СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Эколята»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Эколята»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №1»

Камышловского городского округа

имени Героя Советского Союза Бориса Самуиловича Семёнова







Программа внеурочной деятельности

«Эколята»
















Составила: Тюшева Л.В.,

учитель географии и биологии,

МАОУ КГО СОШ №1,

Телефон 8(343)7521781









Камышлов, 2019

Пояснительная записка


В связи с изменениями социально – экономических условий, в том числе и в процессе дегуманизации общества, наступлением массовой культуры, обозначилась актуальность гражданско–патриотического воспитания. Современная действительность - это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине. На данном этапе развития современной России актуален вопрос знания своих исторических корней, истории своей малой родины, охране окружающей среды.

Цель: Формирование у учащегося богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.


Задачи:

дать учащимся знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
• способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы;
• помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
• расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей;
• помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой и окружающим его миром;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.

В данной программе изучается материал об истории родного города: природные, архитектурные, исторические памятники, о людях, которые прославили город.

Актуальность программы заключается:

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.


Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Задача воспитания патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в школе, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. Решением данной проблемы стала программа: «Эколята»

Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.

Классы: 5б

Наполняемость группы – 10 -12 человек.


Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 часов.

Количество часов в 1-ой четверти- 9 ч.;

Количество часов во 2-ой четверти-8 ч.;

Количество часов в 3 –й четверти-10 ч.;

Количество часов в 4-ой четверти-8 ч.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

• групповая работа;

• экскурсии;

• беседы, викторины;

• коллективные творческие дела;

• смотры-конкурсы, выставки;

• экскурсии, поездки, походы;

• трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

• вести устный диалог на заданную тему;

• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

• участвовать в работе конференций, чтений.

• участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип практической направленности.




Требования к результатам:


Личностные: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения духовно-нравственного развития и совершенствования;

Метапредметные:

Регулятивные: умение ставить цель, планировать действия для достижения цели, поэтапно осуществлять действия и контроль.

Познавательные: поиск информации, интегрирование полученной информации, оформление полученной инфрмации.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, выражать свою мысль, аргументировать, делать выводы. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предполагаемые результаты реализации программы:

  1. Интерес к познанию мира природы и общества;

  2. Потребность к осуществлению правильных духовно-нравственных поступков;

  3. Осознание места и роли человека в окружающей его среде;

  4. Совместная работа с родителями, направленная на достижение общекультурного и социально-значимого результата.


Результат внеурочной деятельности:


1 уровень: посещение классных часов, экскурсий, просмотр видеофильмов, презентаций, участие в викторинах, походах, экскурсиях

2 уровень: беседы с работниками музея, библиотеки, жителями Камышлова

3 уровень: участие в благоустройстве школьного двора, охране и очистке родников, экологической тропы, в проведении акции «Посади растение!», «Ветеран», «День пожилого человека»


Прогнозируемые результаты:

• формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры;
• формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.



3. Содержание программы

«Эколята»

Раздел 1. Природа вокруг нас (7 часов).

Раздел 2. Природа родного края: растения, животные, родники ( 20 часа).

Раздел 3. Единство человека и природы (5 часов).

Раздел 4. Итоговое занятие. (3ч.)

Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

Открытое мероприятие. Всего: 35 часов.


Тематическое планирование

Тема

Коли-чество часов

Дата проведения за-нятия

Форма проведения

Дополнительная деятельность, содержание занятий.



Раздел I.

Природа вокруг нас (7 часов)

Географическое положение города Камышлова

1


Лекция. Практическое занятие, групповая работа

Коллективно-творческая работа с картой.

Природные памятники нашего края

1


Лекция, викторина.

Сбор информации для призентации. Работа в интернете.

Река Пышма и ее притоки

2


Лекция, экскурсия.

