Спортивная секция
«ВОЛЕЙБОЛ»
Программа внеурочной деятельности
для учащихся 8-11 классов
на 2021 – 2022 уч.год
Составитель:
учитель ФК
Могила Д.Б.
г. Барабинск, 2019
Программа
секции спортивной игры: «волейбол»
Пояснительная записка.
Программа секции «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11ом классе
Количество обучаемых в кружке —25 человек. В состав кружка включать учащихся основной и подготовительной медицинских групп, прошедших медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям в секции спортивных игр «волейбол».
Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материала
на один год обучения.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Задачи кружка заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармонично развитых активных членов общества, стойких защитников Родины.
Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка общественных физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу для школьного коллектива физической культуры, по месту жительства и активных помощников в летних лагерях отдыха.
Основной принцип работы кружка по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.
Основной целью занятий, работы в учебно-тренировочной группе является:
дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также
знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.
В процессе занятий в учебно-тренировочной группе решаются задачи:
содействие правильному физическому развитию детей и подростков;
повышение общей физической подготовленности;
развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;
приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и
соревнований;
Цель занятий:
- формирование интереса школьников к занятиям физической культурой
и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ.
- укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
- обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;
- теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;
- воспитание гармонично развитых активных членов общества, стойких защитников
Родины;
- подготовка общественных физкультурных организаторов (инструкторов и судей)
по волейболу для школьного коллектива физической культуры.
- формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение необходимых
волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления
на районных соревнованиях,
Задача занятий:
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту
движений, скоростно-силовые качества, выносливость.
- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю,
дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и
духовные силы,
-воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость;
- учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в себе, .
-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;
Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных руководителями кружка совместно с занимающимися.
В кружок принимаются дети, имеющие разрешение родителей и допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.
Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.
Педагогические условия:
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование
учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:
программа спортивной секции «волейбол»;
годовой план - график прохождения материала;
поурочные планы;
журнал учёта работы, посещаемости.
Занятия по волей болу должны носить учебно-тренировочную направленность.
В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора- общественника.
С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.
Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в летнем лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.
Руководитель кружка должен систематически следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен прививать навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.
Вся воспитательная работа в кружке волей бола осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы школы.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | количество часов |
всего | теоретические занятия | практические занятия |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Физическая культура и спорт в России. Сведения о строении и функциях организма занимающихся Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма Основы методики обучения в волейболе Правила соревнований, их организация и проведение Общая и специальная физическая подготовка Основы техники и тактики игры Контрольные игры и соревнования Контрольные испытания Экскурсии, походы, посещения соревнований | 1 1 1 1 1 1 30 70 16 4 10 | 1 1 1 1 1 1 - - - - - | - - - - - - 30 70 16 4 10 |
| Итого: | 136 | 6 | 130 |
Содержание изучаемого курса
Теоретические занятия – 6 (часов)
Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.
Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
Практические занятия – 130 (часов)
Общая физическая подготовка.
-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;
-совершенствование навыков естественных видов движений;
-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения.
-Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
-Упражнения для туловища и шеи.
-Упражнения для мышц ног и таза.
Акробатические упражнения.
Легкоатлетические упражнения.
- Бег.
- Прыжки.
- Метания.
Спортивные игры.
Подвижные игры:
Ходьба на лыжах и катание на коньках.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий
Подвижные игры:
Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Практические занятия по технике нападения.
Действия без мяча. Перемещения и стойки: - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;
- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары: - прямой нападающий удар, боковой нападающий удар.
Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:
Действия с мячом. Приём мяча:
Блокирование
Практические занятия по тактике нападения.
