СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного предмета «Специальность» (медные духовые инструменты - тенор, баритон, тромбон)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета «Специальность» (медные духовые инструменты - тенор, баритон, тромбон)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сафоновская детская школа искусств»

__________________________________________________________________

215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56









ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ


(Медные духовые инструменты)

(ТЕНОР, БАРИТОН, ТРОМБОН)





















2020г.




«Одобрено» «Утверждаю»

Методическим советом И.О. Директора

МБУДО «Сафоновская ДШИ» МБУДО «Сафоновская ДШИ»

«___» ____________20___г. __________________Новикова Л.Н.


«_____» ________________20_____г.


МП





Программа учебного предмета СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (тенор, баритон, тромбон) разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Духовые и ударные инструменты».




Организация-разработчик:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»


Разработчики: Егорова Светлана Васильевна, преподаватель, концертмейстер; Жуков Юрий Анатольевич, преподаватель.


СОДЕРЖАНИЕ:

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ТЕНОР, БАРИТОН, ТРОМБОН)


    1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:


Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Духовые и ударные инструменты" по виду инструмента: медные духовые инструменты (ТЕНОР, БАРИТОН, ТРОМБОН).

Срок освоения программы учебного предмета составляет 5 лет.

Программа учебного предмета может быть использована:

в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты» в детских школах искусств, детских музыкальных школах, образовательных учреждениях профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.


Программа обеспечивает:

-преемственность, взаимосвязь с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.


1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»:


Музыкальное исполнительство.


1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:

Цели:

- формирование у обучающихся интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- формирование комплекса исполнительских знаний и умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности медных духовых инструментов для достижения убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различного характера;

- развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретённых им знаний, умений и навыков в области духового исполнительства, а также выявление наиболее одарённых детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на медных духовых инструментах (тенор, баритон, тромбон); в пределах программы учебного предмета;

- овладение основными исполнительскими навыками игры на медных духовых инструментах (тенор, баритон, тромбон); позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;

- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формирование у наиболее одарённых выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программ.


В результате освоения предмета обучающийся должен

знать:

- основной репертуар для медных духовых инструментов (тенор, баритон, тромбон), включающий произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- художественно-эстетические, технические особенности характерные для сольного и ансамблевого исполнительства;

- профессиональную терминологию;

- методику разучивания музыкальных произведений;

- различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений.


В результате освоения предмета обучающийся должен

уметь:

- грамотно исполнять музыкальные произведения, как сольно, так и в ансамбле;

- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различного характера; использовать многообразные возможности медных духовых инструментов (тенор, баритон, тромбон) для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей , направлений , жанров и форм;

- создавать художественный образ при исполнении музыкальных произведений;

- читать с листа несложные музыкальные произведения;

- управлять процессом исполнения музыкального произведения, осуществляя звуковой контроль в процессе игры на инструменте;

- выполнять анализ исполняемых произведений, владеть различными видами техники исполнительства, использовать художественно оправданные технические приёмы.

- иметь навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.


1.4. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ медные духовые инструменты (тенор, баритон, тромбон)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 10 до 12 лет, составляет 5 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.


1.5. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА: срок обучения 5 лет:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 924 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 363 часа;

самостоятельной работы обучающегося 561 час.


1.6. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.


1.7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


2.1. ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

924

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

363

в том числе:

практические занятия

350

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др.

13

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

561

Промежуточная аттестация в форме экзамена

4

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность)

1



    1. . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (тенор, баритон, тромбон)



Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Первоначаль-

ный период обучения игре на медном духовом инструменте (тенор, баритон, тромбон)

Содержание учебного материала

79

Знакомство с медным духовым инструментом (тенор, баритон, тромбон), его историей, устройством, основные правила обращения с инструментом.

Постановочные упражнения: работа над положением корпуса, головы, рук и инструмента.

Постановка мундштука, базинг на губах и мундштуке.

Освоение основных приёмов звукоизвлечения,

Понятие о твёрдой и мягкой атаке звука.

Первоначальные упражнения на натуральных звуках. Добиваться устойчивого звучания инструмента, чистого по интонации, полного и яркого по тембру, разнообразного по громкости.

Работа над штрихами: detashe, legato.


Практические занятия

30

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

48

Тема 2.

Основы техники исполнительс-

кого дыхания.

Содержание учебного материала

102

Постановочные упражнения, дыхательная гимнастика без инструмента. Освоение основных приёмов дыхания.

Специальные упражнения на инструменте, в процессе которых развиваются сила, гибкость и координация дыхательных мышц в контакте с элементами исполнительского аппарата. Игра продолжительных звуков без определённой длительности с различными динамическими оттенками (pp, p, f, ff, cresc, dim.)

