СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа службы психолого-педагогического сопровождения в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа деятельности СППС в школе-интернате. 

Просмотр содержимого документа
«Программа службы психолого-педагогического сопровождения в школе»


Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 20»

(КГКОУ ШИ 20)




Согласовано


Психолого-педагогическим консилиумом

Утверждено

Директор КГКОУ ШИ 20


КГКОУ ШИ 20

(протокол № 1 от 31.08.2022 г)

________ И.А. Ловицкая

Приказ 31.08.2022г.№ 80















ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ





Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ 20












Советская Гавань

2022 год


Правовая документация

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19.12.2017;

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;


Пояснительная записка

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов.

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в КГКОУ ШИ 20 осуществляется в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Положением о службе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса КГКОУ ШИ 20 и рассматривается как систематическая деятельность специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога, классных руководителей и воспитателей, направленная на создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся

Цель программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся КГКОУ ШИ 20: создание условий для личностного развития, обучения и воспитания обучающихся в рамках образовательного процесса в школе полного дня.

Задачи:

  • защита прав и интересов личности воспитанников, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;

  • квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей, развитая ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;

  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодолевая трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрутов: участие специалистов сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся;

  • развитие психолого-педагогической и социальной компетентности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей;

  • содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;

  • психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;

  • консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогических работников, родителей;

  • профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов и родителей;

  • участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, воспитателей, родителей.

Формы психолого-педагогического сопровождения


  1. Диагностика - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска.

  2. Коррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда по разработке психокоррекционных программ воспитания; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса.

  3. Просвещение - с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта.

  4. Консультирование - участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социальным проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений. Помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних и др. в вопросах развития, воспитания и обучения несовершеннолетних.

  5. Экспертиза - исследование социума школы-интерната с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.

Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.

  1. Развивающая работа:

  • проведение организационно-методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований);

  • участие в методических объединениях, в семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления обучающихся с учетом состояния их здоровья;

  • организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

  • Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.

Проведение консилиумов Службы сопровождения с целью анализа и обобщения проведенной работы, выработки рекомендаций учащимся, родителям, педагогам, корректировка плана работы службы.

Состав Службы сопровождения

  1. Руководитель Службы сопровождения.

  2. Учителя-логопеды

  3. Педагоги-психологи

  4. Социальный педагог

  5. Учителя-дефектологи








Взаимодействие специалистов Службы сопровождения




Руководитель службы






Учитель-логопед




Ученик

Семья









Педагог-психолог





Социальный педагог












Служба сопровождения является связующим звеном между школьниками, их родителями, педагогами и администрацией школы, между семьей и образовательной организацией. Работа службы сопровождения позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешной реализации ФГОС.

Психологическое сопровождение

Цель: создание и поддержка благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей, реализации ООП.

Задачи:

  • проведение различной диагностики участников образовательного процесса для выявления проблем и их коррекции и профилактики;

  • формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся;

  • оказание консультационной помощи детям и взрослым;

  • психологическое просвещение участников образовательного процесса для повышения психологической грамотности;

  • проведение методической работы;

  • повышение собственной квалификации педагога-психолога.

В соответствии с Положением о службе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса школы-интерната

содержание работы определяется:

  • необходимостью полноценного развития учащихся, сохранения их здоровья на каждом возрастном этапе, формированием у них способности к воспитанию и самовоспитанию

  • важностью индивидуального подхода к каждому обучающемуся и, в соответствии с этим, изучения особенностей учащихся на протяжении всего пребывания в школе

  • необходимостью пропаганды здорового образа жизни

  • необходимостью предупреждения правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания.

Основные направления деятельности

  1. Психодиагностика

Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.

Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета школьника, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии, для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Формы: диагностический минимум и углубленная психологическая диагностика.

Диагностический минимум - комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели. Ориентировано на выявление социально-психологических особенностей школьников, существенно влияющих на эффективность их обучения и развития. Реализация этого вида деятельности позволяет определить группу школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии в школьной среде, определить те специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы всех школьников обследуемой параллели, знания которых необходимы для успешного сопровождения.

Диагностический минимум позволяет отслеживать динамику развития и состояния школьника по его определенным характеристикам на протяжении всего процесса школьного обучения.

