СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа деятельности СППС в школе-интернате.
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 20»
(КГКОУ ШИ 20)
Согласовано Психолого-педагогическим консилиумом | Утверждено Директор КГКОУ ШИ 20 |
| |
КГКОУ ШИ 20 (протокол № 1 от 31.08.2022 г) | ________ И.А. Ловицкая Приказ 31.08.2022г.№ 80 |
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ 20
Советская Гавань
2022 год
Правовая документация
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19.12.2017;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
Пояснительная записка
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в КГКОУ ШИ 20 осуществляется в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Положением о службе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса КГКОУ ШИ 20 и рассматривается как систематическая деятельность специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога, классных руководителей и воспитателей, направленная на создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся
Цель программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся КГКОУ ШИ 20: создание условий для личностного развития, обучения и воспитания обучающихся в рамках образовательного процесса в школе полного дня.
Задачи:
защита прав и интересов личности воспитанников, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей, развитая ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодолевая трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрутов: участие специалистов сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся;
развитие психолого-педагогической и социальной компетентности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей;
содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;
консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогических работников, родителей;
профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов и родителей;
участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, воспитателей, родителей.
Формы психолого-педагогического сопровождения
Диагностика - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска.
Коррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда по разработке психокоррекционных программ воспитания; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса.
Просвещение - с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта.
Консультирование - участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социальным проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений. Помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних и др. в вопросах развития, воспитания и обучения несовершеннолетних.
Экспертиза - исследование социума школы-интерната с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.
Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.
Развивающая работа:
проведение организационно-методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований);
участие в методических объединениях, в семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления обучающихся с учетом состояния их здоровья;
организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.
Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.
Проведение консилиумов Службы сопровождения с целью анализа и обобщения проведенной работы, выработки рекомендаций учащимся, родителям, педагогам, корректировка плана работы службы.
Состав Службы сопровождения
Руководитель Службы сопровождения.
Учителя-логопеды
Педагоги-психологи
Социальный педагог
Учителя-дефектологи
Взаимодействие специалистов Службы сопровождения
Руководитель службы
Учитель-логопед
Ученик
Семья
Педагог-психолог
Социальный педагог
Служба сопровождения является связующим звеном между школьниками, их родителями, педагогами и администрацией школы, между семьей и образовательной организацией. Работа службы сопровождения позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешной реализации ФГОС.
Психологическое сопровождение
Цель: создание и поддержка благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей, реализации ООП.
Задачи:
проведение различной диагностики участников образовательного процесса для выявления проблем и их коррекции и профилактики;
формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся;
оказание консультационной помощи детям и взрослым;
психологическое просвещение участников образовательного процесса для повышения психологической грамотности;
проведение методической работы;
повышение собственной квалификации педагога-психолога.
В соответствии с Положением о службе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса школы-интерната
содержание работы определяется:
необходимостью полноценного развития учащихся, сохранения их здоровья на каждом возрастном этапе, формированием у них способности к воспитанию и самовоспитанию
важностью индивидуального подхода к каждому обучающемуся и, в соответствии с этим, изучения особенностей учащихся на протяжении всего пребывания в школе
необходимостью пропаганды здорового образа жизни
необходимостью предупреждения правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания.
Основные направления деятельности
Психодиагностика
Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.
Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета школьника, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии, для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Формы: диагностический минимум и углубленная психологическая диагностика.
Диагностический минимум - комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели. Ориентировано на выявление социально-психологических особенностей школьников, существенно влияющих на эффективность их обучения и развития. Реализация этого вида деятельности позволяет определить группу школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии в школьной среде, определить те специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы всех школьников обследуемой параллели, знания которых необходимы для успешного сопровождения.
Диагностический минимум позволяет отслеживать динамику развития и состояния школьника по его определенным характеристикам на протяжении всего процесса школьного обучения.
Углубленное психологическое обследование – деятельность педагога-психолога по отношению к детям:
- с предполагаемым внутренним психологическим конфликтом, для понимания причин и поиска решения которого, необходимо получение дополнительной психологической информации;
- с особенностями и проблемами в познавательной сфере.
Данная работа проводится по результатам диагностического минимума, либо по запросам родителей и педагогов.
