Программа развития воспитательной системы школы
Чтоб маленький росток,
С земли подняться мог,
Ты помоги ему...
Духовной красотой
Как чистою водой,
Tы напоил eго...
И в суматохе дней
Теплом своим согрей.
Основными идеями, которые определили концепцию развития воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества и успеха, коррекционной и реабилитационной педагогики, которые реализуются через создание развивающей среды и дальнейшее развитие единого воспитательного пространства.
Создание развивающей среды - благоприятных условий в школе, где образовательный и воспитательный процесс проходит на положительных эмоциях, в экологически благоприятном климате общения взрослых и детей.
Главный девиз «Школа для ребенка».
Развитие сети отношені
• Сотрудничество;
• Сотворчество;
• соуправление ( с переходом к самоуправлению);
• совместная деятельность.
Развитие единого воспитательного пространства охватывающего все учебно-воспитательные системы: урок, факультатив, кружок, секция; внеурочное и внешкольное воспитательное пространство; воспитание окружающим социумом.
Все это направленно на создание «социальной ситуации развития»
(Л.С.Выготский) от расширение среды общения и поля воспитывающей
деятельности, до создания социально-педагогического комплекса с
целями, идеями и подходами.
Использование педагогических технологий
Пелагогика успеха: направление теоретического и методического понска в создании системы условий для полноценного развития ребенка за
Реализуется через создание ситуации успеха, которая обеспечивает Реализуется чере создатрености в самореализации и уваженя рег
восхождение воспитанника по «лестнице достижений» с соблюдением принципов гуманистической направленности.
Коррекционная педагогика: выявление и выправление дефекта в
развитии ребенка непосредственным воздействием на него.
Реабилитационная педагогика: опосредованное воздействие с
ориентацией на изначальную целостность личности ребенка и комплексное воздействие на нее через формирование среды с определенными свойствами (оптимистическая среда, положительно эмоционально насыщенная, раскрепощающая душевно-духовную сферу ребенка).
Психолого-педагогическая поддержка: деятельность по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении.
Реализация принципов:
- духовности и душевности;
- защищенности и комфортности;
- доверия и открытости;
- сотворчества и содружества;
- индивидуальности и личностной ориентированности.
Определены параметры успешности развития ребенка по следующим компонентам педагогического процесса:
- развитие культура поведения;
- развитие организационных социальных и трудовых навыков;
- чувственно- эмоциональное развитие.
основных и дополнительных образовательных программ.
пространства на основе преемственности и интеграции содержания
Новые тенденции в работе воспитательной системы.
Создание развивающей среды и единого воспитательного пространства:
• Расширение единого воспитательного и коррекционно-образовательного
• Разработка и реализация программ и проектов различного уровня, включающих в себя подпрограммы и партнерские проекты, направленные на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
• Расширение партнерских отношений с организациями района, округа, города заинтересованных в интеграции детей с ограниченными возможностями развития.
• Новый подход в использовании методик организации КТД
(коллективных творческих дел).
Что Предполагается | Прогнозируемый результат |
Организация работы в микрогруппах,смешанных группах,сменных группах; | Решение проблем воспитания в зоне ближайшего развития |
Предоставление возможности самостоятельных действий (Создавать вместе , а не вместо!) | Развитие самостоятельности и критичности действий |
Обеспечение смены ролей и деятельности каждого ребенка в организации и проведении КТД | Создание возможностей для самораскрытия и самореализации. Развитие умений, способностей ,становление характера |
Воспитание в ходе совместной творческой, развивающей деятельности детей и взрослых по модели:”учитель-ученик;ученик-ученик;родитель-ученик;учитель-родитель-ученик”(расширение зоны ближайшего развития, переход в зону актуального развития | Подготовка к деятельности в социуме. Интеграция в общество. |
Необходимые условия реализации новой модели коллективной творческой деятельности:
- благоприятная нравственная и психологическая атмосфера;
-создание «ситуации успеха»;
-работа в «зоне ближайшего развития».