Углубленное психологическое обследование – деятельность педагога-психолога по отношению к детям:

- с предполагаемым внутренним психологическим конфликтом, для понимания причин и поиска решения которого, необходимо получение дополнительной психологической информации;

- с особенностями и проблемами в познавательной сфере.

Данная работа проводится по результатам диагностического минимума, либо по запросам родителей и педагогов.

Цель работы – выявление зоны и содержания конфликта, поиск личных особенностей школьника, провоцирующие внутренние и внешние конфликты, или особенностей его познавательной деятельности.

  1. Коррекционно-развивающая работа со школьниками.

Цель - создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников и решения конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

Развивающая форма работы в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяют им решать достаточно сложные психологические задачи.

Психокоррекционная форма работы позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии школьников.

Главный принцип данной работы - целостность. Это означает, что деятельность в рамках программы психолого-педагогического сопровождения разворачивается как процесс поддержки ребенка в целом, во всем разнообразии социально-психологических проявлений его личности. Это не исключает выделение приоритетных направлений в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем, интересов и желаний школьников.

  1. Информационно-просветительское направление (консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов; участие в работе консилиумов Службы Сопровождения ОУ; повышение собственной квалификации педагога-психолога).

Просвещение школьников

Цель - создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

Консультирование школьников

Цель - оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Просвещение педагогов.

Цель: создание условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание, для организации эффективного процесса предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения. А также построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах.

Этот вид деятельности осуществляется путем органического вплетения ситуации передачи знаний в процесс практической деятельности, т.е. знание – ответ на реально существующий запрос педагога.

Консультирование педагогов.

Цель - организация сотрудничества педагогов и психологов в решении различных школьных проблем и профессиональных педагогических задач, предполагающее равноправное взаимодействие психологов и педагогов, распределение профессиональных функций между ними.

Консультирование проводится по вопросам соответствия учебных программ научным психолого-педагогическим и психофизиологическим требованиям к обучению школьников определенного возраста, уровню развития и реальным возможностям конкретных учащихся, а также по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп.

Консультирование и просвещение родителей.

Цель - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

При этом реализуется принцип невмешательства педагога-психолога в семейную ситуацию.

Психолог пытается ввести родителей в актуальные проблемы детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию динамики детского развития. Информируя родителей о школьных проблемах ребенка, психолог помогает также осуществлять организацию эффективного детско-родительского общения.

  1. Работа с одаренными детьми

Цель - создание образовательной среды, которая обеспечивает возможность развития и проявления творческой и спортивной активности как одаренных детей и детей со скрытыми формами одаренности.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает использование психологических закономерностей развития способностей человека, психологические тренинги

Профориентационное

Цель - создание условий для профессионального и социального самоопределения старшеклассников.

В рамках этого направления проводятся: анкетирование, психологическая диагностика учащихся, консультирование учащихся и их родителей (законных представителей), лекции и беседы с учащимися, направленные на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.

Также в рамках данного направления для учащихся младшей школы организованы выезды с целью знакомства учащихся с миром профессий, встречи с представителями различных профессий.

Профилактическое

Цель - создание условий для профилактики возникновения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем учащихся; профилактика профессионального выгорания педагогов.

В рамках этого направления осуществляется разработка и проведение профилактических программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных сфер жизни; целенаправленное управляемое формирование системы универсальных учебных действий (УУД); проведение программы по профилактике профессионального выгорания педагогов, авторы-составители: В.В. Корнилова, О.Б. Левагина.

  1. Экспертиза

В рамках этого направления осуществляется экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, а также участие педагога-психолога в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

Выделены приоритетные направления работы, связанные с определёнными периодами жизни ребёнка

Основное внимание уделяется:

  1. Адаптация у первоклассников

  2. Готовность к переходу в 5 класс у 4-классников

  3. Адаптация у пятиклассников

  4. Социализация подростков

  5. Профессиональное самоопределение у старшеклассников.

Адаптация первоклассников

Первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.

Цель психолого-педагогического сопровождения учащихся 1 классов: содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных сфер жизни.

Задачи:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической готовности к обучению в школе, на изучение уровня сформированности БУД, на профилактику трудностей в обучении детей на школьном старте. Диагностические срезы рекомендуется проводить 2 раза в год: в период адаптации и в конце учебного года.

Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, готовность к школе, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных БУД (комплексная диагностика)

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 1, комплект для общеобразовательных школ и гимназий (Иматон). [3].

Диагностика личностных БУД:

  • мотивация учебной деятельности

  • внутренняя позиция школьника

  • Методика определения мотивов учения (методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993 г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой). [1].

  • Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). [1].

  • Психолого-педагогическая диагностика

  • Индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение).


Результаты диагностики заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании БУД учащихся.

Дополнительная индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

  1. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

  2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании БУД и реализации ФГОС О УО (ИН).

Это позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

  1. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: учащимися, имеющими проблемы развития когнитивной сферы (в частности слабый уровень развития внимания, памяти, скорости переработки информации) и учащимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить учащихся на предъявляемую начальной школой систему требований, планомерно и последовательно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития, содействовать школьной адаптации, а также целенаправленное формирование БУД, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил, формирование позитивного эмоционального отношения к учебной деятельности, ослабление психоэмоционального напряжения.



Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2 - 3 классов

Работа по сопровождению 2 - 3 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

Цель: создание условий для успешного обучения учащихся в начальном звене школы

Задачи:

1. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 1 классе

2. Углубленная диагностика БУД совместно с педагогами


Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД (комплексная диагностика)

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 1, комплект для общеобразовательных школ и гимназий (Иматон). [3].

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон).

Диагностика личностных УУД:

  • мотивация учебной деятельности

  • школьная тревожность

  • Анкета Лускановой для определения уровня школьной мотивации.

  • Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан.

Диагностика коммуникативных БУД:

  • Методика социометрия для диагностики межличностных взаимоотношений.

Диагностика регулятивных БУД:

  • Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) для выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля.

  • Психолого-педагогическая диагностика

  • Индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение).


3. Коррекционно-развивающая работа по формированию БУД, а также продолжается проведение работы с учащимися, имеющими проблемы развития когнитивной сферы (в частности слабый уровень развития внимания, памяти, скорости переработки информации). Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме по программам:

1. Программа курса развития познавательных способностей для учащихся 2, 3 классов «Юным умникам и умницам», автор: О. Холодова

  1. Рабочая программа «Уроки психологического развития», Модифицированная программа групповой работы для учащихся 1 - 4 классов, имеющих сложности в процессе обучения, автор-составитель: О.Б. Левагина.

  2. Рабочая программа «Психологическая азбука». Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе, автор-составитель: О.Б. Левагина.



Готовность к переходу в 5-9 классы

Цель: создание условий для успешного обучения учащихся в 5-9 классах

Задачи:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение готовности к переходу в среднее звено, на изучение уровня сформированности БУД.


Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, диагностика личностной сферы

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон). [4].

Диагностика личностных БУД:

  • Анкета Лускановой для определения уровня школьной мотивации. [10].

Диагностика коммуникативных БУД:

  • Методика социометрия для диагностики межличностных взаимоотношений. [9].

Психолого-педагогическая диагностика

  • Индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение).


Результаты диагностики заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании БУД учащихся.

Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся.

  1. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями учащихся, направленной на ознакомление взрослых с результатами диагностики и рекомендациями

  2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании БУД и реализации ФГОС О УО (ИН).

Это позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

  1. Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, имеющими трудности в усвоении АООП, проблемы развития когнитивной сферы, а также проводятся развивающие занятия, направленные на формирование БУД.

Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме по программам коррекционно-развивающих курсов:

  1. Программа курса развития познавательных способностей для учащихся 4 классов «Юным умникам и умницам», автор: О. Холодова

  2. Рабочая программа «Психологическая азбука». Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе, автор-составитель: О.Б. Левагина.


Адаптация пятиклассников

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11 - 13 лет, 5 - 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14 - 15 лет, 8 - 9 классы) характеризуется:

- бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

- изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение.

Трудности, сопровождающие этот период, в психологии описаны давно и имеют отчетливо выраженный характер. Психологическая неготовность многих детей к переходу из начальной школы в основную проявляется, помимо ухудшения успеваемости и дисциплины, в усилении негативного отношения к учению, росте эмоциональной нестабильности (тревожность, агрессивные тенденции, увеличение заболеваемости, проявление невротических реакций), нарушениях поведения и др.

Психологический анализ вышеназванных трудностей в учебной деятельности подростков позволяет выделить несколько причин их возникновения:

- необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т.д.)

- совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности

- недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития.

Цель психолого-педагогического сопровождения учащихся 5 классов: создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы, создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации, для формирования и развития УУД.

Задачи:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу

В рамках реализации этой задачи используются следующие диагностические учебно-методические комплекты (УМК):


Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, диагностика личностной сферы, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных БУД

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон)

Диагностика личностных БУД:

  • Тест школьной тревожности Спилберга

  • Анкета Лускановой для определения школьной мотивации

  • Шкала тревожности Кондаш [13].

  • Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).

  • Проективная методика неоконченных предложений


Результаты диагностики заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии.

Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

  1. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

  2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей у обучающихся.

  3. Это позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

  4. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: учащимися с трудностями в усвоении АООП.

Используются следующие программы:

  1. Модифицированная программа групповой работы для учащихся 5 классов по снижению школьной тревожности, автор-составитель: М.А. Зведре.

  1. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению, планирование работы на следующий год.


Психолого-педагогическое сопровождение

учащихся 6 - 8 классов

Работа по сопровождению 6 - 8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

Цель: создание условий для профилактики аддитивного поведения, формирования и развития жизненных компетенций

Задачи:

1. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе

2. Углубленная диагностика совместно с педагогами

Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, диагностика личностной сферы

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон).

  • Методика Л.Я. Ясюковой, часть 3, прогноз и профилактика проблем обучения и профориентация старшеклассников (Иматон).

  • Методика Е.П. Ильина. Теппинг-тест

  • Тест интеллектуальной лабильности (модификация Н. Костроминой) [14].

Диагностика личностных БУД:

  • Экспресс-тест Г. Айзенка «Тип темперамента» [13].

  • Присихогеометрический тест С. Деллингер [9].

  • Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [13].

  • Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука [13].

  • Анкета Лускановой для определения уровня школьной мотивации.

  • Проективная методика «Несуществующее животное»

Диагностика коммуникативных БУД:

  • Методика социометрия для диагностики межличностных взаимоотношений.


3. Коррекционно-развивающая работа по формированию БУД, социализации подростков.

  1. Программа «Психологический квест «Шаг к себе», автор-составитель: М.А. Зведре

  2. Программа «Учимся учиться», автор-составитель: М.А. Зведре.

  1. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению, планирование работы на следующий год.


Логопедическое сопровождение

Учителю-логопеду необходимо действовать с учетом новых требований индивидуализации образования: создавать условия для эффективной коррекционной работы с учащимися, выбирать и умело сочетать современные и традиционные логопедические методы и приемы.

Цель: реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Задачи:

  • обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;

  • создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

  • разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.


Основные направления деятельности


  1. Диагностика (обследование устной и письменной речи).

Цель: обеспечить своевременное выявление детей, имеющих речевое недоразвитие.

Проводится комплексное логопедическое обследование всех учащихся 1 – 4 классов. Результаты диагностики заносятся в речевые карты и протоколы логопедического обследования. По результатам проведенного комплексного обследования идет формирование и комплектование групп, подготовка рекомендаций по оказанию данным детям психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Формы: диктант (обследование письменной речи), обследование устной речи, углубленная диагностика.

  1. Коррекционно-развивающая работа.

Цель: обеспечить своевременную специализированную (логопедическую) помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков речевого и (или) психического развития детей в условиях общеобразовательного учреждения, способствовать формированию БУД обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционная форма работы позволяет работать с логопедическими проблемами, которые выявлены у школьников.

Развивающая форма работы позволяет максимально расширить диапазон устной, письменной речи, чтения, развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, представлений, восприятия и т.п.), оптико-пространственных ориентировок, мелкой моторики, фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи и т.д.

Главный принцип данной работы – целостность: учителем – логопедом проводятся коррекционно-развивающие занятия (групповые, индивидуальные).

  1. Консультирование

Цель: обеспечить актуальность, системность и гибкость работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие и их семьями по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

В рамках данного направления работы проводится:

  • консультирование родителей (законных представителей)

  • консультирование педагогов, воспитателей, администрации ОУ

  • участие в работе консилиумов Службы сопровождения

  1. Информационно-просветительское направление.

