Программа составлена Румянцевым А.И., преподавателем филиала учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет» «Лингвогуманитарный колледж».
Обсуждена на заседании цикловой комиссии преподавателей белорусского и русского языков и литературы
Программа учебного предмета «Архивоведение» предусматривает изучение основных нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность архивов организаций и предприятий республики, теории и практики работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь; выработку практических умений и навыков по основам деятельности архивов, по выполнению требований, предъявляемых к номенклатурам дел, методике проведения экспертизы ценности документов, порядка формирования и оформления дел, уничтожения документов временного хранения, составления научно-справочного аппарата к документам архива, учета, обеспечения сохранности и использования документов.
Предмет «Архивоведение» является одним из ведущих в подготовке секретаря-референта, глубоко связан с предметами «Делопроизводство», имеет прямую связь с дисциплинами «Информационные технологии», «Секретарское дело» и др.
хранению, акты о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению;
пользоваться архивными документами в электронном виде (Правилами).
Программой предусмотрено выполнение практических занятий в процессе изучения дисциплины. Они преследуют цель- закрепить учащимися учебный материал, выработать практические умения в использовании нормативных и методических материалов Государственных и архивов организаций по хранению документов и подготовке их к сдаче в архив.
Для проверки знаний учащихся программой предусмотрено проведение обязательной контрольной работы, тематика и перечень вопросов которой определяется цикловой комиссией учреждения образования.
По всем темам программы сформулированы основные цели их изучения, прогнозируются результаты достижения этих целей в соответствии с уровнями усвоения программного материала. Приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования.
В программе приведен список учебной литературы , нормативные и правовые документы по вопросам архивного делопроизводства.
Разработчик: Румянцев А.И., преподаватель филиала учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет» «Лингвогуманитарный колледж».
Обсужден и одобрен учебно-методическим объединением в сфере среднего специального образования на республиканском уровне по специальностям в области экономики, управления и организации производства, права.
Приложение к примерному учебному плану по специальности в дневной форме получения образования, утвержденному Министерством образования 17.10.2022 Регистрационный № 47
Цель изучения темы | Содержание раздела, темы | Результат |
| ВВЕДЕНИЕ | |
Дать представление о предмете «Архивоведение» и истории архивного дела в Беларуси, познакомить с ее целями и задачами. | Изучение требований к знаниям и умениям по «Архивоведению». История и организация архивного дела в Беларуси, формирование сети государственных архивов.. | Высказывает общее суждение по вопросам, регулирующими деятельность архивов, разбирается в этапах становления архивной службы Республики Беларусь, различает понятия «Центрархив», «партийный архив», «Главархив», «Белкомархив», «Госкомархив. |
| Раздел I. Основы архивоведения организации Тема 1.1. Система органов архивного дела и делопроизводства, государственных архивных учреждений в Республике Беларусь. Понятие «архив организации», основные термины и определения в архивном деле.Контроль в сфере архивного дела. | |
Сформировать представление об органах управления и учреждениях государственной архивной службы Беларуси, их функциях в сфере архивного дела и делопроизводства в Республике Беларусь. Дать понятие об архивном деле как отрасли государственной деятельности. | Архивное дело как отрасль государственной деятельности Основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность архивной службы Республики Беларусь. Понятие государственного архива, архива организации Структура и направления деятельности по управлению архивным делом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь и Национального архива Республики Беларусь . Контроль в сфере архивного дела. | Освещает архивное дело как отрасль государственной деятельности, дает их краткую характеристику, объясняет функции органов управления архивным делом, контроль в сфере архивного дела. Раскрывает суть понятий «архивный фонд», «характеристика фондов», «архив организации». |
Сформировать представления и ознакомить с нормативными правовыми актами и методическими документами, регламентирующие деятельность архивов | Тема 1.2. Нормативные правовые акты, методические документы, регламентирующие деятельность архива организации Практические занятия Изучение основных нормативных правовых актов, регламентирующих архивное дело в Республике Беларусь | Излагает основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность архивной службы РБ, дает их краткую характеристику. |
| Раздел II. Основы организации деятельности архива организации Тема 2.1. Основные задачи, функции, права и обязанности архива организации. Организация деятельности архива | |
