшебная полочка - 1 час

Хлопковое поле (сказка) - 1 час

Готовимся к новогоднему празднику - 1 час

Новый год - 1 час

Дети Деда Мороза (Русская народная сказка) - 1 час

Зимний лес - 1 час

Рассказ Язлы - 1 час Зимние развлечения - 2 часа

Понятие много - один. Отличие слов, отвечающих на вопросы кто? что? Мужской, женский, средний род. Непроизносимые согласные. Согласование имён существительных с глаголами. Времена глагола. Правописание слов с двойными согласными.

Наша Родина – Туркменистан – 4 часа

Наша Родина – Туркменистан - 1 час

Ашхабад – столица Туркменистана - 1 час

Города Туркменистана. Балканабатгород нефтяников. - 1 час

Наше село - 1 час

Большая (прописная) буква в словах. Согласование существительных с прилагательными.

Весна - 14 часов

Весенний Туркменистан - 1 час

Весной в парке - 1 час

Весна в пустыне - 1 час

Растительность весной. Сказка «Подсолнух и Тюльпан». - 1 час

Весна в саду и в огороде - 2 часа

Весенние праздники. Мама милая моя. Праздник весны - Новруз. - 2 часа

Вода – наше бесценное богатство - 4 часа

Животные и растения весной - 2 часа

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Слова, отвечающие на вопросы где? когда? куда? Изменение слов по лицам (Я люблю, ты любишь и т.д.) Правописание слов с мягким знаком. Согласование существительных с прилагательными. Деление слов на слоги. Слова с противоположным значением.

Наши праздники - 4 часа

День Победы - 1 час

День Конституции Туркменистана и государственного флага Туркменистана

- 1 час

Праздник туркменского скакуна - 1 час

Праздник туркменского ковра - 1 час Произношение и правописание безударных гласных.


Работа по картине (Е. Адамова «Первое сентября», И. Ишангулыев «Янардаг») - 2 часа Внеклассное чтение - 3 часа

Повторение (в каждом полугодии 1час) - 2 часа


Итого – 68 часов

Из них: на лексико-грамматический материал - 57 часов

внеклассное чтение – 3 часа

на работы по картинам – 2 часа

на повторение (в каждом полугодии по 1 час) – 2 часа

проверочные работы (по одному диктанту

в каждой четверти) – 4 часа

Материал для усвоения в III классе

Гласные и согласные. Правописание слов с твёрдыми и мягкими согласными.

Полное овладение навыками связного ритмичного письма.

Умение прочитать, а затем списать слова и короткие предложения.

Большая буква в собственных именах, кличках животных, названиях городов, сёл, рек.

Навыки интонирования повествовательного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного, восклицательного предложений.

Умения и навыки сознательного чтения

Понимание содержания текстов, умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение пересказать содержание прочитанного текста по вопросам.

Навыки правильного чтения

Умение правильно читать тексты, содержащие усвоенную лексику с трудными для учащихся-туркмен звуками и звукосочетаниями. Правильная постановка словесного ударения. Слитное чтение предлогов с последующим словом (в классе, с дедушкой, к маме, с подругой).

Умение правильно читать слова с безударными гласными, с непроизносимыми согласными, слова со звонкими и глухими согласными. Чтение слов со звонкими согласными в конце слова и перед глухими согласными в середине слова, а также глухих перед звонкими.

Правильное чтение слов с безударными гласными, со стечением согласных в начале, в середине, в конце слов (Туркменистан, времена, грядка, внучка, одежда, праздник).

Навыки беглого чтения с элементами чтения трудных слов (особенно многосложных).

Навыки выразительного чтения

Соблюдение паузы в конце предложения. Соблюдение соответствующей интонации на знаках препинания внутри предложения и в конце.

Правильное интонирование повествовательных, вопросительных

(с вопросительным словом и без него), восклицательных и побудительных предложений.

Выразительное чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков текстов.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию, объёму, языку рассказов, сказок, текстов, стихотворений (с тщательной предварительной подготовкой).

Заучивание стихотворений осуществляется в начальных классах со слов учителя (или грамзаписи).

Формирование навыков правильного русского произношения

закрепление навыков, связанных с произношением гласных и согласных, ударением и редукцией гласных;

произношение слов со звонкими согласными перед глухими, с глухими согласными перед звонкими;

произношение предлогов в, над, под, из перед словами, начинающимися с глухих и звонких согласных и с гласных;

усвоение произношения окончаний прилагательных и личных местоимений 3-го лица единственного числа в мужском роде;

усвоение произношения слов с разделительными ъ и ь;

усвоение произношения глаголов на -тся (-ться)


Грамматический материал для практического усвоения

1. Число имён существительных. Единственное число (школа, ручка, книга, друг, девочка, ученик и др.) Множественное число (школы, ручки, книги, друзья, девочки, ученики и др.)