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | девочки | мальчики |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) | 5,0 11,9 150 35 5,0 7,5 | 4,9 11,2 170 45 6,0 9,5 |
Техническая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Количественный показатель |
1 | 2 | 3 |
1. 2. 3. 4. 5. | Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4 Подача верхняя прямая в пределы площади Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3 Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах | 4 3 3 8 3 |
Экскурсии, походы, посещения соревнований. Экскурсии в музеи, на выставки. Многодневные туристические походы. Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов |
1 | Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. | 2 |
2 | Техника безопасности на занятиях секции волейбола. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. | 2 |
3 | Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами | 2 |
4 | Передача мяча сверху двумя руками: а) из глубины площадки для нападающего удара; б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). | 2 |
5 | Подача мяча:- верхняя прямая, верхняя боковая | 2 |
6 | Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. | 2 |
7 | Приём мяча: а) снизу двумя руками; б) нижняя передача на точность; | 2 |
8 | Приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; | 2 |
9 | Приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. Сдача контрольных нормативов | 2 |
10 | Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. | 2 |
11 | Индивидуальные действия. а) выбор места при приёме нижней и верхней подач б) определение времени для отталкивания при блокировании в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) | 2 |
12 | Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. | 2 |
13 | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | 2 |
14 | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | 2 |
15 | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | 2 |
16 | Общая физическая подготовка. Подача на точность в зоны 1, 6, 5. Учебно-тренировочная игра | 2 |
17 | Общая физическая подготовка. Прием мяча, отраженного сеткой. Игра в зоне 3. Учебно-тренировочная игра | 2 |
18 | Атака из зоны 6. Одиночный, двойной и тройной блок. Страховка блока. Учебно-тренировочная игра | 2 |
19 | Атака первым темпом. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Учебно-тренировочная игра | 2 |
20 | Обманные удары (скидки) связующего игрока. Тактика подач. Игра в зоне 3 на сетке. Учебно-тренировочная игра | 2 |
21 | Специальная физическая подготовка. Нападающий удар и блокирование. Учебно-тренировочная игра | 2 |
22 | Нападающий удар «в линию» и «диагональ». Обманные удары. Учебно-тренировочная игра | 2 |
23 | Тактика свободного нападения. Прием мяча после перемещения вправо (влево) с последующим перекатом через плечо. Учебно-тренировочная игра | 2 |
24 | Передачи мяча на месте и после перемещения вперед, назад, влево, вправо. Прием мяча с доводкой в зону 3. Учебно-тренировочная игра | 2 |
25 | Общая физическая подготовка. Передача мяча из глубины площадки в зону 2, 4, 3. Учебно-тренировочная игра | 2 |
26 | Передачи мяча сверху и снизу в парах, тройках, кругах на месте и после перемещения. Учебно-тренировочная игра | 2 |
27 | Тактика подач. Развитие координационных способностей. Учебно-тренировочная игра | 2 |
28 | Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от нее. Учебно-тренировочная игра | 2 |
29 | Развитие прыгучести и координации движений. Прием мяча, отраженного сеткой. Учебно-тренировочная игра | 2 |
30 | Прием сильно летящего мяча. Передача мяча, стоя спиной к цели. Учебно-тренировочная игра | 2 |
31 | Передача мяча сверху двумя руками в прыжке. Верхняя прямая подача на точность. Выбор места игроками при приеме. Учебно-тренировочная игра | 2 |
32 | Развитие игровой ловкости и координации движений. Командные действия игроков в нападении. Учебно-тренировочная игра | 2 |
33 | Нападающий удар и блокирование. Тактика игры в нападении: «крест», «двойка», сдвоенный выход. Учебно-тренировочная игра | 2 |
34 | Общая физическая подготовка. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Учебно-тренировочная игра | 2 |
35 | Позиционное нападение с изменением позиций игроков со второй передачей из зоны 3, 2, 4. Учебно-тренировочная игра | 2 |
36 | Прием сильно летящего мяча. Передача мяча, стоя спиной к цели. Учебно-тренировочная игра | 2 |
37 | Развитие игровой ловкости и координации движений. Командные действия игроков в нападении. Учебно-тренировочная игра | 2 |
38 | Игры и игровые задания с ограниченным количеством игроков и на ограниченной площадке. Учебно-тренировочная игра | 2 |
39 | Специальная физическая подготовка. Игры и игровые задания 2Х2, 3Х3, 4Х4. Учебно-тренировочная игра | 2 |
40 | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Учебно-тренировочная игра | 2 |
41 | Подача мяча на точность. Специальная физическая подготовка. Учебно-тренировочная игра | 2 |
