МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕЧЕТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА Утверждено приказом МБОУ Мечетинской СОШ от 28.08.2020 № 383 Директор ________ Недоведеева Л.В. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А ПО ТЕХНОЛОГИИ ( ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5 «В» КЛАСС НА 2020-2021 УЧ. ГОД УЧИТЕЛЬ: АКСЕНЕНКО ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Технология — это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир.
Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, заданным на стадии проектирования.
Личностными результатами освоения учащимися 5 классов
курса «Технология» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметными результатами освоения обучаемыми в 5 классах курса «Технология» являются:
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.
В мотивационной сфере:
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда;
опрятное содержание рабочей одежды;
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
умениями оценивать интересы и склонности к изучаемым видам трудовой
деятельности;
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; культурой труда, уважительным отношением к труду и результатам труда;
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по использованию
материалов, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
с назначением и технологическими свойствами материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;
с влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
освоить по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приемы груда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
развития творческих способностей;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности. санитарии и гигиены.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Раздел учебной программы Количество часов | Основные содержательные линии | Практические, лабораторные оценочные работы |
1 | Эстетика приусадебного участка-12 часов. Осенний период -6ч. . Весенний период-6ч | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Отрасли сельскохозяйственного растениеводства. Растениеводство в ландшафтном оформлении приусадебного участка. Очистка почвы от растительных остатков как одно из условий подготовки почвы к зиме. Утилизация растительных остатков, экологическая защита среды Особенности обработки почвы осенью. Виды органических удобрений и их использование. Эстетическое оформление фасада школы. «Какие выбрать цветы?» Обработка почвы грядок. Обустройство цветников, бордюров. Болезни цветочных культур и их источники. Наблюдение и уход за растениями. | Практическая№1 /Уборка растительных остатков./ Практическая№2-3 /Выполнение обработки почвы сельскохозяйственными инструментами, соблюдая Т.Б./ Практическая №4 /Подзимняя посадка с/хоз культур/. Практическая№48 /Весенняя подкормка многолетних растений/ Практическая№49 /Весенняя обработка почвы с соблюдением Т.Б./ Практическая№50 /Подготовка, разметка под посадку летников./ Практическая№51 /Посадка растений рассадой./ Практическая№52 /Уход и наблюдение за вегетацией растений. Полив/ Практическая №53-54 Уход за растениями./ /Удаление ослабленных растений и их замена// |
2 3 | Технологии обработки конструкционных материалов. Древесина – -20 часов. 2.1.Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов- -14 час. 2.2.Технология машинной обработки древесины – -6час. | Породы древесины. Виды древесных материалов. Виды декоративно-прикладного творчества, работы с древесиной. Графическое изображение деталей и изделий. Технологическая карта. Верстак, ручные инструменты и приспособ-ления. Основные технологи-ческие операции и особенности их выполнения. Правила безопасности труда. Понятие о технике и техническом устройстве. Понятие о машине как технической системе. Классификация машин. Профессии связанные с заго-товкой и обработкой древесины. Экология заготовки и обработки древесины. | Практическая№5 /Рациональное размещение инструментов и заготовок/. Практическая№6/Определе-ние породы древесины/. Практическая№7 /Определение видов пиломатериала/. Лабораторная работа: «Распознавание видов пороков древесных материалов по внешним признакам» Практическая№8/Эскиз. Чтение чертежа/ Практическая №9 /Освоение приёмов установки и закрепления заготовок в зажимах верстака/. Практическая№10 /Составление технологической карты/. Практическая№11 /Освоение приёмов разметки, пиления, резания/ Практическая№12/Определение направления волокон, выявление пороков. Приемы строгания с соблюдением Т.Б./. Практическая№13 /Освоение закрепление свёрла в дрели. Сверление отверстий механической дрелью с соблюдением Т.Б./. Практическая№14 /Освоение приёмов работы в соединении деталей, работа молотком и Т.Б./. Практическая№15/Изготов-ление шаблона/. Практическая№16/ Приёмы выпиливания ручным лобзиком, Т.Б. в работе/. |
