Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1
УТВЕРЖДАЮ:
директор школы
_____________ Осетрова С.Ю
Приказ № ____ от
«___»__________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре (волейбол)
для дополнительного обучения 7-11 классов
срок реализации 3 года
Рабочая программа составлена на основе программы «Физическая культура» автор В.И. Лях.
Разработчик программы Учитель физической культуры Захаркевич Михаил Юрьевич .
Нерехта 2017 г.
Количество учеников в секции — 10-15 человек. В состав кружка включать учащихся основной и подготовительной медицинских групп, прошедших медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям в секции спортивных игр «волейбол».
Цель занятий:
-формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической
культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ.
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;
-обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;
- формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение
Необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на районных соревнованиях.
Задача занятий:
-выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;
-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость,
быстроту.
движений, скоростно-силовые качества, выносливость.
- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость
дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои
физические силы,
-воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность,
настойчивость;
- учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в себе и боязнь.
Методическое обеспечение реализации программы
секции спортивных игр: «волейбол»:
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
Раздел 3. Х-Х1 классы.
Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры.
Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы)
Волейбол (юноши и девушки)
Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич) пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации»
Понятийная база и содержание учебного предмета основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования от 6.10.09г. №373;
Закон «Об образовании»;
Федеральном закон «о физической культуре и спорту» от 4.12.2007г.№329-Ф3;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;
Примерной программе начального общего образования;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889.
Условия реализации программы секции спортивных игр «волейбол»:
Материально-технические условия:
- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной базы волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.
Педагогические условия:
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
- наличие необходимой документации:
- программы деятельности спортивной секции;
- тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».
Ожидаемые результаты работы :
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,
3.Участие в спартакиаде школы по волейболу, формирование сборной команды школы для участия в районных соревнованиях по волейболу,
5.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях,
6.решение проблемы занятости в свободное время,
7.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию учащихся
№ | ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ | Всего: |
1 | История развития волейбола Общие основы волейбола | 1 ч |
2 | Правила игры и методика судейства | 1 ч |
3 | Техническая подготовка волейболистов | 2 ч |
4 | Физическая подготовка .Нормативы | 2 ч |
5 | Методика тренировки волейболистов | 1 ч |
Изучение техники игры в волейбол |
Техника нападения: |
6 | Перемещения | 1 ч |
7 | Стойки | 1 ч |
8 | Подачи | 10 ч |
9 | Передачи | 5 ч |
10 | Нападающие удары | 5 ч |
Техника защиты: |
11 | Перемещения | 2 ч |
12 | Прием мяча | З ч |
13 | Блокирование | З ч |
| Изучение тактики игры в волейбол | |
Тактика нападения: |
14 | Индивидуальные действия | 2 ч |
15 | Групповые действия | 3 ч |
16 | Командные действия | 3 ч |
Тактику защиты: |
17 | Индивидуальные действия | 7 ч |
18 | Групповые действия | 7 ч |
19 | Командные действия | 8 ч |
20 | Игра по правилам с заданием | 4 ч |
| Итого: | 70 ч. |
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь: • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной спёциализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
• соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении тренировочных занятиях;
• осуществлять судейство школьных соревнований по волейболу.
демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку. | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | 180 25 | 165 18 |
К выносливости . | Кроссовый бег 2 км | 8 мин 50 с | 10 мин 20 с |
К координации | Последовательное выполнение 5 кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, | 10,0 12,0 | 14,0 10,0 |
Контрольные упражнения
Нижняя прямая подача техника
Верхняя прямая подача техника
Передача мяча у сетки техника
Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. техника
Прем мяча снизу техника техника
Прямой нападающий удар техника
Программный материал:
*Общеразвивающие упражнения без предметов: - Упражнения для рук и плечевого пояса; - Упражнения для туловища; - Упражнения для ног; - Упражнения сидя и лежа; - Ходьба, бег. | * Общеразвивающие упражнения с предметами: - Упражнения с короткой скакалкой; - Упражнения с длинной скакалкой; - Упражнения с гимнастической палкой; - Упражнения с малыми мячами; - Упражнения с набивными мячами. |
* Специальная физическая подготовка: - Упражнения для развития силы мышц кистей; - Упражнения для развития силы мышц верхнего плечевого пояса; - Упражнения для развития силы мышц туловища; - Упражнения для развития силы мышц ног; - Упражнения для развития специальной | быстроты; - Упражнения для развития специальной выносливости; - Упражнения для развития специальной ловкости; - Упражнения для развития специальной гибкости. |
* Технические приемы игры: - Техника нападения(стойки, перемещения); - передачи мяча; - подачи мяча; - нападающий удар; - техника защиты(стойки, перемещения); - прием мяча; - блокирование. | *Тактические приемы игры: - тактика нападения: - индивидуальные действия; - групповые действия; - командные действия; - тактика защиты; - индивидуальные действия; - групповые действия; - командные действия. |
№ занятия | Колич. часов | Темы | Содержание материала |
№1 | 1 | История развития волейбола | Становление волейбола как вида спорта Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола |
№2 | 1 | Правила игры и методика судейства | Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. |
№3-4 | 2 | Техническая подготовка волейболиста | Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка - необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения. Определения и исправления ошибок. Задачи тренировочного процесса. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость) Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовка |
№5-6 | 2 | Техника игры в волейбол | Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке. Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры. Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке. "Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты. |
№7-8 | 2 | Физическая подготовка | Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке. Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования. |
№9 | 1 | Методика тренировки волейболистов | Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств. Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам. Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике. |
Изучение техники игры в волейбол техника нападения: |
№10 | 1 | Стартовые стойки | Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка. |
№11 | 1 | Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении | Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). |
№12 | 1 | Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите | Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. |
Обучение техники подачи мяча: |
№13-14 | 2 | Обучение технике нижней прямой подачи | подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче; |
№15-16 | 2 | Обучение технике нижней боковой подачи | подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче; |
№17-19 | 3 | Обучение технике верхней прямой подачи | подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче: |
№20-22 | 3 | Обучение техники верхней боковой подаче | подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче; |
№23 | 1 | Обучение укороченной подачи | специальные упражнения для обучения укороченной подаче подача на точность; |
№24-25 | 2 | Обучения технике верхних передач | Техника передачи двумя сверху Техника передачи в прыжке над собой, назад |
№26-28 | 3 | Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки). | подводящие упражнения для обучения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами; специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с перемещением; |
№29-30 | 2 | Обучение технике передач снизу | подводящие упражнения с набивными мячами; имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения индивидуально у стены; специальные упражнения в группах через сетку; упражнения для обучения передаче одной снизу |
№31-35 | 5 | Обучение технике нападающих ударов | подводящие упражнения с набивным мячом; упражнения для обучения напрыгиванию; упражнения с теннисным мячом; упражнения для обучения замаху и удару по мячу; специальные упражнения у стены в опорном положении; специальные упражнения у стены. |
Техника защиты: |
№36-38 | 3 | Обучение технике приема подач | упражнения для обучения перемещению игрока; имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения); специальные упражнения в парах без сетки; |
№39-40 | 2 | Обучение технике приема мяча с падением | - на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки - грудь |
№41-43 | 3 | Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное) | упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков; имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения); имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре); специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре); упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные) |
Изучение тактики игры в волейбол Тактика нападения: |
№44-46 | 3 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий | Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом (короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой. |
№47 | 1 | Обучение индивидуальным тактическим действиям | При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений |
Тактика защиты: |
№48-49 | 2 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий | Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий. Взаимодействие игроков. Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом. |
№50-51 | 2 | Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар | Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабления и растяжения. Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке. Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока. Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП. Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости. |
№52 | 1 | Обучения тактике нападающих ударов | Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы. |
№53 | 1 | Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока | Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Учебная игра. |
№54-56 | 3 | Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе | Упражнения для развития гибкости. Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений. |
№57 | 1 | Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями | Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра. |
№58 | 1 | Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов | Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны Учебная игра. |
№59 | 1 | Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов | Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра. |
№60-61 | 2 | Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач | Обучение приему мяча от сетки. Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов Развитие координации. Учебная игра. |
№62 | 1 | Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего | Передача мяча одной рукой в прыжке Учебная игра. |
№63-65 | 3 | Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии | Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. |
№66-68 | 3 | Обучение командным действиям в нападении | Учебная игра с заданием. |
№69 | 1 | Обучение командным действиям в защите | Учебная игра с заданием. |
№70 | 1 | Техника безопасности на учебно- тренировочных занятиях и соревнованиях | |