Цель работы – выявление зоны и содержания конфликта, поиск личных особенностей школьника, провоцирующие внутренние и внешние конфликты, или особенностей его познавательной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа со школьниками.
Цель - создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников и решения конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.
Развивающая форма работы в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяют им решать достаточно сложные психологические задачи.
Психокоррекционная форма работы позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии школьников.
Главный принцип данной работы - целостность. Это означает, что деятельность в рамках программы психолого-педагогического сопровождения разворачивается как процесс поддержки ребенка в целом, во всем разнообразии социально-психологических проявлений его личности. Это не исключает выделение приоритетных направлений в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем, интересов и желаний школьников.
Информационно-просветительское направление (консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов; участие в работе консилиумов Службы Сопровождения ОУ; повышение собственной квалификации педагога-психолога).
Просвещение школьников
Цель - создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
Консультирование школьников
Цель - оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Просвещение педагогов.
Цель: создание условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание, для организации эффективного процесса предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения. А также построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах.
Этот вид деятельности осуществляется путем органического вплетения ситуации передачи знаний в процесс практической деятельности, т.е. знание – ответ на реально существующий запрос педагога.
Консультирование педагогов.
Цель - организация сотрудничества педагогов и психологов в решении различных школьных проблем и профессиональных педагогических задач, предполагающее равноправное взаимодействие психологов и педагогов, распределение профессиональных функций между ними.
Консультирование проводится по вопросам соответствия учебных программ научным психолого-педагогическим и психофизиологическим требованиям к обучению школьников определенного возраста, уровню развития и реальным возможностям конкретных учащихся, а также по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп.
Консультирование и просвещение родителей.
Цель - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
При этом реализуется принцип невмешательства педагога-психолога в семейную ситуацию.
Психолог пытается ввести родителей в актуальные проблемы детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию динамики детского развития. Информируя родителей о школьных проблемах ребенка, психолог помогает также осуществлять организацию эффективного детско-родительского общения.
Работа с одаренными детьми
Цель - создание образовательной среды, которая обеспечивает возможность развития и проявления творческой и спортивной активности как одаренных детей и детей со скрытыми формами одаренности.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает использование психологических закономерностей развития способностей человека, психологические тренинги
Профориентационное
Цель - создание условий для профессионального и социального самоопределения старшеклассников.
В рамках этого направления проводятся: анкетирование, психологическая диагностика учащихся, консультирование учащихся и их родителей (законных представителей), лекции и беседы с учащимися, направленные на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
Также в рамках данного направления для учащихся младшей школы организованы выезды с целью знакомства учащихся с миром профессий, встречи с представителями различных профессий.
Профилактическое
Цель - создание условий для профилактики возникновения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем учащихся; профилактика профессионального выгорания педагогов.
В рамках этого направления осуществляется разработка и проведение профилактических программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных сфер жизни; целенаправленное управляемое формирование системы универсальных учебных действий (УУД); проведение программы по профилактике профессионального выгорания педагогов, авторы-составители: В.В. Корнилова, О.Б. Левагина.
Экспертиза
В рамках этого направления осуществляется экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, а также участие педагога-психолога в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.
Выделены приоритетные направления работы, связанные с определёнными периодами жизни ребёнка
Основное внимание уделяется:
Адаптация у первоклассников
Готовность к переходу в 5 класс у 4-классников
Адаптация у пятиклассников
Социализация подростков
Профессиональное самоопределение у старшеклассников.
Адаптация первоклассников
Первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста.
Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.
Цель психолого-педагогического сопровождения учащихся 1 классов: содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных сфер жизни.
Задачи:
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической готовности к обучению в школе, на изучение уровня сформированности БУД, на профилактику трудностей в обучении детей на школьном старте. Диагностические срезы рекомендуется проводить 2 раза в год: в период адаптации и в конце учебного года.
№ | Направление работы | Диагностический УМК |
| Диагностика познавательной сферы, готовность к школе, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных БУД (комплексная диагностика) | Методика Л.А. Ясюковой, часть 1, комплект для общеобразовательных школ и гимназий (Иматон). [3]. |
| Диагностика личностных БУД: мотивация учебной деятельности внутренняя позиция школьника | Методика определения мотивов учения (методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993 г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой). [1]. Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). [1]. |
| Психолого-педагогическая диагностика | Индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение). |
Результаты диагностики заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании БУД учащихся.
