Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
«Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька»
Согласовано Педагогическим советом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька» Протокол №____ от «___»___________2020г. | Утверждаю Заведующая Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька» __________________ Е.В. Шишлевская приказ №_____ от «___»____________2020г. |
Программа
родительского всеобуча
«Навстречу друг другу»
на 2020 – 2021 уч.год
Составитель: педагог-психолог МБДОУ №2
Басманова Елена Николаевна
Керчь, 2020 г.
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация обновления общества вызывает активизацию сил во всех областях знания. Опыт различных модернизаций, включая и те, которые протекали в радикальных (революционных) формах, показывает: сколь бы ни были велики пережитые обществом потрясения (флуктуации в «зонах бифуркации»), на выходе всего переходного процесса обнаруживается более или менее существенная преемственность «старого порядка» «новым». Это утверждение выражает сущность изменений и в области образования вообще, и в области педагогического образования родителей в частности.
Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство детского сада с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения.
Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе образования.
В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, в детском саду, в школе, в обществе. Новое содержание образования и современные технологии, недостаточно знакомые родителям воспитанников, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи с детским садом.
Изменившиеся социальные условия, разрушение образования советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и детского сада, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.
Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического к социальному состоянию, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества. Семья – важнейший социальный институт общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.
Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Вряд ли мы преувеличим, утверждая, что в питании детской души родительская и педагогическая любовь являются рядоположенными. Дефицит любви и внимания родителей, педагогов-воспитателей мстит за себя повсюду. Мера помощи, степень заботы тех и других все еще остается в жизни ребенка недостаточной.
Причина этого нами видится в недопонимании того, откуда мы родом. Очень рано мы забываем о своем детстве, о том, «что движет солнце и светила». Ребенок только начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.
Что стоит за неумением вашего ребенка или воспитанника прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?
Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолевании глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.
Почаще вспоминайте свое детство, чистое, наполненное благородным смыслом. Как созвучны радость, возвышенность, оптимизм нашего детства и мира растущего ребенка.
Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы, родители, воспитатели, приобщаясь к светлому мира детства, делаем свою жизнь более полноценной.
В настоящее время семья в Российской Федерации переживает противоречивое и сложное состояние:
Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).
Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость и потребность возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации, обусловившей необходимость обеспечения взаимодействий семьи и детского сада в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения;
инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) к обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Принципы:
первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);
практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
гуманизации отношений и общения;
системности воспитательных воздействий на ребёнка;
преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как:
система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Цель программы: Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний.
Основные задачи программы:
Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.
Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.
Формирование родительского общественного мнения.
Воспитание родителей, родительского коллектива.
Формы родительского всеобуча.
Педагогическое просвещение (родительский всеобуч) проводится самостоятельно или является основной частью родительских собраний.
Электронная почта в МБДОУ (адрес – www/[email protected] )
Наглядный материал и стенды для родителей в здании детского сада и в группах детского сада.
Информация для родителей на сайте детского сада https://mbdu2kapelka.umi.ru
Родительские всеобучи проводятся ежемесячно по следующим формам:
лекторий для родителей проводится в детском саду;
общие родительские собрания;
семинары-практикумы;
мастер-классы для родителей и совместно с родителями и с детьми;
информация для родителей помещается на сайте МБДОУ
материал помещается в родительских уголках и стендах;
привлечение родителей к участию в конкурсах;
участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности;
участие родителей на утренниках и развлечениях;
участие родителей в спортивных мероприятиях.
Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Форма взаимодействия | Наименование мероприятия | Задачи |
Информационно - ознакомительные формы | Знакомство с семьей | Ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, преодоление у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотр методов и приемов домашнего воспитания. Помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, практическая помощь семье. |
Встречи – знакомства, анкетирование семей. |
Открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности | Наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. |
Информирование родителей о ходе образовательного процесса | Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет – журналов, переписка по электронной почте. |
День открытых дверей | Общение педагогов и родителей. Родители, а также другие близкие ребенку люди, наблюдают деятельность педагога и детей, могут сами участвовать в играх, занятиях и др. |
| Видеофильмы и презентации о жизни группы, детского сада, различных видов деятельности, режимных моментов | Внедрение в образовательный процесс разнообразных творческих средств. Информирование родительского сообщества о жизни ребенка в детском саду, его развитии. |
Выставки детских работ | В каждой группе представлены уголки творчества детей. Регулярное размещение детских работ, выполненных на занятиях, совместные работы педагога и детей, родителей и детей. |
Фотовыставки | Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей |
Информационные проспекты | Краткое представление материала, демонстрирующего специфику, отличия от других, информация о специалиста, дополнительных услугах. Формирование у родителей первоначальных представлений об учреждении, демонстрация заинтересованности коллектива в развитии и воспитании детей, стремление к сотрудничеству с родителями. |
Информационно - просветительские формы | Образование родителей | Организация мероприятий: «Школа для родителей» (лекции, семинары, семинары – практикумы); проведение мастер – классов, тренингов; создание библиотеки. |
Совместная деятельность | Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. |
Информационные стенды | Знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, методами и приемами воспитания. |
Папки – передвижки | Более подробное ознакомление родителей с теми или иными вопросами воспитания (памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др.). |
Мини - газеты | Информирование о жизни детского сада (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), информацию по проблемам дошкольной педагогике и психологии. |
Содержание работы с родителями воспитанников в МБДОУ осуществляется по пяти направлениям развития ребенка:
Образовательная область | Содержание направлений работы |
Социально- коммуникативное развитие | Знакомить родителей с достижениями и трудностями воспитания детей в детском саду. Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подвести к пониманию ценности каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности. Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей. Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости – фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи - «101», «102» и «103» и т. д.). Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. Показывать необходимость формирования навыков самообслуживания. Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции ориентируясь на потребности и возможности детей. Привлекать родителей к проектной деятельности. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. |
Познавательное развитие | Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов. Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие познавательного интереса ребенка |
Речевое развитие | Обращать внимание родителей на возможности речевого развития ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя различные формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность общения с ребенком. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми. Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников. Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества. Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой. Обращать внимание родителей на возможность речевого развития ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой, при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность. Побуждать родителей поддерживать детское сочинительство. |
Художественно- эстетическое развитие | Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей. Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома. Привлекать родителей к совместной с детьми творческой деятельности: организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей. Ориентировать родителей на совместное рассматривание декоративно- архитектурных элементов зданий, художественных произведений; показывать ценность общения по поводу увиденного и др. Организовывать выставки мастеров Сыктывкара. Раскрывать для родителей возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в детском саду и учреждениях дополнительного образования и культуры. |
Физическое развитие | Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка. Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе). Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. |
На родительские всеобучи приглашаются следующие специалисты: врачи; психологи; работники правоохранительных органов; работники МЧС; члены администрации детского сада; представители общественных организаций.
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА на 2020-2021 уч.г.
Сроки | Тема | Форма проведения | Ответственные |
Сентябрь 2020 | «Особенности адаптационного периода. Кризис трех лет». Возрастные кризисы трех и семи лет: сходство и отличие. «Влияние родительских установок на развитие детей». | Организационное общее родительское собрание. Информация на сайте МБДОУ Информация в родительских уголках. Буклет «Нормы психологического развития». | Заведующая, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог. |
Октябрь 2020 | «Нехватка общения». «Мне кажется, Саше не хватает внимания»: лайфхаки для родителей и воспитателей | Консультации в папках-передвижках: когда ребенку не хватает внимания, какие техники помогут «насытить» ребенка вниманием взрослого. Рекомендация для родителей (распечатка) | педагог-психолог. |
Ноябрь 2020 | Семинар – практикум «Год до школы» для тревожных родителей. Как подготовить психологически будущего первоклассника к школе. «Что делать если ребенок плохо ест?». Как корректировать проблемы с едой у детей при помощи терапевтических сказок. | Семинар – практикум для родителей подготовительных групп. 9-ть ошибок родителей, которые мешают подготовить ребенка к школе. Буклет «Игры для будущих первоклассников» Буклет. Информация в родительских уголках. Консультация по запросу. | Воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог. |
Декабрь 2020 | «Роль родителя в нейропсихологической коррекции детских проблем» | Родительский лектории для родителей МБДОУ. Презентация. | педагог-психолог. |