Просвещение родителей и педагогических работников по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, имеющих речевое недоразвитие (выступления на педагогических советах, родительских собраниях, конференциях, участие в ШМО И РМО учителей-логопедов); повышение собственной квалификации учителя-логопеда.

  1. Рабочая программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста», составитель: Е.В. Степанова, на основе УМК «Организация работы по коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников», авторы: Э.С. Агопян, И.А. Решетникова, О.В. Иванова. Фонд научных исследований в области гуманитарных наук. Знание сила 2018г.

Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены в документах:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Данная программа предназначена для коррекции смешанной формы дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В случае преобладания у учащихся других форм дисграфии учитель-логопед составляет календарно-тематическое планирование, ориентируясь на данное нарушение. Учитель-логопед имеет право варьировать количество часов, необходимых для усвоения темы в каждой конкретной группе, в зависимости от сложности дефекта.

В первые две недели сентября проводятся диктанты и обследования устной речи учащихся для последующего формирования учебных групп.

Программа составлена из расчета двух учебных часов в неделю (64 часа в год).

Углубленная диагностика начинается с 16 сентября и включает в себя пять занятий. Первый диагностический диктант проводится с 1 по 15 сентября в рамках первичного обследования. Второй и третий диктанты включены в содержание программы.

Социально-педагогическое сопровождение

Профессиональная деятельность социального педагога в системе ОУ является важной составной частью начального и общего образования. Социальный педагог - одна из ключевых фигур в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребенку.

Он оказывает педагогическую, правовую помощь и поддержку участникам образовательного процесса, мотивируя участников образовательного процесса к саморазвитию, обучению и познанию, развитию социальных компетенций.

Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения обучающихся. Социально-педагогическое сопровождение – признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития, а социальный педагог побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции. Исходя из выше сказанного, социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса особенно значимо и актуально.

Социальное сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Цель: создание социально-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, организация взаимодействия всех участников образовательного процесса в оказании помощи ребенку, в восстановлении взаимодействия между ним и социумом.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда, формирование и развитие УУД у учащихся.

  2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.

  3. Профилактика правонарушений среди учащихся.

  4. Организация целевого досуга учащихся.

  5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.

  6. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, и оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.

  7. Раннее выявление жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений здравоохранения, социального обслуживания, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  8. Обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде (детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности), профилактики девиантного поведения детей.

  9. Повышение педагогической компетентности родителей, социально-педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

  10. Формирование правовой культуры у детей и родителей, профилактика правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей.

  11. Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально - опасном положении.

  12. Организация межведомственного взаимодействия в целях оказания практической помощи семье и ребенку.


Основные принципы деятельности социально-педагогического сопровождения


  • Многофункциональность – выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога

  • Объективность – учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендации; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию.

  • Коммуникативность – организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, психологами, юристами и т.п. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.

  • Интеграция – полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов

  • Оперативность – быстрое решение и профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности

  • Автономность – независимость

  • Репрезентативность – представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов

  • Адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности, коллектива

Основные направления деятельности:

  1. Профилактическое

Цель: своевременное выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся.

  1. Защитно-охранное

Цель: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите.

  1. Социально-педагогическое исследование (диагностика)

Цель: выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Диагностика детей позволяет выявить индивидуально-психологические особенности ребенка, оценить уровень его личностного и интеллектуального развития. Диагностика подростков поможет найти основную причину существующих проблем и устранить их при помощи своевременным и действенных методов. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением, а также выработать рекомендации с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках ОУ. Диагностика проводится совместно с психологической и логопедической службой.

  1. Консультативное

Данное направление предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей «группы риска»: родителей (законных представителей), педагогов и других лиц при их обращении.

Проводится:

  • консультирование родителей (законных представителей)

  • консультирование педагогов, воспитателей, администрации ОУ

  • участие в работе консилиумов Службы сопровождения

  1. Организационное

Данное направление предполагает организацию социально-значимой деятельности учащихся, координацию развития детской и молодежной инициатив, организацию взаимодействия различных социальных институтов:

  • организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов ПДН.

  • организация контакта с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.

  • организация взаимодействия полиции и родителей по вопросам травмирования детей.



Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения:


1.Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.

2.Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.

3.Успешная адаптация и социализация выпускников КГКОУ ШИ 20

4.Создание мониторинга психологического статуса школьника с целью повышения качества образования.