Программа внеурочного мероприятия «Колесо истории».
Пояснительная записка.
Активизация познавательной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. Этот вопрос волновал многих известных педагогов российской школы педагогики: К.Д. Ушинского, А.С Макаренко, Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского и др. Сейчас, в XXI веке этот вопрос остается по-прежнему актуальным.
В процессе обучения познавательная активность является основным фактором устойчивого внимания и целостного восприятия учебного материала, влияя на цели, характер и содержание учебной деятельности.
Одной из форм активизации познавательной деятельности выступает игровая деятельность. По мнению известного советского воспитателя и педагога, доктора педагогических наук С. А. Шмакова, играм присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность; творческий характер; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество; наличие прямых или косвенных правил, которые отражают логическую и временную последовательность ее развития.1
В.А. Сухомлинский говорил про игру так: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».2 Поэтому она так необходима для развития личности.
Игра – как один из видов деятельности обладает определенным набором функций, которые также позволяют стимулировать развитие познавательной деятельности обучающихся в процессе не только самой учебной деятельности, но и в рамках внеурочной деятельности, а также различных школьных, районных, городских мероприятий.
Так, можно выделить следующие функции игры:
– развлекательная (развлечь, воодушевить, пробудить интерес);
– коммуникативная (развитие культуры общения);
–диагностическая (выявление каких-либо отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
– социализация (включение в систему устоявшихся общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Игра развивает способности обучающихся к осмыслению событий, готовит к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучает содержательному и эффективному взаимодействию.
В процессе внеурочной деятельности можно привлечь интерес обучающихся к разным учебным дисциплинам, вовлекая их в игровую деятельность. Как показывает практика, обучающиеся с удовольствием принимают участие в различных командных интеллектуальных играх по разным учебным дисциплинам.
История – это наука, которая изучает прошлое и настоящее человечества. В рамках урочной деятельности порой не хватает времени, чтобы познакомится со всем многообразием мирового исторического процесса (событиями, личностями и т.п.). Поэтому на помощь может прийти организация школьного мероприятия (в формате викторины, игры по станциям) в рамках «Недели истории».
Цели игры: привлечь внимание обучающихся к изучению истории, посредством принятия участия в интеллектуально-познавательной командной игре.
Задачи игры:
- развитие познавательного интереса обучающихся к предмету «история»,
-создание благоприятных условий для выявления знаний и умений обучающихся в нестандартных игровых ситуациях,
-развитие творческих способностей учащихся,
- способствовать развитию коммуникативных навыков общения в команде.
Участники: команда по 5-7 человек от параллелей 7-9 классов.
Условия и порядок проведения игры:
Подготовительный этап:
- формирование команд,
- выбор капитана, выбор названия команды, изготовление эмблемы команды.
2. основной этап:
- получение маршрутного листа и ознакомление с ним,
- инструктаж участников игры,
- реализация игры по станциям,
3. Заключительный этап:
- подведение итогов,
- награждение победителей.
Станции проведения игры «Колесо истории»:
1 станция «Историческая личность».
2 станция «Исторический источник».
3 станция «Историческая ошибка».
4 станция «Историческая загадка».
5 станция «Исторический кроссворд».
6 станция «Своя игра».
Описание хода игры.
1 станция «Историческая личность».
На данной станции участникам игры предлагается четыре текста, в которых содержится информация о каком-то историческом деятеле. Задача: угадать, о какой исторической личности идет речь.
Время выполнения задания – 10 минут.
Количество баллов за выполнение задания – 8 баллов (по 2 балла за один правильный ответ).
2 станция «Исторический источник».
На данной станции участникам игры предлагается отрывок из исторического источника. Его необходимо прочитать и ответить на вопросы по тексту.
Время выполнения задания – 10 минут.
Количество баллов за выполнение задания – 6 баллов (по 2 балла за один правильный ответ).
3 станция «Историческая ошибка».
На данной станции участникам игры раздается текст с ошибками. Задача – исправить ошибки в тексте.
Время выполнения задания – 10 минут.
Количество баллов за выполненное задание – 7 баллов (по 1 баллу за каждую исправленную ошибку).
4 станция «Историческая загадка».
На данной станции участники игры должны разгадать загадки, которые непосредственно связаны с историческими событиями, личностями. Всего 10 загадок.
Время выполнения задания – 10 минут.
Количество баллов за выполненное задание – 10 баллов (по 1 баллу за правильный ответ).
5 станция «Исторический кроссворд».
На данной станции участники игры разгадывают исторический кроссворд. Всего 15 слов.
Время выполнения задания – 15 минут.
Количество баллов за выполненное задание – 15 баллов (по 1 баллу за правильное слово).
6 станция «Своя игра».
На данной станции участники игры (команды) соревнуются между собой в знаниях, скорости, логике.
На экран выводится презентация.3 В игре представлены следующие категории: Великие географические открытия, Смута, Реформация, Царствование Алексея Михайловича, Эпоха Возрождения, Разное.