Дополнительная индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании БУД и реализации ФГОС О УО (ИН).
Это позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: учащимися, имеющими проблемы развития когнитивной сферы (в частности слабый уровень развития внимания, памяти, скорости переработки информации) и учащимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить учащихся на предъявляемую начальной школой систему требований, планомерно и последовательно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития, содействовать школьной адаптации, а также целенаправленное формирование БУД, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил, формирование позитивного эмоционального отношения к учебной деятельности, ослабление психоэмоционального напряжения.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2 - 3 классов
Работа по сопровождению 2 - 3 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
Цель: создание условий для успешного обучения учащихся в начальном звене школы
Задачи:
1. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 1 классе
2. Углубленная диагностика БУД совместно с педагогами
№ | Направление работы | Диагностический УМК |
| Диагностика познавательной сферы, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД (комплексная диагностика) | Методика Л.А. Ясюковой, часть 1, комплект для общеобразовательных школ и гимназий (Иматон). [3]. Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон). |
| Диагностика личностных УУД: мотивация учебной деятельности школьная тревожность | Анкета Лускановой для определения уровня школьной мотивации. Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан. |
| Диагностика коммуникативных БУД: | Методика социометрия для диагностики межличностных взаимоотношений. |
| Диагностика регулятивных БУД: | Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) для выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля. |
| Психолого-педагогическая диагностика | Индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение). |
3. Коррекционно-развивающая работа по формированию БУД, а также продолжается проведение работы с учащимися, имеющими проблемы развития когнитивной сферы (в частности слабый уровень развития внимания, памяти, скорости переработки информации). Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме по программам:
1. Программа курса развития познавательных способностей для учащихся 2, 3 классов «Юным умникам и умницам», автор: О. Холодова
Рабочая программа «Уроки психологического развития», Модифицированная программа групповой работы для учащихся 1 - 4 классов, имеющих сложности в процессе обучения, автор-составитель: О.Б. Левагина.
Рабочая программа «Психологическая азбука». Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе, автор-составитель: О.Б. Левагина.
Готовность к переходу в 5-9 классы
Цель: создание условий для успешного обучения учащихся в 5-9 классах
Задачи:
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение готовности к переходу в среднее звено, на изучение уровня сформированности БУД.
№ | Направление работы | Диагностический УМК |
| Диагностика познавательной сферы, диагностика личностной сферы | Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон). [4]. |
| Диагностика личностных БУД: | Анкета Лускановой для определения уровня школьной мотивации. [10]. |
| Диагностика коммуникативных БУД: | Методика социометрия для диагностики межличностных взаимоотношений. [9]. |
| Психолого-педагогическая диагностика | Индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение). |
Результаты диагностики заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании БУД учащихся.
Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся.
Проведение консультационной и просветительской работы с родителями учащихся, направленной на ознакомление взрослых с результатами диагностики и рекомендациями
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании БУД и реализации ФГОС О УО (ИН).
Это позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, имеющими трудности в усвоении АООП, проблемы развития когнитивной сферы, а также проводятся развивающие занятия, направленные на формирование БУД.
Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме по программам коррекционно-развивающих курсов:
Программа курса развития познавательных способностей для учащихся 4 классов «Юным умникам и умницам», автор: О. Холодова
Рабочая программа «Психологическая азбука». Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе, автор-составитель: О.Б. Левагина.
Адаптация пятиклассников
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11 - 13 лет, 5 - 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14 - 15 лет, 8 - 9 классы) характеризуется:
- бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
- изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение.
Трудности, сопровождающие этот период, в психологии описаны давно и имеют отчетливо выраженный характер. Психологическая неготовность многих детей к переходу из начальной школы в основную проявляется, помимо ухудшения успеваемости и дисциплины, в усилении негативного отношения к учению, росте эмоциональной нестабильности (тревожность, агрессивные тенденции, увеличение заболеваемости, проявление невротических реакций), нарушениях поведения и др.
