«Утверждено»
Директор
Шкиренко В.А.
«__»______________20__г
Программа
по русскому языку
со слабоуспевающими
и неуспевающими детьми
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Савченко Ирина Анатольевна
Пояснительная записка
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких трудных предметов, как русский язык и литература. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
пропуски занятий по болезни;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
неблагополучная семья;
проблема «улицы»;
прогулы.
Учителя должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Цели программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и литературы;
- создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Первоочередные меры в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися:
создать благоприятную атмосферу на уроке;
своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
ориентировать детей на ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности.
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
Краткая характеристика слабоуспевающих детей:
6-В класс – Василенко Иван – у этого ученика низкий познавательный интерес. Он в силу особенностей своего развития нуждается в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у него возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, этот обучающейся без специально продуманной поддержки может перейти в разряд неуспевающих.
В работе со слабыми учащимися опираться на следующие правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. (Приложение №1)
План работы с неуспевающими обучающимися
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы с классным руководителем и обязательно с самим ребенком.
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающих учеников на текущую и последующую четверти.
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.
6. В процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой.
7.При изложении нового материала: частое обращение к слабоуспевающим, привлечение их в качестве помощников.
8.Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия).
9.Организация самостоятельной работы на уроке: разбивка заданий на дозы, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, ссылка на правила и свойства, более тщательный контроль с указанием на ошибки.
10.При организации самостоятельной работы: выбор наиболее рациональных упражнений, а не механическое увеличение их числа, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях, использование
карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий.
11.Дополнительные занятия с учеником после уроков.
Тематическое планирование дополнительных занятий
по русскому языку для слабоуспевающих учеников.
Планирование составлено на основе программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. Москва: «Просвещение», 2011
№ п/п | Тема занятия | Час | Дата |
1. | Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. Корень, окончание, основа, приставка, суффикс | | |
2. | Правописание слов с двойными согласными, непроверяемыми гласными и согласными. Чередование согласных. Имя существительное. | | |
3. | Гласные после шипящих и ц. О—ё после шипящих и ц. Учимся ставить знаки препинания. Однородные члены предложения. | | |
4. | Разделительные твердый и мягкий знаки. Мягкий знак на конце слов после шипящих. | | |
5. | Корни с чередующимися гласными -лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-, -гар- — гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-. Корни с чередованием и—е (бир- — -бер-, -дир- дер- и др.). Корни с чередующимися гласными -кас- — -кос-, -равн- — -роен-. | | |
6. | Корни с чередующимися гласными -скак- — -скоч-, -мак- — -мок-(-моч-), -плав- — -плов- — -плыв-. Чередование -я-(-а-) — -им-(-ин-) в корнях. Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед словами что, если, потому что, чтобы, где, когда, который, хотя, кроме, куда. | | |
7. | Гласные и согласные в приставках. Приставки рас- — рос- (раз- — роз-). | | |
8. | Приставки при- — пре-. И—ы после приставок на согласную. | | |
9. | Соединительные гласные о—е в сложных словах. | | |
10. | Слова с корнями пол-, полу-. Разбираем по членам предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | | |
11. | Суффиксы -ушк-, -ышк- и др. Суффиксы -чик-, -щик- в словах, обозначающих профессии людей. . Суффиксы -ий-, -ец-. Суффиксы -ек-, -ик- или -чик-. Суффиксы -ищ-, -ещ-. Суффиксы -ин-к-, -енк- и -ен-к-. | | |
12. | Учимся ставить знаки препинания. Обращение. Вводные слова. Прямая речь. | | |
13. | Не с именами существительными. Имя прилагательное. | | |
14. | Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные | | |
15. | Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. | | |
16. | Одно и два н в именах прилагательных. | | |
17. | Не с полными и краткими прилагательными. Учимся ставить знаки препинания. Сложное предложение. | | |
18. | Сложные прилагательные. | | |
19. | Глагол. Наклонение глаголов. | | |
20. | Спряжение глаголов. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов повелительного наклонения | | |
21. | Переходные и непереходные глаголы. Суффиксы глаголов -ова-, -ева- и -ива-, -ыва- . Не с глаголами. Безличные глаголы. | | |
22. | Местоимение. Разряды местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях с частицами кое-, -либо, -то, -нибудь | | |
23. | Не и ни в отрицательных местоимениях. Наречие. | | |
24. | Числительные количественные, порядковые. Числительные простые, сложные, составные. | | |
25. | Правописание числительных. Сложные слова с числительными. | | |
26. | Употребление большой буквы в написании названий и имен. Перенос слов. Учимся ставить знаки препинания. Диалог.Обобщаем и повторяем. | | |
27. | Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. Непроверяемые гласные и согласные в корне. | | |
28. | Чередование гласных в корнях -лаг- — -лож-, -рост- — -рощ -рос-, корни с чередованием е—и, -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-, -равн- — -роен-, -скач- — -скоч-, -мак- — -мок- (моч), -плав- — -плов- — -плыв-. Слова с чередованием я—им.Чередование согласных в корнях. | | |
29. | Приставки на с—з, рас- рос- (раз- роз), при- пре-, буквы ы-и после приставок на согласную.Учимся ставить знаки препинания. Повторение. | | |
30. | Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных. Суффиксы глаголов. | | |
31. | Окончания существительных и прилагательных при изменении по падежам. Склонение существительных на -ия, -мя, -ие, -ий. | | |
32. | Безударные окончания глаголов I и II спряжения. Окончания глаголов повелительного наклонения. | | |
33. | Правописание порядковых числительных. | | |
Индивидуальная таблица ученика
____________________________________________________
№ п/п | Тема | | Причины слабой успеваемости по данной теме | Виды опроса | Сроки сдачи материала | | Информация родителям) | Результат работы |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Приложение 1
Рекомендации по выявлению причин неуспеваемости и оказанию помощи неуспевающим школьникам.