Развивать в дыхательном аппарате ощущение опоры выдоха (или опоры звука).

Выработка длинного выдоха, его ровность и продолжительность, умение филировать звуки.

Развивать взаимосвязь и взаимодействие исполнительского дыхания с губным аппаратом учащегося.

Изучение пьес кантиленного характера.


Практические занятия

40

Контрольные работы

---------

Самостоятельная работа обучающихся

62

Тема 3.

Работа над развитием техники, изучение гамм и упражнений.

Содержание учебного материала

140

Изучение различных гамм и арпеджио в доступном для соответствующего уровня развития диапазоне и темпе.

Освоение элементарных теоретических знаний о строении мажорных и минорных гамм.

Развитие чётких движений пальцев, координация их с действием губ, языка, дыхания.

Совершенствование навыков исполнения штрихов: деташе, легато, стаккато. Знакомство штрихом маркато.

Закрепление аппликатурных навыков.

Работа над качеством звука, полнотой и ровностью звучания различных регистров инструмента. Расширение диапазона

Работа над ритмичностью исполнения, над точностью интонации.

Игра гамм с различными штрихами, различными длительностями и динамическими оттенками.


Практические занятия

52

Контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающихся

85

Тема 4.

Работа над этюдами.

Содержание учебного материала

165

Развитие технических навыков: подвижности пальцев, чёткости и подвижности языка, широты и активности дыхания.

Овладение аппликатурными трудностями, быстрота и синхронность аппликатурной техники.

Развитие метроритмического чувства.

Овладение регистровыми трудностями.

Укрепление губного аппарата, развитие его силы и подвижности.

Добиваться выразительного звучания отдельного звука и технически освоенных музыкальных эпизодов.

Овладеть основными штрихами: легато, деташе, стаккато, нон легато.

Расширять диапазон владения громкостью звучания инструмента от pp до forte.


Практические занятия

62

Контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающихся

100

Тема 5.

Работа над музыкальны-

ми произведения-ми.

Содержание учебного материала

305

Изучение произведений различного характера, разных жанров и форм:

- развивать музыкально-слуховые представления, умение передавать жанровые особенности пьес эпохи барокко, классического, романтического и современного периодов развития музыкального искусства;

- формировать навыки грамотного разбора нотного текста, элементарного анализа формы произведения, понимания особенностей стиля, характера изучаемых пьес;

- развивать музыкальное мышление.

Анализ музыкального языка, понятия фразировки: мотив, фраза, предложение, период, кульминация; динамические оттенки, штрихи, артикуляция.

Двухчастная форма, трёхчастная простая и сложная.

Методы работы над техническими сложностями, над звуком и интонацией.

Развитие музыкальной памяти.

Развитие художественного воображения в процессе работы над музыкальным образом.

Развивать способность эмоционально окрашивать звук и воспринимать музыку, как

эмоционально-эстетическую программу.

Игра с концертмейстером, развитие навыков ансамблевой игры, развитие гармонического слуха, общее музыкальное развитие.


Практические занятия

116

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающихся

185

Тема 6.

Чтение с листа.

Содержание учебного материала

43,5

Развитие навыка разбора нотного текста: освоение звуковысотной записи, освоение ритмической записи, соблюдение дополнительных знаков текста: штрихов, динамики.

Воспитание навыков предварительного анализа нотного текста: определение общего характера произведения, его темпа, тональности; беглого просмотра текста для осознания его звуковысотных и метроритмических особенностей.

Материал подбирается с учётом возможностей ученика.

Чтение нот с листа без инструмента, мысленно, про себя пропевая мелодию пьесы, то есть одновременно видеть и слышать мелодию, что способствует развитию внутреннего слуха.

Самостоятельное изучение нетрудных произведений. Ознакомление с произведениями для расширения музыкального кругозора.

Умение следить по нотам за игрой педагога или другого ученика.


Практические занятия

16

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

26,5

Тема 7.

Подготовка к

концертным

выступлениям.

Содержание учебного материала

25,5

Правила поведения на сцене.

Навыки репетиционной работы перед выступлением на сцене.

Психологическая подготовка к концертному выступлению.

Вырабатывать творческую и художественную выносливость, способность исполнять без перерыва несколько произведений.

Развивать умение настраиваться на исполняемое произведение с учётом сформированного эмоционально-художественного образа произведения.

Вырабатывать личностное отношение учащегося к музыкальному исполнению произведения, умения чувствовать и передавать эмоции и образы исполняемой музыки.