В каждой категории по 5 вопросов, стоимость которых составляет от 10 до 50 баллов. За каждый правильный ответ команда получает то количество баллов, под которым и был скрыт выбранный вопрос. Каждой команде предоставляется право вскрыть 5 вопросов и ответить на них.
Время выполнения задания – 20-30 минут.
Количество баллов за выполненное задание соответствует тому, сколько составит сумма баллов за 5 выбранных вопросов.
Приложение.
1 станция «Историческая личность».
Определите, о ком идет речь в тексте.
Сын боярина, возвысился в годы опричнины благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова. Еще более его род возвысился после брака его сестры и наследника престола, царевича Федора. После смерти Ивана Грозного оказался в числе регентов, которым было поручено опекать Федора, однако очень скоро он сумел устранить своих соперников. Федор всецело доверял своему шурину и, умирая, завещал престол именно ему. При содействии церкви, он был избран царем. Начало его царствования было благоприятным, однако вскоре на страну обрушились бедствия, и он начал терять популярность. Умер он от апоплексического удара, назначив своим преемником сына. Однако молодой Федор Борисович и его мать были задушены сторонниками Лжедмитрия.
Ответ: Борис Годунов.
Был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. Свод законов, названный его именем, является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанапала).
Ответ: Хаммурапи.
Последний сын Ивана Грозного от его четвертой жены Марии Нагой в правление Федора Иоанновича был отправлен в Углич. В 1591г. погиб при загадочных обстоятельствах. Официальная версия его смерти - самоубийство. Однако есть версия насильственной смерти, виновниками которой считали Бориса Годунова и Шуйских, которым эта смерть была выгодна.
Ответ: царевич Дмитрий.
Энергичный и решительный. Расширил королевские владения. Продолжал войну против Англии. Вступил в конфликт с папой. Был прозван король фальшивомонетчик.
Ответ: Филипп IV Красивый.
2 станция «Исторический источник».
«Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии одной мили от неё, стал у речки Даниловки и занял селение Загорье...
Московское войско засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без всякого успеха... Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники] должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами, числом в двести тысяч ратников, в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли большие потери.
Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но Пашков, [сговорившись] почти с о всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать московитам.
Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых, а также послали отряд против Пашкова, который сперва передался с пятьюстами человек, и его войско от [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство, и половина их была захвачена, ибо лес, через который они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны...
И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской...»
1. Назовите царя, в правление которого происходили эти события. Укажите хронологические рамки его правления. Почему отряд Истомы Пашкова перешёл на сторону царя?
2. В тексте источника найдите и выпишите фразу, из которой становится ясен масштаб победы, одержанной «московитами». К чему, по мнению автора, привела победа «московитов»?
3. Кто был правителем России после смерти Фёдора Иоанновича? Какие факторы способствовали его воцарению? Укажите любые два фактора.
3 станция «Историческая ошибка».
В год 6496 (989) пошел Олег с войском на Корсунь, град греческий. И послал к царям Василию и Константину, и так им передал: "Вот взял ваш город славный; слышал же то, что имеете сестру девою; если не отдадите ее за меня, то сотворю городу вашему (столице) то же, что и этому городу сотворил". И услышав это, они (Василий и Константин) опечалились, и послали ему весть, и так ответили: "Не пристало христианам выдавать жен за неверных. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное примешь, и с нами единоверен будешь".
По божьему промыслу в это время разболелся князь глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что делать. И послала к нему царица (Анастасия) и передала: "Если хочешь избавиться от болезни сей, то крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего". Услышав, князь сказал: "Если воистину исполнится это, то поистине велик будет бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил князя. И когда возложил руку на него, тотчас прозрел он.
После этого князь взял царицу и попов корсунских с мощами святого Климента, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Забрал и двух медных идолов, и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью св. Богородицы. Константинополь же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев. И когда пришел, повелел кумиры опрокинуть - одних изрубить, а других - предать огню. Ярило же повелел привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево чувствует, но для поругания беса . Вчера был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Волге, оплакивали его неверные люди . И, притащив, сбросили его в реку. И сказал князь сопровождающим: "Если он где пристанет, вы отпихивайте его от берега, до тех пор, пока не пройдет пороги, тогда лишь оставьте его". Они так и сделали, как он велел. Как только оставили его за порогами, так принес его ветер на мель, которую потом прозвали Перунья Мель, так она и до сего дня называется. Затем послал князь по всему городу сказать: "Если не обратится кто завтра на реке - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - противен будет мне".
На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на реку, и собралось там людей без числа. Вошли они в морскую воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые же у берега – по грудь, некоторые держали младенцев, а более взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И виделась радость на небе и на земле о стольких спасенных душах, а дьявол причитал стеная: «Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками, не смогу уже царствовать в этих странах». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Князь радовался, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правильную и непорочную веру и мне помоги, Господи, против врага-дьявола, дабы одолел козни его, надеясь на Тебя и Твою силу».
