СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по технологии ФГОС (мальчики) предназначена для учащихся 5-8 класссов.. Опорная линия учебников под редакцией Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко,О.В.Яковенко. (примерно 50-55% содержания программы ) остальное, новые разделы по техническим системам , конструированию/робототехнике и традидионка -проектировочная деятельность.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 26
г. Серова Свердловской области
ул. Республиканская,30, г.Серов, Свердловской области, 624993
тел. 8(34385)6-14-94, факс 8(34385)6-14-94, e-mail: [email protected]
Утверждаю
____________________ 2018г.
Приказ № ___________
Директор школы: _______ (Лонганюк А.А.)
Рабочая программа
по
технологии
5-8 классы
г. Серов 2018
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………….3
Планируемые результаты освоения учебного предмета …………3
Содержание учебного предмета …………………………………..11
Тематическое планирование предмета «Технология» ………….16
Пояснительная записка
Место учебного предмета в учебном плане
1. Программа «Технология» реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час - в 8 классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Выпускник научится:
называет и характеризует актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
называет и характеризует перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
объясняет на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
следует технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
оценивает условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;
прогнозирует по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
в зависимости от ситуации оптимизирует базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
проводит оценку и испытание полученного продукта;
проводит анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализирует возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
получил и проанализировал опыт разработки и / или реализации прикладных проектов, предполагающих:
изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
получил и проанализировал опыт разработки и / или реализации технологических проектов, предполагающих:
оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
получил и проанализировал опыт разработки и / или реализации проектов, предполагающих:
планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
разработку плана продвижения продукта;
получил и проанализировал опыт конструирования конкретных механизмов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
характеризует группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
разъясняет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
характеризует группы предприятий региона проживания,
характеризует организации профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
анализирует свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
анализирует результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
анализирует свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
получил опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
получил опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств производства в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом:
5 класс
По завершении учебного года обучающийся:
характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
конструирует модель по заданному прототипу;
осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
6 класс
По завершении учебного года обучающийся:
называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;
описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;
проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;
проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта;
читает элементарные чертежи и эскизы;
выполняет эскизы механизмов, интерьера;
освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности) ;
применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;
строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;
получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения;
получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;
получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;
получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
7 класс
По завершении учебного года обучающийся:
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;
называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;
характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;
объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;
объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;
осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;
осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;
выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);
конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;
следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;
получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;
получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;
получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).
8 класс
По завершении учебного года обучающийся:
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами;
характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития;
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта;,
называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания,
характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её развития;
перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации
характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием произвольно избранных источников информации),
объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий,
разъясняет функции модели и принципы моделирования,
создаёт модель, адекватную практической задаче,
отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям,
составляет рацион питания, адекватный ситуации,
планирует продвижение продукта,
регламентирует заданный процесс в заданной форме,
проводит оценку и испытание полученного продукта,
описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения,
получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания,
получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач,
получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся характеристике транспортного средства,
получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики населённого пункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения,
получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков,
получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу
получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования,
получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку,
получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.
3.Содержание учебного предмета
Блок №1 Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.
Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.
История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.
Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.
Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства.
Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.
Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.
Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства.
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии.
Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.
Современные промышленные технологии получения продуктов питания.
Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой.
Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий. Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии
Технологии в сфере быта.
Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.
Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи.
Культура потребления: выбор продукта / услуги
Блок №2 Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.
Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.
Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.
Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Виды движения. Кинематические схемы
Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа.
Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов
Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план.
Опыт проектирования, конструирования, моделирования.
Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания / спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей.
Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов.
Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде.
Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса.
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательной организации).
Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства).
Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых в производстве».
Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта.
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание).
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности)1.
Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат.
Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов.
Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта.
Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.
Блок №3 Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.
Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь».
Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.
Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.
