СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может помочь учителям, кто еще не составил программу развития творческих способностей ребят. Данная программа составлена для учеников 5_6 класса.За период с 1011-2024 года учителем совместно с учащимися выпущено 9 творческих сборников 2Проба пера", куда вошли лучшие работы учеников 5-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе»

Программа работы с одарёнными детьми

по русскому языку и литературе на 2024-2025 учебный год.


Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский.


Актуальность проблемы.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. При характеристике познавательных возможностей учащихся используются такие понятия как способность, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.


Цель работы с одарёнными детьми.

Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

Задачи:

  • выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;

  • творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;

  • увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.

Основные направления работы:

  • Выявление одарённых детей по разным направлениям.

  • Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

  • Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.

  • Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • внеурочная деятельность;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • проектная деятельность;


    • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).




План работы с одаренными детьми на 2023-2025 учебный год.


п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Отметка о выполнении

1.

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. Постановление Правительства РФ от 19 октября 2023 г. N 1738 "Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития"

Ноябрь 2023года

Выполнено


Выявление литературной одарённости. Тест №1. (Приложение №1)

Декабрь 2023

Выполнено

Выявление интересов. Вовлечение в работу кружка «Проба пера»

Январь 2024 года


Создание банка данных одарённых детей класса

Февраль 2024

Выполнено

Проведение работы с родителями одарённых детей (анкетирование, индивидуальные беседы, собрание)

В течение года

Продолжается работа

Беседы с родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка».

Родительское собрание в феврале

Выполнено

На уроках включать разноуровневые задания, повышенной сложности.

В течение года

Продолжается работа

Подготовка к участию в Декаде русского языка и литературы. Оказание помощи в написании собственных стихотворений о природе.

март

Выполнено

Подготовка обучающихся и участие в олимпиадах по предметам, интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.

по графику

Продолжается

работа

Творческий отчёт о проделанной работе учащимися на занятиях литературного кружка «Проба пера».

Апрель. Декада русского языка и литературы

Продолжается работа


Подготовка учащихся к школьному этапу Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе СИРИУС

Май - сентябрь 2024 года

Выполнено


Активное участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе СИРИУС

Октябрь 2024 г. по графику

Выполнено

Привлечение детей к проектной деятельности. Оказание помощи в создании проектов по русскому языку и литературе

в течение года

Продолжается работа

Продолжение работы в творческом кружке «Проба пера».

в течение года

Продолжается работа

Участие в дистанционных олимпиадах различного уровня.

В течение года

Продолжается работа

Издание сборника «Проба пера» (творческие работы уч-ся 5-6 классов).

Декабрь 2024 года

Выполнено

Подготовка уч-ся к городской конференции «Слово – великая сила». Создание аудиозаписей к поэзии Фета, Тютчева.

Январь-февраль 2024-2025 год


Выступление учащихся на конференции со своими сборниками творческих работ.

Март 2025 год


Подведение итогов года. Смотр созданных портфолио. Награждения за лучшие разработки и творческие работы.

Апрель-май 2025 г.




Приложение №1. Выявление литературной одарённости.


В сфере литературной одаренности:Анкетирование.

любит писать и сочинять рассказы и стихи;

− может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

− рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

− придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, оставляет главное, наиболее характерное;

− выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;

− умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

− склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

− умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.




Литература


1. Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявив ших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития : постановление Правительства РФ от 19 октября 2023 г., № 1738 / Правитель ство. – Текст : непосредственный // Вестник образования России. – 2024. – № 1. – С. 41-54. – 2 прил. Место хранения: ОУООПН-СИБО


2. Диагностика одаренности : учебное пособие / О. В. Барсукова, А. К. Белоусова, Д. Ф. Даутов [и др.] ; под редакцией А. К. Белоусовой, О. В. Барсуковой, Ю. А. Мочаловой, Т. В. Павловой. – Москва : Русайнс, 2024. – 273 с. – ISBN 978-5-466-05530-6. – URL:

https://book.ru/book/953033 (дата обращения: 13.09.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.


3. Парфенова, Г. Л. Обучение и развитие одаренных детей : учебное пособие / Г. Л. Парфенова, О. Г. Холодкова, О. А. Бокова. – Барнаул : АлтГПУ, 2020. – 223 с. – ISBN 978-5-88210-977-5. – URL: https://e.lanbook.com/book/176493 (дата обращения: 13.09.2024). – Режим до ступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.


4. Гали, Г. Ф. Взаимодействие между семьей и школой как важный аспект в развитии одаренных детей / Г. Ф. Гали, И. З. Шахнина, Е. Н. Загла дина. – Текст : непосредственный // Alma mater: вестник высшей школы. – 2020. – № 3. – С. 29-33. – Библиогр.: с. 33 (13 назв.). – ISSN 0321-0383. Место хранения: ОПИ

6