Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №1»
Камышловского городского округа
имени Героя Советского Союза Бориса Самуиловича Семёнова
Программа внеурочной деятельности
«Эколята»
Составила: Тюшева Л.В.,
учитель географии и биологии,
МАОУ КГО СОШ №1,
Телефон 8(343)7521781
Камышлов, 2019
Пояснительная записка
В связи с изменениями социально – экономических условий, в том числе и в процессе дегуманизации общества, наступлением массовой культуры, обозначилась актуальность гражданско–патриотического воспитания. Современная действительность - это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине. На данном этапе развития современной России актуален вопрос знания своих исторических корней, истории своей малой родины, охране окружающей среды.
Цель: Формирование у учащегося богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи:
дать учащимся знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
• способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы;
• помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
• расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей;
• помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой и окружающим его миром;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
В данной программе изучается материал об истории родного города: природные, архитектурные, исторические памятники, о людях, которые прославили город.
Актуальность программы заключается:
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Задача воспитания патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в школе, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. Решением данной проблемы стала программа: «Эколята»
Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.
Классы: 5б
Наполняемость группы – 10 -12 человек.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 часов.
Количество часов в 1-ой четверти- 9 ч.;
Количество часов во 2-ой четверти-8 ч.;
Количество часов в 3 –й четверти-10 ч.;
Количество часов в 4-ой четверти-8 ч.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
• групповая работа;
• экскурсии;
• беседы, викторины;
• коллективные творческие дела;
• смотры-конкурсы, выставки;
• экскурсии, поездки, походы;
• трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
• участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип практической направленности.
Требования к результатам:
Личностные: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения духовно-нравственного развития и совершенствования;
Метапредметные:
Регулятивные: умение ставить цель, планировать действия для достижения цели, поэтапно осуществлять действия и контроль.
Познавательные: поиск информации, интегрирование полученной информации, оформление полученной инфрмации.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, выражать свою мысль, аргументировать, делать выводы. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предполагаемые результаты реализации программы:
Интерес к познанию мира природы и общества;
Потребность к осуществлению правильных духовно-нравственных поступков;
Осознание места и роли человека в окружающей его среде;
Совместная работа с родителями, направленная на достижение общекультурного и социально-значимого результата.
Результат внеурочной деятельности:
1 уровень: посещение классных часов, экскурсий, просмотр видеофильмов, презентаций, участие в викторинах, походах, экскурсиях
2 уровень: беседы с работниками музея, библиотеки, жителями Камышлова
3 уровень: участие в благоустройстве школьного двора, охране и очистке родников, экологической тропы, в проведении акции «Посади растение!», «Ветеран», «День пожилого человека»
Прогнозируемые результаты:
• формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры;
• формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.
3. Содержание программы
«Эколята»
Раздел 1. Природа вокруг нас (7 часов).
Раздел 2. Природа родного края: растения, животные, родники ( 20 часа).
Раздел 3. Единство человека и природы (5 часов).
Раздел 4. Итоговое занятие. (3ч.)
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Открытое мероприятие. Всего: 35 часов.
Тематическое планирование
Тема | Коли-чество часов | Дата проведения за-нятия | Форма проведения | Дополнительная деятельность, содержание занятий. |
|
Раздел I. Природа вокруг нас (7 часов) |
Географическое положение города Камышлова | 1 | | Лекция. Практическое занятие, групповая работа | Коллективно-творческая работа с картой. |
Природные памятники нашего края | 1 | | Лекция, викторина. | Сбор информации для призентации. Работа в интернете. |
Река Пышма и ее притоки | 2 | | Лекция, экскурсия. | Практикумы в библиотеке, работа с документами. Экскурсия в музей |
Изменение природы по сезонам года | 2 | | Беседа (теория), экскурсия | Экскурсия |
Природоохранные мероприятия | 1 | | Фронтальная работа, в группах | Составление плана работы |
Раздел II. Природа родного края: растения, животные, родники ( 20 часов). |
Растения нашего края. | 3 | | Работа с определителями растений, гербариями, просмотр презентаций | Составление сборников о растениях |
Животные нашего края | 3 | | Работа с определителями животных, дополнительной литературой, | Оформление материала о животных |
Родники нашего края | 9 | | Беседа (теория), экскурсия. | Экскурсии к родникам, очистка, охрана, оформление презентации, ознакомление младшеклассников |
Экологическая тропа | 5 | | Экскурсия на экологическую тропу | Определение знакомых растений, описание, использование, охрана, составление презентации |
| | | | |
Раздел IV Единство человека и природы (5 часов) (Природоведческие акции. Субботники) |
Профессии, связанные с охраной природы | 2 | | Практическое занятие, групповая работа встречи | Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. |
Чудеса в природе | 2 | | Практическое занятие, групповая работа | Работа в библиотеке, создание презентации |
Представление презентаций «Чудеса природы» | 1 | | Практическое занятие, групповая работа, индивидуальная | |
Раздел V. Итоговое занятие. (3ч.) |
Оформление и защита творческих работ по курсу за весь год | 2 | | Практическое занятие, групповая работа | Выставка работ, фотографий |
Отчёт о работе. | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | Проведение открытого мероприятия для учащихся школы “ Природа, которая нас окружает” |
Библиографическая поддержка программы:
Большая энциклопедия животных. Под общей редакцией Руденко Т.А. - М: «Олма Медик Групп», 2007.
Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия - М: Эскмо, 2007.
Большая детская энциклопедия животных - М: АСТ: Астрель, 2007-239.
Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня - М: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006 -192с.
Животные. Растения. Мифы и легенды - Москва, Мир энциклопедий Аванта +Астрель -255с.
