Республика Саха (Якутия)
Муниципальное Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах» Муниципального образования «Алданский район»
Программа постинтернатного сопровождения выпускников «Выпускник».
Разработчик программы:
Мелихова С.В. учитель технологии
2019 г.
Программа
постинтернатного сопровождения выпускников коррекционной школы «Выпускник».
Пояснительная записка.
Окончание учёбы в школе и начало самостоятельной жизни – очень ответственный и сложный шаг для выпускников. Старшеклассники школ-интернатов зачастую очень ждут и мечтают, когда они окончат школу и начнут самостоятельную взрослую жизнь без опеки взрослых, но к сожалению в большинстве случаев оказываются неготовыми к этому событию. Социальная адаптация выпускников коррекционной школы, как показывают катамнестические данные, далеко не всегда происходит успешно.
Истоки многих причин связанны с глубинным качественным своеобразием дефекта, особенностями психофизического развития детей, а также с состоянием обучения и воспитания в школе. Дети, имеющие органическую патологию, попадая в интернат, воспитываются в условиях искаженной, однородной среды. Они недостаточно знают о жизни в социуме, так как жизнь в специальном учреждении облегченная, упрощенная. Исходя из этого, у выпускников часто формируется ошибочное представление о реальности. Это влечёт за собой массу психологических и бытовых проблем, которые будет сложно преодолевать в будущем молодому человеку. После окончания школы – интерната выпускники сталкиваются с проблемами:
1) получения жилья, организации питания
2) поступления в учреждения начального профессионального образования и в средние специальные учебные заведения.
3) поиска работы
4) на предприятии – с проблемами тенденции к частой смене работы, неудовлетворенностью заработком, трудностями в установлении контактов с членами коллектива, с проблемами конфликтов с членами коллектива, отстраненности от участия в общественной и культурной жизни предприятия.
5) незнания законодательства и как следствие – совершение выпускниками правонарушений и вовлечение их в преступную деятельность;
6) неумения организовывать свой быт и культурный досуг, и как следствие – пристрастие выпускников к алкоголю и наркотикам
7) получения медицинской помощи
8) создания и сохранения семьи
Проблемы определяются недостаточной адаптированностью учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и к жизни в обществе. Поэтому необходимо в течении трёх лет после выхода выпускников из школы-интерната оказывать им поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им решать вышеперечисленные проблемы и пройти успешную адаптацию и интеграцию в общество.
Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
Создание социально - педагогической среды, обеспечивающей постинтернатное сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Ведение диагностическо-аналитической деятельности направленной на информационное обеспечение специалистов службы сопровождения сведениями о выпускнике.
Влияние на развитие профессионально важных качеств выпускника школы - интернат через содействие в поступлении и обучении выпускников с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения начального профессионального образования, а также через содействие в трудоустройстве.
Оказание социальной и психологической помощи выпускникам школы – интерната.
Поиск и апробация новых эффективных форм и технологий деятельности постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников с О.В.З.
Защита прав и интересов выпускников, содействие в оказании юридической поддержки.
Ведение и анализ документации по постинтернатному сопровождению выпускников, отражающий их социальное развитие.
Принципы, на основе которых реализуется программа:
Принцип гуманизма.
Принцип индивидуального личностного подхода.
Принцип природосообразности.
Принцип культуросообразности.
Принцип демократизации отношений.
Принцип свободы и выбора.
Принцип деятельности.
Принцип комплексности и целостности.
Принцип систематичности и последовательности.
Методы работы, используемые в программе:
теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, переписка, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
метод социологического исследования по адаптации выпускников;
методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности)
Педагогические технологии, используемые в работе:
Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили
Технология педагогической поддержки - О.С. Газман
Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова.
Этапы реализации программы:
Подготовительный
Основной
Аналитический
Подготовительный этап:
Цель: Определение модели сопровождения каждого выпускника в условиях социума.
Задачи:
Задача 1: Создание социально - педагогической среды, обеспечивающей постинтернатное сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание деятельности:
Определение кадрового обеспечения реализации программы:
1. Руководитель службы
2. Педагог-психолог
3. Социальный педагог
4. Юрист
5. Медицинский работник
6. Классные руководители, воспитатели, учителя трудового обучения выпускников.