Сформировать представления о государственном и архивах организаций, их функциях, задачах и правах. | Понятие государственный и архив организации. Республиканские архивы, территориаль-ные зональные , объединенный архив, объединенный межведомственный архив, объединенный архив, созданный несколькими организациями негосударственной формы собственности, их функции и задачи. Практические занятия Составление и оформление положения об архиве организации, должностной инструкции архивиста | Раскрывает суть понятия «государственный архив», освещает архивы организаций как основные источники комплектования государственных архивов. Описывает сеть государственных архивов Беларуси и виды архивов, их задачи и функции. |
| Тема 2.2. Основные делопроизводственные аспекты, оказывающие влияние на архивоведение в организации | |
Дать знания о признаках классификации документов, об архивном фонде как основной классификационной единице, о классификации документов в Национальном архивном фонде Республики Беларусь, классификации документов в архиве. Дать знания о группировке документов по архивным фондам и архивным коллекциям, о классификации документов в архивном фонде, о группировке документов и расположении их в архивном фонде. | Признаки классификации документов. Архивный фонд как основная классификационная единица. Классификация документов в Национальном архивном фонде Республики Беларусь. Классификация документов в архиве. Группировка документов по архивным фондам и архивным коллекциям. Классификация документов в архивном фонде. Группировка документов и расположение их в архивном фонде. | Излагает признаки классификации документов. Описывает архивный фонд как основную классификационную единицу для группировки документов. Освещает классификацию документов в Национальном архивном фонде Республики Беларусь в архиве. Описывает группировку документов по архивным фондам и архивным коллекциям, классификацию документов в архивном фонде, группировку документов и расположение их в архивном фонде. |
| Тема 2.3. Организация и проведение экспертизы ценности документов в архиве организации, принципы и критерии ЭЦД | |
Дать знания об экспертизе ценности документов, о системе научно обоснованных признаков для определения ценности документов, о принципах и критериях ценности документов. Дать знания об этапах проведения экспертизы ценности документов, о группировке комплекса дел по срокам ранения. Сформировать понятие о полистном просмотре дел как условии качественной экспертизы ценности документальных материалов, об оформлении результатов экспертизы. | Суть понятия «Экспертизы ценности документов». Система научно обоснованных признаков для определе-ния ценности доку-ментов. Принципы и критерии ценности документов. | Раскрывает суть понятия «экспертиза ценности документов». Описывает систему научно обоснованных признаков для определения ценности документов, освещает принципы и критерии ценности документов. Описывает этапы проведения экспертизы ценности документов, порядок группировки комплекса дел по срокам хранения. Объясняет значение полистного просмотра дел для качественной экспертизы ценности документальных материалов, освещает порядок оформления результатов экспертизы. |
| Тема 2.4. Организация и проведение передачи дел в архив структурными подразделениями организации, списания документов с истекшими сроками хранения | |
Дать знания о видах перечней документов с указанием сроков ранения, их значении для работы по экспертизе ценности документов, о структуре перечней и порядке пользования ими. Порядок передачи дел на хранение в архив. Научить правилам формирования и оформления дел для передачи в архив, дать знания о документах, требующих оформления при передаче дел на хранение в архив | Виды перечней документов с указанием сроков хранения, их значение для работы по экспертизе ценности документов. Структура перечней документов с указанием сроков хранения и порядок пользования ими. | Описывает виды перечней типовых документов с указанием сроков хранения, объясняет их значение для работы по экспертизе ценности документов, структуру перечней и порядок пользования ими. Составляет документы для передачи дел на хранение в архив, оформляет акты на списание документов с истекшим сроком хранения. |
| Раздел III. Составление и оформление сводных и законченных описей дел Тема 3.1. Правила составления и оформления годового раздела сводной описи дел, законченной описи дел постоянного хранения | |
Сформировать умение систематизировать заголовки дел для включения их в годовой раздел описи, составлять годовой раздел описи. Сформировать умение составлять заглавный лист и лист-заверитель описи дел, составлять акт на документы. отобранные к уничтожению. | Систематизация заголовков дел для включения их в годовой раздел описи. Составление годового раздела описи. Составление заглавного листа и листа-заверителя описи дел. Составление акта на документы, отобранные к уничтожению. Практические занятия Составление и оформление годового раздела сводной описи дел, законченной описи дел постоянного хранения | Систематизирует заголовки дел для включения их в годовой раздел описи, составляет годовой раздел описи. Составляет заглавный лист и лис-заверитель описи дел. Составляет акт на документы, отобранные к уничтожению. |