Технологии обработки конструкционных материалов. Металлы -10часов. 3.1 Технологии ручной обработки металлов -8 час. 3.2.Технологии машинной обработки металлов. Элементы машиноведения- -2 час. | Металлы; их основные свой-ства и область применения. Черные и цветные металлы. Типы графических изображений. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособ-ления для обработки металлов. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и проволоки ручным способом. Правила безопасности труда. Классификация машин. Типовые механизмы и детали машин. Подвижные и непод-вижные соединения деталей и механизмов. Рабочие машины. Технологические машины и их рабочий орган. | Практическая№20 /Регулировка слесарного верстака/. Практическая№21 /Определение пластичности и ковкости металла/. Лабораторная работа «Распознавание видов металла» Практическая№22 /Определение назначения и области применения проволоки/. Практическая №23 Графическое изображение материалов Практическая №24 /Выполнение правки металла ручным инструментом/. Практическая№25 /Выполнение операций на сверлильном станке с соблюдением правил Т.Б./. |
4 | Технологии художественно -прикладной обработки материалов-8 час. | Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных про-мыслов при работе с древеси-ной. Единство функциональ-ного назначения, формы и художественного оформления изделия. Технологии художественно-прикладной обработки мате-риалов. Технологии росписи по дереву, выжигания, декорирование соломкой. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения декоративных работ. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда. Защитные водостойкие составы для древесины, Т.Б. при использовании. | Практическая №26 /Выполнение эскиза декоративного оформления изделия/. Практическая №27 Технология и приёмы выжигания по дереву с соблюдением Т.Б./. Практическая№28 /Приёмы росписи по дереву/. Практическая№29 / Утюжка и способы отбеливания, тонирование соломки/. Практические№30 /Выполнение декоративной отделки изделия/. Практическая№31 /Выполнение защитной отделки изделия/. |
5 | Технологии ведения домашнего хозяйства -4 час. 5.1.Технологии мелкого ремонта одежды и обуви и ухода за ними -4 часа. 5.2. Эстетика и экология жилища -2 часа. | Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью. Профессии в сфере обслужи-вания и сервиса. Требования к интерьеру помещений в сельском доме. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью. | Практическая№32 /Выполнение мелкого ремонта мебели/. Практическая№33 /Разработка плана размещения осветительных приборов в моей комнате/. Практическая№34 /Выполнение одним из способов удаления пятен с одежды/. Практическая№35/Выполнение ремонта одежды с соблюдением Т.Б. /. |
6 | Технологии исследовательской и проектной деятельности 14ч. | Творчество и творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Порядок выбора темы проекта. Этапы выполнения проекта. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап. Этап изготовления изделия. Заключительный этап. Защита творческого проекта | Практическая№36 /Анализ идеи проекта/. Практическая№37/Выполнение эскиза в цвете./ Практическая№38/Составление плана/. Практическая№39 /Включение в разнообразные виды технологической деятельности по созданию продукта труда/. Практическая№40 /Включение в разнообразные виды технологической деятельности по созданию продукта труда/. Практическая№41 /Сборка изделия./ Практическая№42/Поиск материалов, эскизов, рисунков/. Практическая№43 /Декоративная отделка изделия/. Практическая№44 /Нанесение защитного покрытия на изделие/. Практическая№45 /Подготовка документации к защите проекта/. Практическая№46-47 / Защита проекта/. |
Тематическое планирование |
№ п/п | 5 в | | Раздел Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
