СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа родительского всеобуча 2020-2021 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.

Просмотр содержимого документа
«Программа родительского всеобуча 2020-2021 уч. год»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым

«Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька»


Согласовано

Педагогическим советом

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

города Керчи Республики Крым

«Детский сад комбинированного вида

№2 «Капелька»


Протокол №____ от «___»___________2020г.


Утверждаю

Заведующая Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька»

__________________

Е.В. Шишлевская

приказ №_____ от «___»____________2020г.



Программа

родительского всеобуча

«Навстречу друг другу»

на 2020 – 2021 уч.год



Составитель: педагог-психолог МБДОУ №2

Басманова Елена Николаевна



















Керчь, 2020 г.

ВВЕДЕНИЕ

Ситуация обновления общества вызывает активизацию сил во всех областях знания. Опыт различных модернизаций, включая и те, которые протекали в радикальных (революционных) формах, показывает: сколь бы ни были велики пережитые обществом потрясения (флуктуации в «зонах бифуркации»), на выходе всего переходного процесса обнаруживается более или менее существенная преемственность «старого порядка» «новым». Это утверждение выражает сущность изменений и в области образования вообще, и в области педагогического образования родителей в частности.

Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство детского сада с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения.

Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе образования.

В обществе произошла переориентация ценностных установок и  отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, в детском саду, в школе, в обществе. Новое содержание образования и современные технологии, недостаточно знакомые родителям воспитанников, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи с детским садом.

Изменившиеся социальные условия, разрушение образования советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и детского сада, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку,  когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.

Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического к социальному состоянию, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества. Семья – важнейший социальный институт общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.

Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Вряд ли мы преувеличим, утверждая, что в питании детской души родительская и педагогическая любовь являются рядоположенными. Дефицит любви и внимания родителей, педагогов-воспитателей мстит за себя повсюду. Мера помощи, степень заботы тех и других все еще остается в жизни ребенка недостаточной.

Причина этого нами видится в недопонимании того, откуда мы родом. Очень рано мы забываем о своем детстве, о том, «что движет солнце и светила». Ребенок только начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.

Что стоит за неумением вашего ребенка или воспитанника прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?

Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?

Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолевании глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке,  цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.

Почаще вспоминайте свое детство, чистое, наполненное благородным смыслом. Как созвучны радость, возвышенность, оптимизм нашего детства и мира растущего ребенка.

Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы, родители, воспитатели, приобщаясь к светлому мира детства, делаем свою жизнь более полноценной.

В настоящее время семья в Российской Федерации переживает противоречивое и сложное состояние:

  1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

  2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

  3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

  4. Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

  5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость и потребность возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

  • потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации, обусловившей необходимость обеспечения взаимодействий семьи и детского сада в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения;

  • инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

  • открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) к обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Принципы:

  • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);

  • практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

  • развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

  • гуманизации отношений и общения;

  • системности воспитательных воздействий на ребёнка;

  • преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как:

  • система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

  • особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

  • процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.



Цель программы: Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний.

Основные задачи программы:

  1. Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.

  2. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.

  3. Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.

  4. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

  5. Формирование родительского общественного мнения.

  6. Воспитание родителей, родительского коллектива.

Формы родительского всеобуча.

Педагогическое просвещение (родительский всеобуч) проводится самостоятельно или является основной частью родительских собраний.

  • Электронная почта в МБДОУ (адрес – www/[email protected] )

  • Наглядный материал и стенды для родителей  в здании детского сада и в группах детского сада.

  • Информация для родителей на сайте детского сада https://mbdu2kapelka.umi.ru

 Родительские всеобучи проводятся ежемесячно по следующим формам:

  • лекторий для родителей проводится в детском саду; 

  • общие родительские собрания;

  • семинары-практикумы;

  • мастер-классы для родителей и совместно с родителями и с детьми;

  • информация для родителей помещается на сайте МБДОУ

  • материал помещается в родительских уголках и стендах;

  • привлечение родителей к участию в конкурсах;

  • участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности;

  • участие родителей на утренниках и развлечениях;

  • участие родителей в спортивных мероприятиях.

Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Форма взаимодействия

Наименование мероприятия

Задачи

 

Информационно - ознакомительные формы

Знакомство с семьей

 

Ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, преодоление у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотр методов и приемов домашнего воспитания. Помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, практическая помощь семье.

Встречи – знакомства, анкетирование семей.

Открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности

Наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет – журналов, переписка по электронной почте.

День открытых дверей

 

Общение педагогов и родителей. Родители, а также другие близкие ребенку люди, наблюдают деятельность педагога и детей, могут сами участвовать в играх, занятиях и др.

 

Видеофильмы и презентации о жизни группы, детского сада, различных видов деятельности, режимных моментов

Внедрение в образовательный процесс разнообразных творческих средств. Информирование родительского сообщества о жизни ребенка в детском саду, его развитии.

 

Выставки детских работ

 

В каждой группе представлены уголки творчества детей. Регулярное размещение детских работ, выполненных на занятиях, совместные работы педагога и детей, родителей и детей.

Фотовыставки

 

Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей

Информационные проспекты

 

Краткое представление материала, демонстрирующего специфику, отличия от других, информация о специалиста, дополнительных услугах. Формирование у родителей первоначальных представлений об учреждении, демонстрация заинтересованности коллектива в развитии и воспитании детей, стремление к сотрудничеству с родителями.

Информационно - просветительские формы

 

Образование родителей

 

Организация мероприятий: «Школа для родителей» (лекции, семинары, семинары – практикумы); проведение мастер – классов, тренингов; создание библиотеки.

Совместная деятельность

 

Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Информационные стенды

 

Знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, методами и приемами воспитания.

Папки – передвижки

 

Более подробное ознакомление родителей с теми или иными вопросами воспитания (памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др.).

Мини - газеты

 

Информирование о жизни детского сада (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), информацию по проблемам дошкольной педагогике и психологии.



Содержание работы с родителями воспитанников в МБДОУ осуществляется по пяти направлениям развития ребенка: 

Образовательная

область

Содержание направлений работы

Социально-

коммуникативное

развитие

Знакомить родителей с достижениями и трудностями воспитания детей в детском саду.

Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения.

Подвести к пониманию ценности каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей.

Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.).

 Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости – фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи - «101», «102» и «103» и т. д.).

Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка.

Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Показывать необходимость формирования навыков самообслуживания.

Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду.

Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Проводить совместные с родителями конкурсы, акции ориентируясь на потребности и возможности детей.

Привлекать родителей к проектной деятельности.

Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

Познавательное

развитие

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.

Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком

наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие познавательного интереса ребенка

Речевое развитие

Обращать внимание родителей на возможности речевого развития ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.

Развивать у родителей навыки общения, используя различные формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность общения с ребенком.

Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми.

Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Обращать внимание родителей на возможность речевого развития ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой, при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность.

Побуждать родителей поддерживать детское сочинительство.

Художественно-

эстетическое развитие

Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей.

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

Привлекать родителей к совместной с детьми творческой деятельности: организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Ориентировать родителей на совместное рассматривание декоративно- архитектурных элементов зданий, художественных произведений; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Организовывать выставки мастеров Сыктывкара.

Раскрывать для родителей возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях).

Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в детском саду и учреждениях дополнительного образования и культуры.

Физическое

развитие

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения).

Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. 

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

На родительские всеобучи приглашаются следующие специалисты: врачи; психологи; работники правоохранительных органов; работники МЧС; члены администрации детского сада; представители общественных организаций.

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА на 2020-2021 уч.г.

Сроки

Тема

Форма проведения

Ответственные

Сентябрь 2020

«Особенности адаптационного периода.

Кризис трех лет». Возрастные кризисы трех и семи лет: сходство и отличие.