5.Тематическое планирование уроков «Технология»
для учащихся 5-8 классов
5 класс
№ | Разделы и темы программы |
| Содержание |
1 | Вводный Организация рабочего места учащегося и правила безопасности в учебной мастерской. Инструктаж по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины Практическая работа. Составление таблицы по безопасности. | 2 | Организация рабочего места учащегося и правила безопасности в учебной мастерской. |
| Блок 1 Современные технологии и перспективы их развития | 12 |
|
| Потребности и технологии | 6 |
|
| Потребности в технологии. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий Реклама. Принципы организации рекламы.. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности | 2 | Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. |
| Понятие технологии Цикл жизни технологии. Виды технологий. Материальные, информационные, социальные технологии. | 1 | |
| Источники развития технологий. Источники развития технологий; эволюция потребностей, практический опыт, научные знания, технологизация научных идей. | 1 | |
| Технологический процесс , его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов | 1 | Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. |
| Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. | 1 | |
| История развития технологий | 6 |
|
| Источники развития технологий. Источники развития технологий; эволюция потребностей, практический опыт, научные знания, технологизация научных идей. | 2 | История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития |
| Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду | 2 | |
| Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития | 2 | |
|
|
|
|
| Блок 2 Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления | 52 | .
|
| Конструирование и моделирование | 10 |
|
| Понятие о машине и механизмов Виды соединений. Простые и сложные детали. Порядок действий по сборке конструкции и механизма. | 2 | Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме |
| Понятие модели. Способы соединения деталей. Технологический узел. Практическая работа. Знакомство с конструкторами. | 2 | |
| Конструирование машин и механизмов Практическая работа. Конструирование модели по известному прототипу. | 2 | |
| Конструирование изделий Конструирование модели по известному прототипу. | 4 | |
| Материальные (производственные) технологии Создание изделий из древесины, металлов и пластмассы | 22 |
|
| Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из древесины | 2 | Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов Виды конструкционных материалов Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы. Графическое изображение деталей и изделий Конструкторская документация. Графическая документация. Эскизы и чертежи. Элементы графической грамотности. Разметка заготовок из древесины Пиление заготовок из древесины Строгание заготовок из древесины Сверление заготовок из древесины Устройство настольного сверлильного станка Технология сборки изделий Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей Технологии отделки изделий из конструкционного материала Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из древесины., металла и пластмасс Графическое изображение изделия и его разметка на заготовке. Древесина и древесные материалы для изготовления изделий. Операции и приёмы пиления, строгания и сверления древесины при изготовлении изделий. Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и клеем. Отделка изделий из древесины. Операции и приёмы ручной обработки металлических листов, проволоки и пластмасс. Изготовление изделий из металла (жести) соединением фальцевым швом и заклепками |
| Графическое изображение изделия и его разметка на заготовке. Практическая работа | 2 | |
| Древесина и древесные материалы для изготовления изделий. Практическая работа | 2 | |
| Операции и приёмы пиления древесины при изготовлении изделий. Практическая работа | 2 | |
| Операции и приёмы строгания древесины при изготовлении изделий Практическая работа | 2 | |
| Операции и приёмы сверления отверстий в древесине Практическая работа | 2 | |
| Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и клеем Практическая работа | 2 | |
| Отделка изделий из древесины. Практическая работа | 2 | |
| Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из металлов и пластмасс. Практическая работа | 2 | |
| Операции и приёмы ручной обработки металлических листов, проволоки и пластмасс. Практическая работа | 2 | |
| Изготовление изделий из металла (жести) соединением фальцевым швом и заклепками Практическая работа | 2 | |
| Технологии домашнего хозяйства Оформление интерьера | 4 |
|
| Интерьер и планировка кухни Практическая работа | 2 | Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения.. Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища. Отопление и тепловые потери |
| Бытовые электроприборы на кухне Практическая работа | 2 | |
| Проектировочная деятельность | 16 |
|
| Понятие о творческих проектах Основные этапы проекта.
