Программа внеурочной деятельности для 6 класса
«География родного края»
Целью курса «География родного края» является развитие исследовательской компетентности учащихся, на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: информационно-познавательную, коммуникативную, практико-созидательную, исследовательскую по изучению уникальной территории родного края.
Задачи курса связаны с развитием компетенций, слагающих исследовательскую компетентность:
мотивационной компетенции, посредствам мотивационных диалогов, осознания и осмысления знаний и ценностей, которые становятся его личным достоянием, принимая субъективную форму, понимания «значимого другого», понимания себя как части содержания жизни других и осознания в связи с этим своего исследования как приобщения к общезначимым культурно-экологическим ценностям;
информационно-познавательной компетенции, вначале посредствам воспроизведения по образцу учителя алгоритма исследовательской деятельности, затем самостоятельного выполнение полного исследовательского цикла;
ценностно-нормативной компетенции, посредствам экскурсий, экспедиций в реальное окружение личности, смысловой оценки объектов современного ландшафта своей местности, определением ценности объектов;
коммуникативной компетенции, посредствам построения различных форм общения, взаимодействия в современном ландшафте своего края;
практико-созидательной компетенции посредствам создания рисунков, плакатов, буклетов, видеофильмов, презентаций, экологической тропы.
Содержание курса «География родного края» предполагает отбор геоэкологической краеведческой информации в качестве учебной основы для получения учащимися геоэкологических, исторических, культурологических, социально-экономических знаний о своем крае. Кроме того, содержательный компонент предполагает освоение различных методов исследования, а так же, становление ценностных ориентаций.
Структура содержательного компонента включает в себя мотивационный, информационно-познавательный, аксиологический, праксиологический и личностный компоненты, которые соответствуют стратегической цели – формированию географической и экологической культуры личности, а так же исследовательской компетентности, предполагающей владение мотивационной, информационно-познавательной, ценностно-нормативной, коммуникативной, практико-созидательной компетенциями.
Мотивационный компонент включает в себя содержание, направленное на формирование мотивационной компетенции на основе психологических процессов переживания и определения значения. Это объекты, явления геоэкологического пространства через которые формируются эмоционально-образные представления, составляющие чувственную опору для формирования знаний.
В информационно-познавательный компонент включены знания по геоэкологическому краеведению, отражающие научную последовательность изучения географии своего края, включает в себя экологические вопросы, а так же методологические знания, связанные со способами познания своей местности, которые призваны помочь осознать и осмыслить особенности современного ландшафта своей местности. Таким образом, данный компонент способствует развитию информационно-познавательной компетенции.
Ключевыми понятиями курса являются: универсальная ценность природы, современный ландшафт своей местности, воздействие человека на природу, экологическая проблема, экологические последствия, устойчивое развитие своей местности, историко-культурное наследие.
Содержание аксиологического компонента направлено на формирование ценностно-нормативной компетенции. Содержание выделенного компонента направлено на гармонизацию отношений в системах человек-человек, человек-природа в контексте идеи об универсальной ценности и самоценности природных и культурных объектов, а так же идеи устойчивого развития, которая направляет деятельность человека в русло созидания.
Праксиологический компонент предполагает практическую, исследовательскую деятельность учащихся в своем крае с ориентацией на созидание и становление геоэкологической культуры личности учащихся, формирующую практико-созидательную компетенцию.
В содержании личностного компонента ведущими понятиями являются: личностно-индивидуальное пространство, субъектное взаимодействие, личностно-индивидуальная географическая ситуация, устойчивое развитие личностно-индивидуального пространства. Выделенный компонент предполагает субъект-субъектные отношения, взаимодействие между личностью ученика и «вмещающим» пространством. Результаты данного взаимодействия – образовательные продукты, являются составной частью содержания индивидуально-личностного компонента.
Содержание курса
Зачем и как человек познает свой край
Значимость знаний геоэкологии своего края. Методы изучения современных ландшафтов своего края. Эмпирические: измерение, наблюдение, экспериментирование. Теоретические методы: сравнение, прогнозирование, картографический, моделирование. Виды источников изучения: письменные, вещественные, изобразительные, устные. Экспедиционная форма изучения своего края. Алгоритм исследовательской работы по сбору материала и описанию объекта.
Исследовательская работа №1. По сбору материала и описанию интересного объекта своей местности.
Край, в котором я родился и живу
Географическое положение родного края, границы, площадь, протяженность, крайние точки. Административно-территориальное деление. Современная система расселения на территории края. Народы, населявшие территорию района в разное время, их обычаи, виды хозяйственной деятельности. История основания районного центра. Описание герба района.
Исследовательская работа №2. Реферативного плана «От мечты к открытию: зачем и почему люди занимаются исследованиями» .
