Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 № 373);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Аблаево.
Учебного плана МБОУ СОШ с. Аблаево на 2022-2023 учебный год.
Цель и задачи программы
Цель: формирование учащегося, способного к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
Задачи:
образовательные:
- дать знания о различных видах народного творчества;
- развивать интерес к русской, татарской и башкирской народной культуре;
развивающие:
- способствовать развитию практических навыков по использованию народного творчества;
- развивать творческие способности в процессе художественной деятельности;
- развивать коммуникативные способности;
воспитательные:
- формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус;
- способствовать воспитанию уважения к народным традициям и культуре России.
Программа скорректирована по учебному календарю на 2022 – 2023 учебный год (учтены государственные праздники) и, в связи с тем, что 1 занятие выпадает на праздничный день, вместо 33 занятий по плану составляет 31 занятия.
Программа будет пройдена за счёт уплотнения материала.
1. Планируемые результаты:
Высокий уровень владения народным музыкальным фольклором. У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально- оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику фольклорных музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью. Чисто интонирует и исполняет народные песни, заклички, плясовые и т.д. Умеет применять пословицы, поговорки, считалки и т.д.
Оптимальный уровень
Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально - оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в фольклорном музыкальном произведении, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно дает жанровую характеристику фольклорных музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и хорошей музыкальной памятью.
Средний уровень
У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке, старается охарактеризовать её. Умеет определить жанр фольклорной музыки при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощь. Не всегда ритмически точно играет на простейших народных музыкальных инструментах. Старается применять пословицы, поговорки, считалки и т.д. Организует игру и участвует в ней с посторонней помощью. Выразительно поет простые песенки, с желанием занимается музыкально-творческой деятельностью.
Ожидаемые результаты обучения
В результате занятий внеурочной деятельности «Малышок» учащиеся должны знать:
- о фольклоре как источнике народной мудрости;
- пройденный фольклорный материал;
-основные календарные праздники России(русские, татарские и башкирские и т.д.) и уметь рассказывать о них, особенности традиционных календарных праздников;
- основные жанры фольклора.
уметь:
- исполнять песни, заклички, плясовые, хороводные с соответствующими движениями, по желанию – с простейшим инструментальным сопровождением;
- применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;
- сочинять варианты к знакомым напевам и инструментальным наигрышам;
- играть в народные игры и организовывать их;
- играть на простейших народных инструментах.
Формирование УУД
Личностные УУД
Воспитание культуры.
Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Интерес к способу решения и общему способу действия.
Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы.
Развитие доверия, доброжелательности и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Развитие сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Коммуникативные УУД
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Умение слушать собеседника.
Умение договариваться, находить общее решение.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Познавательные УУД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений или отличий от эталона.
Коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.
Оценка - осознание качества и уровня усвоения.
Способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
2.Содержание программы внеурочной деятельности.
Занятие1 - 9. Тема «Где песня льётся, там легче живётся». Встреча осени. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов. Народные инструменты. Осенние праздники у башкир и татар. Игровые хороводы. Плясовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки. Пляски «Баю-баюшки», «Вот и шел я по дороге», «Вот они!», «Вью, вью, вью я капусточку».
Занятие 10 - 14. Тема «Беседа дорогу коротает, а песня - работу».Приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни. Игры. Загадки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Народные инструменты. Пляски «Мы девицы».
Занятие 15 - 19. Тема «Были бы песни - будут и пляски». Зимние приметы. Песни – игры. Народные инструменты. Загадки. Шутки – прибаутки и небылицы. Скороговорки. Пляски «Было у матушки двенадцать дочерей», «Во горнице».
Занятие 20 - 24. Тема «Куда запевала, туда и подголоски». Зимние приметы. Зимние Святки. Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шутки – прибаутки. Небылицы. Скороговорки. Народные инструменты. Пословицы и поговорки. Пляски «Уж как шла Коляда!», «Из-за леса, из-за гор», «Со вьюном я хожу», «Летал, летал воробей», «Блины»,
Занятие 25 - 30. Тема «Добро того учит, кто слушает». Приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки. Народные инструменты. Праздник «Навруз». Пляски «Жаворонушки», «Весну пора звать», «Весна-Весеница!».