| 2 | Что такое творческий проект. Способы выявления потребностей. Методы принятия решений. Выбор темы проекта и обоснование проекта. Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта. Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план. |
| Выполнение подготовительного этапа проекта Выбор технологии Выбор объекта труда | 2 | |
| Выполнение технико-технологического этапа проекта | 8 | |
| Изготовление объекта труда
Выполнение конструкторской документации |
| |
| Выполнение технической документации |
| |
| Выполнение заключительного этапа проекта | 3 | |
| Расчет экономической части проекта |
| |
| Оформление творческого проекта |
| |
| Защита творческого проекта | 1 | |
|
|
| |
| Блок 3 Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения | 4 |
|
| Предприятия региона проживания **
| 2 | Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. |
| Экскурсия на предприятие или в музей, встреча сведущими специалистами | 2 | |
| Итого | 70 |
|
Тематическое планирование 6 класс
| 6 класс |
| |
№ | Разделы и темы программы |
| Содержание |
1 | Вводный. Организация рабочего места учащегося и правила безопасности в учебной мастерской. Инструктаж по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины Практическая работа. Составление таблицы по безопасности. | 2 | Организация рабочего места учащегося и правила безопасности в учебной мастерской. Инструктажи по технике безопасности |
| Блок №1 Современные технологии и перспективы их развития | 10 |
|
| Технологическая система | 10 |
|
| Технологическая система как средство для удовлетворения базовых потребностей человека Входы и выходы технологической системы. | 2 | Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. |
| Техническая система и её элементы | 2 | |
| Анализ функций технических систем. Морфологический анализ | 2 | |
| Моделирование механизмов технических систем Управление в технологических системах. Обратная связь. | 2 | |
| Система автоматизированного управления. Робототехника Программирование работ устройств. | 2 | |
| Блок 2 Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления | 54 |
|
| Технология в сфере быта | 8 |
|
| Планировка жилого дома | 2 | Технологии в сфере быта. Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения.. Технология выращивания комнатных растений |
| Интерьер жилого дома | 2 | |
| Комнатные растения в интерьере квартиры | 2 | |
| Технология выращивания комнатных растений | 2 | |
| Материальные (производственные) технологии Создание изделий из древесины, металлов и пластмассы | 20 |
|
| Заготовка древесины. Пороки древесины. Инструктаж по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины Практическая работа. Составление таблицы по безопасности. | 2 | Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов
|
| Производство и применение пиломатериалов для изготовления изделий. Практическая работа | 2 | |
| Конструирование и моделирование изделий из древесины Практическая работа | 2 | |
| Устройство и работа токарного станка для обработки древесины. Практическая работа | 2 | |
| Технология точения древесины на токарном станке Практическая работа | 2 | |
| Металлический прокат и его свойства для изготовления изделий. Практическая работа | 2 | |
| Проектирование изделий из металлического проката Практическая работа | 2 | |
| Разрезание металлического проката слесарной ножовкой Практическая работа | 2 | |
| Рубка металлических заготовок зубилом Практическая работа | 2 | |
| Опиливание металлических заготовок напильниками и надфилями Практическая работа | 2 | |
| Конструирование и моделирование | 10 |
|
| Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, | 2 | Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов |
| Моделирование. Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций | 2 | |
| Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов
| 2 | |
| Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора | 2 | |
| Конструирование изделий Конструирование модели по известному прототипу. | 2 | |
|
|
|
|
| Проектировочная деятельность | 16 |
|
| Творческий проект Основные этапы проекта. | 2 | Техники проектирования, конструирования, моделирования. Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта. Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности)2 |
| Выполнение подготовительного этапа проекта Выбор технологии Выбор объекта труда | 2 | |
| Выполнение технико-технологического этапа проекта | 8 | |
| Изготовление объекта труда
Выполнение конструкторской документации |
| |
| Выполнение технической документации |
| |
| Выполнение заключительного этапа проекта | 3 | |
| Расчет экономической части проекта |
| |
| Оформление творческого проекта |
| |
| Защита творческого проекта | 1 | |
|
|
|
|
| Блок 3 Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения | 4 |
|
34 | Предприятия в сфере строительства /в регионе проживания/ | 2 | Предприятия в сфере строительства региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. |
35 | Экскурсия на предприятие или в музей, встреча сведущими специалистами | 2 | |
| итого | 70 |
|
Тематическое планирование 7 класс
| 7 класс |
|
|
№ | Разделы и темы программы |
| Содержание |
1 | Вводный | 2 | Организация рабочего места учащегося и правила безопасности в учебной мастерской. Инструктажи по технике безопасности |
| Блок №1 Современные технологии и перспективы их развития | 14** |
|
| Технологии получения современных материалов | 8 |