В. Браун. «Настольная книга любителя природы». – Л., 1985
Г. Генейзер «Тропами земли». – М., 1975.
Е.А.Сорокоумова «Уроки экологии в начальной школе». В помощь учителю. Практическое пособие - Издательство «Аркти», Москва, 2008.
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия, 2003.
10. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
11. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
12. Данилюк А. Я.,Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва: Просвещение, 2010.
13. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
14. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
15. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
17. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
18. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
19. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва 2000.
20. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
21. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
22. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
23. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков Белгород 2009.
24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
25. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
26. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по экологическому воспитанию старших дошкольников кружок «ЭКОЛЯТА» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Срок реализации программы: 1 года Автор-составитель программы: воспитатель Григорьева И.П. ЗАТО Озерный 2017 г. Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский. В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд. Кружок «Рябинка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. Основная же цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир, способность понимать и любить природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Работа кружка «Рябинка» призвана решать следующие задачи экологического кружка: подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы; воспитание желания бережно относиться к своему здоровью; показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека; воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам; подвести детей к осознанному пониманию ценности природы; воспитание правильного поведения в природе. Методы, используемые для реализации работы кружка: - экскурсии, целевые прогулки; - наблюдения; - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических игр; - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); - загадывание загадок; - организация продуктивной деятельности детей; - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; - проведение опытов - изготовление с детьми наглядных пособий. При построении системы работы экологического кружка обратили особое внимание на следующие основные направления. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.). Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми: 1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными) 2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам; 3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества. Тематический план кружка СЕНТЯБРЬ: «Я и природа». 1 тема: «Планета –земля». Содержание: Рассказ беседа с детьми. Знакомство с картой и глобусом. Изготовление самодельного глобуса. 2 тема: «Человек и природа». Содержание: Как человек охраняет природу. 3 тема: «Значение природы в жизни человека». Содержание: Значение природы в жизни человека. 4 тема: «Взаимосвязи». Содержание: Взаимодействие человека с природой. ОКТЯБРЬ: «Лес». 1 тема: «Живая и неживая природа». Содержание: Взаимосвязь живой и неживой природы. 2 тема: «Лесные растения». Содержание: Деревья и кустарники нашего края 3 тема: «Птицы нашего леса». Содержание: Какие птицы живут в наших лесах. 4 тема: «Лес и человек». Содержание: Значение леса, как части природы. НОЯБРЬ: «Воздух». 1 тема: «Понятие воздуха». Содержание: Значение воздуха в нашей жизни. 2 тема: «Свойства воздуха». Содержание: Опыты с воздухом. 3 тема: «Распространение семян». Содержание: Влияние воздуха на распространение семян в природе. 4 тема: «Растения и чистота воздуха». Содержание: Роль растений в поддержании чистоты воздуха. ДЕКАБРЬ: «Вода». 1 тема: «Свойства воды, состояние воды». Содержание: Занятие – экспериментирование. «Вода, снег, пар». 2 тема: «Круговорот воды». Содержание: Показать и рассказать детям о круговороте воды в природе. 3 тема: «Вода в жизни растении и животных». Содержание: Роль воды в жизни растении и животных. 4 тема: «Использование воды человеком». Содержание: Как человек использует воду. ЯНВАРЬ: «Животные». 1 тема: «Разнообразие животных». Содержание: животные нашего края, их разнообразие. 2 тема: «Питание животных». Содержание: Питание домашних животных и диких. 3 тема: «Размножение». Содержание: Как размножаются животные в природе. 4 тема: «Лесные обитатели». Содержание: Обитатели наших лесов. ФЕВРАЛЬ: «Солнце». 1 тема: «День и ночь». Содержание: Понятие сутки. 2 тема: «Свет в жизни растении». Содержание: Для чего нужен свет растениям. 3 тема: «Свет в жизни животных». Содержание: Как животные используют свет в своей жизни. 4 тема: «Солнце в жизни человека». Содержание: Для чего человеку солнце. МАРТ: «Почва. Камни, песок, глина». 1 тема: «Обитатели почвы». Содержание: Кто обитает в почве. 2 тема: «Песок». Содержание: Свойства песка. 3тема: «Глина». Содержание: Свойства глины. 4 тема: «Камни». Содержание: Разнообразие камней в природе. АПРЕЛЬ: «Растения». 1 тема: «Виды растений». Содержание: Разнообразие видов растений. 2 тема: «Части растения». Содержание: Из каких частей состоит растение. 3 тема: «Развитие растений». Содержание: Как растение растет и развивается. «Как все живое растет?» Посадка фасоли ЦЕЛЬ: Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, любовь, бережное отношение окружающих 4 тема: «Связь растений с насекомыми». Содержание: Взаимосвязь растений и насекомых МАЙ : «Правила поведения в природе». 1 тема: «Древние люди и природа». Содержание: Кто населял нашу природу в древности. 2 тема: «Вымершие животные». Содержание: Отчего и почему вымерли животные. 3 тема: «Красные книги». Содержание: Составляем красную книгу. 4 тема: «Закрепление полученных знаний». Содержание: Что мы узнали. Диагностика. Литература: С.Н. Николаева «Юный эколог» — М. Мозайка-синтез, 2010. С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» — М. Новая школа, 1995. Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001. Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» — Минск, «Асвар», 2001. Н.А. Рыжова « Не просто сказки» — М. « Линка – пресс», 2002. С.А. Козлова « Мой мир» — М. « Линка – пресс», 2000. | | | | | |
| | Адрес: 171090, Россия, Тверская область, пгт Озерный улица Московская, дом 16 тел. 8(48238) 4 - 12 - 95 detsad[email protected] График работы: пон. - пят. с 7.00 до 19.00 суббота, воскресенье - выходной | |