«Влияние родительских установок на развитие детей».

 

Организационное общее родительское собрание.

Информация на сайте МБДОУ

Информация в родительских уголках.

Буклет «Нормы психологического развития».

Заведующая, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог.


Октябрь 2020

«Нехватка общения».

«Мне кажется, Саше не хватает внимания»: лайфхаки для родителей и воспитателей

Консультации в папках-передвижках: когда ребенку не хватает внимания, какие техники помогут «насытить» ребенка вниманием взрослого. Рекомендация для родителей (распечатка)

педагог-психолог.


Ноябрь 2020

Семинар – практикум «Год до школы» для тревожных родителей. Как подготовить психологически будущего первоклассника к школе.





«Что делать если ребенок плохо ест?». Как корректировать проблемы с едой у детей при помощи терапевтических сказок.

Семинар – практикум для родителей подготовительных групп.

9-ть ошибок родителей, которые мешают подготовить ребенка к школе.

Буклет «Игры для будущих первоклассников»


Буклет. Информация в родительских уголках. Консультация по запросу.

Воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог.


Декабрь 2020

 «Роль родителя в нейропсихологической коррекции детских проблем»

Родительский лектории для родителей МБДОУ.

Презентация.

педагог-психолог.


Январь 2021

«Психологическое здоровье дошкольника: как обрести его в семье»

Лекторий для родителей. Проективное рисование родителей «Моя семья».

Информация на сайте МБДОУ и в родительских уголках.


старший воспитатель, педагог-психолог.


Февраль 2021

Детский сон. «Семь мифов о детском сне, о которых важно знать родителям»

Консультации в папках-передвижках. Рекомендация – памятка для родителей (распечатка)

Заведующая, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог.


Март 2021

Семинар – практикум «Детские страхи и пути их преодоления».

Семинар – практикум для родителей МБДОУ. Презентация.

Арт-терапия.

педагог-психолог.


Апрель 2021

«Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

«Готовность  выпускников к обучению в школе»

Родительское собрание для родителей выпускных групп МБДОУ.

Информация на сайте детского сада.

Рекомендации психолога.

Заведующая, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог.


Май 2021

«Пять буклетов для родителей на лето – 2021: гаджеты, безопасность, ложь и ссоры».

Рекомендации. Буклеты:

1.Ребенок все время в гаджете: как отвлечь.

2.Учим безопасности.

3.Детская ложь: как справиться.

4. Убираемся без скандалов.

5.Братья и сестры враждуют: как помирить.


педагог-психолог.


Июнь 2021

«Чем занять ребенка летом – копилка идей»


Консультация в уголок психолога.

1. «Лето – это маленькая жизнь»
2. Закаливание детей в летний период.
3. Памятки для родителей
«В отпуск с ребенком»

 педагог-психолог.





Тема: Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Начальный этап элементарной трудовой и учебной деятельности. Значение игрового сотрудничества для развития детей. Конструкторская деятельность и художественное творчество в дошкольном возрасте. Комплексное развитие дошкольников в различных видах познавательной и творческой деятельности. Основные этапы развития восприятия в дошкольном детстве. Совершенствование внимания детей от трех до семи лет. Переход от непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи. Изменения в памяти детей, происходящие в течение дошкольного детства. Разделение оперативной и рабочей памяти в мнемонической деятельности. Связь развития памяти с совершенствованием мышления ребенка. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Становление произвольности воображения, его соединение с развивающимися памятью и мышлением. Роль сюжетно-ролевых игр в стимулировании развития детского воображения. Формирование словесно-логического мышления дошкольника. Системный характер строения и функционирования детского интеллекта. Совершенствование речи в дошкольном детстве.


Тема: Развитие личности в дошкольном возрасте

Цель: ознакомить родительский коллектив с особенностями развития личности в дошкольном возрасте.

