СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Веселые ложкари"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Образовательная программа «Веселые ложкари» имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на:

- воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, обучение  игре  на    народных  шумовых  инструментах и более полное развитие у детей  уже  имеющихся  музыкальных  способностей;

- формирование опыта творческой деятельности воспитанников- одно из эффективных средств развития личности, ее социальной активности и мобильности, гибкости мышления и обеспечения возможности дальнейшего самообразования в течение всей жизни;

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Веселые ложкари"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА"





Программа внеурочной деятельности для 1 класса

"Веселые ложкари"



ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

«Проблемно-ценностное общение школьников во внеурочной деятельности»

(Вариативный блок, 36 часов)














Слушатель ________________ Е.В. Обухова

(подпись, дата)







Руководитель ________________ С.В.Апасова

(подпись, дата)






Самара 2014 г.



Содержание

Пояснительная записка............................................................................................................3

Учебно-тематический план.................................................................................................................10

Содержание программы......................................................................................................12

Методическое обеспечение программы.......................................................................................................19

Список литературы.......................................................................................................24.































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



«Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее»



Актуальность и отличительные особенности программы

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Возможность сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Программа по внеурочной деятельности «Веселые ложкари» базируется на основных нормативных документах: письмо Минобрнауки РФ т 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с "СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования), письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Направленность программы

Образовательная программа «Веселые ложкари» имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на:

- воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, обучение игре на народных шумовых инструментах и более полное развитие у детей уже имеющихся музыкальных способностей;

- формирование опыта творческой деятельности воспитанников- одно из эффективных средств развития личности, ее социальной активности и мобильности, гибкости мышления и обеспечения возможности дальнейшего самообразования в течение всей жизни;

Новизна и отличительная особенность программы

Новизна и отличительная особенность данной программы заключается в системе обучения игре на народных шумовых инструментах детей младшего школьного возраста, основанной на сочетании разных видов творческой деятельности: ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки. Коллективные творческие проекты воспитанники демонстрируют на народных праздниках, концертах.

Актуальность программы

Актуальность программы «Веселые ложкари» на сегодняшний день обоснована необходимостью создания условий для реализации федеральных государственных стандартов второго поколения. В качестве основной идеи программы определена идея использования художественного творчества как средства духовно-нравственного развития. Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.



Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в том, что предлагаемый программный материал предоставляет воспитаннику возможность развивать свой творческий потенциал и сформировать основные представления о народных шумовых инструментах, овладеть навыками игры на шумовых инструментах, сформировать интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие музыкальных способностей детей через игру на шумовых народных инструментах.

Задачи программы:

в образовании:

- обучение основам техники игры на шумовых народных инструментах,

- формирование необходимые знания, умения и навыки игры на инструментах;

в развитии:

- развивать, творческие способности, музыкальный вкус, фантазию;

- развивать память, умение концентрировать внимание;

- способствовать развитию выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости;

в воспитании:

- воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой;

- воспитывать культуру общения в коллективе;

-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-расширение рамок общения с социумом.

Формы и режим занятий

Образовательная программа расчитана на 1 год. Возраст детей- 7-8 лет. Прием детей проводится без предварительного отбора.

Основной формой работы по программе «Веселые ложкари» является групповое занятие. Занятия проводятся ансамблем один раз в неделю в объёме 34 часа. Продолжительность занятия 40 минут.

Ожидаемые результаты программы

Содержание программы «Веселые ложкари» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа отвечает требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе реализации программы опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения образовательной программы отражают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию в области музыкального искусства, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.



















Ожидаемые результаты и способы их определения


Ожидаемые результаты

Метод

Методика

личностные

Личностные:

- мотивация к занятиям творческой деятельностью, развитию своих способностей;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;

- эмпатия-как понимание чувств других людей и сопереживание им;



Анкета для воспитанников по оценке уровня мотивации к занятиям;












«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Незаконченные предложения»

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

- адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей.

Наблюдение



Рисование по точкам

Корректурная проба

Познавательные:

- осуществлять поиск информации с использованием разнообразных источников;

- осуществлять анализ, синтез, другие логические операции.

Наблюдение,

Беседа



Сравни картинки

Логические закономерности

Коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные средства (прежде всего речь);

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;


«Рукавички»

«Левая и правая сторона»

«Совместная сортировка»

«Дорога к дому»

Метапредметные

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;

- адекватно оценивать проявления музыкальной культуры как части общей культуры;

- организовывать культурный досуг, самостоятельную творческую деятельность.