Январь 2021 | «Психологическое здоровье дошкольника: как обрести его в семье» | Лекторий для родителей. Проективное рисование родителей «Моя семья». Информация на сайте МБДОУ и в родительских уголках. | старший воспитатель, педагог-психолог. |
Февраль 2021 | Детский сон. «Семь мифов о детском сне, о которых важно знать родителям» | Консультации в папках-передвижках. Рекомендация – памятка для родителей (распечатка) | Заведующая, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог. |
Март 2021 | Семинар – практикум «Детские страхи и пути их преодоления». | Семинар – практикум для родителей МБДОУ. Презентация. Арт-терапия. | педагог-психолог. |
Апрель 2021 | «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?» «Готовность выпускников к обучению в школе» | Родительское собрание для родителей выпускных групп МБДОУ. Информация на сайте детского сада. Рекомендации психолога. | Заведующая, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог. |
Май 2021 | «Пять буклетов для родителей на лето – 2021: гаджеты, безопасность, ложь и ссоры». | Рекомендации. Буклеты: 1.Ребенок все время в гаджете: как отвлечь. 2.Учим безопасности. 3.Детская ложь: как справиться. 4. Убираемся без скандалов. 5.Братья и сестры враждуют: как помирить. | педагог-психолог. |
Июнь 2021 | «Чем занять ребенка летом – копилка идей» | Консультация в уголок психолога. 1. «Лето – это маленькая жизнь» 2. Закаливание детей в летний период. 3. Памятки для родителей «В отпуск с ребенком» | педагог-психолог. |
Тема: Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей дошкольного возраста.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Начальный этап элементарной трудовой и учебной деятельности. Значение игрового сотрудничества для развития детей. Конструкторская деятельность и художественное творчество в дошкольном возрасте. Комплексное развитие дошкольников в различных видах познавательной и творческой деятельности. Основные этапы развития восприятия в дошкольном детстве. Совершенствование внимания детей от трех до семи лет. Переход от непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи. Изменения в памяти детей, происходящие в течение дошкольного детства. Разделение оперативной и рабочей памяти в мнемонической деятельности. Связь развития памяти с совершенствованием мышления ребенка. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Становление произвольности воображения, его соединение с развивающимися памятью и мышлением. Роль сюжетно-ролевых игр в стимулировании развития детского воображения. Формирование словесно-логического мышления дошкольника. Системный характер строения и функционирования детского интеллекта. Совершенствование речи в дошкольном детстве.
Тема: Развитие личности в дошкольном возрасте
Цель: ознакомить родительский коллектив с особенностями развития личности в дошкольном возрасте.
Усвоение нравственных норм. Этапы личностного возрастного развития детей в дошкольном детстве, их связь с формированием различных сторон личности ребенка. Роль общения в развитии личности дошкольника. Усвоение дошкольниками норм и форм поведения. Значение сюжетно-ролевых игр с правилами для личностного развития детей. Возникновение нравственной саморегуляции поведения. Переход к автоматизированным формам нравственного поведения. Проявление моральных качеств личности в общении. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. Развитие мотивации общения в дошкольном возрасте. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентации на мнение окружающих, одобрение, похвалу. Становление потребности в достижении успехов. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции. Формирование основных личностных качеств у дошкольника: возникновение «внутренней позиции», появление самосознания в форме адекватной самооценки собственных личностных качеств. Подражание и его значение для развития личности дошкольника. Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек.
Тема: Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
Цель: определить роль семьи в воспитании дошкольника; предложить родителям практические рекомендации по воспитанию ребенка.
Роль семьи в воспитании детей. Тип семьи и его влияние на воспитание детей. Совокупность психологических факторов, положительно и отрицательно влияющих на воспитание детей в семье, пути и способы их регуляции. Кодекс взаимного поведения супругов, обеспечивающий создание в семье оптимальных условий для воспитания детей. Применение поощрений и наказаний. Роль братьев и сестер в семейном воспитании. Особенности воспитания детей, родившихся первыми в семье. Влияние братьев и сестер на воспитание девочек и мальчиков. Воспитание детей в неполной семье. Социально-психологические следствия распада семьи, его влияние на воспитание детей. Содержание семейного воспитания: физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Стиль родительского поведения и воспитание детей. Родительский авторитет. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений: диалогичность общения, принятие, атмосфера любви, атмосфера искренности.
Тема: Становление характера дошкольника
Цель: дать общее представление о характере и его истоках; предложить родителям способы влияния на процесс формирования характера дошкольника.
Общее представление о характере. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющихся в различных видах деятельности, общения, взаимодействия человека с окружающими людьми. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности. Типология характеров. Истоки человеческого характера. Подражание окружающим людям и обращение взрослых (особенно матери) с ребенком в раннем детстве – важные факторы формирования характера. Возраст от 2-3 до 9-10 лет как сензитивный для становления основных черт характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера у детей. Период дошкольного детства – время формирования таких свойств характера, как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость. Способы влияния на процесс формирования характера дошкольника.
Тема: Развитие речи у детей дошкольного возраста
Цель: обосновать дошкольный возраст как сензитивный для развития речи; предложить практические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста.
Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их назначение.
Совершенствование речи в дошкольном детстве. Переход от ситуативной к контекстной речи. Возникновение монолога. Появление эгоцентрической речи, ее роль и судьба в развитии мышления и речи дошкольника. Структурно-семантическое, лексическое и грамматическое развитие речи дошкольника. Социальная обусловленность этапов развития детской речи и мышления ребенка. Пути развития речи в дошкольном возрасте. Приемы развития речи у ребенка, ее интеллектуализация. Роль детского словотворчества и эгоцентрической речи в вербальном развитии ребенка. Начало изучения иностранных языков. Дошкольный возраст как начало сензитивного периода в усвоении иностранного языка.