Практикумы в библиотеке, работа с документами. Экскурсия в музей

Изменение природы по сезонам года

2


Беседа (теория), экскурсия

Экскурсия

Природоохранные мероприятия

1


Фронтальная работа, в группах

Составление плана работы





Раздел II.

Природа родного края: растения, животные, родники ( 20 часов).


Растения нашего края.

3


Работа с определителями растений, гербариями, просмотр презентаций

Составление сборников о растениях

Животные нашего края

3


Работа с определителями животных, дополнительной литературой,

Оформление материала о животных

Родники нашего края

9


Беседа (теория), экскурсия.

Экскурсии к родникам, очистка, охрана, оформление презентации, ознакомление младшеклассников

Экологическая тропа

5


Экскурсия на экологическую тропу

Определение знакомых растений, описание, использование, охрана, составление презентации






Раздел IV

Единство человека и природы (5 часов)

(Природоведческие акции. Субботники)

Профессии, связанные с охраной природы

2


Практическое занятие, групповая работа

встречи

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.


Чудеса в природе

2


Практическое занятие, групповая работа

Работа в библиотеке, создание презентации

Представление презентаций «Чудеса природы»

1


Практическое занятие, групповая работа, индивидуальная


Раздел V.

Итоговое занятие. (3ч.)

Оформление и защита творческих работ по курсу за весь год

2


Практическое занятие, групповая работа

Выставка работ, фотографий

Отчёт о работе.

1


Практическое занятие, групповая работа

Проведение открытого мероприятия для учащихся школы “ Природа, которая нас окружает”




Библиографическая поддержка программы:

  1. Большая энциклопедия животных. Под общей редакцией Руденко Т.А. - М: «Олма Медик Групп», 2007.

  2. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия - М: Эскмо, 2007.

  3. Большая детская энциклопедия животных - М: АСТ: Астрель, 2007-239.

  4. Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня - М: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006 -192с.

  5. Животные. Растения. Мифы и легенды - Москва, Мир энциклопедий Аванта +Астрель -255с.

  6. В. Браун. «Настольная книга любителя природы». – Л., 1985

  7. Г. Генейзер «Тропами земли». – М., 1975.

  8. Е.А.Сорокоумова «Уроки экологии в начальной школе». В помощь учителю. Практическое пособие - Издательство «Аркти», Москва, 2008.

  9. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия, 2003.

10. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.

11. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

12. Данилюк А. Я.,Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва: Просвещение, 2010.

13. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно­логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго­град, 1996.

14. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.

Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни­ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.

15. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко­ле и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.

17. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. – Москва : Просвещение, 2001.

18. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.

19. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва 2000.

20. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами пове­дения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.

21. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.

22. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.

23. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков Белгород 2009.

24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.

25. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.

26. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.




































ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по экологическому воспитанию старших дошкольников

кружок

«ЭКОЛЯТА»

 

 

для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Срок реализации программы: 1 года

 

 

 

                                                                        Автор-составитель программы:

                                                  воспитатель

                                         Григорьева И.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАТО Озерный 2017 г.

 



Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

 

Кружок «Рябинка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основная же цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир, способность понимать и любить  природу.

 Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому  целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

 

Работа кружка «Рябинка» призвана решать следующие задачи экологического кружка:

          подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

          воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

          показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

         воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

         подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

         воспитание правильного поведения в природе.

 

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

 

  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- проведение опытов

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка  обратили особое внимание на следующие основные направления.

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3.     Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 Тематический план кружка

 СЕНТЯБРЬ: «Я и природа».

1 тема: «Планета –земля».
Содержание: Рассказ беседа с детьми. Знакомство с картой и глобусом. Изготовление самодельного глобуса.

 2 тема: «Человек и природа».
Содержание: Как человек охраняет природу.

 3 тема: «Значение природы в жизни человека».
Содержание: Значение природы в жизни человека.

 4 тема: «Взаимосвязи».
Содержание: Взаимодействие человека с природой.

 

ОКТЯБРЬ: «Лес».

