МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКИЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Программа по внеурочной деятельности
«Светофорик»
(социальное направление)
2 класс
Составитель:
Шаренко Татьяна Александровна
Снежко Полина Андреевна
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по ПДД «Сфетофорчик» для обучающихся 2 класса составлена на основе:
Нормативно-правовая база:
Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2012 г. №1995- р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» разработанный до 2024 года.
Актуальность:
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и формирование культуры личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка. Ведь настоящее время из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.
Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного движения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного движения на улицах и дорогах стало для них привычкой. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Была разработана программа внеурочной деятельности «Сфетофорчик» социальной направленности, для обучающихся 2 класса. Программа выполнена с учетом возрастных особенностей детей.
Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге у младших школьников.
Задачи:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации, способствовать развитию дорожной грамотности детей.
воспитательные:
- воспитать у учащихся чувство ответственности за свои действия на дороге сформировать мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
Формы реализации программы
Форма занятий - групповая.
Возрастная группа обучающихся - 8- 9 лет.
Продолжительность одного занятия- 1 час в неделю
Программа рассчитана на - 22 часа в год
Формы занятий:
-беседа-диалог;
-игры;
-практические занятия;
-встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы;
-просмотры видеофрагментом с последующим их обсуждением.
Структура курса содержит:
№ | Основные разделы | Кол-во часов |
1. | Улица полна неожиданностей | 7 |
2. | Транспорт | 5 |
3. | Сигналы светофора | 5 |
4. | Дорожные знаки | 5 |
В процессе изучения программы у учащихся будут сформированы такие УУД как:
Личностные результаты:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Регулятивные результаты:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще , нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Познавательные универсальные учебные действия:
-научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-строить речевые высказывания в устной форме;
-оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
-включаться в познавательную деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные результаты:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
Учебно-тематический план 2 класс
№ п/п | Содержание темы | Количество часов |
Всего | Теорет. | Практ. |
Улица полна неожиданностей |
1. | Вводное занятие Неожиданности, подстерегающие нас на улице | 3 | 2 | 1 |
2. | Как правильно переходить улицу? | 2 | 1 | 1 |
3. | Разработка маршрута | 2 | 1 | 1 |
Транспорт |
4. | Какой транспорт ходит в нашем городе? | 2 | 1 | 1 |
5. | Остановки маршрутного транспорта в микрорайоне | 2 | 1 | 1 |
6. | Схематическое изображение микрорайона | 1 | 1 | 1 |
Сигналы светофора |
7. | Назначение светофора | 1 | 1 | 0 |
8. | Значение сигналов светофора | 2 | 1 | 1 |
9. | Пешеходный светофор | 2 | 1 | 1 |
Дорожные знаки |
10. | История возникновения дорожных знаков | 2 | 1 | 1 |
11. | Конкурс рисунков «Знаки возле школы» | 2 | 1 | 1 |
12. | Повторение изученного материала. Инструктивная беседа перед летними школьными каникулами. | 1 | 1 | 1 |
13 | Итог | 22 | 13 | 11 |
Содержание программы:
2 класс
Тема №1. Вводное занятие. Неожиданности, подстерегающие нас на улице- 3 часа.
Вводный инструктаж по соблюдению правил техники безопасности. Повторить правила дорожного движения, изученных в предыдущих классах. Познакомить учащихся к кратким примером плану, что мы будем изучать.
Движение пешеходов по улицам, тротуарам и обочине. Опасности на дорогах.
Форма занятия: лекция, практическое занятие.
Тема № 2. Как правильно переходить улицу?- 2 часа.
Познакомить детей с правилали поведения на улице и перехода.
Форма занятия: лекция, практическое задание.
Тема №3. Разработка маршрута- 2 часа.
Разработка безопасного маршрута.
Форма занятия: беседа, практикум.
Тема 4. Какой транспорт ходит у нас в городе- 2 часа.
Познакомить детей с видами транспортных средств в городе и их особенности.
Форма занятия - беседа, практическое занятие.
Тема №5. Остановки маршрутного транспорта в микрорайоне- 2 часа.
Для чего нужны остановки, правила поведения на остановках.
Форма занятия: лекция, практическое занятие.
Тема № 6. Схематическое изображение микрорайона- 1 час.
Познакомить детей с микрорайона, схематично начертить дорогу от школы до дама.
Тема № 7. Назначение светофора. - 1 час.
Познакомить детей с светофором, рассказать о его значениях, видах светофора.
Тема №8. Значение сигналов светофора- 2 часа.
Знакомство с сигналами светофора и их значениями.
Форма занятия - беседа, практическое занятие.
Тема № 9. Пешеходный светофор- 2 часа.
Знакомство с пешеходным светофором и его сигналами.
Форма занятий - лекция, практическое занятие.
Тема № 10. История возникновения дорожных знаков-2 часа.
Учащимся предстоит вспомнить и изучить новые дорожные знаки. Группировать дорожные знаки по назначению. Практическое занятие направлена на викторину по знанию дорожных знаков.
Практическая часть направленна: участие в конкурсах по правилам ДД. Расстановка на макете дорожных знаков, которых требует дорожная обстанов
Тема №11. Конкурс рисунков «Знаки возле школы»- 2 часа.
Провести конкур рисунков по пройдённой тебе.
Тема № 12. Повторение изученного материала. Инструктивная беседа перед летними школьными каникулами.
Провести инструкцию по внимательности и осторожности при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на загородных дорогах. Практическая часть направленна на игру-соревнование по ПДД. Просмотр презентаций. Подведение итогов.
В результате реализации программы
Дети должны знать:
1. Дорожные знаки;
2. Сигналы светофора;
3. Виды транспорта;
4. Правила перехода через улицу;
5. Правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. Оценивать свое поведение на дороге;
3. Объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности и способы определения результативности.
1уровень:
Приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Знакомство с правилами поведения на дороге, в общественном транспорте. Расширение представлений о себе как о участнике дорожного движения. Знакомство с окружающим социальным миром: нормами и ценностями, проблемами и победами, этническими особенностями.
2 уровень:
Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Применение знаний и поддержание правил дорожного движения на тренировочных занятиях, в повседневной жизни. Составление и соблюдение правил передвижения группами, по железнодорожному переезду, по проселочной дороге и т.д. Соблюдение правил социального отношения: водитель-пешеход, пешеход-пешеход, пешеход-велосипедист, участник дорожного движения – инспектор ДПС.
3 уровень:
Ребенок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, но и стремится применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремится участвовать во всех возможных конкурсах, с удовольствием сочиняет сказки по ПДД, в конкурсе знатоков правил дорожного движения.
Список использованных источников
Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm
Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493
http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
Литвинова Г.И. Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам дорожного движения/Г.И. Литвинова
Сайт «Добрая дорога детства»