СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по курсу "Разговор о правильном питании" 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 1 класса»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» в рамках социального направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе образовательной программы «Разговор о правильном питании, «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания», разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО, в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  • На основе СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189)

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2019-2020 учебный год



Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Разговор о правильном питании».

Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.




Цели и задачи курса


Цель:

формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

1. Развитие представлений детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировании готовности заботиться и укреплять здоровье.

2. Расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности выполнять эти правила.

3. Развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

4. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

Воспитательные задачи:

1. Развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.

2. Развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Развивающие задачи:

1. Развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности.

2. Развитие самостоятельности, самоконтроля.

3. Развитие коммуникативности.

4. Развитие творческих способностей.

5. Развитие мотивации к овладению навыками базисных образовательных программ: литературы, ИЗО.


2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии.

При работе по программе «Разговор о правильном питании» с использованием технологии деятельностного метода у учащихся повышается познавательная активность, совершенствуется культура мышления, в целом формируются деятельностные способности, повышается положительная мотивация по отношению к своему здоровью. Активно используется такая форма работы как, проектная деятельность.


Программа «Разговор о правильном питании» является модульной: «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания». Программа носит интерактивный характер, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье.

Программа состоит из трех модулей.

1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет.

2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-10 лет.

3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 10-12 лет.

Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:

1 модуль "Разговор о правильном питании"

разнообразие питания:

  1. "Самые полезные продукты",

  2. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",

  3. "Где найти витамины весной",

  4. "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",

  5. "Каждому овощу свое время";

гигиена питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";

рацион питания:

  1. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",

  2. "Плох обед, если хлеба нет",

  3. "Полдник. Время есть булочки",

  4. "Пора ужинать",

  5. "Если хочется пить";

культура питания:

  1. "На вкус и цвет товарищей нет",

  2. "День рождения Зелибобы".

Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

- Осознание личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.

- Формирование внутренней позиции ученика на занятии.

- В предложенных ситуациях делать выбор.

- Ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.

-Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации.


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- Соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности.

- Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Учиться договариваться о распределении ролей в игре, работе в совместной деятельности.

- Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников.

- Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные:

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

– Самостоятельно работать с некоторыми заданиями рабочей тетради, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари.

Коммуникативные:

- Пропаганда здорового образа жизни в жизненной ситуации своей и других людей.

- Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем.

- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

- основные правила правильного питания.

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об основных принципах гигиены питания;

- о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;

- о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;

- о значении молока и молочных продуктов;

- о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;

- о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;

- о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ


  • Развитие познавательных интересов.

  • Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.

  • Развитие самосознания младшего школьника как личности.

  • Уважение к себе.

  • Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.

  • Иметь и выражать свою точку зрения.

  • Целеустремлённость.

  • Настойчивость в достижении цели.

  • Готовность к преодолению трудностей.

  • Способность критично оценивать свои действия и поступки.

  • Коммуникабельность


3. МЕСТО ЗАНЯТИЙ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 1классе - 33 занятия (1 ч. в неделю, 33 учебных недели). В связи с праздничными днями (12 мая), уплотнение программы до 32 часов.







4. СОДЕРЖАНИЕ


Содержание программы отвечает следующим принципам:

- возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения

возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;

- научная обоснованность;

- практическая целесообразность;

- динамическое развитие и системность;

- необходимость и достаточность предоставляемой информации;

- вовлечение в реализацию программы родителей;

- культурологическая сообразность.


Разнообразие питания

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

Гигиена питания и приготовление пищи

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

Этикет

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Рацион питания

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

Из истории русской кухни

Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел

Количество часов

1

Разнообразие питания.

4

2

Гигиена питания и приготовление пищи

5

3

Рацион питания

16

4

Этикет

4

5

Из истории русской кухни

3


Итого

32


6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия


Тема занятия


Изучаемые вопросы

(содержание)

Дата

по факту


Разнообразие питания (4 ч)


Если хочешь быть здоров

Знакомство учащихся с героями программы, формирование представлений о важности правильного питания.

3.09

Из чего состоит наша пища

Продукты, блюда, здоровье.

Представление о том, из чего состоит наша пища

10.09

Полезные и вредные привычки

Представление об основных принципах питания

17.09

Самые полезные продукты

Беседа «Какие продукты полезны и необходимы человеку каждый день».

24.09


Гигиена питания и приготовление пищи (5 ч)


Как правильно есть (гигиена питания)

Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

1.10

Удивительное превращение пирожка

Понятия: здоровье, питание, режим. Демонстрация «Удивительные превращения пирожка»

8.10

Твой режим питания



Понятия: здоровье, питание, режим питания

15.10

Из чего варят каши

Завтрак - обязательная часть ежедневного меню. Различные варианты завтрака.

Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение»

22.10

Как сделать кашу вкусной

Понятия: завтрак, режим, меню, каша, крупа. Каша - полезное и вкусное блюдо. Конкурс «Кашевар»

5.11


Рацион питания (16 ч)


Плох обед, коли хлеба нет

Обед как обязательный компонент ежедневного рациона питания, его структура.

12.11

Хлеб всему голова

Роль хлеба в питании детей

19.11

Полдник

Полдник как обязательная часть ежедневного меню. Полдник, меню, молоко и молочные продукты.

26.11

Время есть булочки

Полдник, меню, хлебобулочные изделия. Ежедневный рацион питания школьника.

3.12

Пора ужинать

Ужин как обязательный компонент ежедневного рациона питания

10.12

Почему полезно есть рыбу

Значение рыбы и рыбных блюд в питании школьников

17.12

Мясо и мясные блюда

Значение мяса и мясных блюд в питании школьников

24.12

Где найти витамины зимой и весной

Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

14.01

Всякому овощу – свое время

Витамины, фрукты, овощи. Важность и необходимость включения в рацион питания растительной пищи

21.01

Как утолить жажду

Жажда, здоровье, напитки. Значение жидкости для организма человека, ценность разнообразных напитков.

28.01

20

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

Здоровье, спорт, питание. Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания.

11.02

21

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

Здоровье, спорт, питание. Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания.

18.02

22

На вкус и цвет товарищей нет

Вкусовые качества продуктов.

25.02

23

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значение для организма.

3.03

24

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека.

10.03

25

Каждому овощу – свое время

Польза фруктов и овощей. Сезонные фрукты и овощи.

17.03


Этикет (4 ч)


26

Народные праздники, их меню

Народные праздники и их традиционные блюда

31.93

27

Народные праздники, их меню

Народные традиции, связанные с питанием и здоровьем

7.04

28

Как правильно накрыть стол.

Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда

14.04

29

Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом

Этикет, правила поведения за столом, сервировка

21.04


Из истории русской кухни (4 ч)


30

Щи да каша – пища наша

Народные традиции, связанные с питанием и здоровьем

28.04

31

Что готовили наши прабабушки.

Роль национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран

5.05

32

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»

Основные законы здорового питания

19.05















РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,

  • о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • о полезных продуктах питания;

  • о структуре ежедневного рациона питания;

  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

умения:

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.


Формы контроля


Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание




















УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Печатные пособия:



1.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп.

2.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп.

3.Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с

4.КондоваС.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

5.Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

6.Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с

7.Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

8.Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

Экранно- звуковое обеспечение:

- проектор

-интерактивная доска

- документ- камера

- планшет

Технические средства обучения:

- компьютер





Список литературы для детей.



1.Верзилин.Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с

2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с

3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.

4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.




















19