Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Косинская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» на заседании ШМО классных руководителей Протокол №_______ от «____»_______2019 г. Руководитель ШМО_____________ | «Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе ______________________________ А.И.Кетова «____»_____________2019 г. | «Утверждаю» директор _____________________ Н.Н.Караваева Приказ №_______ от «____»______2019 г. |
Программа развития классного коллектива
«Пять шагов взросления»
на 2019-2024г
Составитель:
Останина Татьяна Николаевна
Коса - 2019
Воспитывает всё: люди, вещи,
явления, но прежде всего и
дольше всего - люди.
Из них на первом месте –
родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Пояснительная записка Данная программа воспитательной работы предназначена для реализации в классном коллективе МБОУ «Косинская СОШ». Правовой базой для составления программы являются:
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
( основание: Закон «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»)
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).
Должностные обязанности классного руководителя.
Устав МБОУ «Косинская СОШ»
Школьная программа по духовно – нравственному развитию и воспитанию
Общешкольный план воспитательной работы.
При составлении программы учитывались условия, социум, которые окружают школу, а также задачи, которые ставит перед школой общество и государство сегодня. Программа рассчитана на 5 лет.
Одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху являлись вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения. Так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.
Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.
Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».
Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.
Воспитательная система класса – это достаточно сложное явление, состоящее из большого количества элементов.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребёнка
Цель программы:
создание образовательной среды, способствующей формированию дружного, сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Задачи воспитательной деятельности:
Создание психологически комфортной обстановки в классе;
2. Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
3. Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания; воспитание политической культуры, чувства ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, район, край, страну.
4. Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;
5.Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;
6. Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.
7. Объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
8.Профессиональная ориентация.
Механизм реализации программы
"Пять шагов взросления" является для класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого должны вырасти и решить важные задачи. Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
Программа состоит из пяти ступеней:
1 ступень – 5 класс ДЕВИЗ: «Научился сам – научи товарища!»
Цель: формирование эстетико-ценностных ориентаций личности;
развитие способностей к творчеству;
воспитание красотой и через красоту.
формирование детского коллектива.
Основные задачи развития:
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться в среднем звене школы;
развитие учебной мотивации, формирование интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Возрастные особенности
(10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.
Направления:
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
Развитие навыков взаимодействия.
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
Формирование ценностных представлений и отношений.
Организация досуговой деятельности.
Форма деятельности
начало работы с портфолио каждого учащихся и класса,
участие в школьных, районных и краевых конкурсах,
школьных викторинах, играх, концертах,
спортивных соревнованиях, эстафетах,
участие в научно-практической конференции школьников,
участие в акциях.
Прогнозируемые результаты I ступени
Приобщение к истории своей семьи, школы, города;
Приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
Устойчивые положительные результаты обучения;
Привлечение родителей к сотрудничеству в организации воспитательной работы
2 ступень – 6 класс ДЕВИЗ: «Вместе мы – сила!»
Цель работы
формирование классного коллектива,
становление дружеских партнёрских отношений
Развитие творческого потенциала.
Основные задачи развития:
Воспитание ответственного родительства;
формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотических чувств;
Возрастные особенности
(11-12 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Направления:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Апробация элементов самоуправления (КТД).
Коллективное планирование .
Развитие чувства коллективизма.
Поощрение инициативы.
Развитие ценностных представлений и отношений.
Содействие личностному развитию учащихся.
Формирование навыка коллективного анализа.
Развитие навыков социального взаимодействия.
Форма деятельности:
продолжение работы над портфолио,
участие в разнообразных мероприятиях таких как школьные, районные конкурсы,
школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты,
спортивные соревнования, эстафеты,
участие в научно-практической конференции школьников,
участие в акциях помощи.
Прогнозируемые результаты II ступени
Воспитание чувства гордости, любви к родному краю
Проявление уважительного отношения к старшим
Расширение кругозора
Активное участие родителей в жизни класса, школы
3 ступень – 7 класс ДЕВИЗ: «Я + ТЫ = Мы»
Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.