Беседа







Тестовые задания







Беседа





Творческие задания


Предметные

- владеть навыками игры на шумовых инструментах;

- исполнять музыкальные произведения различных жанров и форм;

- владеть основами музыкальной грамоты;

- владеть навыками ансамблевого пения;

- реализовывать собственные творческие замыслы в музыкальной импровизации;

- владение сценической культурой, техникой владения микрофоном, реквизитом.

Прослушивание



Прослушивание



Прослушивание

Творческие задания









Наблюдение






Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации образовательной программы «вЕСЕЛЫЕ ЛОЖКАРИ» являются: фольклорные праздники («Кузьминки», «От зари до зари веселятся ложкари», «Масленица»), развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»), участие В школьных конкурсах и концертах.















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема занятия

Количество часов



УУД


1.

Вводное занятие

«Юные оркестранты»

1

- мотивация к занятиям творческой деятельностью, развитию своих способностей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

2.

Погремушка как музыкальный шумовой инструмент

3

- принимать и сохранять учебную задачу;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

3.

«Вот как дружно в бубен бьем - никогда не устаем»

3

- проявлять интерес к новой информации;

- эмоционально воспринимать музыкальное творчество разных народов, высказывать мнение о его содержании;

4.

«Пусть играет шумно, четко – деревянная трещотка!»

3

- пользоваться разнообразными источниками для поиска нужной информации;

- строить совместную творческую деятельность;

5.

Колотушка как шумовой музыкальный инструмент

2

- контролировать свои действия в процессе самостоятельных действий;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

6.

«Вятские, смоленские – ложки деревенские»

7

- выделять существенную информацию в электронных источниках, интерпретировать её;

- проявлять чувство коллективизма, группового сплочения;

7.

Деревянная рубель – шумовой инструмент

2

- обобщать полученную информацию, формируя своё представление;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

8.

Разучивание русских народных мелодий

8

- контролировать свои действия и партнёра в процессе самостоятельных действий;

9.

Развлечения и праздники.


4

- реализовывать собственные творческие замыслы в музыкальной импровизации;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

10.

Итоговое занятие

1

- обобщать полученную информацию, формируя своё представление.


Всего часов

34
































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. «Юные оркестранты»

Теория. Оркестр русских народных инструментов (струнные, духовые, ударные и шумовые группы инструментов). Просмотр фрагментов выступлений оркестров (видеофильм).

Погремушка как музыкальный шумовой инструмент

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разнотембровые погремушки. «Озорные погремушки» (как изготовить самодельные погремушки).

Практика. Постановка исполнительского аппарата – корпуса, рук (разминка). Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание). Работа над музыкальным произведением. Игра в ансамбле.

«Вот как дружно в бубен бьем - никогда не устаем»

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разновидности бубнов. Звукообразующий элемент: перепонка – перепончатые.

Практика. Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание и удар пальцами рук, удар о ладонь). Работа над музыкальным произведением. Игра соло и в ансамбле.

«Пусть играет шумно, четко – деревянная трещотка!»

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Звукообразующий элемент: пластина – пластинчатые. Прием игры «Волна». Трещотка малая. Трещотка большая.

Практика. Разминка рук без инструмента – игра «Шофер». Постановка исполнительского аппарата – корпуса рук. Освоение основных приемов звукоизвлечения (толчок, сжимание и удар пластин друг о друга). Игра соло и в ансамбле.

Колотушка как шумовой музыкальный инструмент

Теория. История создания. Разновидности колотушек. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Приемы игры на колотушке.

Практика. Освоение основного приема звукоизвлечения (встряхивание и удар деревянного шарика о корпус инструмента). Игра соло и в ансамбле. Работа над музыкальным произведением.

6. «Вятские, смоленские – ложки деревенские»

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Ложки деревянные как музыкальный инструмент. Основные приемы игры (видеофильм).

Практика. Постановка исполнительского аппарата – корпуса рук (разминка). Освоение приемов игры на двух ложках: удар одной ложки о другую, «Маятник», «Мячики», «Трещотка», «Плечики», «Коленочки», «Качели», «Дуга», «Глиссандо», «Линеечка», «Солнышко», «Круг», «Капельки». Освоение приемов игры на трех ложках: основной прием игры, «Тремоло», «Форшлаги».

7. Деревянная рубель – шумовой инструмент

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разновидности рубели. Основные приемы игры (видеофрагменты). Звукообразующий элемент: трение (скольжение) деревянного молоточка о корпус инструмента.

Практика. Постановка исполнительского аппарата – корпуса рук (разминка). Освоение основного приема звукоизвлечения: сколжения деревянным молоточком по рубцеватой поверхности инструмента. Игра соло и в ансамбле под музыку.