|
1 | Технология получения изделий из порошков (порошковая металлургия) | 2 | Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза |
2 | Пластики и керамика | 2 | |
3 | Композитные материалы | 2 | |
4 | Технология нанесения защитных и декоративных покрытий | 2 | |
| Современные информационные технологии** | 6** |
|
1 | Понятие об информационных технологиях | 2 | Современные информационные технологии. Компьютерное трёхмерное проектирование. Обработка изделий на станках с ЧПУ |
2 | Компьютерное трёхмерное проектирование | 2 | |
3 | Обработка изделий на станках с ЧПУ | 2 | |
| Блок 2 Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления | 50 |
|
| Интерьер жилого дома | 8 |
|
| Освещение жилого помещения | 2 |
|
| Предметы искусства и коллекции в интерьере | 2 | |
| Гигиена жилища | 2 | |
| Бытовые приборы для уборки и создания микроклимата | 2 | |
| Материальные (производственные) технологии Создание изделий из древесины, металлов и пластмассы | 22 |
|
| Проектирование изделий из древесины с учётом её свойств | 2 | Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов
|
| Заточка и настройка деревообрабатывающих инструментов | 2 | |
| Виды и приёмы выполнения декоративной резьбы на изделиях из древесины | 2 | |
| Соединение деталей в изделиях из древесины | 2 | |
| Виды сталей и их термическая обработка для изготовлений металлических изделий | 2 | |
| Устройство и принцип работы токарно-винторезного станка Для вытачивания металлических деталей | 2 | |
| Вытачивание металлических деталей на токарно-винторезном станке | 2 | |
| Нарезание резьбы на металлических деталях | 2 | |
| Практические работы созданию изделий из древесины, металла и пластмассы | 4 | Творческие работы |
| Конструирование и моделирование Роботехника ** | 8 |
|
| Понятие кинематической схемы. Основные элементы кинематических схем |
| Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. |
| Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме |
| |
| Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. |
| |
| Практическая работа |
| |
|
|
|
|
| Проектировочная деятельность | 12 |
|
| Творческий проект Основные этапы проекта. | 2 | Разработка и реализация творческого проекта с применением художественной обработки материалов |
| Выполнение подготовительного этапа проекта Выбор технологии Выбор объекта труда | 2 | |
| Выполнение технико-технологического этапа проекта | 8 | |
| Изготовление объекта труда
Выполнение конструкторской документации |
| |
| Выполнение технической документации |
| |
| Выполнение заключительного этапа проекта | 3 | |
| Расчет экономической части проекта |
|
|
| Оформление творческого проекта |
| |
| Защита творческого проекта | 1 | |
|
|
|
|
| Блок 3 Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения | 4 |
|
34 | Предприятия в сфере транспортных услуг/ региона проживания/ | 2 | Предприятия региона в сфере транспортных услуг проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. |
35 | Экскурсия на предприятие или в музей, встреча сведущими специалистами | 2 | |
| Итого | 70 |
|
Тематическое планирование 8 класс
| 8класс | Содержание программы | ||
| Блок №1 Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. | |||
| Технология домашнего хозяйства 12часов | |||
1 | Семейная экономика Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. |
1
1
1
1
1
1
1
1 | Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Бюджет семьи. Виды бюджета. Потребности человека и потребительская корзина. Рациональное планирование расходов семьи. Права потребителя и их защита. Оценка возможной семейной предпринимательской деятельности Потребительские качества товаров и услуг. Права потребителя и его защита. Формирование потребительской корзины семьи Культура потребления: выбор продукта / услуги. Индивидуальная трудовая деятельность подростка
| |
2 | Семейная экономика Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. | |||
3 | Доходы семьи Бюджет семьи. Виды бюджета. | |||
4 | Доходы семьи Формирование потребительской корзины семьи | |||
5 | Расходы семьи Культура потребления: выбор продукта / услуги | |||
6 | Расходы семьи Права потребителя и их защита. | |||
7 | Менеджмент в семье Оценка возможной семейной предпринимательской деятельности | |||
8 | Менеджмент в семье Индивидуальная трудовая деятельность подростка | |||
9 | Инженерные коммуникации в доме | 1 | Инженерные коммуникации в доме. Водопровод и канализация; типичные неисправности и простейший ремонт | |
10 | Водопровод и канализация; типичные неисправности и простейший ремонт | 1 | ||
11 | Современные тенденции развития бытовой техники | 1 | Современные тенденции развития бытовой техники Современные ручные электроинструменты | |
12 | Современные ручные электроинструменты | 1 | ||
| **урок - олимпиада |
| Участие в школьном туре муниципальной олимпиаде по технологии (1четверть) | |
| Блок №2 Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления
| |||
| Электротехника 14 часов | |||
1 | Общее понятие об электрическом токе, о напряжении и сопротивлении. Действие силы тока на организм человека |
1
1
1
1
1
1
1
| Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии. Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, Профессии в сфере энергетики.. Общее понятие об электрическом токе. о напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструмент для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы.