Современные ландшафты родного края
Разнообразие и уникальность современных ландшафтов родного края. Экспедиционная форма исследования. Постановка целей, методика исследования, проведение исследований, оформление отчета, представление результатов.
Исследовательская работа №3. «Конструктивная и деструктивная роль человека в ландшафте».
Мотивационная экспедиция. «Изучение жизненного состояния деревьев, как следствия отношений человека и природы».
Исследуем и оцениваем рельеф своего края
Формы рельефа. Общий и частный характер рельефа. Общий уклон поверхности. Максимальные и минимальные абсолютные высоты, полезные ископаемые района и их размещение. Влияние внутренних и внешних факторов на рельеф края. Значение рельефа, уникальность, взаимосвязи с другими компонентами и человеком, изменение в результате деятельности человека, влияние изменений на человека и пути гармонизации.
Исследовательская работа №4. По поиску наиболее благоприятных административно-территориальных единиц района (сельских администраций) для ведения сельского хозяйства.
Исследуем и оцениваем климат своего края
Климатообразующие факторы, климатические особенности родного края (тип климата, преобладающие воздушные массы, климатообразующие факторы, климатические сезоны года и их характеристика), значение климата, взаимосвязи с другими компонентами и человеком, изменение в результате деятельности человека, влияние изменений на человека и пути гармонизации.
Исследовательская работа №5. «Климат нашего края. Прошлое, настоящее, будущее».
Исследуем и оцениваем внутренние воды своего района.
Особенности внутренних вод родного края. Виды внутренних вод. Реки. Характер течения рек, питание, режим, продолжительность ледостава. Зависимость рек от рельефа и климата. Подземные воды. Болота. Причины образования болот.
Значение внутренних вод, взаимосвязи с другими компонентами и человеком, изменение в результате деятельности человека, влияние изменений на человека и пути гармонизации.
Исследовательская работа №6. «Экологические проблемы, связанные с использованием и загрязнением внутренних вод родного края и пути их решения».
Почва – зеркало ландшафта
Особенности почвенного покрова родного края. Основные типы почв. Почвообразующие факторы и их влияние на территорию края. Почвенные горизонты. Значение почв, взаимосвязи с другими компонентами и человеком, изменение в результате деятельности человека, влияние изменений на человека и пути гармонизации.
Исследовательская работа №7. «Экологические проблемы, связанные с использованием и загрязнением почвенного покрова родного края и пути их решения».
Тренировочная экспедиция «Экологические проблемы, связанные с использованием и загрязнением почвенного покрова родного края и пути их решения».
Наша экологическая ответственность
Проблемы сохранения многообразия растительного и животного мира родного края. Его значение, взаимосвязи с другими компонентами и человеком, изменение в результате деятельности человека, влияние изменений на человека и пути гармонизации.
Исследовательская работа №8. «Создание экологической тропы».
Знакомьтесь, это мы!
Особенности населения родного края. Численность населения. Динамика численности населения. Причины изменения численности населения края. Возрастной состав населения. Половой состав населения. Национальный состав и религиозный. Размещение населения. Плотность населения. Населенные пункты. Взаимоотношения населения с ландшафтами своей местности, пути гармонизации.
Наше историко-культурное наследие
История родного края. Городища. Селища. Могильники. Памятники архитектуры. Храмы. Дворянские усадьбы. Памятники, связанные с Великой Отечественной войной.
Подготовка к весенней (летней) исследовательской экспедиции. Выбор темы исследования, маршрута экспедиции, обзору литературы по выбранной теме.
Мы в ответе за будущее своей малой родины
Взаимосвязи: природные, культурные, социальные. Деструктивное и конструктивное влияние человека на природу, пути гармонизации. Возможные модели развития малой родины. Принципы устойчивого развития родного края.
Подготовка к весенней (летней) исследовательской экспедиции. Формулировка проблемы, цель исследования, задач исследования. Подбор подходящих для исследования методик, выбор наиболее приемлемой. Подготовка проекта бланка для описания площади. Прогнозирование результатов исследования.
Курс рассчитан на 36 часов в год.
