СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа постинтернатного сопровождения выпускников коррекционной школы «Выпускник».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе отражены проблемы социальной адаптации выпускников, поставлены задачи для их преодоления, освещены этапы реализации программы, ожидаемые результаты.

Просмотр содержимого документа
«Программа постинтернатного сопровождения выпускников коррекционной школы «Выпускник».»

Республика Саха (Якутия)
Муниципальное Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах» Муниципального образования «Алданский район»





Программа постинтернатного сопровождения выпускников «Выпускник».

















Разработчик программы:

Мелихова С.В. учитель технологии



2019 г.

Программа 
постинтернатного сопровождения выпускников коррекционной школы «Выпускник».

Пояснительная записка.

Окончание учёбы в школе и начало самостоятельной жизни – очень ответственный и сложный шаг для выпускников. Старшеклассники школ-интернатов зачастую очень ждут и мечтают, когда они окончат школу и начнут самостоятельную взрослую жизнь без опеки взрослых, но к сожалению в большинстве случаев оказываются неготовыми к этому событию. Социальная адаптация выпускников коррекционной школы, как показывают катамнестические данные, далеко не всегда происходит успешно.

Истоки многих причин связанны с глубинным качественным своеобразием дефекта, особенностями психофизического развития детей, а также с состоянием обучения и воспитания в школе. Дети, имеющие органическую патологию, попадая в интернат, воспитываются в условиях искаженной, однородной среды. Они недостаточно знают о жизни в социуме, так как жизнь в специальном учреждении облегченная, упрощенная. Исходя из этого, у выпускников часто формируется ошибочное представление о реальности. Это влечёт за собой массу психологических и бытовых проблем, которые будет сложно преодолевать в будущем молодому человеку. После окончания школы – интерната выпускники сталкиваются с проблемами:

1) получения жилья, организации питания

2) поступления в учреждения начального профессионального образования и в средние специальные учебные заведения.

3) поиска работы

4) на предприятии – с проблемами тенденции к частой смене работы, неудовлетворенностью заработком, трудностями в установлении контактов с членами коллектива, с проблемами конфликтов с членами коллектива, отстраненности от участия в общественной и культурной жизни предприятия.

5) незнания законодательства и как следствие – совершение выпускниками правонарушений и вовлечение их в преступную деятельность;

6) неумения организовывать свой быт и культурный досуг, и как следствие – пристрастие выпускников к алкоголю и наркотикам

7) получения медицинской помощи

8) создания и сохранения семьи

Проблемы определяются недостаточной адаптированностью учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и к жизни в обществе. Поэтому необходимо в течении трёх лет после выхода выпускников из школы-интерната  оказывать им поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им решать вышеперечисленные проблемы и пройти успешную адаптацию и интеграцию в общество.



Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

  1. Создание социально - педагогической среды, обеспечивающей постинтернатное сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Ведение диагностическо-аналитической деятельности направленной на информационное обеспечение специалистов службы сопровождения сведениями о выпускнике.

  3. Влияние на развитие профессионально важных качеств выпускника школы - интернат через содействие в поступлении и обучении выпускников с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения начального профессионального образования, а также через содействие в трудоустройстве.

  4. Оказание социальной и психологической помощи выпускникам школы – интерната.

  5. Поиск и апробация новых эффективных форм и технологий деятельности постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников с О.В.З.

  6. Защита прав и интересов выпускников, содействие в оказании юридической поддержки.

  7. Ведение и анализ документации по постинтернатному сопровождению выпускников, отражающий их социальное развитие.

Принципы, на основе которых реализуется программа:

  • Принцип гуманизма.

  • Принцип индивидуального личностного подхода.

  • Принцип природосообразности.

  • Принцип культуросообразности.

  • Принцип демократизации отношений.

  • Принцип свободы и выбора.

  • Принцип деятельности.

  • Принцип комплексности и целостности.

  • Принцип систематичности и последовательности.

Методы работы, используемые в программе:

  • теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

  • методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, переписка, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

  • практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

  • метод социологического исследования по адаптации выпускников;

  • методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности)



Педагогические технологии, используемые в работе:

  • Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили

  • Технология педагогической поддержки - О.С. Газман

  • Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова.

Этапы реализации программы:

    1. Подготовительный

    2. Основной

    3. Аналитический

Подготовительный этап:

Цель: Определение модели сопровождения каждого выпускника в условиях социума.