42 | Специальная физическая подготовка. Прием мяча с доводкой в зону 3, 2, 4. Учебно-тренировочная игра | 2 |
43 | Подача различными способами в заданную часть площадки. Индивидуальные действия игроков в нападении. Учебно-тренировочная игра | 2 |
44 | Индивидуальные действия игроков в защите. Выбор места при приеме мяча. Учебно-тренировочная игра | 2 |
45 | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | 2 |
46 | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | 2 |
47 | Специальная физическая подготовка. Атака первым темпом. Блок и страховка блока. Учебно-тренировочная игра | 2 |
48 | Специальная физическая подготовка. Атака в ходовое направление. Учебно-тренировочная игра | 2 |
49 | Передача мяча из глубины площадки в зону 2, 4 для нападающего удара. Учебно-тренировочная игра | 2 |
50 | Тактические действия игроков в нападении. Общая физическая подготовка. Учебно-тренировочная игра | 2 |
51 | Тактические действия игроков в защите. Общая физическая подготовка. Учебно-тренировочная игра | 2 |
52 | Передачи мяча в прыжке из зоны 3 в зону 2, 4, 6. Учебно-тренировочная игра. Общая физическая подготовка | 2 |
53 | Прием мяча после перемещения с последующим перекатом на бедро, спину. Учебно-тренировочная игра | 2 |
54 | Прямой и боковой нападающий удар против одиночного блока в ходовом направлении и в противоход. Учебно-тренировочная игра | 2 |
55 | Специальная физическая подготовка. Игровые задания в парах, тройках. Учебно-тренировочная игра | 2 |
56 | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Учебно-тренировочная игра | 2 |
57 | Подача мяча. Тактика подач. Прием подачи снизу и сверху в заданную зону. Учебно-тренировочная игра | 2 |
58 | Игровая подготовка | 2 |
59 | Совершенствование технических приемов игры в волейбол. Учебно-тренировочная игра | 2 |
60 | Общая физическая подготовка. Учебно-тренировочная игра | 2 |
61 | Подача на точность. Учебно-тренировочная игра | 2 |
62 | Игровая подготовка. | 2 |
63 | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | 2 |
64 | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Учебно-тренировочная игра. Сдача контрольных нормативов | 2 |
65 | Тактические действия игроков в защите. Общая физическая подготовка. Учебно-тренировочная игра | 2 |
66 | Тактические действия игроков в нападении. Общая физическая подготовка. Учебно-тренировочная игра | 2 |
67 | Передача мяча из глубины площадки в зону 2, 4 для нападающего удара. Учебно-тренировочная игра | 2 |
68 | Игровая подготовка | 2 |
Ожидаемые результаты работы:
- учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;
- овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовки (разминки);
- учащиеся приобретают навыки инструктора-общественника;
- самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;
- могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;
- умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях,
таблицу учёта результатов;
- участвуют в спартакиаде школы по волейболу;
- комплектование сборной команды школы для участия в Спартакиаде школьников
- выполнение спортивных разрядов,
Материально-технические условия:
Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо имеется следующее оборудование и инвентарь:
1. Сетка волейбольная - 1 шт.
2. Стойки волейбольные - 2 штуки.
3. Гимнастическая стенка - 8 пролётов.
4. Гимнастические скамейки - 3 штуки
5. Гимнастические маты - 15 штук.
6. Скакалки - 30 штук.
7. Мячи набивные - 5 штук.
10. Мячи волейбольные - 10 штук.
12. Рулетка - 1 шт.
13. Макет площадки с фишками - 1 комплект.
Методическое обеспечение реализации программы
секции спортивных игр: «волейбол»:
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
Раздел 3. Х-Х1 классы.
Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры.
Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы)
Волейбол (юноши и девушки)
Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2012г).
2. Тематическое планирование уроков физической культуры по разделу учебной программы: «волейбол» для учащихся 5 -11 класса « МКОУ СОШ №2» на 2016 -2017
учебный год,
3. Тематическое планирование секции спортивных игр: «волейбол» для учащихся 8-11 класса
« МКОУ СОШ №2» на 2016 -2017 учебный год
Список литературы
1.Программа для внешкольных учреждений Министерства просвещения, М. 1986г.
2.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2012г.
Раздел 3. Х-Х1 классы. Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры.
Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы) Волейбол (юноши и девушки)
Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации.
3. Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе», М., «Физкультура и спорт», 1978г.
4. Хапко В.Е., Белоус В.И. «Волейбол», Киев, «Радянська школа», 1988г.
5. Фурманов А.Г. «Волейбол в школе», Киев, «Радянська школа», 1987г.
6. Фурманов А.Г. «Волейбол на лужайке, в парке, во дворе» - Изд. 2-е, испр., доп., М.,
«Физкультура и спорт», 1982г.