Психологический анализ вышеназванных трудностей в учебной деятельности подростков позволяет выделить несколько причин их возникновения:
- необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т.д.)
- совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности
- недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития.
Цель психолого-педагогического сопровождения учащихся 5 классов: создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы, создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации, для формирования и развития УУД.
Задачи:
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу
В рамках реализации этой задачи используются следующие диагностические учебно-методические комплекты (УМК):
№ | Направление работы | Диагностический УМК |
| Диагностика познавательной сферы, диагностика личностной сферы, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных БУД | Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон) |
| Диагностика личностных БУД: | Тест школьной тревожности Спилберга Анкета Лускановой для определения школьной мотивации Шкала тревожности Кондаш [13]. Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). Проективная методика неоконченных предложений |
Результаты диагностики заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии.
Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей у обучающихся.
Это позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: учащимися с трудностями в усвоении АООП.
Используются следующие программы:
Модифицированная программа групповой работы для учащихся 5 классов по снижению школьной тревожности, автор-составитель: М.А. Зведре.
Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению, планирование работы на следующий год.
Психолого-педагогическое сопровождение
учащихся 6 - 8 классов
Работа по сопровождению 6 - 8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
Цель: создание условий для профилактики аддитивного поведения, формирования и развития жизненных компетенций
Задачи:
1. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе
2. Углубленная диагностика совместно с педагогами
№ | Направление работы | Диагностический УМК |
| Диагностика познавательной сферы, диагностика личностной сферы | Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон). Методика Л.Я. Ясюковой, часть 3, прогноз и профилактика проблем обучения и профориентация старшеклассников (Иматон). Методика Е.П. Ильина. Теппинг-тест Тест интеллектуальной лабильности (модификация Н. Костроминой) [14]. |
| Диагностика личностных БУД: | Экспресс-тест Г. Айзенка «Тип темперамента» [13]. Присихогеометрический тест С. Деллингер [9]. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [13]. Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука [13]. Анкета Лускановой для определения уровня школьной мотивации. Проективная методика «Несуществующее животное» |
| Диагностика коммуникативных БУД: | Методика социометрия для диагностики межличностных взаимоотношений. |
3. Коррекционно-развивающая работа по формированию БУД, социализации подростков.
Программа «Психологический квест «Шаг к себе», автор-составитель: М.А. Зведре
Программа «Учимся учиться», автор-составитель: М.А. Зведре.
Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению, планирование работы на следующий год.
Логопедическое сопровождение
Учителю-логопеду необходимо действовать с учетом новых требований индивидуализации образования: создавать условия для эффективной коррекционной работы с учащимися, выбирать и умело сочетать современные и традиционные логопедические методы и приемы.
Цель: реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Задачи:
обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.
Основные направления деятельности
Диагностика (обследование устной и письменной речи).
Цель: обеспечить своевременное выявление детей, имеющих речевое недоразвитие.
Проводится комплексное логопедическое обследование всех учащихся 1 – 4 классов. Результаты диагностики заносятся в речевые карты и протоколы логопедического обследования. По результатам проведенного комплексного обследования идет формирование и комплектование групп, подготовка рекомендаций по оказанию данным детям психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Формы: диктант (обследование письменной речи), обследование устной речи, углубленная диагностика.
Коррекционно-развивающая работа.
Цель: обеспечить своевременную специализированную (логопедическую) помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков речевого и (или) психического развития детей в условиях общеобразовательного учреждения, способствовать формированию БУД обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционная форма работы позволяет работать с логопедическими проблемами, которые выявлены у школьников.
Развивающая форма работы позволяет максимально расширить диапазон устной, письменной речи, чтения, развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, представлений, восприятия и т.п.), оптико-пространственных ориентировок, мелкой моторики, фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи и т.д.
Главный принцип данной работы – целостность: учителем – логопедом проводятся коррекционно-развивающие занятия (групповые, индивидуальные).
Консультирование
Цель: обеспечить актуальность, системность и гибкость работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие и их семьями по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
В рамках данного направления работы проводится:
консультирование родителей (законных представителей)
консультирование педагогов, воспитателей, администрации ОУ
участие в работе консилиумов Службы сопровождения
Информационно-просветительское направление.