 1 тема: «Живая и неживая природа».
Содержание: Взаимосвязь живой и неживой природы.

 2 тема: «Лесные растения».
Содержание: Деревья и кустарники нашего края

 3 тема: «Птицы нашего леса».
Содержание: Какие птицы живут в наших лесах.

 4 тема: «Лес и человек».
Содержание: Значение леса, как части природы.

 НОЯБРЬ: «Воздух».

1 тема: «Понятие воздуха».  
Содержание: Значение воздуха в нашей жизни.

 2 тема: «Свойства воздуха».
Содержание: Опыты с воздухом.

 3 тема: «Распространение семян».
Содержание: Влияние воздуха на распространение семян в природе.

 4 тема: «Растения и чистота воздуха».
Содержание: Роль растений в поддержании чистоты воздуха.

 

ДЕКАБРЬ: «Вода».

 1 тема: «Свойства воды, состояние воды».
Содержание: Занятие – экспериментирование. «Вода, снег, пар».

 2 тема: «Круговорот воды».
Содержание: Показать и рассказать детям о круговороте воды в природе.

 3 тема: «Вода в жизни растении и животных».
Содержание: Роль воды в жизни растении и животных.

 4 тема: «Использование воды человеком».
Содержание: Как человек использует воду.

 

ЯНВАРЬ: «Животные».

1 тема: «Разнообразие животных».
Содержание: животные нашего края, их разнообразие.

 2 тема: «Питание животных».
Содержание: Питание домашних животных и диких.

 3 тема: «Размножение».
Содержание: Как размножаются животные в природе.

4 тема: «Лесные обитатели».
Содержание: Обитатели наших лесов.

 

 ФЕВРАЛЬ: «Солнце».

1 тема: «День и ночь».
Содержание: Понятие сутки.

 2 тема: «Свет в жизни растении».
Содержание: Для чего нужен свет растениям.

 3 тема: «Свет в жизни животных».
Содержание: Как животные используют свет в своей жизни.

 4 тема: «Солнце в жизни человека».
Содержание: Для чего человеку солнце.

 

МАРТ: «Почва. Камни, песок, глина».

1 тема: «Обитатели почвы».
Содержание: Кто обитает в почве.

 2 тема: «Песок».
Содержание: Свойства песка.

 3тема: «Глина».
Содержание: Свойства глины.

 4 тема: «Камни».
Содержание: Разнообразие камней в природе.

 АПРЕЛЬ: «Растения».

 1 тема: «Виды растений».
Содержание: Разнообразие видов растений.

2 тема: «Части растения».
Содержание: Из каких частей состоит растение.

 3 тема: «Развитие растений».
Содержание: Как растение растет и развивается.

«Как все живое растет?» Посадка фасоли

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, любовь, бережное отношение окружающих

 4 тема: «Связь растений с насекомыми».
Содержание: Взаимосвязь растений и насекомых

 

 МАЙ : «Правила поведения в природе».

 1 тема: «Древние люди и природа».
Содержание: Кто населял нашу природу в древности.

 2 тема: «Вымершие животные».
Содержание: Отчего и почему вымерли животные.

 3 тема: «Красные книги».
Содержание: Составляем красную книгу.

 4 тема: «Закрепление полученных знаний».
Содержание: Что мы узнали. Диагностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

          С.Н. Николаева «Юный эколог» — М. Мозайка-синтез, 2010.

          С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» — М. Новая школа, 1995.

          Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.

          Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.

          Н.А. Рыжова « Не просто сказки» — М. « Линка – пресс», 2002.

          С.А. Козлова « Мой мир» — М. « Линка – пресс», 2000.

 











 


Адрес:

171090, Россия, Тверская область, пгт Озерный

улица Московская, дом 16

тел. 8(48238) 4 - 12 - 95

detsad[email protected] 

График работы: пон. - пят. с 7.00 до 19.00

суббота, воскресенье - выходной