Усвоение нравственных норм. Этапы личностного возрастного развития детей в дошкольном детстве, их связь с формированием различных сторон личности ребенка. Роль общения в развитии личности дошкольника. Усвоение дошкольниками норм и форм поведения. Значение сюжетно-ролевых игр с правилами для личностного развития детей. Возникновение нравственной саморегуляции поведения. Переход к автоматизированным формам нравственного поведения. Проявление моральных качеств личности в общении. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. Развитие мотивации общения в дошкольном возрасте. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентации на мнение окружающих, одобрение, похвалу. Становление потребности в достижении успехов. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции. Формирование основных личностных качеств у дошкольника: возникновение «внутренней позиции», появление самосознания в форме адекватной самооценки собственных личностных качеств. Подражание и его значение для развития личности дошкольника. Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек.


Тема: Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста

Цель: определить роль семьи в воспитании дошкольника; предложить родителям практические рекомендации по воспитанию ребенка.

Роль семьи в воспитании детей. Тип семьи и его влияние на воспитание детей. Совокупность психологических факторов, положительно и отрицательно влияющих на воспитание детей в семье, пути и способы их регуляции. Кодекс взаимного поведения супругов, обеспечивающий создание в семье оптимальных условий для воспитания детей. Применение поощрений и наказаний. Роль братьев и сестер в семейном воспитании. Особенности воспитания детей, родившихся первыми в семье. Влияние братьев и сестер на воспитание девочек и мальчиков. Воспитание детей в неполной семье. Социально-психологические следствия распада семьи, его влияние на воспитание детей. Содержание семейного воспитания: физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Стиль родительского поведения и воспитание детей. Родительский авторитет. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений: диалогичность общения, принятие, атмосфера любви, атмосфера искренности.

Тема: Становление характера дошкольника

Цель: дать общее представление о характере и его истоках; предложить родителям способы влияния на процесс формирования характера дошкольника.

Общее представление о характере. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющихся в различных видах деятельности, общения, взаимодействия человека с окружающими людьми. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности. Типология характеров. Истоки человеческого характера. Подражание окружающим людям и обращение взрослых (особенно матери) с ребенком в раннем детстве – важные факторы формирования характера. Возраст от 2-3 до 9-10 лет как сензитивный для становления основных черт характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера у детей. Период дошкольного детства – время формирования таких свойств характера, как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость. Способы влияния на процесс формирования характера дошкольника.


Тема: Развитие речи у детей дошкольного возраста

Цель: обосновать дошкольный возраст как сензитивный для развития речи; предложить практические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста.

Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их назначение.

Совершенствование речи в дошкольном детстве. Переход от ситуативной к контекстной речи. Возникновение монолога. Появление эгоцентрической речи, ее роль и судьба в развитии мышления и речи дошкольника. Структурно-семантическое, лексическое и грамматическое развитие речи дошкольника. Социальная обусловленность этапов развития детской речи и мышления ребенка. Пути развития речи в дошкольном возрасте. Приемы развития речи у ребенка, ее интеллектуализация. Роль детского словотворчества и эгоцентрической речи в вербальном развитии ребенка. Начало изучения иностранных языков. Дошкольный возраст как начало сензитивного периода в усвоении иностранного языка.

Состав и пополнение активного словарного запаса ребенка-дошкольника. Воспитание коммуникативных навыков и способности к диалогу.


Тема: О канале Fox kids и взрослых страхах

Цель: определить позитивное и негативное влияние современных мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста.

Отношение детей и взрослых к мультипликационным (отечественным и зарубежным) фильмам. Причины увлечения детей дошкольного возраста современными мультипликационными фильмами (особенно зарубежными, например, японскими): новизна, красочность, влияние рекламы и др.

Может ли ребенок стать агрессивным и жестоким в результате просмотра мультяшного канала? Как вести себя, если дошкольник увлекается современными мультипликационными фильмами? Как выбрать телевизионные передачи, мультипликационные фильмы для семейного просмотра?