Задачи:

Задача 1: Создание социально - педагогической среды, обеспечивающей постинтернатное сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание деятельности:

Определение кадрового обеспечения реализации программы:

1.  Руководитель службы

2.  Педагог-психолог

3.  Социальный педагог

4.  Юрист

5.  Медицинский работник

6. Классные руководители, воспитатели, учителя трудового обучения выпускников.



Задача 2: Ведение диагностическо-аналитической деятельности направленной на информационное обеспечение специалистов службы сопровождения сведениями о выпускнике

Содержание деятельности:

  • диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;

  • диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

  • диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;

  • изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения

  • диагностика развитости "социальной сети" выпускника.

На основе проведённых диагностик составляются карты социально – поддерживающей сети выпускников и индивидуальные программы сопровождения выпускников.

Основной этап программы

Цель: содействие социальной адаптации и интеграции выпускника.

Задачи программы:

Задача 1: Влияние на развитие профессионально важных качеств выпускника школы - интернат через содействие в поступлении и обучении выпускников с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения начального профессионального образования, а также через содействие в трудоустройстве.

Содержание деятельности: 

1)оказание помощи в поступлении в учреждения начального профессионального образования и в средние специальные учебные заведения.

2)передача «социальной карты» в учреждение начального профессионального образования (куратору)

3)составление плана взаимодействия школы-интерната и учебного заведения

4)установление контакта с шефствующим педагогом в учреждении начального профессионального образования

5)оказание помощи в организации совместной деятельности куратора учебного заведения и выпускника, направленной на постепенное повышение уровня самостоятельности выпускника

6)анализ трудностей адаптационного периода, коррекция плана взаимодействия

7)работа службы сопровождения с центром занятости населении.

8)оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве.

Задача 2: Оказание социальной и психологической помощи выпускникам школы – интерната.

Содержание деятельности: 

1)оказание помощи в затруднительных ситуациях;

2)совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;

2)работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");

3)составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;

4)оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

5)консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации

6)социально-правовое просвещение выпускников;

7)профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);

8)профилактика межличностных конфликтов.

9)работа с молодыми матерями-одиночками.

Задача 3: Поиск и апробация новых эффективных форм и технологий деятельности постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников с О.В.З.

Содержание деятельности: 

1)внесение работниками службы сопровождения предложений по новым формам деятельности постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников с О.В.З. и обсуждение предложений на круглых столах, семинарах.

2)апробация новых эффективных форм и технологий деятельности постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников с О.В.З.

3) выявление положительной динамики социального развития выпускников в результате проведённой работы по применению новых технологий и форм деятельности.


Задача 4: Защита прав и интересов выпускников, содействие в оказании юридической поддержки.

Содержание деятельности: 

1)решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства; оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

2)помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

3)представительство в правозащитных и административных органах;

4)оказание помощи в трудоустройстве



Задача 5: Ведение документации по постинтернатному сопровождению выпускников, отражающей их социальное развитие.

Содержание деятельности: Ведение документации по сопровождению выпускников (индивидуальные планы развития выпускников, индивидуальные планы реконструкции "социальной сети" выпускников,

анкеты, тесты, карты сформированности различных навыков, результаты тренингов и др.)

Аналитический этап

Цель: выполнить анализ полученных данных по результатам реализации программы.

Задачи:

1)Проведение мониторингов уровня сформированности профессиональных, коммуникативных навыков, социальной адаптации, профессиональной самореализации.

Ожидаемый результат

1.Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.

2. Успешная профессиональная самореализация выпускников.

3. Положительная динамика уровня сформированности профессиональных и коммуникативных навыков выпускников.

4.Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

5. Положительные отзывы родителей и выпускников о работе службы постинтернатного сопровождения.



Список рекомендуемой к использованию литературы для работы по программе:

1. Бобылева И. А. «Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений» М.- 2009.

2. Зарецкий В. В., Рябцев В. К., Зарецкая А. В. «Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении», методическое пособие. – М.- 2002.

3. Курнешова Л. Е. «Социальная служба образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», методические рекомендации из опыта работы социальных служб образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: Центр «Школьная книга».- 2009.

4. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании», учебное пособие - М.:ВЛАДОС - 1996.

5. Семья Г. В., Зайцева Н. Г., Худенко Е. Д. «Технологии постинтернатной адаптации подростков». М.- 2009.

6. Худенко Е. Д., Кальянов И. В., Поташова И. И., Любимова М. Н. «Социально-трудовая реабилитация детей и подростков как условия их социального включения в жизнь», методическое пособие.-.М.- 2008.

7.Приложение к письму Департамента воспитания и социализации детей от 01.01.2001г № 06-369 «Рекомендации по разработке региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»