8. Разучивание русских народных мелодий

Теория. История появления первых русских народных песен. Народные приметы. Рассказ о русском костюме. Экскурсия в комнату русского быта «горенку» школьного музея. Народный фольклор о русских народных инструментах.

Практика. Ритмическая тренировка: потешки, прибаутки, заклички, частушки, стихи. Работа над русскими народными произведениями. Игра соло и в ансамбле.

9. Развлечения и праздники

Практика. Участие в фольклорных праздниках: «Кузьминки», «От зари до зари веселятся ложкари», «Масленица», развлечениях и досугах («Осенины», «Посиделки на завалинке».

10. Итоговое занятие

Практика. Родительское собрание в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей.

Развитие музыкального слуха направлено на восприятие отдельных звуков, определение их высоты, восприятия мотива, фраз и мелодий.

Основные средства развития слуха: пение простейших песенок в разных тональностях, транспонирование мелодий; спеть звук и уметь найти его на инструменте; запоминание коротких мотивов и пропевание их, записывание знакомых мелодий без проигрывания перед этим. Все это осуществляется на начальном периоде обучения. Затем следует добавить, чтобы ведение работы происходило за инструментом и протекала при неустанном контроле слухом. Учащегося нужно научить слушать дифференцированно. Он должен слушать различные голоса, мелодические и гармонические обороты.

Для развития тембрового слуха очень большое значение имеет игра в ансамбле или с аккомпанементом руководителя. Важно приучить учащихся слышать произведения как бы в оркестровом изложении. Полезно перед началом исполнения произведения научить учащихся как бы внутренне проиграть несколько тактов. В процессе многолетней работы эти приемы складываются у педагога в определенную систему.

Развитие ритма.

Ритм – один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи. Работа над ритмом ведется нередко односторонне и сводится в основном к тому, чтобы научить точному воспроизведению записи ритма. Воспитывать же следует художественное исполнение ритма. Нужно научить учащихся хорошо чувствовать размер пьесы, значение сильных долей подчеркивать в связи с выразительностью произведения, чувствовать ритм фразы.

Для развития ритма важно проследить, как у ученика связывается восприятие мотива с его ритмичной фигурой. Усвоив заданный мотив, учащийся учится воспроизводить его ритмически, а затем спеть, сыграть – так развивается связь между ритмической и звуковысотной стороной мотива.

Следующий этап – освоение ритма в двухголосном изложении (педагог простукивает один голос, ученик – второй). Непременным условием в развитии ритма является счет вслух, который как бы служит графическим изображением ритмических фигур. Применять его надо, он помогает при объяснении размера такта. Следует помнить, что счет вслух не развивает чувства ритма, он может помочь лишь после того, как ребенок слухом уловил разновидность ритмических фигур.

Развитие памяти

Известно, какое большое значение имеет музыкальная память. Различают память: слуховую, двигательную, зрительную. Важно изучить все свойства памяти своих учащихся и в соответствии с эти развивать ее. Для успешной работы важно, чтобы были развиты все виды памяти. Часто дети запоминают «пальцы», но не осмысливают содержание произведения».

Следует отметить, что боязнь часто возникает от того, что отказывает «моторика» на сцене, а ученик не понимает, почему это случилось. Причина здесь кроется в том, что ребенок неверно заучивает на память произведение. Чтобы, проверить крепко ли запомнил текст надо предложить ему сыграть произведение с разных мест, пропеть мелодические контуры и т.д. Произведение должно быть и на «слуху», и в «голове», и в пальцах – тогда при наличии собранности и активности исполнения будет хорошим. При заучивании наизусть нужно, прежде всего, вникнуть в существо образа, в логику методического, ладогармонического и полифонического развития. Произведение должно увлекать, оно должно нравиться.

Все, что нас интересует, запоминается быстро и легко; все, что наводит скуку, запоминается с трудом. При запоминании должна быть максимальная активность слуха. Лучше услышать – крепче запомнить. Учить следует отдельные элементы, часто произведения, отдельные элементы голоса и сопровождения. Рационально произвольное (направленное) запоминание – это точное, грамотное запоминание с соблюдением всех указаний.

Развитие творческого начала в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

При изучении различных произведений учащиеся уже с первых занятий знакомятся с музыкальной речью, ее выразительном звучанием, ее строением, приобретают первые исполнительские навыки, развивают музыкальную память, исполнительское внимание, чувство музыкальной формы. Оказывая на учащихся определенное художественное влияние, педагог вместе с тем должен вырабатывать у них самостоятельность мышления, возбуждать их творческую инициативу. Только при таком подходе к развитию у учащихся творческого начала исполнение в последствии будет содержательным.