1 2 | 02.09 | | Сельскохозяйственные технологии растениеводства-12 часов. Осенний период- 6 часов. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Очистка участка земли от растительных остатков. Практическая № 1 /Уборка растительных остатков./ | 1 1 |
3 4 | 09.09 | | Виды с/хозяйственных и овощных культур региона, агротехнологии выращивания. Особенности обработки почвы осенью. Практическая № 2-3 / Выполнение обработки почвы сельскохозяйственными инструментами, соблюдая т/б/ | 1 1 |
5 6 | 16.09 | | Экология утилизации растительных остатков. Подзимние посадки овощных культур Практическая № 4 /Подзимняя посадка с/хоз культур/. | 1 1 |
7 8 | 23.09 | | Технология обработки конструкционных материалов. Древесина- 20 часов. 2.1. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов-14часов. Организация рабочего места. Т.Б. в мастерской. Древесина, как природный конструкционный материал. Практическая №5 /Рациональное размещение инструментов и заготовок/. | 1 1 |
9 10 | 30.09 | | Древесные материалы. Практическая № 6/Определение породы древесины/. Пиломатериалы. Сведения по материаловедению. Практическая №7 /Определение видов пиломатериала/. | 1 1 |
11 12 | 07.10 | | Пороки древесины. Лабораторно-практическая работа: «Распознавание видов пороков древесных материалов по внешним признакам» Понятие об изделии и детали. Графическое изображение деталей и изделий. Практическая №8/Эскиз. Чтение чертежа/. | 1 1 |
13 14 | 14.10 | | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины. Практическая №9 /Освоение приёмов установки и закрепления заготовок в зажимах верстака/. Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта. Практическая №10 /Составление технологической карты/. | 1 1 |
15 16 | 21.10 | | Экономичная разметка, пиление, резание. Т.Б. в работе. Практическая№11 /Освоение приёмов разметки, пиления, резания/ Строгание древесины, техника и приемы Практическая№12/Определение направления волокон, выявление пороков. Приемы строгания/. | 1 1 |
17 18 | 11.11 | | Сверление отверстий механическим способом. Практическая №13 /Освоение закрепление свёрла в дрели. Сверление отверстий механической дрелью с соблюдением Т.Б./ Соединение деталей в изделие. Т.Б. в выполнении технологических операций. Практическая №14 / Освоение приёмов работы в соединении деталей, работа молотком и Т.Б./. | 1 1 |
19 20 | 18.11 | | Выпиливание ручным лобзиком. Безопасные приемы труда. Практическая №15/Изготовление шаблона/. Общетрудовые и специальные умения. Практическая №16 /Приёмы выпиливания ручным лобзиком, Т.Б. в работе/. | 1 1 |
21 22 | 25.11 | | 2.2. Технология машинной обработки древесины и древесных материалов – 6 час. Понятия о машине и механизме. Устройство и управление лобзиковым станком, Т/б в работе на станке. Практическая №17/Приёмы выпиливания лобзиковым станком с, соблюдение Т.Б. в работе/. | 1 1 |
23 24 | 02.12 | | Устройство и управление сверлильным станком, Т/б при работе. Безопасные приёмы работы на сверлильном станке. Практическая №18 /Выполнение операций на сверлильном станке с соблюдением правил Т.Б./. | 1 1 |
25 26 | 09.12 | | Изготовление изделия из древесины по шаблону с отверстиями, алгоритм действий. Устройство и управление шлифовальным станком, Т/б при работе. Практическая №19 /Зачистка поверхностей деталей на шлифовальном станке с соблюдением Т.Б./. | 1 1 |
27 28 | 16.12 | | Технология обработки конструкционных материалов. Металлы-10 часов. 3.1.Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов -8ч. Рабочее место для ручной обработки металла. Оборудование и инструменты. Т.Б. в ручной обработке металлов. Практическая №20 /Регулировка слесарного верстака/. Общие сведения о металлах. Свойства металлов. Практическая №21 /Определение пластичности и ковкости металла/. | 1 1 |
29 30 | 23.12 | | Лабораторная работа «Распознавание видов металла» Тонколистовой металл и проволока. Практическая №22 /Определение назначения и области применения проволоки/. | 1 1 |
31 32 | 13.01 | | Искусственные материалы, основные виды пластмасс. Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов. Практическая №23 Графическое изображение материалов | 1 1 |
33 34 | 20.01 | | Технология изготовления изделий из металлов. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Т.Б. в работе. Практическая №24 /Выполнение правки металла ручным инструментом/. | 1 1 |
35 36 | 27.01 | | 3.2.Технология обработки металла машинным способом-2ч. Устройство технологических машин для обработки металла. Технологии слесарно-сборочных работ. Практическая №25 /Выполнение операций на сверлильном станке с соблюдением правил Т.Б./. | 1 1 |