Основные задачи развития:
развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Возрастные особенности
(12-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
Направления:
Развитие самоуправления учащихся.
Коллективное планирование, коллективный анализ.
Содействие личностному развитию учащихся.
Организация социально значимой деятельности.
Развитие навыков социального взаимодействия.
Развитие ценностных представлений и отношений.
Форма деятельности:
активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, участие в разнообразных мероприятиях таких как школьные, районные конкурсы,
школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты,
спортивные соревнования, эстафеты,
участие в научно-практической конференции школьников,
участие в акциях помощи.
Прогнозируемые результаты III ступени
Воспитание чувства гордости за свою страну.
Умение применять методы самовоспитания, самоконтроля.
Повышения интеллектуального уровня.
Проявление самостоятельной творческой активности
Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
Повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
Приобретение полезных социальных и практических умений.
4 ступень – 8 класс ДЕВИЗ: «Жить – значит действовать»
Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности
Основные задачи развития:
формирование умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
развитие воображения;
развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
Возрастные особенности
(13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
Направления:
Формирование потребности в творческой деятельности.
Самоуправление учащихся.
Коллективный анализ, коллективное планирование.
Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
Работа творческих групп.
Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
Развитие навыков социального взаимодействия.
Развитие навыка социального проектирования.
Развитие ценностных представлений и отношений.
Форма деятельности:
активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, исследовательская деятельность,
участие в разнообразных мероприятиях: школьные, районные конкурсы, школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты,
спортивные соревнования, эстафеты,
участие в научно-практической конференции школьников,
участие в акциях помощи.
Прогнозируемые результаты IY ступени
Формирование мотивации к познавательной деятельности.
Совершенствование нравственных качеств личности, таких как: вежливость, чуткость, уважительное отношение друг к другу, проявлению сознательной дисциплины.
Совершенствование психических процессов самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморегуляции чувств, эмоций.
Увеличение знаний, умений и навыков по пропаганде здорового образа жизни.
воспитание художественно - эстетический вкуса, развитие самотворчества в коллективе.
Приобретение полезных социальных и практических навыков
5 ступень – 9 класс ДЕВИЗ: «Сам строю свою судьбу!»
Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.
Основные задачи развития:
обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
Возрастные особенности
(15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.
Направления:
Самоуправление учащихся.
Работа творческих групп.
Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
Социальное проектирование.
Развитие ценностных представлений и отношений.
Форма деятельности: участие в спецкурсах элективной направленности, оформление уголка выпускника, создание банка данных профессий, исследовательская деятельность
Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
Прогнозируемые результаты Y ступени
Формирование и развитие Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях;
Проявление своих способностей и возможностей, реализация личностного потенциала;
Приобретение обучающимися позитивного социального опыта;
Участие обучающихся в решении проблем образовательного учреждения, местного социума;
Способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны;
Расширение кругозора по профессиональной ориентации учащихся.
Участники реализации программы:
Обучающиеся 5-х классов.
Родители.
Классные руководители.
Администрация школы.
Педагог-психолог.
Социальный педагог.
Представители общественности.
Педагоги дополнительного образования.
Социальные партнёры.
В основе программы лежат следующие принципы:
- гуманизация обучения и воспитания;
- осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- единство воспитательных воздействий.
- уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников;
Личностно-ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Этапы реализации программы
Сроки реализации | Этап | Содержание деятельности |
(август –сентябрь 2019г). | Подготовительный | - изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса; -выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы; -составление плана деятельности; -проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы; -изучение диагностических методик; -изучение и анализ нормативно - программных документов |
Сентябрь 2019- октябрь 2019 | Организационный | - знакомство с классным коллективом; - диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала; -постановка целей и задач программы; -привлечение родителей к сотрудничеству; -консультации со школьной психолого-педагогической службой; -планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям; -разработка индивидуальных программ развития учащихся |
сентябрь 2019 -май 2024г). | Деятельностный | - работа по основным направлениям воспитательной программы; - сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью; - необходимая корректировка запланированных мероприятий; -промежуточный мониторинг успешности реализации программы; -отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом |
май-июнь 2024г). | Рефлексия | -соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами; -сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы; -подведение итогов; -оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета. |
Основные направления воспитательной деятельности Между патриотизмом и национализмом
глубокое различие.