Состав и пополнение активного словарного запаса ребенка-дошкольника. Воспитание коммуникативных навыков и способности к диалогу.
Тема: О канале Fox kids и взрослых страхах
Цель: определить позитивное и негативное влияние современных мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста.
Отношение детей и взрослых к мультипликационным (отечественным и зарубежным) фильмам. Причины увлечения детей дошкольного возраста современными мультипликационными фильмами (особенно зарубежными, например, японскими): новизна, красочность, влияние рекламы и др.
Может ли ребенок стать агрессивным и жестоким в результате просмотра мультяшного канала? Как вести себя, если дошкольник увлекается современными мультипликационными фильмами? Как выбрать телевизионные передачи, мультипликационные фильмы для семейного просмотра?
Тема: Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
Цель: определить роль сказки в жизни ребенка дошкольного возраста; предложить рекомендации родителям по организации чтения сказок.
Сказка – носитель сюжетов, сценариев, жизненных стратегий, правил и моделей поведения. Сказка как один из важнейших формообразующих моментов в судьбе человека наряду с прочими аспектами воспитания.
Национальная народная и литературная сказка. Какие сказки читать с ребенком-дошкольником. Организация чтения сказок с дошкольником в семье.
Презентация сказок, составленных детьми.
Тема: Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?
Цель: предложить родительскому коллективу практические рекомендации по подготовке ребенка-дошкольника к обучению в школе.
Структура мотивации, обеспечивающая готовность ребенка-дошкольника к усвоению школьных знаний, умений и навыков. Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе. Формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, обусловливающих успешность обучения в школе: общительность, отзывчивость, покладистость, целеустремленность, настойчивость, усидчивость, работоспособность и др. Способы совершенствования восприятия, памяти, мышления. Обучение речи, чтению, письму. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста. Психолого-педагогические требования к развивающим играм и игрушкам для ребенка старшего дошкольного возраста.
Виды образовательных учреждений и их особенности. Параметры выбора школы для ребенка. Профилактика трудной школьной адаптации.
Тема: Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
Цель: оказать помощь родителям в определении готовности их ребенка к обучению в школе.
Понятие психологической готовности ребенка к обучению к школе. Требования, предъявляемые к восприятию (избирательность, осмысленность, предметность, высокий уровень сформированности перцептивных действий), вниманию (произвольность, устойчивость, распределение, переключаемость, нужный объем), памяти (произвольность), воображению (связь воображения и внимания) детей при поступлении в школу. Особенности речи, мышления, обеспечивающие коммуникативную и интеллектуальную готовность детей к учению. Личностная готовность ребенка к школьному обучению (наличие у ребенка интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, получению новой информации об окружающем мире). Мотивационная готовность детей к учению (потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний). Функциональная готовность к школе. Развитость двигательных способностей, в частности тех, которые проявляются в индивидуальных видах творческой деятельности детей: конструировании, рисовании, лепке и др. Коммуникативные умения и навыки, межличностные отношения детей, определяющие их готовность к обучению. Психодиагностика готовности ребенка к обучению через выявление зоны его потенциального развития.
Тема: Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
Цель: ознакомить родителей будущих школьников с их правами и обязанностями.
Участники образовательного процесса, их права и обязанности. Закон РФ «Об образовании». Семейное законодательство. Права родителей: выбирать образовательные учреждения в своем населенном пункте; защищать законные интересы и права ребенка в образовательном учреждении, обращаясь в органы управления образованием, прокуратуру, суд; принимать участие в управлении образовательным учреждением; знакомиться с содержанием и ходом образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих (либо опекаемых ими) детей. Обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних: знать и выполнять Устав образовательного учреждения, нести ответственность за воспитание детей, получение ими основного общего образования.
Список используемой литературы.
Алексеева Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье / Л.С. Алексеева // Педагогика. – 2006. – №5. – С. 43-52.
Валлон А. Психическое развитие ребенка /А. Валлон. – СПб.: Питер, 2001.
Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А Караковский, Л.И Новикова, Н.Л Селиванова – М.: Пед об-во России, 2000.
Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И. С. Кон. – М.: Академия, 2003.
Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991.
Педагогическое просвещение родителей: проект / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова и др.; под ред. проф. В.А. Лабузова. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009 – 188 с.
Степанов Е.Н. Педагогу о современных педагогах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов. – М.: Сфера, 2003.
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы. В разделе «Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года» акцент ставится на поддержке семей.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / авт. - сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». / Авторы программы: Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В.
7