С первых уроков необходимо начинать с начинающими беседами о музыке, старясь изначально привлечь к ней интерес, а затем и любовь. Главной мыслью через все такие уроки должно звучать, что музыка – это не просто набор звуков, а искусство, отражающее думы и чаяния народа, переживания людей, создающее картины природы и быта. Еще до того как ученик начнет изучать нотную грамоту, следует помогать ему представить то, что выражается в музыкальных пьесах.

Для этого нужно проигрывать учащемуся яркие пьесы, вслушиваясь в музыку, чутко следить за каждой интонацией, за каждым «душевным движением» «воображаемого героя; учащиеся лучше улавливают характер развития музыкального образа. Ребята развивают свою фантазию и воображения настолько, что сочиняют целые рассказы по теме прослушанной музыкальной пьесы.

Другим важным вопросом в ходе разработки программы является определение психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. На занятиях ансамбля детских музыкальных инструментов дети приходят по своему выбору. Для того, чтобы они занимались с интересом данным творческим занятием, необходимо знать психологические и физиологические особенности детей данного возраста.

Эффективность познавательной деятельности зависит от различных внешних обстоятельств, от развития внимания, познавательных психических процессов и других психических особенностей личности учащихся. Важным развивающим моментом в данном возрасте является развитие восприятия учащихся.

Детское восприятие – в это время характеризуется как недостаточное, нерасчлененное. Для учащихся этого возраста характерно узнавание предмета в целом, а не в детализированном виде. Переход к расчлененному восприятию происходит постепенно. В 7-10 лет формируется наблюдательность, хотя они и допускают ошибки, пропускают какие-то элементы, не существенные на их взгляд, таким образом развивается у детей выборочная наблюдательность.

Для учащихся младшего школьного возраста характерно наличие непроизвольного внимания. Учащиеся еще не способны сами управлять своим вниманием, но при специальном педагогическом руководстве его формирование

у учащихся в 8-10 лет начинает развиваться интенсивно

Социальная ситуация данного возраста такова, что учащиеся должны проявлять большую активность, самостоятельность к получению новых знаний, должны понимать, что успех его познавательной деятельности зависит от целенаправленного устойчивого внимания.







Примерный репертуар план

Речевые упражнения. /В. Жилин./

Упражнения в ритмах:

марша,

вальса,

польки.

Ритмические игры.

Творческие задания.

Фольклор:

Загадки.

Пословицы.

Поговорки.

Считалочки.

Народные мелодии:

«Калинка»

«Полянка»

«Кукушка»

«Выйду я на реченьку»

«Барыня»

«У каждого свой музыкальный инструмент»

«Как у нас – то в мастерской»

Музыкальные пьесы:

М.Глинка «Полька»

С. Рахманинов «Итальянская полька»

Д. Кабалевский «Кавалерийская».

Д. Шостакович «Вальс – шутка»


Для разучивания и игры на инструментах

«Светит месяц» русская народная песня.

«Во саду ли, в огороде» русская народная песня.

«Улыбка» музыка Шаинского.

«Несет Галя воду» украинская народная мелодия.

«Тень, тень, потетень» русская народная песня.

«Антошка» музыка Шаинского.

«Валенка» русская народная песня.

«Кадриль» русская народная мелодия.

«Я на гору шла» русская народная песня.

«Во кузнице» русская народная песня.

«Жили у бабуси» русская народная песня.

«На зеленом лугу» русская народная песня.

«Барыня» русская народная мелодия;

«Посею лебеду на берегу» русская народная песня.

«Матрешки» русская народная песня.

«А я по лугу» русская народная песня.

«Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.

«Утушка луговая» русская народная песня.

«Калинка» русская народная мелодия.

«Смоленский гусачок» русская народная мелодия.

«Лапти» русская народная песня.

«Травушка муравушка» русская народная песня

Для музыкально- ритмических движений

Танец с ложками; русская народная мелодия.

Музыкальная композиция «Выйду ль я на реченьку»; русская народная мелодия.

Композиция на тему «Валенки»; русская народная песня.

Танец «Облака»; муз. Шаинского.

Танцевальная композиция «Колечко»; русская народная мелодия.

Шуточный танец «Свидание»; русская народная мелодия.

Композиция «Антошка»; муз. Шаинского.

Музыкальная композиция «Две лягушки»; муз. Филиппенко.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на шумовых инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

- соревнования между подгруппами;

- создание собственных приемов игры на народных шумовых инструментах.