37 38 | 03.02 | | Технологии художественно прикладной обработки материалов - 8ч. Декоративная отделка готовых изделий из древесины. Практическая №26 /Выполнение эскиза декоративного оформления изделия/. Отделка изделий из древесины выжиганием. Практическая №27 Технология и приёмы выжигания по дереву с соблюдением Т.Б./. | 1 1 |
39 40 | 10.02 | | Роспись по дереву и окрашивание древесных поверхностей. Практическая №28 /Приёмы росписи по дереву/. Основные приёмы росписи « Хохлома». | 1 1 |
41 42 | 17.02 | | Декорирование изделий соломкой. Практическая №29 / Утюжка и способы отбеливания, тонирование соломки/. Подготовка материала, отбеливание и тонирование соломки. Практические №30 /Выполнение декоративной отделки изделия/. | 1 1 |
43 44 | 24.02 | | Защита изделий от внешних воздействий. Вощение изделий из древесины, лакирование изделий. Практическая №31 /Выполнение защитной отделки изделия/. | 1 1 |
45 46 | 03.03 | | Технологии ведения домашнего хозяйства -4 часов. 5.1.Технологии интерьера. Технологии мелкого ремонта одежды, ухода за обувью - -4 часа. Интерьер жилого помещения. Мебель в интерьере. Практическая №32 /Выполнение мелкого ремонта мебели/. Эстетика и экология жилища. Практическая №33 /Разработка плана размещения осветительных приборов в моей комнате/. | 1 1 |
47 48 | 10.03 | | Уход за одеждой и обувью. Практическая №34 /Выполнение одним из способов удаления пятен с одежды/. Мелкий ремонт одежды, чистка и сушка обуви. Практическая №35/Выполнение ремонта одежды с соблюдением Т.Б. /. | 1 1 |
49 50 | 17.03 | | Технологии исследовательской и проектной деятельности -14 часов. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта. Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Практическая №36 /Анализ идеи проекта/. | 1 1 |
51 52 | 31.03 | | Разработка эскизов деталей изделия. Практическая №37 /Выполнение эскиза в цвете./ Технологический процесс изготовления изделия. Практическая № 38 /Составление плана/. | 1 1 |
53 54 | 07.04 | | Выполнение технологических операций по изготовлению проектного изделия. Практическая № 39 /Включение в разнообразные виды технологической деятельности по созданию продукта труда/. Самоконтроль в выполнение проекта. Контроль размеров деталей. | 1 1 |
55 56 | 14.04 | | Выполнение технологических операций с использованием механизмов и станков. Т.Б. в работе. Практическая № 40 /Включение в разнообразные виды технологической деятельности по созданию продукта труда/. Технологические операции по сборке изделия. Практическая № 41 /Сборка изделия./ | 1 1 |
57 58 | 21.04 | | Технологии декоративной отделки изделия. Выбор способа и подготовка к декоративной отделки изделия. Практическая № 42 /Поиск материалов, эскизов, рисунков/. | 1 1 |
59 60 | 28.04 | | Выполнение декорирования изделия выбранным способом. Практическая № 43 /Декоративная отделка изделия по выбору/. Дополнительные декоративные эффекты, использование морения древесины. Защитные покрытия от воздействия окружающей среды. Практическая № 44 /Нанесение защитного покрытия на изделие/. | 1 1 |
61 62 | 05.05 | | Расчет условной стоимости материалов для изготовления изделия. Практическая № 45 /Подготовка документации к защите проекта/. Окончательный контроль качества изделия. Практическая № 46 - 47 /Защита проекта/. Анализ проектной деятельности. | 1 1 |
63 64 | 12.05 | | Сельскохозяйственные технологии растениеводства. Весенний период- 6 часов С/ хоз работы в весенний период. Т.Б.в работе с сельскохозяйственным инвентарём. Практическая № 48 /Весенняя подкормка многолетних растений/ Подготовка почвы для грядок. Практическая № 49 /Весенняя обработка почвы с соблюдением Т.Б./ | 1 1 |
65 66 | 19.05 | | Планировка и разметка по ленте грядок. Практическая № 50 /Подготовка, разметка под посадку летников Высадка рассады, полив растений. Практическая № 51-52 /Посадка растений рассадой. Полив./ | 1 1 |
67 68 | 26.05 | | Практическая № 53-54 /Уход за растениями./ /Удаление ослабленных растений и их замена// | 1 1 |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания Методического объединения учителей Физики, математики и технологии МБОУ Мечетинской СОШ от 25.08.2020 года № 05 ___________ Турдиева Г.Ш. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Мечетинской СОШ __________2020 г. Мых М.К.. |
11