В первом - любовь к своей стране,
во втором - ненависть ко всем другим.
Д.С. Лихачёв
Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина».
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов)
Задачи:
воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;
воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,
воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;
формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;
разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;
изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.
создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся, их профессионального самоопределения.
Прогнозируемые результаты:
1.Ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению.
2.Знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России.
3.Системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации.
4.Представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни.
5.Понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины.
6.Уважительное отношение к органам охраны правопорядка.
7.Знание национальных героев и важнейших событий истории России.
8.Знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Духовно-нравственное - «Я и окружающие люди».
В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро — это прежде всего счастье всех людей.
Д.С. Лихачёв
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности
Задачи:
формирование качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, сострадании, милосердии;
изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями;
формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;
развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения;
изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.
Прогнозируемые результаты:
понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;
уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому;
знает основы коммуникативной культуры личности;
владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;
ценит чувство товарищества и взаимовыручки;
участвует в акциях милосердия;
коммуникабелен, умеет работать в коллективе.
Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»
Знания раскрывают нам двери,
но войти в них мы должны сами.
Д.С. Лихачёв
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии
Задачи:
формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;
целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;
создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;
развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;
формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.
Прогнозируемые результаты:
умеет развивать свои интеллектуальные способности;
умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;
владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала;
умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;
владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;
наблюдателен,умеет логически мыслить;
владеет богатым словарным запасом;
испытывает интерес к познавательной деятельности;
способен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;
использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.
Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»
«Отношение природы и человека —
это отношение двух культур,
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,
внимательным и очень осторожным собственником»
Д.С. Лихачёв
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой.
Задачи:
привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
изучение и охрана природы своей местности;
воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;
знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;
формирование ответственного отношения к окружающей среде;
подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;
формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Прогнозируемые результаты:
знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;
умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
ведёт экологически грамотно в природе и в быту;
умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;
выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;
трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;
имеет знания о производстве, трудовых умениях;
готов к выбору профессии.
Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»
«Чтобы сохранить свое здоровье,
думай о здоровье других»
Д.С. Лихачёв
Ценности: физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье.
Задачи:
сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;
демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;
знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;
воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;
формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
профилактика вредных привычек и правонарушений;
Прогнозируемые результаты:
работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;
понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;
знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
умение управлять своим здоровьем;
соблюдает нормы личной гигиены;
владеет простыми туристическими навыками;
систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.
Эстетическое - «Я и красота вокруг»
Благодаря своей образной форме
искусство наилучшим способом
приобщает человека к человечеству:
заставляет с большим вниманием и пониманием
относиться к чужой боли, к чужой радости.
Оно делает эту чужую боль и радость
в значительной степени своими
Д.С. Лихачёв.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.
Задачи:
знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;
развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;
формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;
формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.
Прогнозируемые результаты:
умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;
имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;
умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;
готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.
Предполагаемые результаты реализации программы:
высокий уровень сплоченности коллектива;
активное участие родителей в делах класса;
способность ученика соблюдать правила для учащихся, усвоение социальных норм, правил Здорового образа жизни;
повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);
активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;
увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)
адекватная самооценка учащихся.
Модель выпускника класса
Исходя из целей и задач, создан образ выпускника 9 класса:
Выпускник – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремленный человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Любовь».
Выпускник готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности.
Он активен, обладает организаторскими способностями.