| |
2 | Виды источников тока и приёмников электрической энергии Понятие об электрической цепи и её принципиальной схеме. | |||
3 | Электрические схемы | |||
4 | Условные графические изображения на электрических схемах | |||
5 | Провода. Виды проводов и способы их соединения. Практикум по сборке электрических цепей | |||
6 | Инструмент для электромонтажных работ. Правила безопасной работы. | |||
7 | Практическая работа по соединению проводов с применением электроинструмента | |||
8 | Бытовые электроосветительные приборы, их характеристики. Установочные изделия |
1
1
1
1. | Виды и безопасная эксплуатация электробытовых приборов, их характеристики. Пути экономии электрической энергии в быту. Характеристики ламп и осветительных приборов. Современные электронагревательные приборы, холодильники, стиральные машины. Профессии , связанные с обслуживанием и ремонтом бытовых электроприборов, Пути получения профессионального образования | |
9 | Характеристики ламп и осветительных приборов. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. | |||
10 | Виды соединения потребителей. Практическая работа по монтажу и соединений установочных проводов и установочных изделий | |||
11 | Современные электронагревательные приборы, холодильники, стиральные машины. | |||
12 | Принципы работы устройств защиты. Счетчик, расхода и экономия электрической энергии. |
1
1
1 |
Принципы работы устройств защиты. Схема цепи и электроустановки жилого помещения. Счетчик, расхода и экономия электрической энергии. Датчики в системах автоматического контроля и управления. Устройство автоматики и их схемы. Экологические аспекты применения электроустановок. Правила безопасной работы с электроустановками.
| |
13 | Датчики в системах автоматического контроля и управления. Устройство автоматики и их схемы | |||
14 | Пути получения профессионального образования. Профессии электротехнического производства и обслуживания ремонтом электроустановок и бытовых электроприборов. | |||
| Блок №3 Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.
| |||
| Профессиональное самоопределение 9 часов | |||
1 | Проектирование как сфера профессиональной деятельности | 1 | Проектирование. Выполнение информационного проекта «МОЯ будущая профессия», «Мой профессиональный выбор» | |
2-3 | Сферы производства и разделение труда | 2 | Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Сферы производства и разделение труда. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Технология профессионального выбора. Профессиограмма и психограмма. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь». Система профильного обучения: права, обязанности и возможности. ** уроки-экскурсии, уроки встречи | |
4-5 | Технология профессионального выбора. Профессиограмма и психограмма | 2 | ||
6-7 | Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение | 2 | ||
8-9 | Возможности построения карьеры и профессиональной деятельности | 2 | ||
| **экскурсии, встречи с мастерами, посещение музеев ,выставок, предприятий |
| ||
| всего | 35 |
|
1 Для освоения техник обработки материалов, необходимых для реализации проектного замысла, проводятся мастер-классы как форма внеурочной деятельности, посещаемая обучающимися по выбору.
2
| Страница 33 |
|
|
|