Развитие блока дополнительного образования(переход к четвертому уровню развития)
Схема
Работы над одной концептуальной идеей (праздник,фестиваль,проект)
Факультативы
Уроки
Кружки
Экскурсии
Праздники
ОДО
Час общения
Конкурсы
Классные КТД
Расширение арсенала приемов,методов,образовательных технологий:
- игротеропия
- сказкатерапия (по программе Градовой С.А);
- куклотерапия ( по программе Ерманок М.И);
- арттерапия (психодрама) (по программе Кириленко М.П)
- эвритмия (зримая речь);
- психотренинг;
- игровой тренинг (ролевые и деловые игры)
- методика эмоционально-творческого развития (“Добротой себя измерь” по методике С.И Семенака)
Интеграция предметов эстетического и экологического цикла в системе дополнительного образования.
Занятия объединения “Природаи фантазия”,”Мы и природа”,”Легоконструирование” с элементами изучения биогеографического материала,”ЭКО”,”Шаг в мир”.
Общеобразовательная среда (уроки)
Начальная школа
Старшая школа
1
)Развитие речи на основе ознакомления с окружающем миром
2)Ручной труд,конструирование,ИЗО-деятельность
3)Природоведение
4)Биология(Естествознание”Неживая природа”
5)Биология (Естествознание “Растения”
6)Биология(Естествознание “Животные”
7)Биология(Естествознание “Человек”
8)География(6-9класс)
Факультативы
Объединения дополнительного образования
1)Экология
2)“Мы и природа”
3)”Зимний сад”
4)”Живой уголок”
5)”Природа и фантазия”
6)ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ с элементами проектной деятельности “Природные зоны – растительный и животный мир”
А)Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования для наиболее полного удолетворения интересов и потребностей обучающихся
Б)Использование активных деятельно-развивающих методов обучения и воспитания, направленных на выработку практических умений.
В)Соблюдение принципа разновозрастного единства при создании групп дополнительного образования
Г)Создание объединения”Клуб коммуникативной культуры”(коммуникативная игра,час общения и развития).
Развитие ученического самоуправления.”От соуправления к самоуправлению”.
Основное предназначение: удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы.
Формирование гражданской позиции и ценностного отношения к себе и окружающим
Повышение социальной компетентности,развитие социальных навыков поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях
Структурная схема
Ученического самоуправления школы №804
Совет организаторов “Лидеров”
Совет по учебной деятельности “ЗНАТОКИ”
Совет по культурно-массовой работе “РЕЖИССЕРЫ”
Производственно-технический совет
“МАСТЕРА”
Совет по спорту “НАДЕЖДА”
Совет БДУ
Бюро добрых услуг “ПЧЕЛКА”
Совет по организации режима дня “БУДИЛЬНИК”
СОВЕТ «ЛИДЕР» - руководство и организация деятельности ученических советов. Руководство проведением общешкольных мероприятий. Принятие решений по ученическому самоуправлению. Образуется из представителей от каждого совета
СОВЕТ «ЗНАТОКИ»- организация взаимопомощи отстающим, рейды по состоянию тетрадей и дневников. Организация и проведение соревнований классов. Создание копилки добрых и полезных дел.
СОВЕТ «РЕЖИССЕРЫ» - организация художественной самодеятельности, выставок, концертной деятельности, конкурсов и фестивалей. Организация и проведение ТШМ (традиционных школьных мероприятий). Поддержка и сохранение школьных традиций.
СОВЕТ «МАСТЕРА» - организация общественно-полезной деятельности, создание бригад для выполнения ремонтных работ, работ по благоустройству территории школы, проведение субботников.
Проведение конкурсов мастерства и ярмарок.
СОВЕТ «НАДЕЖДА»»- спортивно- оздоровительная информация, пропаганда здорового образа жизни, организация и проведение «дней ЗДОРОВЬЯ», организация и проведение соревнований, участие в городских спортивных мероприятиях.
СОВЕТ «ПЧЕЛКА»- оказание помощи и забота о младших, организация помощи в проведении мероприятий в начальной школе, шефская помощь.
СОВЕТ «БУДИЛЬНИК»- проверка сменной обуви, организация дежурства в школьной столовой, соблюдения режима дня, контроль за посещением школы и опоздавшими, учет уровня воспитанности, проведение конкурса
«Самый воспитанный класс».