Воспитывать критическое отношение к своей игре.


Практические занятия

10

Контрольные работы

---------

Самостоятельная работа обучающихся

15,5

Тема 8.

Изучение произведений крупной формы.

Содержание учебного материала

64

Развитие музыкального мышления, способности мыслить крупными построениями, умения сочетать контрастные образы, владеть разнообразными исполнительскими приёмами.

Анализ формы произведения, его строение, разделы, характер тематического материала.

Сонатины.

Сонаты.

Концерты, части концертов.

Вариации.

Практические занятия

24

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

39

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.

Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный

для освоения учебного материала


Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,

музеев и др.);

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий, библиотеки, концертного зала.

Оборудование учебного кабинета: пианино для занятий с концертмейстером, стол, стулья, пульты для нот, осветительные приборы, наглядные пособия.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность медные духовые инструменты (тенор, баритон, тромбон)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Технические средства: фонотека, видеотека, телевизор, музыкальный центр, видеоплеер.


3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

  1. Арбан Ж. Школа игры на трубе; М., 1964; М., 1970

  2. Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1972

  3. Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1982

  4. Докшицер Т. Из записной книжки трубача. Заметки об исполнительском мастерстве музыканта. М., 1995

  5. Кобец И. Начальная школа игры на трубе. - Киев, 1970

  6. Митронов А. Школа для трубы. М.-Л., 1973

  7. Митронов А. Школа игры на трубе. М. - Л., 1986

  8. Обучение игре на медных духовых инструментах. Учебные задания для учащихся ДМШ./сост. В.Волков/, Минск, 1983

  9. Прокофьев С. Практическое пособие игры на трубе. - Л., 1968

  10. Усов Ю. Школа игры на трубе. - М., 1985

  11. Чумов Л. Первые шаги трубача. Методическое пособие.- М., 1992

  12. Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе.- М., 1979

  13. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-II классы ДМШ. - М., 1973; 1980

  14. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 3-4 классы ДМШ.- М., 1979

  15. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие классы ДМШ. - М., 1981

  16. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-III классы ДМШ. М., 1983

  17. Баласанян С. Избранные этюды для трубы. - М., 1966

  18. Баласанян С. 25 легких этюдов. - М., 1954

  19. Бердыев Н. Сборник произведений советских композиторов для трубы и фортепиано.- К., 1968

  20. Вурм В. Избранные этюды для трубы. - М., 1984

  21. Вурм В. 45 легких этюдов для трубы. М., 1969

  22. Маленький трубач. Пьесы для трубы и фортепиано, /сост. Ю. Литовко/, С-П., 2003

  23. Митронов А., Гинецинский Д. Комплекс ежедневных занятий юного трубача. – М., 1990

  24. Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. М., 1969

  25. Чумов Л. Легкие этюды и упражнения для трубы. М., 1973

  26. Чумов Л. Легкие этюды для трубы. - М., 1980

  27. Легкие пьесы для трубы Болотина С. Сборник. - Л., 1968

  28. Легкие пьесы для трубы. I-III классы. Сборник. Сост. Усов Ю. - М., 1970

  29. Покровский А. В школе и дома. Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. Младшие и средние классы ДМШ. М., 1989

  30. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. М.,1996

  31. Пьесы советских композиторов. Сборник. / Сост. Чумов Л. - М., 1978

  32. Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блокфлейты и фортепиано. Вып.2. М., 1980

  33. Пьесы советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Чумов Л. – М., 1980

  34. Сборник педагогического репертуара ДМШ /Сост. Еремин С. - М., 1954

  35. Труба. Учебный репертуар ДМШ. 1 класс. «Музична Украина», Киев, 1978

  36. Юный трубач-виртуоз. Сборник пьес для трубы и фортепиано. /Редактор-составитель Болотин С.. – М., 1967

  37. Юрисалу Б. 24 урока на блокфлейте. С-Петербург, 1985

  38. Хрестоматия для флейты . Пьесы. ДМШ. 1-2 классы. М., 1984

  39. . Альбом ученика – тромбониста / Ред.- сост. Андрезен В. Вып. 3 –

Киев, 1974

  1. Библиотека юного музыканта. Пьесы для ансамбля медных духовых инструментов. Л.,1986