2. Время глагола. Настоящее время (играю, играешь, играет, играем, играете, играют). Прошедшее время (читал – читала – читали). Будущее время (прочитает – будет читать).

3. Правописание слов с: жи – ши, ча – ща, чу –щу (живёт, машина, чашка, площадь, учу, чищу).

4. Слова с двойными согласными: класс, аллея, русский, рассказ, суббота, троллейбус, одиннадцать.

5. Слова на вопросы: кто? что? где? куда? когда? как? когда? чей? чья? с кем? какой?

6. Род имён существительных. Мужской род (стол, конь, воробей, папа, дядя, дедушка). Женский род (дыня, мама, сестра, тетрадь). Средний род (окно, дерево, море, солнце).

7. Согласование существительных с глаголом (читать книгу, поехать к бабушке), с прилагательным (большая лопата, большую лопату).

8. Изменение окончаний глагола (играю, играешь, играет, играем, играете, играют).

9. Непроизносимые согласные (праздник, солнце, здравствуй).

10. Предлоги (в, на, у, под, над, из, с, около, к).

Диалоги. Игры. Ролевое чтение. Инсценировки. Заучивание песенок.

Сознательное и правильное чтение изученных слов (чтение и письмо односложных слов, двусложных с ударением на первом или на втором слоге, трёхсложных и многосложных слов), словосочетаний, предложений, небольшого связного высказывания (из трёх – пяти предложений). Использование в речи усвоенных грамматических форм и грамматических конструкций (кто? что делает?).

Умение составлять связный текст с помощью вопросов учителя и средств наглядности (картинок, интерактивной доски).

Тренировочные упражнения в переводе (с помощью учителя) отдельных словосочетаний, предложений (из 3 5 слов) с туркменского языка на русский и наоборот. Подбор слов синонимичного ряда и слов с противоположным значением.

Требования к учащимся, оканчивающих III класс

Учащиеся, оканчивающие III класс, должны практически усвоить следующие грамматические явления:

Существительные в именительном падеже множественного числа с окончаниями -а, -я в словах среднего рода (окна, поля).

Глаголы настоящего и будущего сложного времени (согласование в лице и числе с существительными и местоимениями), прошедшего времени (согласование в роде и числе).

Существительные в винительном падеже: а) мужского рода, одушевленные, после переходных глаголов; б) со значением места с предлогами в, на (Мальчик идет в школу, в поле, на улицу).

Существительные в родительном падеже со значением места с предлогом у (Дети стоят у окна, стола); направления с предлогом из (Девочка вышла из школы); в значении объекта с отрицанием нет (У Тани нет куклы).

Существительные в творительном падеже со значением орудия действия (Я пишу ручкой, пером, рисую карандашом); совместности действия с предлогом с (Витя гуляет с братом).

Одушевленные существительные мужского и женского рода в дательном падеже в значении адресата (Девочка помогает маме, брату).

Наречия в сочетании с глаголом и наречием (Мальчик бежит очень быстро).

Сложносочиненные предложения с союзами (и, а, тоже). Бессоюзные предложения (Я читаю. Коля рисует.).

Количественные числительные от 11 и порядковые числительные в пределах лексического минимума.

IV класс - 68 часов

В IV классе на изучение русского языка отводится 68 часов (по 2 часа в неделю).

В IV классе систематически повторяется материал, изученный в I - III классах. Учитель регулярно проверяет усвоение активного словаря и речевых образцов, организуя их систематическое повторение. В закреплении и расширении словарного запаса основную роль играют комбинированные уроки.

Продолжается работа по привитию детям навыков правильного правописания. Углубляются навыки чтения на русском языке, продолжается работа по развитию устной и письменной речи учащихся.

Предусматривается знакомство с отдельными грамматическими терминами в переводе на родной язык: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Повторяются ранее усвоенные грамматические термины.

Программой предусматривается тематика статей для чтения. Перед чтением каждой статьи проводится небольшая беседа.

Работа над текстом в IV классе является основой урока.

Используя текстовой материал, дети учатся отвечать на вопросы, беседовать по определенной теме, пересказывать тексты, выполняют языковые и речевые упражнения.

Значительно место в IV классе занимают письменные работы: списывание с дополнительным заданием, зрительные и предупредительные слуховые диктанты, коллективные ответы на вопросы (не более 2-3), составление небольших рассказов из 2-3 предложений по рисункам и др.