Задача 2: Ведение диагностическо-аналитической деятельности направленной на информационное обеспечение специалистов службы сопровождения сведениями о выпускнике
Содержание деятельности:
диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения
диагностика развитости "социальной сети" выпускника.
На основе проведённых диагностик составляются карты социально – поддерживающей сети выпускников и индивидуальные программы сопровождения выпускников.
Основной этап программы
Цель: содействие социальной адаптации и интеграции выпускника.
Задачи программы:
Задача 1: Влияние на развитие профессионально важных качеств выпускника школы - интернат через содействие в поступлении и обучении выпускников с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения начального профессионального образования, а также через содействие в трудоустройстве.
Содержание деятельности:
1)оказание помощи в поступлении в учреждения начального профессионального образования и в средние специальные учебные заведения.
2)передача «социальной карты» в учреждение начального профессионального образования (куратору)
3)составление плана взаимодействия школы-интерната и учебного заведения
4)установление контакта с шефствующим педагогом в учреждении начального профессионального образования
5)оказание помощи в организации совместной деятельности куратора учебного заведения и выпускника, направленной на постепенное повышение уровня самостоятельности выпускника
6)анализ трудностей адаптационного периода, коррекция плана взаимодействия
7)работа службы сопровождения с центром занятости населении.
8)оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве.
Задача 2: Оказание социальной и психологической помощи выпускникам школы – интерната.
Содержание деятельности:
1)оказание помощи в затруднительных ситуациях;
2)совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
2)работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");
3)составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
4)оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
5)консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации
6)социально-правовое просвещение выпускников;
7)профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
8)профилактика межличностных конфликтов.
9)работа с молодыми матерями-одиночками.
Задача 3: Поиск и апробация новых эффективных форм и технологий деятельности постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников с О.В.З.
Содержание деятельности:
1)внесение работниками службы сопровождения предложений по новым формам деятельности постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников с О.В.З. и обсуждение предложений на круглых столах, семинарах.
2)апробация новых эффективных форм и технологий деятельности постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников с О.В.З.
3) выявление положительной динамики социального развития выпускников в результате проведённой работы по применению новых технологий и форм деятельности.
Задача 4: Защита прав и интересов выпускников, содействие в оказании юридической поддержки.
Содержание деятельности:
1)решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства; оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
2)помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
3)представительство в правозащитных и административных органах;
4)оказание помощи в трудоустройстве
Задача 5: Ведение документации по постинтернатному сопровождению выпускников, отражающей их социальное развитие.
Содержание деятельности: Ведение документации по сопровождению выпускников (индивидуальные планы развития выпускников, индивидуальные планы реконструкции "социальной сети" выпускников,
анкеты, тесты, карты сформированности различных навыков, результаты тренингов и др.)
Аналитический этап
Цель: выполнить анализ полученных данных по результатам реализации программы.
Задачи:
1)Проведение мониторингов уровня сформированности профессиональных, коммуникативных навыков, социальной адаптации, профессиональной самореализации.
Ожидаемый результат
1.Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
2. Успешная профессиональная самореализация выпускников.
3. Положительная динамика уровня сформированности профессиональных и коммуникативных навыков выпускников.
4.Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
5. Положительные отзывы родителей и выпускников о работе службы постинтернатного сопровождения.
Список рекомендуемой к использованию литературы для работы по программе:
1. Бобылева И. А. «Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений» М.- 2009.
2. Зарецкий В. В., Рябцев В. К., Зарецкая А. В. «Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении», методическое пособие. – М.- 2002.
3. Курнешова Л. Е. «Социальная служба образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», методические рекомендации из опыта работы социальных служб образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: Центр «Школьная книга».- 2009.
4. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании», учебное пособие - М.:ВЛАДОС - 1996.
5. Семья Г. В., Зайцева Н. Г., Худенко Е. Д. «Технологии постинтернатной адаптации подростков». М.- 2009.
6. Худенко Е. Д., Кальянов И. В., Поташова И. И., Любимова М. Н. «Социально-трудовая реабилитация детей и подростков как условия их социального включения в жизнь», методическое пособие.-.М.- 2008.
7.Приложение к письму Департамента воспитания и социализации детей от 01.01.2001г № 06-369 «Рекомендации по разработке региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»