  2. Григорьев Б. Начальная школа игры на тромбоне. М., 1963

  3. Зейналов М., Седракян А. Школа игры на тромбоне. М., 2001

  4. Нестеренко Г. Этюды для тромбона. Киев, 1980

  5. Страутман Г. 100 этюдов для тромбона. Тетрадь 1. С – П., 1996

  6. Страутман Г. 100 этюдов для тромбона. Тетрадь 2. С - П., 1996


Интернет-ресурсы:


www. classicalmusiclinks.ru

www.orpheusmusic.ru

www.intoclassic.net

www.trumpetclub.ru

www.olofmp3.ru

www.musiclife.ru

www.docshizer.com

www.classik-online.ru

www.classika.21.ru

www.7not.ru

www.notes.tarakanov.net

www.music.tonnel.ru

www.igraj-poj.narod.ru



Дополнительные источники:


  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971

  2. Болотин С. Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе. М., 1980

  3. Великович Э. Концерт для оркестра. – «Детская литература» М., 1988

  4. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.,1962

  5. Докшицер Т. Из записной книжки трубача. Заметки об исполнительском мастерстве музыканта. М., 1995

  6. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной

педагогики. Сб. статей. Вып. 4. М., 1979

  1. Киянов Б., Воскресенский С. Руководство по инструментовке. М., 1966

  2. Мастерство музыканта исполнителя. Статьи. Очерки. Исследования. Вып. 2. – М., 1976

  3. Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки, статьи. Вып. 3. – М., 1971

  4. Обучение игре на трубе в начальных классах ДМШ и ДШИ. Методические рекомендации для преподавателей, /сост. В.Ивукин/, М., 1988

  5. Основы постановки исполнительского дыхания при игре на духовых музыкальных инструментах для учащихся начального и среднего специального образования (методические рекомендации), /сост. А.Крючков/, М., 1985

  6. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах.

  7. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986

  8. Усов Ю.А. Методика обучения игры на трубе. М., 1984

  9. Усов Ю.А. Труба. М., 1989




  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся знает:

-основной репертуар для медных духовых инструментов (тенор, баритон, тромбон), включающий произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

-художественно-эстетические, технические особенности характерные для сольного и ансамблевого исполнительства;

-профессиональную терминологию;

-методику разучивания музыкальных произведений;

-различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений.


В результате освоения предмета обучающийся умеет:

-грамотно исполнять музыкальные произведения, как сольно, так и в ансамбле;

-самостоятельно разучивать музыкальные произведения различного характера; использовать многообразные возможности медных духовых инструментов (тенор, баритон, тромбон) для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-создавать художественный образ при исполнении музыкальных произведений

-читать с листа несложные музыкальные произведения;

-управлять процессом исполнения музыкального произведения, осуществляя звуковой контроль в процессе игры на инструменте;

-выполнять анализ исполняемых произведений, владеть различными видами техники исполнительства, использовать художественно оправданные технические приёмы;

-использовать навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.



Академические концерты.

Прослушивания.

Технические зачёты.

Исполнение концертных программ

Экзамены.


Итоговая аттестация:

экзамен.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ:

Первый класс:


1 вариант

Русская народная песня - «Ладушки»

Чудова Т. - «Праздник»

2 вариант

Русская народная песня - «Не летай, соловей»

Алескеров С. - «Песня»

3 вариант

Бетховен Л. - «Торжественная песнь»

Украинская народная песня – «Журавель».

Второй класс:


1 вариант

Чайковский П. - «Старинная французская песенка»

Дюссек Я. - «Старинный танец»

2 вариант

Шуберт Ф. - «Колыбельная»

Лысенко Н. - Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»

3 вариант:

Щёлоков В. - «Сказка»

Кабалевский Д. - «Песня»



Третий класс:

1 вариант

Гершвин Дж. - Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

Перселл Г. - «Трубный глас и ария»

2 вариант

Дворжак А. - Мелодия

Верди Дж. - Марш из оперы “Аида”

3 вариант

Блантер М. - Колыбельная

Шуман Р. - «Смелый наездник»


Четвёртый класс:

1 вариант

Чайковский П. - «Сладкая грёза»

Гречанинов А. - «Охота»

2 вариант

Щелоков В. - «Сказка»

Моцарт В. - Сонатина

3 вариант

Хренников Т.- «Как соловей о розе» из музыки к комедии В. Шекспира «Много шума из ничего»

Щёлоков В. - «Проводы в лагерь» из «Пионерской сюиты»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ:

Пятый класс:

1 вариант

Вурм В. Этюд №18

Варламов А. «Красный сарафан»

Моцарт В. Сонатина


2 вариант

Вурм В. Этюд №20

Щёлоков В. Баллада

Уоррен Г. «Дорога на Чаттанугу»


3 вариант

Рубинштейн А. «Мелодия»

Щёлоков В. Детский концерт

4 вариант

Асафьев Б. Скерцо

Арбан. Ж. Романс

Чайковский П. Ариозо воина.


