СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с неуспевающими

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с неуспевающими»

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

И ЛИКВИДАЦИИ ПРОБЕЛОВ ЗУН УЧАЩИХСЯ

учителя математики МАОУ СОШ № 24 Борзенко С.А.

Срок реализации: 2020 - 2021 учебный год

 

Настоящая программа разработана на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Цели:

1. Обеспечение выполнения Закона об образовании.

2. Повышение уровня обученности учащихся школы. (Приложение 1)

Задачи:

1. Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.

3.Наметить  пути и определить средства для предупреждения неуспеваемости и преодоления второгодничества.

4.Научить работать  учащихся испытывающих затруднения (по разным причинам) в усвоении программного материала на уроке.

5. Создать условия для успешного обучения слабоуспевающих учащихся через: 

  1. комфортный психологический климат в ученическом коллективе;

  2. соблюдение основных принципов педагогики сотрудничества (развивающее, дифференцированное обучение, индивидуальный подход, ориентация на успех).

Основные направления и виды деятельности:

1. Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.

2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся через:

  1. урочную деятельность,

  2. индивидуальные консультации,

  3. сотрудничествос классным руководителем, родителями, учителями предметниками, администрацией школы.


Пояснительная записка

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Что же такое неуспеваемость?    

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему. К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (отсутствие единых требований учителей, неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.). Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно. Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников. К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли". Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка. Для выполнения своих функциональных обязанностей педагог должен обладать определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность. «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».

На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно. Сегодня в школах достаточно много учеников имеющих проблемы с обучением. Преодоление неуспеваемости встаёт важнейшей задачей школы.

Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.


План деятельности учителя

со слабоуспевающими учащимися и их родителями

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем).

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, на индивидуальных консультациях, после чего провести повторный контроль ЗУН.

6.  Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

7. Выявлять причины неуспеваемости учащегося, учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине);

  • недостаточная домашняя подготовка;

  • низкие способности;

  • нежелание учиться;

  • другие причины.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса.

9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

10.Определять время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения проводить консультации.

11. Для определения путей формирования учебной мотивации полезно изучать отношение учащихся к учебному предмету. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации. (Приложения 2 – 5)

12. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более).

13.  На заседаниях школьных методических объединений обязательно следует обсуждать вопросы работы  со слабыми учащимися  и обмениваться опытом.

14. При выполнении п. 1. – 13. и отсутствии положительного результата докладывать администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в форме (Приложение 6)с ходатайством о проведении малого педсовета.


План деятельности ученика

1. Ученик обязан выполнять домашние задания, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.


Права и обязанности родителей

1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.

3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником, в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.

4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.

5. Родители имеют право обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, психологу, администрации ОУ.

6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.


Выявление  причин неуспеваемости

     В практической работе учителей целью является установление причин неуспеваемости.  Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

  • пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

  • пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

  • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

  • ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

  • трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости;

  • слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);

  • несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-­педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;

  • недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и, в конечном счете, влияет на его отношение к учебе и школе;

  • недостаточное развитие мотивационной сферы.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое.

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Таблица 1   

№ п/п

Причины неуспеваемости

Характер проявления

1

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

  • обстоятельства жизни ребенка в семье;

  • взаимоотношения с окружающими взрослыми.

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).

2

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

3

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе.

4

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

  • пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

  • неправильная организация учебной деятельности в ОУ.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

5

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности


Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.


Формирование положительного отношения к учению

у неуспевающих школьников

    Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;

  • активизировать самостоятельное мышление;

  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

  • выстраивать позитивные отношения с группой;

  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности, например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой». Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы (табл. 2).                                                          

Таблица 2

Формируемые отношения

1-й этап

2-й этап

3-й этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель, ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующей значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 3).  

Таблица 3

п/п

Этапы

урока

Виды помощи в учении

Акценты в обучении

1

Контроль подготовленности

учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

2

Изложение нового

материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

3

Самостоятельная

работа

учащихся

на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.

Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответахи в письменных работах.

Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

4

Организация самостоятельной

работы

вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.

Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

 

Оказание дифференцированной помощи

учащимся со слабым развитием мыслительной деятельности

Для группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение «Самое главное» 

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение «Лучший вопрос»

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение «Пересказ по кругу»

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.


Оказание дифференцированной помощи

учащимся,  не желающим учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

  • развивать ответственность;

  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

  • решение проблемных ситуаций;

  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.

«Пиктограмма, или Пляшущие человечки»

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

  • Веселый праздник

  • Тяжелая работа

  • Развитие

  • Вкусный ужин

  • Смелый поступок

  • Болезнь

  • Счастье

  • Разлука

  • Дружба

  • Темная ночь

  • Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

 



Приложение 1

СПИСОК

слабоуспевающих учащихся

(группа риска)


5б класс

7а класс

10 класс

1.

2.

3.

4.

5.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.


Имеют неуспеваемость во II четверти по математике:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Причины неуспеваемости:


низкая интенсивность или отсутствие учебной деятельности дома:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

несформированность мотивов учебной деятельности:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

низкий уровень познавательных способностей:

1.

2.

3.

4.


пропуски занятий:

1.

2.


нарушение в эмоционально-волевой сфере (слабое развитие):

1.

2.

слабый тип высшей нервной деятельности:

1.

недостаток или отсутствие внимания к учебной деятельности ребенка со стороны родителей:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

большие пробелы в знаниях:

1.

2.

3.

4.

5.

6.








