Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Шаги к успеху»
для 4 класса
Москва
Пояснительная записка
Программа курса "Шаги к успеху" обеспечивает регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Формирование метапредметных результатов обучающихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана в 4 классах – 34 часа.Состав группы постоянный. Набор детей свободный.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей данной программы является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Данная программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Достаточное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
Результатами занятий в кружке «Учись учиться» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Учащиеся должны знать / уметь:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
Учебно-тематический план
4 класс |
| Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности | 1 |
2 | Начальная диагностика (тестирование) | 1 |
3 | Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | 1 |
4 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 |
5 | Упражнения на классификацию различным способом | 1 |
6 | Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему | 1 |
7 | Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | 1 |
8 | Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему | 1 |
9 | Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | |
10 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | |
11 | Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти | |
12 | Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений | |
13 | Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации | |
14 | Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | |
15 | Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | |
16 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | |
17 | Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания | |
18 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | |
19 | Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания | |
20 | Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | |
21 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | |
22 | Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений | |
23 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | |
24 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | |
25 | Упражнения на развитие ассоциативного мышления | |
26 | Упражнения на развитие межпонятийных связей | |
27 | Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений | |
28 | Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей | |
29 | Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления | |
30 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | |
31 | Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей | |
32 | Упражнения на развитие межпонятийных связей | |
33 | Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | |
34 | Диагностика, тестирование | |