5 вариант

Альбинони Т. - Концерт Es - dur: 3 и 4 части

Глиэр Р. «Вальс»


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА И ГАММАМ.


Первый класс.


Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Базинг на губах и мундштуке.

8 - 10 упражнений и этюдов (по нотам).

6 - 8 пьес.

Гаммы: До мажор, ля минор в одну октаву, Фа мажор до ноты «до» второй октавы, Ре минор в одну октаву. Арпеджио (в медленном темпе). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.


Второй класс.


Совершенствование исполнительского аппарата учащегося: укрепление и развитие губного аппарата, дыхания, подвижности языка и пальцев. Расширение диапазона извлекаемых звуков. Совершенствование качества звучания инструмента и исполнения штрихами деташе и легато. Развитие элементарных навыков чтения с листа.

6 - 8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес.

Гаммы: До мажор, ля минор в одну октаву (или до ноты «ми» второй октавы), Фа мажор от ноты «фа» первой октавы до ноты «до» («фа») второй

октавы, ре минор в одну октаву, Ре мажор в одну октаву, си минор в одну октаву. Арпеджио. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.


Третий класс.


Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и навыков координации работы языка, губ, пальцев, развитие дыхания. Расширение диапазона извлекаемых звуков (индивидуально). Работа над улучшением качества звука. Совершенствование навыков чтения нот с листа. Развивать навыки игры с аккомпанементом.

4-8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес.

Гаммы до двух знаков включительно: Фа мажор до ноты «фа» второй октавы, Си-бемоль мажор от ноты «си-бемоль» малой октавы до ноты «ре» («фа») второй октавы, Соль мажор, соль минор от ноты «соль» малой октавы до ноты «ре» второй октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато, половинными, четвертными и восьмыми нотами. Арпеджио в среднем темпе.


Четвертый класс.


Дальнейшая работа по совершенствованию исполнительского аппарата учащегося: развитие техники губного аппарата и навыков координации работы губ, языка, пальцев. Развитие дыхания. Расширение диапазона извлекаемых звуков. Знакомство со штрихами нон легато, маркато, совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато. Работа над улучшением качества звука. Развитие навыков исполнения интервалов в пределах октавы в медленном и умеренном темпах. Развивать навыки игры с аккомпанементом.

6-8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес,

1-2 произведения крупной формы.


Гаммы: Фа мажор в две октавы, ре минор от ноты «ре» первой до ноты «фа» второй октавы, Соль мажор в две октавы, ми минор от ноты «ми» первой октавы до ноты «соль» второй октавы. Ре мажор, си минор до ноты «фа-диез» («ля») второй октавы. Ля мажор в две октавы. Гаммы и арпеджио исполняются штрихами деташе и легато, различными длительностями.


Пятый класс.

Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося. Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти, мышления, совершенствование фразировки, выразительности исполняемых произведений и навыков самостоятельной работы над ними. Дальнейшее совершенствование всех исполнительских навыков и умений. Выработать творческую и художественную выносливость, способность исполнять без перерыва несколько произведений.

6-8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес, 1-2 произведения крупной формы.


Гаммы: Мажорные и минорные гаммы до трёх знаков включительно, хроматическая гамма.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАЧЁТУ

Проверка технической подготовки учащихся проводится со 2 по 4 класс в форме зачёта, на котором ученик исполняет «Этюд», гамму и арпеджио в соответствии с годовыми требованиями по классу.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


Критерии оценки:


По итогам исполнения программы выставляются оценки по пятибалльной шкале:

5 («отлично») - технически качественное и художественно-осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо») - оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном).

3 («удовлетворительно») - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно») - комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных

занятий.



При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

• оценка годовой работы ученика;

• оценка на академическом концерте или экзамене;

• другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.






ПРИЛОЖЕНИЕ 6.


5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Методические рекомендации педагогическим работникам


В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

Необходимым условием для успешного обучения на медном духовом инструменте (тенор, баритон, тромбон) является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнении.

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности медных духовых инструментов (труба, тенор, баритон, тромбон).

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.


Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.


1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

2. Периодичность занятий – каждый день.

3. Количество занятий в неделю – от двух до четырех часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.

Возможные виды домашней работы:

  • упражнения для развития звука (выдержанные звуки);

  • работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);

  • работа над художественным материалом (пьесы или произведение

крупной формы);

  • чтение с листа.

6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы ученика.

7. Для успешной реализации программы «Специальность медные духовые инструменты (тенор, баритон, тромбон)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и видеотекам, сформированным по учебным программам.