Сформировать умение систематизировать заголовки дел временного (свыше 10 лет) хранения для включения их в годовой раздел описи, составлять годовой раздел описи дел временного (свыше 10 лет) хранения. Сформировать умение составлять заглавный лист и лист-заверитель описи дел | Тема 3.2. Правила составления и оформления годового раздела сводной описи дел, законченной описи дел временного (свыше 10 лет) хранения | Систематизирует заголовки дел временного (свыше 10 лет) хранения для включения их в годовой раздел описи, составляет годовой раздел описи дел временного (свыше 10 лет) хранения. Составляет заглавный лист и лис-заверитель описи дел. |
Сформировать умение систематизировать заголовки дел по личному составу для включения их в годовой раздел описи, составлять годовой раздел описи дел по личному составу. Сформировать умение составлять заглавный лист и лист-заверитель описи дел | Тема 3.3. Правила составления и оформления годового раздела сводной описи дел, законченной описи дел по личному составу Практические занятия Составление и оформление годового раздела сводной описи дел, законченной описи дел по личному составу | Систематизирует заголовки дел по личному составу для включения их в годовой раздел описи, составляет годовой раздел описи дел по личному составу. Составляет заглавный лист и лис-заверитель описи дел. |
| Раздел IV. Классификация и учет документов в архиве. Научно-справочный аппарат Тема 4.1. Классификация документов в архиве организации | |
Дать знания о классификации документов в архиве организации. Архивный шифр документов. | Классификация документов в архиве организации. Фонд, архивная коллекция, дело. Объединенный фонд, личный фонд. Архивный шифр. Практические занятия Составление и оформление паспорта архива и паспорта архивохранилища | Раскрывает сущность понятия «архивный фонд», «архивная коллекция», «объединенный архивный фонд», «архивный шифр». |
| Тема 4.2. Научно-справочный аппарат к документам архива организации | |
Дать знания о научно-справочном аппарате к документам архива, о составе, задачах и структуре научно-справочного аппарата Дать знания о видах справочников научно-справочного аппарата к документам архива: архивных описях, архивных каталогах, путеводителях, обзорах документов. | Научно-справочный аппарат к документам архива как комплекс взаимосвязанных справочников. Состав, задачи и структура научно-справочного аппарата к документам архива. Виды справочников, входящих в научно-справочный аппарат к документам архива. Архивные описи, архивные каталоги, путеводители, обзоры документов. | Раскрывает сущность понятия «научно-справочный аппарат» к документам архива. Освещает состав, задачи, структуру научно-справочного аппарата. Описывает виды справочников, входящих в научно-справочный аппарат к документам архива: архивные описи, архивные каталоги, путеводители, обзоры документов. |
| Раздел V. Обеспечение сохранности документов архива организации Тема 5.1. Требования к помещениям и оборудованию архива, архивохранилища, к организации и режиму хранения | |
Дать знания о требованиях, предъявляемых к устройству и оборудованию помещений архива. Сформировать понятие о системе мер по созданию условий для хранения документов, о порядке размещения дел в архиве. | Требования к устройству и оборудованию помещений архива. Система мер по созданию условий, необходимых для хранения документов. Порядок размещения дел, обеспечивающий их комплексное хранение и оперативный поиск. | Освещает требования, предъявляемые к устройству и оборудованию помещений архива. Описывает систему мер по созданию условий, необходимых для хранения документов, порядок размещения дел в архиве. |
Дать понятие о температурно-влажностных и санитарно-гигиенических условиях хранения документов, о средствах контроля за режимом хранения документов. Сформировать понятие о порядке создания страхового фонда документов и фонда пользования. | Температурно-влажностные и санитарно-гигиенические условиях хранения документов. Технические средства контроля за режимом ранения документов. Создание страхового фонда документов и фонда пользования. | Описывает температурно-влажностные и санитарно-гигиенические условия хранения документов. Освещает технические средства контроля за режимом ранения документов. Описывает порядок создания страхового фонда документов и фонда пользования. |
| Тема 5.2. Порядок выдачи дел из хранилищ | |
Дать знания о порядке выдачи дел из хранилищ и оформлении документов для их выдачи. Сформировать умение составлять и оформлять архивные справки по запросам организаций и граждан. | Порядок выдачи дел из хранилищ и работа с ними в читальном зале или в организациях. Составление и оформление архивных справок по запросам организаций и граждан. | Умеет оформлять карточки-заместители, описывает порядок учета выданных документов. Составляет и оформляет архивные справки по запросам организаций и граждан. |
| Тема 5.3. Контроль за наличием и состоянием дел. Система мероприятий по обеспечению необоснованной утраты документов архивного фонда организации | |