Наглядные пособия.

1. Карточки:

длительности нот;

паузы;

ритмические блоки;

рисунки музыкальных инструментов;

звукоряд.

2. Задания – карточки.

3. Тексты песен.

4. Фото инструментов.



Творческие задания.

№1. Ударные инструменты.

№2. Группы муз. инструментов.

№3. Схемы ритмов.

№4. Угадай мелодию /диск/.

№5. Угадай муз. инструмент /диск/.

Материально-техническое обеспечение

Кабинет

Русские народные инструменты

для ансамбля «Ложкари».

1. Ложки

2. Трещотки

3. Бубен

4. Коробочка

5. Барабан

6. Колокольчик

7. Свистулька глиняная

8. Треугольник

9. Бубенцы

10. Рубель

11. Балалайка

12. Аккордеон(учителя)

Записи фонограмм

Музыкальный центр

Мультмедиа

Записи аудио, видео на дисках

Методы работы

♦ Объяснительно-иллюстративный

(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

♦ Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).

♦ Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

♦ Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

♦ Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

В работе с ансамблем использую технические средства обучения:

(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера)

♦ для отработки техники игры на инструментах;

♦ в ритмической тренировке;

♦ при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным

репертуаром;

♦ для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают

выводы, анализируют);

♦ на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.

Этапы обучения на русских народных шумовых инструментах

- знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными особенностями;

- постановка исполнительского аппарата – корпуса рук;

- освоение основных приемов звукоизвлечения;

- развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

- работа над музыкальным произведением.



Методы оценки результативности программы

Количественный анализ Качественный анализ

♦ посещаемость, форсирование навыков

статистические данные; и умений

♦ фиксация занятий анализ успеваемости

в рабочем журнале деятельности и достижения цели

♦ отслеживание результатов анализ диагностического

(наблюдение, диагностика) материала

♦ практический результат сравнительный анализ исходного

и актуального состояния

проблемы.

Критерии определения результативности программы

♦ ритмичность выполнения всех заданий;

♦ владение приемами игры на шумовых инструментах;

♦ умение сочетать игру на народных шумовых инструментах с пением и движением.

Способы определения результативности программы

♦ игра на 2-х и 3-х ложках;

♦ игра на трещотке;

♦ игра на колотушке;

♦ игра на рубели;

♦ игра на погремушке

Работа с родителями

Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.

Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки), делают атрибуты и шьют костюмы.







































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.

Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.

Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами», 1998 г.

Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.

Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.

Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.

Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. «Праздник своими руками», - Ярославль 2001 г.

Журнал «Дошкольное воспитание»

Журнал «Книжки, ложки и и грушки для Танюшки и Андрюшки»

Журнал «Музыкальная палитра»

Журнал «Музыкальный руководитель»

Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.

Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.

Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.

Мельников «Русский детский фольклор», 1987

Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.

Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.

Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.

Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.

Науменко, Новлянский, фольклорный праздник «От зимы до осени»

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.

Рытов Д.А.«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.

Рякина «Народные праздники», 2002 г.

Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.

Саульский Ю., Кио Э., Токмакова И. Литературно-музыкальный альманах «Зима-весна» - народный праздничный календарь (в песнях, сказках, играх, обрядах, фольклоре), 1999 г.

Сборник «Гармошечка-говорушечка»

Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.

Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.

Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г























Список литературы для детей:

Андреева И., Карпова Н. «Занимательное краеведение» Магнитогорск, 2006г.

Булучевский Ю.«Краткий музыкальный словарь для учащихся».Ленинград,1972г.

Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки»

ВасильевЮ., Широков А. «Рассказы о русских народных музыкальных инструментах». - М., 1976

«Давай с тобой поговорим» Песни Олега Митяева. М.:1992г.

Енукидзе Н. «Популярные музыкальные жанры» М:.Росмэн 2004г.

«Здравствуйте, дети!» Песни Василия Лекарчука Магнитогорск, 2006г.

Гагарин П.И. «Музыка и металл» Челябинск,1976г.

Кабалевский Д.Б. «Про трех китов и про многое другое» Москва, 1976г.

Кленов А. «Там, где музыка живет»

«Культура народов Южного Урала» Традиции, быт, образ жизни.

Магнитогорск, 2002г.

Маруорт Л. «Самоучитель по пению» М.: Астрель, 2007г.

Рытов В.А. «Искусство игры на ложках», статья.

Серов А.Г. «Песни, обычаи, обряды»

Магнитогорск,2003г.

Журналы «Искусство в школе».


26