СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности", 1 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности, "Уроки нравственности", 1 класс 

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности", 1 класс»


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности».


В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны уметь:

-потребность в самовоспитании и саморазвитии;

-чувство уважения к правам и обязанностям человека;

-чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

-ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

-ценностное отношение к природе, окружающей среде;

-потребность в чтении художественной литературы.


В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

1. Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит нрав решить задачи самооценки и самопроверки ученика.

5. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

6. Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности); - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Формирование коммуникативных УУД:

1. Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения гигиенических правил;

- бережного отношения к природе;

- развития чувства ответственности, самостоятельности;

- формирования стремления быть полезным окружающим;

- стремления к здоровому образу жизни.

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).


Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

  • сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации и отношений к окружающим;

  • применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

  • выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.


Форма проведения промежуточной аттестации: контрольная работа.


2.Содержание курса внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности» или «Что такое хорошо и что такое плохо», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена на:

- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;

- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;

- раскрытие способностей и талантов учащихся,

- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Уроки нравственности».

1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

2. Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);

3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);

4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);

6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);

7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

9. Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.

Сроки реализации курса «Уроки нравственности»

Курс «Уроки нравственности» или «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей 7 лет, рассчитан на 66 занятий (2 часа в неделю с третьей недели сентября). Срок реализации - 1 год.


1.Я и школа (4 часа).

Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…

2. Я и окружающие (38 часов).

Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.

3. Я и семья (2 часа).

Поезд везёт подарки мамам.

4. Я и природа (10 часов).

Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.

5. Я и книга (6 часа).

В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».

6. Я и здоровье (6 часов).

Я на пороге лета. О рыбалке.

3. Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Здравствуй, школа!

2

2.

Вот и стали мы учениками…

2

3.

Учимся работать в команде.

2

4.

О хорошем и плохом.

2

5.

Клуб « Выручайка»

2

6.

О дружбе.

2

7.

Здравствуй!

2

8.

Профессий много есть на свете.

2

9.

Учимся приходить на помощь.

2

10.

О рабочих руках и трудолюбии.

2

11.

Зайкина избушка.

2

12.

Учимся вежливости.

2

13.

Новогодняя сказка.

2

14.

Познакомтесь: это я!

2

15.

Сказка о солнечном зайчике.

2

16.

Учимся быть добрыми.

2

17.

Когда люди радуются.

2

18.

Я расту.

2

19.

Сказка о веселой пчеле.

2

20.

Как у зайчика зуб болел.

2

21.

Приглашаем гостей.

2

22.

Поезд везет подарки мамам.

2

23.

Венок осени.

2

24.

Клуб любителей природы.

2

25.

В городе Лекарственных растений.

2

26.

Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается.

2

27.

Солнышко.

2

28.

В мире любимых сказок.

2

29.

Снегурочка.

2

30.

По страницам русской народной сказки « Лиса и волк»

2

31.

Я на пороге лета.

2

32.

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1

33.

О рыбалке.

2

34.

Итоговый урок.

1


Итого:

66

.