Дать знания о порядке проведения проверки наличия и состояния документов в государственных архивах и архивах организаций, об оформлении результатов проверки. | Порядок проведения проверки наличия и состояния документов в государственных архивах и архивах организаций. Оформление результатов Проверки наличия и состояния документов, хранящихся в архивах. Практические занятия Составление акта о приеме-передаче дел при смене руководителя организации, руководителя архива организации;акта проверки наличия и состояния дел архивного фонда; акта о непоправимых повреждениях дел; акта о необнаружении дел, пути розыска которых исчерпаны | Описывает порядок проведения проверки наличия и состояния документов в государственных архивах и архивах организаций, оформления результатов проверки. Оформляет акты по фактам утери документов. |
| Раздел VI. Использование документов архива организации Тема 6.1. Понятие «использование документов» и его основные формы. Регулирование доступа к документам архива организации | |
Дать знания по основным формам использования документов архива организации | Информирование пользователей о наличии в архиве документов, их содержании, исполнение их запросов. Выдача документов во временное пользование. Публикация документов в различных формах. | Описывает порядок информирования пользователей о наличии в архиве организации документов, их содержании. Умеет оформлять ответы на запросы пользователей. |
| Тема 6.2. Информационное обеспечение пользователей, мероприятий, СМИ | |
Дать знания по информационному обеспечению пользователей, мероприятий, СМИ | Проведение информационных мероприятий. Использование документов архива в СМИ. Обязательная контрольная работа | Освещает участие в проведении информационных мероприятиях. |
| Тема 6.3. Учет использования документов | |
Дать знания о правилах выдачи документов пользователям, документах учета использования дел. | Книги выдачи документов из хранилища. Лист использования дела. Карта-заместитель дела. Формы использования документов архива. | Описывает порядок выдачи документов из хранилища, заполнения листа дела, карты-заместителя, основные формы использования документов архива. |
| Раздел 7. Передача документов и дел архива организации на хранение Тема 7.1. Передача документов архива организации на постоянное хранение в государственный архив | |
Сформировать понимание сроков хранения документов. Дать знания об организациях, обязанных передавать документы на хранение в государственный архив. | Организации-источники комплектования государственного архива. График и описи передачи дел. Практические занятия Составление и оформление акта о приеме-передачи документов и дел на постоянное хранение | Знает критерии сроков и факторов, необходимых для передачи дел на хранение в государственный архив. Оформляет акты приема-передачи дел на постоянное хранение. |
| Тема 7.2. Передача документов архива на хранение при реорганизации и ликвидации организации | |
Дать знания о правилах передачи документов архива на хранение при реорганизации или ликвидации организации | Документы на передачу дел архива на хранение при реорганизации и ликвидации | Описывает документы и порядок их составления при передаче дел архива организации при реорганизации и ликвидации |
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1(один) | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявляемых в готовом виде(фактов, терминов, понятий в области архивоведения и т.д.); наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя |
2(два) | Различие объектов изучения программного учебного материала, предъявляемых в готовом виде(видов учетных документов архивов, справочников системы НСА, запросов, архивных справок и т.д.); осуществление соответствующих практических действий(отбор документов на хранение, учет документов в архивах и т.д.), наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя |
3(три) | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти(фрагментарный пересказ и перечисление развития архивного дела в Беларуси, системы государственной архивной службы РБ, органов управления архивным делом, видов архивов и т.д.); осуществление умственных и практических действий по образцу(анализ перечней документов с указаний сроков хранения, определение сроков хранения документов в архиве, оформление результатов экспертизы ценности документов и т.д.); наличие отдельных существенных ошибок |
4(четыре) | Воспроизведение большей части программного учебного материала(описание с элементами объяснения развития архивного дела в Беларуси, системы государственной архивной службы РБ, органов управления архивным делом, видов архивов, признаков классификации архивных документов, признаков для определения ценности документов и т.д.);применение знаний в знакомой ситуации по образцу(анализ перечней документов с указанием сроков хранения, определение сроков хранения документов в архиве, оформление результатов экспертизы ценности документов, анализ и оформление учетных документов архивов и т.д.); наличие единичных существенных ошибок |
5(пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала(описание развития архивного дела в Беларуси, системы государственной архивной службы, органов управления архивным делом, видов архивов, признаков классификации архивных документов, признаков для определения ценности документов с объяснением задач и функций органов управления архивным делом, различных видов архивов и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу(анализ перечней документов с указанием сроков хранения, определение сроков хранения документов в архиве, оформление результатов экспертизы ценности документов, анализ и оформление учетных документов архива, составление схемы научно-справочного аппарата к документам архива и т.д.); наличие несущественных ошибок |