Продолжается работа по выработке навыков правописания слов на русском языке. Слова, представляющие трудности в орфографическом отношении, рекомендуется постоянно (и в последующих классах) записывать в тетради, составлять с ними предложения. На изучение лексическо-грамматических тем отводится 60 часов.

Лексические темы:

  1. Осенняя пора. Первое сентября – День знаний.

Наступила осень. Здравствуй, школа!

  1. Вежливые слова.

  2. Русский алфавит.

  3. Природа осенью.

  4. Село.

  5. Моя Родина – Туркменистан.

  6. День независимости.

  7. Книга – твой друг навсегда.

  8. Библиотека.

  9. Профессии.

  10. Столица и города Туркменистана.

  11. Туркменистан – богатый край.

  12. День нейтралитета.

  13. Зима в Туркменистане. Новый год.

  14. Дружба.

  15. Весна в Туркменистане. Весенние праздники.

  16. Наш флаг.

Языковые знания и речевые умения и навыки

Повторение изученного грамматического материала в III классе - 4 часа Русский алфавит (повторение) - 1 час

Умение располагать слова по алфавиту

Звуки и буквы - 5 часов

Гласные и согласные звуки. соотношение звуков и букв. буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных и разделительных ь и ъ знаков. гласные звуки: а, э, и, о, у, ы.

Ударение - 2 часа

Разноместность и подвижность русского ударения.

Различение на слух ударных и безударных гласных, обозначаемых буквами о, а, е, и.

Разделительные Ъ, Ь знаки - 2 часа

Правописание слов с Ъ и Ь знаками.

Звонкие и глухие согласные - 3 часа

Различение на слух звонких и глухих согласных.

Произношение звонких согласных в начале слова (здесь), в конце слова (хлеб, пирог, сад). Произношение звонких согласных перед глухими (вперёд, сказка) и глухих перед звонкими (сделать, сбор). Правописание звонких и глухих согласных.

Непарные согласные (р, л, м, н, х, ч, ц, щ) - 1 час Твёрдые и мягкие согласные - 7 часов

Различение на слух и произношение твёрдых и мягких согласных. Обозначение мягкости на письме посредством букв ь, и, е, ё, ю, я.

Написание а, и, у после шипящих. Правописание удвоенных согласных.

Состав слова - 3 часа

Основа и окончание. Основы на твёрдый и мягкий согласный.

Выделение окончания в словах.

Простое предложение. Повествовательные предложения - 4 часа

Интонация и знаки препинания в повествовательных предложениях.

Вопросительные предложения со словами кто? что? какой? чей? сколько? где? куда? откуда? когда? как?

Вопросительные предложения без вопросительных слов.

Интонация и знаки препинания в вопросительных предложениях. Употребление вопросительных предложений в диалогической речи.

Восклицательные предложения. Интонация и знаки препинания в восклицательных предложениях.

Главные члены предложения - 12 часов Подлежащее (5 часов)

Определение главных членов предложения. Употребление существительных и личных местоимений в роли подлежащего. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Сказуемое (7 часов)

Глаголы настоящего времени

Изменения глаголов настоящего времени по лицам и числам. Употребление личных форм настоящего времени глаголов: есть, хотеть. Личные окончания глаголов типа: читать, говорить.

Глаголы прошедшего времени

Суффикс как показатель прошедшего времени глагола. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам (был, была, было, были).

Согласование в роде и числе глаголов прошедшего времени с существительными и местоимениями он, она, оно, они.

Глаголы будущего времени

Простое и сложное будущее время. Образование сложного будущего времени глагола. Изменение глагола быть в будущем времени по лицам и числам.

Второстепенные члены предложения - 12 часов

Дополнение

Названия падежей. Падежи имён существительных.

Падежные вопросы.

Употребление в роли дополнения личных местоимений в различных падежах.

Употребление существительных в родительном падеже со словом нет для указания на отсутствие предмета (нет ручки, нет карандаша, нет Амана).

Употребление существительных в дательном падеже для обозначения адресата действия (ответить учителю, помочь маме).

Употребление существительных в винительном падеже для обозначения предметов, на которые направлено действие (строить дом, писать письмо, копать землю).

Совпадение окончаний одушевлённых существительных мужского рода единственного числа в родительном и винительном падежах.

Употребление существительных в винительном и дательном падежах со значением объекта действия при одних и тех же глаголах (написать письмо брату, подарить открытку сестре, открыть дверь маме).

Определение

Употребление в роли определений прилагательных, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Употребление прилагательных для выражения признаков предметов (цвета, размера, материала, черт характера и внешности человека и т. д.)

