Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа им. М. Горького»
Холм-Жирковского района
Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании методического совета ________(Панченкова О.П.) Протокол от «31» августа 2015г. № 2 | «Утверждено» Директор МБОУ «СШ им. М. Горького» ___________ (Блюм О.А.). Приказ от «1» сентября 2015 г. № 76 |
Программа
по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся 7-9 класса
(обучающихся по ФГОС ООО впервые)
на уроках физики и во внеурочное время
На 2015-2016 (2016-2017и 2017-2018) учебные года
Косачева Галина Ивановна,
учитель физики и информатики
с. Боголюбово
Цель программы:
-пробудить интерес обучающихся к творчеству, к технике.
- создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих
способностей обучающихся.
Задачи:
изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;
использовать и совершенствовать формы, методы и приёмы педагогической работы по развитию у обучающихся творческих способностей;
провести диагностику и анализ результатов развития творческих способностей обучающихся;
познакомить с методами решения олимпиадных заданий;
формировать определенные умения и навыки при решении заданий, требующих дополнительных знаний;
развить логическое мышление;
формировать навыки анализа полученной информации;
развить познавательную активность обучающихся;
привить интерес к занятиям физики и информатики.
Организация учебных занятий:
Учитель вправе выбирать формы и методы проведения занятий с учетом возрастных особенностей обучающихся, учитывая при этом, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе выполнения заданий. При выполнения заданий можно использовать различные игровые формы проведения занятий, практические и творческие, исследовательские работы.
Система диагностики: диагностику проводит психолог школы совместно с учителем по методикам: опросник креативности Джонсона, методики, созданные А.И.Савенковым, тесты «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой.
Система контроля: текущая, самостоятельная работа, малые олимпиады на уроках, внутришкольные и районные, дистанционные олимпиады; интегрированные диагностические работы; анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года. Педагогическое наблюдение (используются методики мозгового штурма, игровые методики, КТД).
Актуальность:
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого обучающегося. Развитие творческих способностей обучающихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современного образования. Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники школы должны не только овладевать материалом учебных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития обучающихся. Поэтому проблема развития творческих способностей обучающихся является одной из наиболее актуальных.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы , оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Метапредметные результаты:
• обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности опираясь на открытия в науке и технике;
• освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с техническими (научными) текстами, выявления основной мысли и приводимых аргументов;
• приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным темам проектов;
• овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
• владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
• владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;
• формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ социально значимой и научно-публицистической тематики.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы , оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках физики:
Система заданий, способствующих развитию творческих способностей
на уроках физики:
занимательные и экспериментальные опыты,
работа с электрическими схемами,
работа с таблицами, графиками, научными текстами,
работа с терминами,
игра,
проектная деятельность (выполнение коллективных и индивидуальных проектов), выполнение творческих упражнений, олимпиадных заданий.