СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


Рассмотрено Согласовано:

на заседании ШМО зам.директора по УВР

филологического цикла _______________/Г. С. Миранова/

протокол №1 от 26.08.2020г. 27.08.2020г.

Утверждаю:

Директор школ

_____/ Ситдиков Р. Д/

Приказ №

« 28 » августа 2016г.





План работы с одарёнными детьми

учителей русского языка и литературы

МКОУ СОШ №5

на 2020/2021учебный год























2020 г.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Составление списка одаренных детей по классам

До 11 сентября

Учителя русского языка и литературы

Выбор форм работы

До 11 сентября

Учителя русского языка и литературы

3.

Индивидуальные и групповые консультации, подготовка учащихся к школьному и районному этапу Всероссийской олимпиады школьников

Сентябрь-ноябрь

Учителя русского языка и литературы

4.

Проведение школьного этапа олимпиад по русскому языку и литературе

Октябрь

Учителя русского языка и литературы

5.

Участие в заочных олимпиадах по русскому языку и литературе

В течение года

Учителя русского языка и литературы

6.

Определение тем работы для участия в школьной научно-практической конференции

В течение сентября

Учителя русского языка и литературы

7.

Индивидуальные консультации учащихся для подготовки к НПК, составление списка литературы

Сентябрь-октябрь

Учителя русского языка и литературы

8.

Участие в районных и региональных научно-исследовательских конференциях. Индивидуальные консультации

В течение года

Учителя русского языка и литературы

9.

Поощрение одаренных учащихся за участие в олимпиадах и конкурсах

Май

Учителя русского языка литературы

10.

Проведение интеллектуальных игр по русскому языку и литературе «Что? Где? Когда»

В рамках предметной декады

Учителя русского языка и литературы









МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ




Рассмотрено

на заседании ШМО

филологического цикла

протокол №1от26.08.2020 г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_________/Г. С. Миранова/

27.08.2020 г.

Утверждаю:

Директор школы:

______/Т. Н. Мурадханова/

28.08.2020 г.









Программа работы с одаренными детьми













Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

О. И. Атанасова








2020 г.

«Свои способности человек может узнать,

только попытавшись приложить их».

(Сенека Младший)

Пояснительная записка.


Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, какая работа проводится с ними в среднем и старшем звене.

Моя принципиальная позиция заключается в том, что одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность адекватно оценивается учителем. Считаю, что у этой категории детей возникает ряд проблем, поэтому, выстраивая учебный процесс, следует учитывать следующие особенности:

Проблемы

Особенности

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Одаренным детям нравятся сложные задания и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Они отвергают стандартные требования учебного процесса, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Их волнуют вопросы философского характера.


1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим.
Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.


Дифференциация и индивидуализация призвана способствовать поддержке и развитию способных, талантливых учащихся, более полно учитывать их интересы и способности. Развитие новых технологий влечет в настоящее время потребность в людях, умеющих мыслить нестандартно. Данная программа создает условия для выявления, развития и поддержки одаренных ребят и обеспечение их личностной, социальной самореализации.

Программа помогает систематизировать и расширять знания обучающихся по данным предметам. Представленный в программе курс ориентирован на развитие творческого мышления, воображения, творческой активности.
Программа предусматривает систему мероприятий, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования, связанных с ранним выявлением и поддержкой одаренных детей.
Цели программы.

1.Выявление одаренных детей;

2.Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей. развитие и разработка социально ценных компетенций у учащихся.

Цель учебной деятельности - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Задачи:

- выявление одаренных детей;

-совершенствование над предметных знаний, умений и навыков обучающихся;

-формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;

-стимулирование интереса детей к языку;

-создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня.

-формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Направления работы с одаренными детьми на уроке.

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках .

Этапы:
1. Подготовительный этап работы «Мониторинг одаренности».

1. Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося.

Формирование групп детей по уровню достижений.

Методы диагностики:

- информационно-комментирующий (беседа, анкета);

- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;

- оценочный: самооценка, тестирование результатов;

- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.

Определение уровней достижений ученика по русскому языку и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный.

2.Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся

Формы работы

-интегрированные уроки

-разнообразные методы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны.

-задания повышенного уровня сложности, носящие творческий характер

Формы работы на уроке.

1). Составление учебных планов для аналитической работы с текстом.

- картинный план.

-стереотипный план.

2) Многоуровневый анализ текста.

3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения

4). Работа с карточкой на уроке

А) Творческие образные задания:

Б) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:

5).Прием «Особое задание».

6). Прием «Энциклопедист»

7). Применение интерактивных форм работы.

А) Прием «Молодой учитель»

Б) Метод проектов

В) Самостоятельная работа с текстом.

Г). Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Составление кластеров.

8. Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий.

9. Проведение зачетов.

- Прием «три уровня домашнего задания».

10. Использование информационно-коммуникационных технологий.

Варианты работы:

  1. Одаренные дети на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучают новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая итоговую оценку работы (например, тестирование ).

  2. Использование материалов мультимедийной продукции для творческой работы учащихся над рефератом или проектом и лабораторно-практических занятий .

  3. Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учеников.

  4. Частое обращение вместе с детьми к электронной базе данных для создания тематических и игровых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для индивидуальной работы.

  5. Создание заданий и презентаций учащимися к урокам: (« работа по части А, С, при подготовке к ЕГЭ), докладов и рефератов.

  6. Составление презентаций учителем вместе с учениками в программе Power Point, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков .

План работы учителя

Содержание работы

Сроки

1.

Выявление одаренных детей.

Постоянно.

2.

Создание и пополнение банка данных одаренных детей по предмету.

В течение года.

3.

Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося. Диагностика успешности ребенка.

Постоянно.

4.

Создание нормативной и методической базы для работы с одаренными детьми.

В течение года.

5.

Организация исследовательской деятельности учащихся.

В течение года.

6.

Подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям.

В течение года.

7.

Составление плана массовых мероприятий с одаренными детьми.

Сентябрь.


Создание банка творческих работ учащихся.

В течение года.

8.

Подготовка педагогических характеристик на каждого ребенка, составление индивидуальной программы работы с ребенком.

В теч. года.

Сентябрь.


Самообразование педагога


1.

Изучение методической и научно-популярной литературы.

Постоянно.

2.

Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся.

Постоянно.

3.

Участие в работе методических объединений (ШМО, РМО). Обмен мнениями по вопросам работы с одаренными детьми.

В течение года.

4.

Участие в профессиональных конкурсах, семинарах.

В течение года.

5.

Обмен опытом работы с одаренными детьми на ШМО.

Май.


Работа с родителями одаренных детей


1.

Тестирование «Способности ребенка. Как их распознать?»

Сентябрь

2.

Анкета «Приоритетные способности вашего ребенка».

Октябрь.

3.

Родительское собрание «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка».

Ноябрь.

4.

Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных детей.

Постоянно.

5.

Индивидуальная работа с родителями (по запросам).

В течение года.

6.

Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.

В течение года.


Ожидаемые результаты работы.

1.Создание информационного банка данных «Одаренные дети».

2.Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные способности.

3.Увеличение числа участников школьного тура олимпиад по русскому языку и литературе.

4.Повышение интереса учащихся к занятиям (творческой, исследовательской работой).

5.Расширение диапазона мероприятий по предмету (урочная и внеурочная деятельность) для расширения творческих способностей учащихся.

6.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.

7.Повышение профессиональной компетентности по актуальным вопросам педагогики одаренности.

8.Использование ИКТ для самостоятельной творческой работы (презентация нового материала, выступления на научно-практических конференциях, оформление исследовательских работ, проектов).