6(шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение развития архивного дела в Беларуси, системы государственной архивной службы, органов управления архивным делом, видов архивов, их задач и функций, принципов и критериев ценности документов, экспертных органов, ответственных за проведение экспертизы ценности документов, выявление и обоснование структуры перечней документов с указанием сроков хранения и т.д., выполнение заданий по образцу, на основе предписаний по анализу перечней документов с указанием сроков хранения, определению сроков хранения документов в архиве, оформлению результатов ценности документов и т.д.); наличие несущественных ошибок. |
7(семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение развития архивного дела в Беларуси, системы государственной архивной службы, органов управления архивным делом, видов архивов, их задач и функций, принципов и критериев ценности документов, экспертных органов, ответственных за проведение экспертизы ценности документов, порядка комплектования государственных архивов, основных учетных документов архивов и порядка их составления, системы научно-справочного аппарата к документам архива, технологии хранения документов в архивах, раскрытие сущности функций различных видов архивов, обоснование и доказательство значения научно-справочного аппарата при поиске документов, формулирование выводов и т.д., недостаточно самостоятельное выполнение заданий по анализу перечней документов с указанием сроков хранения, определению сроков хранения документов в архиве, оформлению результатов экспертизы ценности документов, составлению и оформлению архивных справок по запросам организаций и граждан и т.д.); наличие единичных несущественных ошибок |
8(восемь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение развития архивного дела в Беларуси, системы государственной архивной службы, органов управления архивным делом, видов архивов, их задач и функций, принципов и критериев ценности документов, экспертных органов, ответственных за проведение экспертизы ценности документов, порядка комплектования государственных архивов, основных учетных документов архивов и порядка их составления, системы научно-справочного аппарата к документам архива, технологии хранения документов в архивах, раскрытие сущности функций различных видов архивов, обоснование и доказательство значения научно-справочного аппарата при поиске документов, формулирование выводов и т.д., самостоятельное выполнение заданий по анализу перечней документов с указанием сроков хранения, определению сроков хранения документов в архиве, оформлению результатов экспертизы ценности документов, составлению и оформлению архивных справок по запросам организаций и граждан и т.д.); наличие единичных несущественных ошибок |
9(девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение знаний при комплектовании архивов, классификации новых документов, выдвижение предложений и гипотез о перспективах развития государственной архивной службы РБ и т.д., наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий по оформлению результатов экспертизы ценности документов архива и т.д.) |
10(десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению методов и приемов работы с архивными документами, организации работы по использованию архивных документов, демонстрация умения пользоваться архивными справочниками при поиске нужных документов, выполнение творческих работ и заданий по проведению профилактической работы в архивохранилищах, определению режима хранения документов в конкретных архивах и т.д.) |
1.Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года № 323-3 «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь», с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 132-З.
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2012 г. № 243 «Об утверждении системы государственных архивных учреждений Республики Беларусь».
3. Правила работы архивов государственных органов и иных организаций (утверждены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143, с изменениями, внесенными постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22 ноября 2019 г. № 214).
4. Инструкция о порядке доступа к архивным документам, содержащим сведения, относящиеся к личной тайне граждан (утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 132).
5. Указ Президента Республики Беларусь от 20 сентября 1996 г. № 373 «Об утверждении Положения о Национальном архивном фонде Республики Беларусь, а также сети государственных архивных учреждений Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями, внесенными указами Президента Республики Беларусь от 4 октября 2002 г. № 513, от 21 декабря 2004 г. № 604, от 26 октября 2006 г. № 633, от 12 января 2007 г. № 23, от 28 мая 2008 г. № 286, от 29 ноября 2013 г. № 529.
6.Курс лекций по учебной дисциплине «Архивоведение», Иванова О.С., elib.bsu.by, БГУ,Минск,2022.
7.Архивоведение, Тельчаров А., Приор-издат,2004.