Он умеет самостоятельно работать с дополнительной литературой, стремиться продолжить свое образование или включиться в трудовую деятельность.
Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать свое поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.
Выпускник законопослушен, обладает основами правового образования.
Он стремиться строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал.
Выпускник стремиться к физическому совершенству. Сторонник здорового образа жизни.
Модель выпускника:
Самостоятельный;
Ответственный;
Самоопределившийся относительно того, куда пойдет учится (или работать) после школы;
Усвоивший всю программу средней школы;
Образованный;
Способный к саморазвитию и самосовершенствованию;
Коммуникабельный;
Способный руководить;
Творчески-развитый;
Уверенный в себе и своих силах;
Честный;
Добрый;
Воспитанный;
Умеющий отстаивать свое мнение;
Всесторонне развитый;
Отзывчивый;
Активный;
Диагностика воспитательной системы. Критерии, показатели и методики отслеживания эффективности реализации программы
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Личность учащегося как главный показатель эффективности процесса воспитания. | В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, – личностный рост (развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе). | 1.Методика определения модели выпускника. 2.Методика выявления готовности школьников к выбору профессии. 3.Методика М.Рокича «Уровень ценностных ориентаций». 4.Опросник субъективного отношения ученика к деятельности, самому себе и к окружающим. |
Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и в школе. | Удовлетворённость родителей и учащихся результатами обучения и воспитания. | Методика А.И.Григорьевой. Анкета «Жизнь класса глазами учеников» Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителе» |
Интеллектуальная развитость учащихся, познавательная активность | Интеллектуальный потенциал Уровень мотивации Освоенность образовательных программ | Методика «Культурно-свободный тест на интеллект». Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости |
Нравственная развитость учащихся | Сформированность основных нравственных качеств личности. | Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся» |
Развитость коммуникативности | Коммуникативность. | Методика «Социометрия» |
Физическая развитость | Состояние здоровья Развитость физических качеств. | Статистический медицинский анализ состояния здоровья. Выполнение нормативов. |
Эстетическое развитие учащихся | Развитость чувства прекрасного. | Педагогические наблюдения |
Самоактуализированность личности | Стремление к самопознанию Личностный рост ребенка. | Методика «Самооценка» Методика «Репка» |
Прогноз результатов воспитательной работы
Направление ВР | Планируемые результаты |
Интеллектуально-познавательная деятельность | - Подготовка Портфолио - участие в олимпиадах школьного, районного уровней - Участие в предметных неделях по учебным предметам - получение учащимися новых знаний и применение их на практике |
Спортивно-оздоровительная деятельность | - профилактика вредных привычек у обучающихся класса - формирование здорового образа жизни - участие в спортивных мероприятиях школы |
Духовно-нравственная деятельность | - сформированность морально-этических и нравственных качеств у обучающегося, развитие толерантных качеств |
Творческо-эстетическая деятельность | - развитие творческого потенциала обучающихся, участие в школьных мероприятиях, посвященных Дню Учителя, Новому Году, 8 Марта, 23 февраля , Юбилею школы - подготовка итогового творческого праздника «Вот и стали мы на год взрослее!» |
Гражданско-патриотическая деятельность | - активное участие в работе органов классного и школьного самоуправления - формирование собственного мнения и умения его отстаивать - получение новых знаний по истории родного края, страны. |
Работа с семьёй | - организация совместной творческой деятельность детей и родителей при подготовке к классным и школьным праздникам - активное привлечение родителей к составлению Портфолио обучающихся - активное участие родителей в школьных делах и активное посещение родителями классных и общешкольных собраний |
Планируемые результаты реализации программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной, исследовательской и художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности человеческой деятельности;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- собственной внутренней позиции как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности своей деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебные, исследовательские и творческие задачи;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -
устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- использовать методы и приёмы творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического
Процесса». - М., -1990г.
2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009. - 432с.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.
5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998г.- 640с.
7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 109с.
8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. - П.С. Кудешов Долгосрочная воспитательная программа класса.