Обстоятельство

Употребление существительных с предлогом в роли обстоятельств.

Употребление существительных в винительном падеже (входить в класс, прийти на урок).

Употребление предлогов в и на.

Употребление существительных в предложном падеже для обозначения места действия (находиться в классе, работать на заводе, в селе).


Итого – 68 часов.

Из них: лексико-грамматический материал – 56 часов

проверочные письменные работы

(по одному диктанту в четверти) – 4 часа

внеклассное чтение – 6 часов

на работы по картинам – 2 часа

Грамматический материал для практического усвоения в начальной школе (I-IV классы)

Учащиеся должны знать:

употребление в предложении (по вопросам) имён существительных в именительном падеже, родительном со значением принадлежности, места (с предлогами около, для, после, от, до), дательном со значением места с предлогом к (подошел к школе), творительном со значением места (с предлогами за, над, под), действующего лица (работает шофёром), в предложном со значением объекта речи (с предлогами о, об) с окончаниями (в школе, в кинотеатре, в больнице), (в лесу, в саду), в значении средства и способа передвижения (кататься на велосипеде, ехать на автобусе);

употребление глаголов простого будущего времени (Папа приедет завтра);

согласование прилагательных, местоимений и порядковых числительных с существительными в роде, числе, лице и падеже (о моём родном брате, с новыми книгами);

употребление полных прилагательных в функции именного сказуемого (обед вкусный);

употребление наречий со значением места (Папа дома), времени (Я приеду завтра), образа действия (Мальчик одевается быстро);

умение произносить с интонацией повествовательные, вопросительные и побудительные предложения;

употребление предложений с однородными членами, а также сложносочиненных предложений с союзом но (На уроке мы читали, но не писали. Я пошел к Серёже, но его не было дома);

Обучение элементам русской орфографии

чтение и письмо буквы й в середине и на конце слова;

чтение и письмо слов с двойными согласными (класс, рассказ, суббота, русский и др.);

перенос слов с двойными согласными;

правописание слов со звонкими согласными перед глухими и на конце слова (книжка, мороз) и с глухими согласными перед звонкими(сдать);

правописание слов с непроизносимыми согласными (солнце, праздник);

правописание гласных после ж, ш, ц, ч, щ; правописание глаголов во 2-м лице единственного числа;

различение приставок и предлогов; не со словами (не читал; не стол, а стул; не черный, а белый).

Обучение в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества; охрана и укрепление здоровья;

освоение знаний, обеспечивающих успешное образование на данной и следующей ступени;

овладение общеучебными и предметными умениями и навыками, опытом осуществления различных видов деятельности;

воспитание желания учиться, интереса к учению, стремления к самообразованию.

Приоритетным для начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность обучения школьника. Новым компонентом содержания образования в начальной школе являются умения и навыки, связанные с изучением информатики и информационных технологий. Выделение межпредметных по характеру умений, навыков и способов деятельности способствует реализации принципа интеграции начального образования, позволяет проследить вклад каждого предмета в решение общих целей обучения младших школьников, предотвращает предметную разобщенность, устанавливает необходимый баланс теоретической и практической составляющих содержания образования на первой его ступени.

Развитие личности ребенка, формирование его новой социальной роли определяет необходимость усиления внимания к приобретению опыта разнообразной деятельности. Поэтому в компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования особое место отведено практическому изучению объектов окружающего мира, освоению обобщенных способов деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных условиях.

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоения предметного содержания начального общего образования у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы разнообразной деятельности (в том числе с использованием компьютера).

Изучение окружающей действительности. Наблюдения объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью (ответ на вопрос «Удалось ли достичь цели наблюдения?»).

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы: «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Способы объединения предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…).

Использование простейших готовых предметных, знаковых, графических моделей для изучения и описания свойств и качеств предметов.

Речевая деятельность. Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопроса, построение ответа, доказательства (объяснения). Построение простейших логических выражений с использованием связок «и», «для всех», «или», «не». Элементарное обоснование высказываемого суждения.

Работа в группе: умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад. Правила сотрудничества в коллективной деятельности.

Работа с информацией. Передача, поиск, преобразование, хранение информации; поиск информации в словарях, каталогах библиотеки. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  1. Оценка устных ответов учащихся

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 2-3 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает 3-4 речевые ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала

  1. Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в ней 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлены также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех или других имеются однотипные, и негрубые ошибки.

Примечание.

Если в непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, орфографических и 6 пунктуационных ошибок.


Составители:

Ходжамедова Т.

Пирлиева О. К.

Сапарова С.

Закиева Х. М.