Просвещение родителей и педагогических работников по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, имеющих речевое недоразвитие (выступления на педагогических советах, родительских собраниях, конференциях, участие в ШМО И РМО учителей-логопедов); повышение собственной квалификации учителя-логопеда.
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста», составитель: Е.В. Степанова, на основе УМК «Организация работы по коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников», авторы: Э.С. Агопян, И.А. Решетникова, О.В. Иванова. Фонд научных исследований в области гуманитарных наук. Знание сила 2018г.
Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены в документах:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Данная программа предназначена для коррекции смешанной формы дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В случае преобладания у учащихся других форм дисграфии учитель-логопед составляет календарно-тематическое планирование, ориентируясь на данное нарушение. Учитель-логопед имеет право варьировать количество часов, необходимых для усвоения темы в каждой конкретной группе, в зависимости от сложности дефекта.
В первые две недели сентября проводятся диктанты и обследования устной речи учащихся для последующего формирования учебных групп.
Программа составлена из расчета двух учебных часов в неделю (64 часа в год).
Углубленная диагностика начинается с 16 сентября и включает в себя пять занятий. Первый диагностический диктант проводится с 1 по 15 сентября в рамках первичного обследования. Второй и третий диктанты включены в содержание программы.
Социально-педагогическое сопровождение
Профессиональная деятельность социального педагога в системе ОУ является важной составной частью начального и общего образования. Социальный педагог - одна из ключевых фигур в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребенку.
Он оказывает педагогическую, правовую помощь и поддержку участникам образовательного процесса, мотивируя участников образовательного процесса к саморазвитию, обучению и познанию, развитию социальных компетенций.
Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения обучающихся. Социально-педагогическое сопровождение – признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития, а социальный педагог побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции. Исходя из выше сказанного, социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса особенно значимо и актуально.
Социальное сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Цель: создание социально-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, организация взаимодействия всех участников образовательного процесса в оказании помощи ребенку, в восстановлении взаимодействия между ним и социумом.
Задачи:
Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда, формирование и развитие УУД у учащихся.
Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
Профилактика правонарушений среди учащихся.
Организация целевого досуга учащихся.
Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, и оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Раннее выявление жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений здравоохранения, социального обслуживания, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде (детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности), профилактики девиантного поведения детей.
Повышение педагогической компетентности родителей, социально-педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
Формирование правовой культуры у детей и родителей, профилактика правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей.
Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально - опасном положении.
Организация межведомственного взаимодействия в целях оказания практической помощи семье и ребенку.
Основные принципы деятельности социально-педагогического сопровождения
Многофункциональность – выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога
Объективность – учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендации; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию.
Коммуникативность – организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, психологами, юристами и т.п. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
Интеграция – полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов
Оперативность – быстрое решение и профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности
Автономность – независимость
Репрезентативность – представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов
Адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности, коллектива
Основные направления деятельности:
Профилактическое
Цель: своевременное выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся.
Защитно-охранное
Цель: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите.
Социально-педагогическое исследование (диагностика)
Цель: выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов, попадающих в сферу деятельности социального педагога.
Диагностика детей позволяет выявить индивидуально-психологические особенности ребенка, оценить уровень его личностного и интеллектуального развития. Диагностика подростков поможет найти основную причину существующих проблем и устранить их при помощи своевременным и действенных методов. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением, а также выработать рекомендации с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках ОУ. Диагностика проводится совместно с психологической и логопедической службой.
Консультативное
Данное направление предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей «группы риска»: родителей (законных представителей), педагогов и других лиц при их обращении.
Проводится:
консультирование родителей (законных представителей)
консультирование педагогов, воспитателей, администрации ОУ
участие в работе консилиумов Службы сопровождения
Организационное
Данное направление предполагает организацию социально-значимой деятельности учащихся, координацию развития детской и молодежной инициатив, организацию взаимодействия различных социальных институтов:
организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов ПДН.
организация контакта с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
организация взаимодействия полиции и родителей по вопросам травмирования детей.
Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения:
1.Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
2.Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3.Успешная адаптация и социализация выпускников КГКОУ ШИ 20
4.Создание мониторинга психологического статуса школьника с целью повышения качества образования.