Ошибки: 988, Владимир, Анна, Корсунь, Перун, Днепр, вошли в реку.
4 станция «Историческая загадка».
1.Рязань сгорела и монголы,
Пошли на Русь с мечом и болью,
Но мститель русский из Рязани
Стал для монголов наказаньем.
2.Свершил поход за «зипунами»
К друзьям - отпетым казаками...
Всю Волгу залил он в крови,
За что лишился головы.
3. Хоть Гришкой звался от рожденья,
Но он добился воцаренья.
Русь не стерпела самозванца
И наказала оборванца.
4. Имел он прозвище Тишайший,
С людьми не громко говорил,
Но в лихолетья бунтов страшных
С разбойниками не был мил.
5. Он создал армию в России,
В Полтавской битве победил,
Он флот построил самый сильный,
Окно в Европу прорубил!
6. Она носила имя Марта,
Но в плен была однажды взята,
И стала сразу, Боже мой!
Вдруг императора женой.
7. На корабле Восток - 1
Взлетел советский гражданин.
Он видел Землю с высоты,
Его уж точно знаешь ты.
8.Учил он грамоту упорно,
Учить других заставил он.
И школы появились скоро,
И первый русский наш Закон.
9. Он был варягом сильным, важным,
Мечом грозит его рука.
Но править он, придя однажды
Остался с Русью на века.
10. Сия боярыня без слов,
Была защитницей основ,
Слыла противницей реформ
Всех православных старых норм
Ответы:
5 станция «Исторический кроссворд».
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | | |
| | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | 4 | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | 6 | | | | | |
| | | | | | | 3 | | | 5 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 4 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 5 | | | 7 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | 6 | | | 8 | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | 7 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Как называется река, в которой крестили Русь? | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Как называется династия русских князей, правившая с 862 по 1598 гг.? | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Неофициальное правительство Ивана IV – Избранная … | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. Фамилия донского казака, организовавшего восстание крестьян в 1670-1671 гг. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5. Храм богини Афины. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6. Период в истории России, ознаменованный голодом, гражданской войной, иностранной интервенцией. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7. Имя национальной героини Франции, которая спасла свою страну, за что была сожжена на костре инквизиции по обвинению в колдовстве. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По вертикали: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Григорий Отрепьев по-другому. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Одна из форм повинности крестьян в пользу помещика. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Какое прозвище получил в народе Иван IV? | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. Сословно-представительный орган в Российском государстве - Земский …. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5. Холм с обрывистыми склонами, расположенный в Афинах. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6. В России правителей с этим именем было всего шесть. О каком имени идет речь? | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7. Живопись по сырой штукатурке. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8. Тюркский народ, который входил в состав Монгольской империи, а позже и Золотой Орды. | | | | | | | | | |
Ответы:
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | л | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | ж | | | | | | | | | | | | |
| | | | | д | н | е | п | р | | | | | | | | | | |
| | о | | | | | д | | | | | | | | | | | | |
г | | б | | | с | | м | | | | | | | | | | | | |
р | ю | р | и | к | о | в | и | ч | и | | | | | | | | | | |
о | | о | | | б | | т | | | | | | | и | | | | | |
з | | к | | | о | | р | а | д | а | | | | в | | | | | |
н | | | | | р | | и | | | к | | | | а | | | | | |
ы | | | | | | | й | | | р | а | з | и | н | | | | | |
й | | | | | | | | | | о | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | п | а | р | ф | е | н | о | н | | |
| | | | | | | | | | о | | | р | | | | | | |
| | | | | | | | | | л | | | е | | | | | | |
| | | | | | | | | | ь | | | с | м | у | т | а | | |
| | | | | | | | | | | | | к | | | а | | | |
| | | | | | | | | | | | | а | | | т | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | ж | а | н | н | а |
| | | | | | | | | | | | | | | | ы | | | |
Список использованной литературы.
Вяземский Ю.П. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах. Серия – Умники и Умницы. – М.: АСТ, 2013. – 320 с.
Пазин, Р. В. История. ЕГЭ. 10-11 классы. Анализ исторического источника: учебно-методическое пособие. / Р.В. Пазин. — 7-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Легион, 2016. — 352 с.
Повесть временных лет. Сост., примеч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А. Г. Кузьмина / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. – 544 с.
Сто поэтических загадок по Российской истории. URL: http://doroga-v-shkolu.ru/index.php/zagadki-rifmovki-po-istorii-rossii (дата обращения: 05.03.2021)
Султанова М. С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся / М. С. Султанова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 49 (183). – С. 407-409. – URL: https://moluch.ru/archive/183/47068/ (дата обращения: 02.03.2021).
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
1 Султанова М. С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся / М. С. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47068/ (дата обращения: 02.03.2021).
2 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. – С. 58.
3 См. презентацию в отдельном файле.