Расписание индивидуально-групповых занятий и

занятий по внеурочной деятельности с учащимися


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. Индивидуальные занятия со слабоуспевающими учащимися 10 класса

(1500 – 1600)


2. Внеурочные занятия «Развиваем математическую речь» с учащимися 10 класса

(1600 – 1800)

Индивидуальные занятия со слабоуспевающими учащимися

7а класса

(1530 – 1630)

2. Внеурочные занятия «Развиваем математическую речь» с учащимися 7а класса

(1640 – 1800)

Методический день – работа с документацией


1. Индивидуальные занятия со слабоуспевающими учащимися 5б класса

(1400 – 1500)

2. Внеурочное занятие «Наглядная геометрия» с учащимися 5б класса

(1500 – 1540)

3. Внеурочное занятие «Учимся создавать проект» с учащимися 5б класса

(1550 – 1630)

Консультация для учащихся 11 класса по подготовке к ЕГЭ

(1600 – 1900)






Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Изучение отношения учащихся к учебным предметам


Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы.

II. Интересные предметы.

I. Варианты ответов на вопрос «Необходимые предметы»:

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.

  6. Этот предмет считают значимым мои родители. 

  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 

  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

  3. Интересно выяснять причины событий.

  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. 

  5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 

  9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко

  10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

  11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

  12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

 

 

 



Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Определение доминирующих мотивов учения


Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.

Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо.

  2. Хочу закончить школу и учиться дальше. 

  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.

  4. Хочу быть культурным и развитым человеком. 

  5. Хочу получать хорошие отметки.

  6. Хочу получать одобрение родителей.

  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне.

  8. Хочу быть лучшим учеником в классе.

  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

  10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе.

  11. Мне нравится учиться.

  12. Люблю узнавать новое.

  13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей.

  14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности.

  15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать.

  16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.  

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;

  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;

  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;

  • мотивы престижности – № 8–10;

  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;

  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

 



Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Определение мотивации к предметам


Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых  
в школе предметов.

Предмет: 

  • Информатика

  • Астрономия

  • Экология

  • Физкультура

  • ОБЖ

  • Черчение

  • Экономика

  • Общество­знание

  • Математика

Мотивы:

  • Интересное содержание предмета 

  • Интересное преподавание

  • Предмет имеет практическое значение

  • Уважаю учителя

  • Хотел бы получать дополнительные знания

          



Приложение 5

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Определение школьной успешности ученика

( с точки зрения ученика и учителя)

1. Степень работоспособности на уроке (подчеркните нужную цифру):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Внимание на уроке:

  • постоянно высокое,

  • переменно высокое,

  • часто отвлекается,

  • не может сконцентрировать внимание.

3.Задания на уроке выполняет:  

  • в полном объеме,

  • по желанию,

  • когда задания интересные,

  • когда задания легкие,

  • когда задания понятные,

  • когда задания оригинальные и требуют творческого подхода,

  • частично,

  • изредка.

4.Внимательно слушает объяснения учителя.

5. Задает интересные вопросы.

6. В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.

7. С удовольствием выполняет творческие задания.

8. Понимает предмет:

  • глубоко,

  • поверхностно,

  • частично,

  • плохо.

9. В микрогрупповой работе:

  • играет роль лидера,

  • пассивен,

  • активно участвует в обсуждениях

10. С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет письменные работы.

11. Считает, что знает предмет:

  • глубоко,

  • нормально,

  • недостаточно.

12. Нравится получать по предмету высокие отметки.

13. Переживает, если учитель недоволен моими школьными успехами.

14. Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения материала.

15. Я могу выполнить задания:

  • любой сложности,

  • достаточно сложные,

  • задания средней сложности,

  • просты задания.

16. Я люблю решать учебные задания и выполнять их:

  • самостоятельно,

  • с помощью родителей,

  • с помощью учителя,

  • совместно с ребятами из класса.

17. Поведение на уроках:

  • дисциплинирован,

  • редкие нарушения дисциплины,

  • ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия,

  • ученик ведет себя вызывающе, грубит на уроках.

18.С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента, помощника.

19. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам.











Приложение 6

Аналитическая справка учителя-предметника

по работе с неуспевающим учащимся


Фамилия, имя учащегося___________________________________________ Класс_____________

Дата рождения _________________________________

Предмет, по которому учащийся не успевает ____________________________________________

Учитель_____________________________________________________________________________


Неуспеваемость/неаттестация


Четверть

Текущие оценки

Оценки за

контрольные работы

Пропуски занятий

по болезни

необоснованные


























Причины неуспеваемости (укажите из приведенных в таблице, дополните при необходимости после таблицы):


Педагогические

Психологические

Нейрофизиологические

низкая интенсивность учебной деятельности


несформированность мотивов учебной деятельности


общаяослабленность организма


низкая эффективность учебной деятельности


недисциплинированность


слабый тип высшей нервной деятельности


пропуски занятий


нарушение в эмоционально-волевой сфере


нарушения зрения, слуха, артикуляции


отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя


большие пробелы в знаниях


микропоражения коры головного мозга


недостаток к учебной деятельности ребенка со стороны родителей


большие пробелы в учебных умениях и навыках






низкий уровень познавательных способностей




_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Мероприятия по преодолению неуспеваемости


Посещение дополнительных занятий (организованы или нет, регулярность проведения, посещение занятий учащимся) _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Даты

посещения ИДЗ

Отрабатываемые темы
















Работа учителя с классным руководителем (проводились ли беседы, регулярность, вопросы бесед)_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вызов учащегося к администрации школы, на малый педсовет (обращались ли за помощью к администрации, как часто, по каким проблемам, результаты) _________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Даты вызова

Причина вызова








Беседы учителя с родителями


Даты бесед

Основной вопрос беседы


























План работы учителя по преодолению неуспеваемости

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подпись учителя ________________

 


24