Тема: Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста

Цель: определить роль сказки в жизни ребенка дошкольного возраста; предложить рекомендации родителям по организации чтения сказок.

Сказка – носитель сюжетов, сценариев, жизненных стратегий, правил и моделей поведения. Сказка как один из важнейших формообразующих моментов в судьбе человека наряду с прочими аспектами воспитания.

Национальная народная и литературная сказка. Какие сказки читать с ребенком-дошкольником. Организация чтения сказок с дошкольником в семье.

Презентация сказок, составленных детьми.

Тема: Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?

Цель: предложить родительскому коллективу практические рекомендации по подготовке ребенка-дошкольника к обучению в школе.

Структура мотивации, обеспечивающая готовность ребенка-дошкольника к усвоению школьных знаний, умений и навыков. Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе. Формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, обусловливающих успешность обучения в школе: общительность, отзывчивость, покладистость, целеустремленность, настойчивость, усидчивость, работоспособность и др. Способы совершенствования восприятия, памяти, мышления. Обучение речи, чтению, письму. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста. Психолого-педагогические требования к развивающим играм и игрушкам для ребенка старшего дошкольного возраста.

Виды образовательных учреждений и их особенности. Параметры выбора школы для ребенка. Профилактика трудной школьной адаптации.


Тема: Психологическая характеристика готовности к обучению в школе

Цель: оказать помощь родителям в определении готовности их ребенка к обучению в школе.

Понятие психологической готовности ребенка к обучению к школе. Требования, предъявляемые к восприятию (избирательность, осмысленность, предметность, высокий уровень сформированности перцептивных действий), вниманию (произвольность, устойчивость, распределение, переключаемость, нужный объем), памяти (произвольность), воображению (связь воображения и внимания) детей при поступлении в школу. Особенности речи, мышления, обеспечивающие коммуникативную и интеллектуальную готовность детей к учению. Личностная готовность ребенка к школьному обучению (наличие у ребенка интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, получению новой информации об окружающем мире). Мотивационная готовность детей к учению (потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний). Функциональная готовность к школе. Развитость двигательных способностей, в частности тех, которые проявляются в индивидуальных видах творческой деятельности детей: конструировании, рисовании, лепке и др. Коммуникативные умения и навыки, межличностные отношения детей, определяющие их готовность к обучению. Психодиагностика готовности ребенка к обучению через выявление зоны его потенциального развития.


Тема: Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования

Цель: ознакомить родителей будущих школьников с их правами и обязанностями.

Участники образовательного процесса, их права и обязанности. Закон РФ «Об образовании». Семейное законодательство. Права родителей: выбирать образовательные учреждения в своем населенном пункте; защищать законные интересы и права ребенка в образовательном учреждении, обращаясь в органы управления образованием, прокуратуру, суд; принимать участие в управлении образовательным учреждением; знакомиться с содержанием и ходом образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих (либо опекаемых ими) детей. Обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних: знать и выполнять Устав образовательного учреждения, нести ответственность за воспитание детей, получение ими основного общего образования.


Список используемой литературы.

  1. Алексеева Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье / Л.С. Алексеева // Педагогика. – 2006. – №5. – С. 43-52.

  2. Валлон А. Психическое развитие ребенка /А. Валлон. – СПб.: Питер, 2001.

  3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А Караковский, Л.И Новикова, Н.Л Селиванова – М.: Пед об-во России, 2000.

  4. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И. С. Кон. – М.: Академия, 2003.

  5. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991.

  6. Педагогическое просвещение родителей: проект / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова и др.; под ред. проф. В.А. Лабузова. – Оренбург: ГУ «РЦРО»,  2009 –  188 с.

  7. Степанов Е.Н. Педагогу о современных педагогах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов. – М.: Сфера, 2003.

  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы. В разделе «Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года» акцент ставится на поддержке семей.

  11. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  12. Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.

  13. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / авт. - сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.

  14. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». / Авторы программы: Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В.





7