Последовательность формирования исследовательской компетентности учащихся
в курсе «География родного края»
Процессуальный компонент | Содержательный компонент | Формы и методы | Характеристика форм и методов |
1.Этап мотивационно-ориентировочный | 1. Зачем и как человек познает свой край. 2.Край, в котором я родился и живу. 3. Современные ландшафты родного края | Исследовательская работа реферативного плана, по сбору материала, описательного плана. Экспедиция мотивационная | 1. Мотивационный диалог «Зачем изучать геоэкологию своего края». 2. Изучаем методы научного познания своего края. 3. Мотивационный диалог: «Зачем люди занимаются исследованиями? Какие черты личности характеризуют ученых?» 4. Социологический опрос населения по определению отношения людей к своей малой родине. Его обработка и анализ. 5. Исследовательская работа по сбору материала и описанию интересного объекта своей местности. 6. Исследовательская работа реферативного плана «От мечты к открытию: зачем и почему люди занимаются исследованиями» (по книге Г. Селье). 7. Исследование разнообразия и уникальности современных ландшафтов Кольчугинского района. 8. Исследовательская работа реферативного плана «Конструктивная и деструктивная роль человека в ландшафте». 9. Изучаем экспедиционную форму исследования. Постановка целей, методика исследования, проведение исследований, оформление отчета, представление результатов. 10. Мотивационная экспедиция «Изучение жизненного состояния деревьев, как следствия отношений человека и природы». 11. Конференция по итогам экспедиции. |
2.Этап познавательно-продуктивный 3. Этап творческо-рефлексивный | 4. Исследуем и оцениваем рельеф своего края 5. Исследуем и оцениваем климат своего края. 6. Исследуем и оцениваем внутренние воды своего края. 7. Почва - зеркало ландшафта. 8. Наша экологическая ответственность. 9.Знакомьтесь, это мы! 10. Наше историко-культурное наследие. 11. Мы в ответе за будущее своей малой родины. | Исследовательская работа по поиску аргументов, обобщающего, сравнительного типа. Экспедиция тренировочная Работа исследователького типа. Экспедиция исследовательская | 1. Исследование форм рельефа, их значения, уникальности, взаимосвязи с другими компонентами и человеком, изменения в результате деятельности человека, экологические последствия и пути гармонизации. 2. Исследовательская работа по поиску аргументов равнинно-холмистого рельефа края. 3. Исследовательская работа сравнительного типа по поиску наиболее благоприятных административно-территориальных единиц района (сельских администраций) для ведения сельского хозяйства. 4. Исследование климата, его значения, уникальности, взаимосвязи с другими компонентами и человеком, изменения в результате деятельности человека, экологические последствия и пути гармонизации. 5.Рефлексивный диалог «Климатообразующие факторы и их влияние на климат нашей местности». 6. Анализируем диаграммы изменения количества осадков в течение года. 7. Анализируем график изменения температуры воздуха в течение года. 8. Исследовательская работа сравнительного типа «Климат нашего края. Прошлое, настоящее, будущее». 9. Исследование внутренних вод, их значения, уникальности, взаимосвязи с другими компонентами и человеком, изменения в результате деятельности человека, экологические последствия и пути гармонизации. 10. Исследовательская работа обобщающего типа «Экологические проблемы, связанные с использованием и загрязнением внутренних вод родного края и пути их решения». 11. Исследование почвенного покрова, значения, уникальности, взаимосвязи с другими компонентами и человеком, изменения в результате деятельности человека, экологические последствия и пути гармонизации. 12. Самореализующий диалог «Почва – зеркало ландшафта». 13. Тренировочная экспедиция «Экологические проблемы, связанные с использованием и загрязнением почвенного покрова родного края и пути их решения». 14. Конференция по итогам экспедиции. 1. Исследуем и решаем проблемы сохранения многообразия растительного и животного мира родного края. Его значение, взаимосвязи с другими компонентами и человеком, изменение в результате деятельности человека, влияние изменений на человека и пути гармонизации. 2. Критический диалог «Сохраняем или используем лесные ресурсы нашего края?» 3. Смыслотворческий диалог «Птичье гнездо. Взять или сохранить?» 4.Создаем плакат, призывающий сохранять уникальные ландшафты родного края. 5.Работа исследовательского типа «Создание экологической тропы». 6.Собираем материал об особенности населения, взаимоотношения с ландшафтами своей местности, пути гармонизации. 7.Обсуждаем происхождение названий населенных пунктов. 8.Создаем мультимедийную презентацию «Знакомьтесь, это мы!» на основе анализа литературы, графиков динамики численности населения края, статистического материала. 9. Сбор, анализ и обобщение материалов об истории заселения территории и объектах историко-культурного наследия. 10. Подготовка к весенней (летней) исследовательской экспедиции. 11. Сбор, анализ и обобщение материалов о взаимосвязях: природных, культурных, социальных. Деструктивное и конструктивное влияние человека на природу, пути гармонизации. Возможные модели развития родного края. Принципы устойчивого развития. 13.Рефлексивный диалог «Мои успехи в ходе изучения курса «Геоэкология родного края. Как их можно применить в жизни». 14.Исследовательская экспедиция. 15.Школьная научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку». |