Расширение и развитие информационных технологий для повышения потенциала воспитательной системы
Информатизация воспитательного процесса через внедрение:
- Модели компьютерной диагностики воспитания (создана Центром теории воспитания РАО; автор Григорьев Д.В);
- Использование сайта МГПИ виртуальный музей:”Музей молодежных субкультур”,”Романтика улиц” в воспитательном процессе
1)Интернет-ресурсы
2)Электронные справочники и энциклопедии
3)База данных
4)Фонотеки
5)Фильмотеки
1)Создание базы данных на учащихся
2)Анализ успешности
3)Учет посещаемости
4)Учет индивидуальных достижений в системе ДО(портфолио)
5)Обработка анкеты и мониторинг
6)Проведение компьютерной диагностики (по Григорьеву Д.В)
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Компьютерные технологии
в воспитательном
процессе
ВОЗМОЖНОСТИ
НАГЛЯДНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
1)Фотоальбомы в электронном виде
2)Библиография творческих работ воспитателей и преподавателей ДО
3)Видеоархив воспитательных мероприятий
4)Сайт
1)Сайты
2)Презентации
3)Экспресс-материалы для стендов с использованием цифрового оборудования
4)Моделирование воспитательных ситуаций
ОБМЕН
ИНФОРМАЦИЕЙ
1)Гостевая книга
2)Электронная почта
3)Формулы
4)Возможность проведения телемост
Выработка воспитательной доктрины школы по построению модели выпускника.
Главной целью специального (коррекционного) образовательного учреждения YIII вида является коррекция недостатков развития ученика, социальная адаптация и интеграция его в современное общество.
Для выполнения этих задач необходим четко сформулированный путь развития личности ребенка, предполагающий индивидуальный маршрут движения к единой конечной цели. Этой целью и является модель выпускника. Понимая, что каждый ребенок имеет свои особенности развития, свои темпы продвижения, мы разделили весь путь к намеченной цели на этапы, и в каждом периоде поставили свои задачи по формированию облика ученика прошедшего обучение, коррекцию и воспитание.
Основными направлениями формирования и развития личности ученика на каждом этапе стали: учение-познание; духовность - культура; труд - творчество; самостоятельность- социализация.
Главная наша цель формирование и воспитание личности, способной строить жизнь, достойную человека. Развить и воспитать эту личность так, утобы она не была балластом в обществе, а была полноправным членом общества и необходимой его частью. Для того чтобы проследить достигнута ли цель по формированию модели выпускника, необходима организация сопровождения выпускника в после школьной Жизни.
Развитие
кондуктивной педагогики, ведение мониторинга успешности, создание электронной версии «книги катамнеза».
1.Этап(начальная школа)пропедевтический период
а)Развитие навыка самообслуживания
б)Формирование готовности к дальнейшему обучению
в)Формирование навыка работы в коллективе
г)Формирование навыка умелости
д)Формирование представлений о нравственном поведении
е)Развитие эмоциональной сферы
2.Этап(средняя школа)
а)Активизация познавательной деятельности
б)Развитие и закрепление трудовых навыков
в)Формирование навыков самостоятельной работы
г)Формирование стремления к здоровому образу жизни
д)Формирование представлений о главных жизненных ценностях
3.Этап(старшая школа)
а)Развитие познавательных способностей
б)Формирование целостной картины мира
в)Формирование гуманистического отношения к окружающему миру
г)Выработка и принятие эстетических, этически, культурных критериев
д)Приобретение и закрепление трудовых профессиональных навыков
е)Формирование способностей адаптироваться в окружающем мире
4.Этап(послешкольное обучение)
а)Формирование профессиональных трудовых навыков
б)Формирование представлений о трудовом коллективе. Принятие норм трудовых отношений
в)Формирование основ экономической грамотности
г)Формирование стойкого неприятия негативных факторов разрушающих здоровье
д)Формирование основ этики и психологии семейной жизни
е)Полная социальная адаптация и готовность к интеграции в общество