Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кисловодский многопрофильный техникум»
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО «КГМТ» ______________В.А.Винокуров 29 августа 2021г |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.03 ЗАПРАВКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ГОРЮЧИМИ И СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Кисловодск, 2021г.
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 23.01.03 Автомеханик, входящей в укрупненную группу профессий 23.00.00. Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Разработчик: Шевченко Владимир Владимирович мастер производственного обучения первой категории, Литвинов Николай Николаевич мастер производственного обучения высшей категории.
Рецензенты:
Рекомендована научно-методической комиссией преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения строительного профиля государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Протокол заседания научно-методической комиссии № 1 от 29.08.2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ РОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ_________________________________________________ст. 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ_______________________________________ст.6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ_________________________________________ст.7 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ_________________________________________ ст.9 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ________________________________ст.11
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 ЗАПРАВКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ГОРЮЧИМИ И СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной практики профессионального модуля (далее примерная программа) является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС профессии СПО 23.01.03 Автомеханик в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ЗАПРАВКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ГОРЮЧИМИ И СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.
ПК 3.2.Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.
ПК З.З. Вести и оформлять учётно-отчётную и планирующую документацию.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе прохождения учебной практики профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Технического обслуживания и ремонта измерительной аппаратуры и приборов, оборудования заправочной станции;
Заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами;
Перекачки топлива в резервуары;
Отпуска горючих и смазочных материалов;
Оформления учётно-отчётной документации и работы на кассовом аппарате;
уметь:
Проводить текущий ремонт обслуживаемого оборудования;
Производить пуск и остановку топливно-раздаточных колонок;
Производить ручную заправку горючими и смазочными материалами транспортных и самоходных средств;
- Производить заправку газобаллонного оборудования транспортных средств;
Производить заправку летательных аппаратов, судов и всевозможных установок;
Осуществлять транспортировку и хранение баллонов и сосудов со сжиженным газом;
Учитывать расход эксплуатационных материалов;
Проверять и применять средства пожаротушения;
Вводить данные в персональную электронно-вычислительную машину;
знать:
Устройство и конструктивные особенности обслуживаемого заправочного оборудования, контрольно-измерительных приборов и правила их безопасной эксплуатации;
Правила безопасности при эксплуатации заправочных станций сжиженного газа;
Правила эксплуатации резервуаров, технологических трубопроводов, топливораздаточного оборудования и электронно-автоматической системы управления;
Конструкцию и правила эксплуатации автоматизированной системы отпуска нефтепродуктов;
Правила проверки на точность и наладки узлов системы;
Последовательность ведения процесса заправки транспортных средств;
Порядок отпуска и оплаты нефтепродуктов по платёжным документам.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной практики:
всего -72 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля
является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
(ВПД) заправка транспортных средств горючими и смазочными
материалами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК3.1 | Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. |
ПК 3.2 | Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций. |
ПК 3.3 | Вести и оформлять учётно-отчётную и планирующую документацию. |
OK1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса(курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 3.1-ПК 3.3 | ПМ 02 Раздел 1. Заправка транспортных средств. Технический осмотр и ремонт оборудования. Учёт и отчётность на АЗС. | 216 | 144 | 80 | 72 | | |
| МДК. 03.01 Оборудование и эксплуатация заправочных станций. | 120 | 32 | 48 | 40 | | |
| МДК.03.02 Организация транспортировки, приёма, хранения и отпуска нефтепродуктов | 96 | 32 | 32 | 32 | | |
| Учебная практика, часов | 72 | | 72 | |
| Производственная практика, часов | 84 | | 84 |
| Всего: | 300 | 144 | 80 | 72 | 72 | 84 |
3.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 03
ПМ. 03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
Наименование разделов и тем учебной практики. | Содержание учебного материала. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| УП. 03 Учебная практика | 72 | |
МДК. 03.01 Оборудование и эксплуатация заправочных станций. | | 36 | |
| Ознакомление с требованиями безопасности труда и пожарной безопасности. Ежедневное техническое обслуживание оборудования АЗС. | 6 | |
| Текущий ремонт счетчика жидкости ТРК: счетного устройства колонок. | 6 | |
| Текущий ремонт счетчика жидкости ТРК: счетного устройства колонок. | 6 | |
| Текущий ремонт насоса ТРК | 6 | |
| Текущий ремонт резервуаров и запорной арматуры. | 6 | |
| Текущий ремонт резервуаров и запорной арматуры. | 6 | |
МДК. 03.02 Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов | | 36 | |
| Прием и отпуск жидкого топлива (бензина). | 6 | |
| Прием и отпуск жидкого топлива (дизтоплива). | 6 |
| Прием и отпуск газообразного топлива. | 6 |
| Организация хранения и отпуска расфасованных нефтепродуктов. | 6 | |
| Организация работ на АЗС при возникновении нештатных ситуаций и угрозе пожара. | 6 | |
| Дифференцированный зачет. | 6 | |
| Итого: | 72 | |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации рабочей программы модуля имеется: Лаборатория технического оборудования заправочных станций и
технологии отпуска горюче-смазочных материалов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект раздаточных кранов ZVA;
измерительные приборы (уровнеметр, метроштоки, ареометры, нефтеденсиметры, погружные насосы, пистолет топливораздаточный);
топливораздаточная колонка «НАРА»
комплект учебно-методической документации;
учебно-наглядное пособие «Система контроля заправочных станций»;
учебно-наглядное пособие «Контрольно -измерительные системы»;
учебно-наглядное пособие «Система управления АЗС»;
учебно-наглядное пособие «Система автоматизации АЗС»;
учебно-наглядное пособие «Резервуары для нефтепродуктов»;
учебно-наглядное пособие «Блок-бокс топливозаправочный»;
учебно-наглядное пособие «АЗС контейнерного типа»;
комплект бланков учётно-отчётной документации;
Технические средства обучения лаборатории:
- мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер, телевизор, видеоплеер);
4.2.Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники:
1. СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные
нормы.
2. Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-
080-01
3. МИ 2895-2004 ГСИ. Колонки топливораздаточные. Методика
периодической поверки мерниками со специальными шкалами
4. Методические указания временные ГСИ. Колонки топливораздаточные.
Методика проверки. Карпов В.А., Резник В.Н.; 2009г.
5. Нефтепродуктообеспечение. Давлетьяров Ф.А., Зоря Е.И.; 2010г.
6.Правила устройства вертикальных, цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов. Шаталов А.А., Баранов В.А.; 2009г. Дополнительные источники: 1.Основные нормативные документы по эксплуатации автозаправочных станций. Мин.топлива и энергетики РФ
2. Строительные нормы и правила. Госкомитет по делам строительства.
3. Межотраслевые правила по охране" труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций.
Интернет-ресурсы:
Техническая литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.tehlit.ru, свободный. - Загл. с экрана.
Портал нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http//www.pntdoc.ru, свободный. - Загл. с экрана.
Отечественные журналы
Нефть и нефтепереработка
Маркетинг на автомобильном транспорте
4, З. Общие требования к организации учебного процесса.
Освоение программы модуля базируется на изучении междисциплинарных курсов МДК.03.01. Оборудование и эксплуатация заправочных станций и МДК.03.02. Организация транспортировки, приёма, хранения и отпуска нефтепродуктов.
Теоретическое и практическое обучение проводится в оборудованной лаборатории с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий соответствующих требованиям стандарта.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами» является успешное освоение учебной практики в рамках данного профессионального модуля.
Производственная практика проводится концентрированно в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
4.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Обучение по модулю осуществляют:
преподаватель, имеющий высшее образование, высшую квалификационную категорию, стаж педагогической работы 10 лет;
мастер производственного обучения, имеющий среднее профессиональное образование, квалификацию оператора заправочных станций
разряда, первую квалификационную категорию, стаж педагогической работы
лет.
4.5. Требования к обучающемуся:
- наличие медицинской справки водителя категории В, С;
- наличие спец. одежды;
- обязательное ознакомление с техникой безопасности во время практических занятий учебной и производственной практики.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
Профессиональные компетенции
Результаты (освоенные профессиональные компетенции). | Основные показатели оценки результата. | Формы и методы контроля и оценки. |
ПК 3.1 Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. | Заправка транспортных средств различными видами топлива. Выбор заправочного оборудования, инвентаря, приспособлений. Подготовка транспортного средства и заправочного оборудования к заправке. Контроль качества нефтепродуктов с помощью измерительных приборов. Приём нефтепродуктов на АЗС. Соблюдение требований техники безопасности Организация рабочего места | -защита практических работ; - оценка выполнения работ на учебной и производственной практике; - тестирование. |
ПК 3. 2 Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций. | Выбор вида технического обслуживания и ремонта оборудования заправочных станций. Проведение ТО и ремонт оборудования заправочных | - защита практиче ских работ; - оценка выполнения работ на учебной и производственной практике; |
| станций. Соблюдение требований техники безопасности Организация рабочего места | - тестирование. |
ПК 3.3 Вести и оформлять учёно-отчётную и планирующую документацию. | Выбор комплекта учетно-отчетной документации по приёму, хранению и отпуску топлива на заправочной станции. Оформление отчетной и планирующей документации в соответствии с утверждёнными инструкциями. | - оценка выполнения практических работ; - тестирование; - оценка выполнения работ на учебной и производственной практике. |
Общие компетенции
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Анализ ситуации на рынке труда. Быстрая адаптация к внутриорганизационным условиям работы. Участие в работе кружка технического творчества, конкурсах профессионального мастерства, профессиональных олимпиадах. - Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во вне учебной деятельности. |
ОК 2. Организовывать собственную деятель- | Определение цели и порядка работы. | - наблюдение за выполнением практических |
ность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | Обобщение результата. Использование в работе полученные ранее знания и умения. Рациональное распределение времени при выполнении работ. | работ, конкурсных работ, участием во вне учебной деятельности. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности Способность принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях Ответственность за свой труд. | ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Обработка и структурирование информации. Нахождение и использование источников информации. | наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во вне учебной деятельности. |
ОК 5. Использовать ин-формационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникативных технологий. Работа с различными прикладными программами. | наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во вне учебной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Терпимость к другим мнениям и позициям. Оказание помощи участникам команды. Нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях. Выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во вне учебной деятельности. |
OK 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Уровень физической подготовки. Стремление к здоровому образу жизни. Активная гражданская позиция будущего военнослужащего. Занятия в спортивных секциях. | - наблюдение за выполнением конкурсных работ, участием во вне учебной деятельности. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной практики.
2