Причины неуспеваемости.
Внутренние по отношению к школьнику.
Недостатки биологического развития:
а) дефекты органов чувств;
б) соматическая ослабленность;
в) особенности нервной высшей деятельности, отрицательно влияющие на учение;
г) психологические отклонения.
Недостатки психического развития личности:
а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
б) слабое развитие воли;
в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Недостатки воспитанности личности:
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
в) недостатки трудной воспитанности.
Внешние по отношению к школьнику
Недостатки образования личности:
а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда.
Недостатки опыта влияния школы:
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).
Недостатки влияния внешкольной среды:
а) недостатки влияний семьи;
б) недостатки влияний сверстников;
в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся.
1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого материала, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные методы обнаружения отставания учащихся.
-наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
-беседы учителя с учеником;
-анализ обучающих самостоятельных работ в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные причины неуспеваемости учащихся.
1.Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
2.Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.
3.Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1-ая группа. Посредством содержания (содержательные).
1. Особый подход к содержанию учебного материала, характеру его преподнесения:
а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
б) аналитический (разъяснительный, логический, проблемный);
в) деловой;
г) необычный.
2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личностной.
5. Межпредметные связи.
2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).
1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика), алгоритмы; единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, с дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).
5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.
3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические)
1. Демонстрирование достижений в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.
4. Организация сотрудничества в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
1. Планирование учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
2. Инструктирование в ходе учебной деятельности.
3.Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4.Диагностирование учебной деятельности (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5.Организация взаимопомощи.
6. Организация дополнительных занятий с учеником.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1.Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2.Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3.Индивидуальный подход к учащемуся.
4.Специальная система домашних заданий.
5.Усиление работы с родителями.
6.Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
Методические рекомендации по преодолению причин неуспеваемости, развития интереса к учению
1. Учителям школы в плане каждой темы или раздела программы определять перед учащимися учебную задачу, точно указав, что они должны иметь и уметь в процессе изучения данной темы. Желательно этот перечень знаний и умений вывешивать в классе или дать каждому ученику для повседневного пользования.
2. Приступая к изучению какого-либо вопроса, понятия, создать проблемную ситуацию, показывающую необходимость и раскрывающую сущность предстоящего изучения. Дальнейшее изучение следует проводить как последовательное разрешение этой проблемной ситуации.
3. Основу обучения должна составлять учебная деятельность самих учащихся. Поэтому главной задачей учителя считать организацию и руководство этой деятельностью и не подменять деятельность учащихся своей собственной.
4. Контроль и учет работы учащихся должны быть направлены главным образом на воспитание у них положительной мотивации учебной деятельности, правильной самооценки и ответственности перед коллективом.
5. На основе текущего тематического учета организовать индивидуальное коррекционное обучение учащихся для восполнения обнаруженных пробелов путем определения учащимся индивидуальных заданий к конкретному сроку с последующей проверкой их выполнения.
6. Оценивание деятельности учащихся должно быть главным образом качественным в форме развернутой характеристики успехов и неудач учащихся и лишь затем - в форме отметки.
7. К работе по оценке учебной работы учащихся надо привлекать самих учащихся, приобщать их к самооценке, с коллективным обсуждением и обоснованием.
8. При организации учебной работы в классе и дома использовать формы коллективно-распределительной деятельности учащихся, организуя для этого различные временные микроколлективы.
9. Практиковать при этом дифференциацию форм и видов заданий и коллективную ответственность учащихся за их выполнение.
10. Каждому учителю школы постоянно выявлять наличие пробелов в знаниях и умениях учащихся, устанавливать, что мешает успешному усвоению новых понятий, теорий, а также осуществлению необходимых практических действий, выявлять наличие пробелов в навыках организации учебного труда, которые снижают темпы и эффективность учебной деятельности, и принимать меры по ликвидации этих недостатков.
11. Организация заседаний руководителей методических объединений учителей по вопросам:
- как обобщить свой опыт работы,
- как спланировать работу по самообразованию,
- как оценить эффективность своей работы,
-как внедрить опыт работы лучших учителей в свою деятельность.
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников.
1. Организация профилактики типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам.
2. проектирование тематики педагогических советов, заседаний методических советов, объединений по вопросам, связанным с предупреждением неуспеваемости учащихся;
3. Выявление специфических для школы причин отставания учащихся, организация профилактической работы.
4. Ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.
5. Обеспечивание единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками, активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.
6. Организация ознакомления с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
7. Определение проблем в работе учителей, улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующего самообразования.
8. Организация контроля над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществление специального контроля над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгого учета результатов этой работы.
9. Обобщение и пропаганда передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. Москва. «Сфера». 2012
Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку, 5-9 классы. Электронная книга для учителей. Москва. «Просвещение»
Е.А.Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку (к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой). Москва. «Экзамен». 2007
И.В.Текучева . Тесты по русскому языку. 6 класс( к учебнику «Русский язык М.Т.Баранова и др.). Москва. «Экзамен», 2007
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. Москва, «Вако», 2010
Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку в 6 классе (по учебнику М.Т.Баранова и др.) Москва. «Экзамен», 2006
Таблицы по русскому языку для 6 класса
Учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т.А.Ладыженской,
М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. Москва: «Просвещение», 2011