Занятие 31 - 34. Тема «Всё в свой прок». Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички. Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни. Пляски «Ой весна, ты весна!», «Уж вы, девицы!», «Во поле березонька стояла».
3.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Играем и поём-весело живём»
№ п/п | Тема внеурочной деятельности | | Дата | Примечания |
план | факт |
| «Где песня льётся, там легче живётся». | 9 | | | |
| Встреча осени. | | 7.09 | | |
| Осенние приметы. | | 14.09 | | |
| Песни осенних трудовых обрядов | | 21.09 | | |
| Загадки. | | 28.09 | | |
| Осенние праздники у башкир и татар | | 5.10 | | |
| Игровые хороводы. | | 12.10 | | |
| Плясовые песни. | | 19.10 | | |
| Пословицы и поговорки. Скороговорки. | | 26.10 | | |
| Народные инструменты. Пляски | | 9.11 | | |
| «Беседа дорогу коротает, а песня - работу». | 5 | | | |
| Приметы поздней осени. Осенние посиделки... | | 16.11 | | |
| Песни. Игры | | 23.11 | | |
| Загадки. | | 30.11 | | |
| Пословицы и поговорки. Скороговорки | | 7.12 | | |
| Народные инструменты. Пляски | | 14.12 | | |
| «Были бы песни - будут и пляски». | 5 | | | |
| Зимние приметы. Песни – игры | | 21.12 | | |
| Народные инструменты. | | 28.12 | | |
| Загадки. Шутки – прибаутки и небылицы. | | 11.01 | | |
| Скороговорки. | | 18.01 | | |
| Зимние праздники моего народа | | 25.01 | | |
| «Куда запевала, туда и подголоски». | 5 | | | |
| Зимние приметы. Зимние Святки. | | 1.02 | | |
| Колядки. Песни. Игры. | | 8.02 | | |
| Загадки. Шутки – прибаутки. Небылицы. | | 15.02 | | |
| Скороговорки. Пословицы и поговорки | | 22.02 | | |
| Народные инструменты. Пляски | | 1.03 | | |
| «Добро того учит, кто слушает»...... | 5 | | | |
| Приметы предвесенья | | 15.03 | | |
| Весенние заклички | | 22.03 | | |
| Игры. Пословицы и поговорки. | | 5.04 | | |
| Загадки. Скороговорки | | 12.04 | | |
| Народные инструменты | | 19.05 | | |
| «Всё в свой прок». | 5 | | | |
| Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. | | 26.04 | | |
| Заклички. Хороводные игры. | | 3.05 | | |
| Заклички. Хороводные игры | | 10.05 | | |
| Приметы весны | | 17.05 | | |
| Итоговое занятие | | 24.05 | | |
| | 34 | | | |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиографический список для занятий.
Для педагога:
1. Евсеева Ю.В. До-ре-ми-фа-солька: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.-96 с.: ил.
2. С. Железнов, Е. Железнова. Азбука - потешка. Русские потешки и считалки с нотками - картинками. Москва, 2001 г.
3. Д. Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» –Москва “Просвещение” – 1999 г.
4. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
5. Л.В. Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2014г.
6. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
Перечень Интернет-ресурсов
http://www.solnyshko.ee/
http://www.uroki.net/
http://www.zankov.ru/
http://www.viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/photo
http://www.n-shkola.ru/
http://www.uchportal.ru/load/46
http://www.junradio.com/publ/normativnye_dokumenty/pravovoe_regulirovanie/metodicheskij_konstruktor_vneurochnoj_dejatelnosti/4-1-0-47
http://life-school.ucoz.ru/index/fgos_vneurochnaja_dejatelnost/0-159
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh
http://www.ikt.oblcit.ru/115/Kazanzeva/project/p4aa1.html
https://music.yandex.ru/album/670796
https://music.yandex.ru/artist/218233/tracks
Детям о музыке – www.muz-urok.ru
Искусство слышать – www.iskusstvo.my1.ru
Классическая музыка – http://classic.ru
Мультфильмы для уроков музыки – www.musicandi.ru/cartoon_film
Технические средства обучения.
1. Проектор.
2. Интерактивная доска.
3.Компьютер.
4. Классная доска.
6. Магнитофон.
7. Детские музыкальные инструменты.
Экранно-звуковые пособия.
1.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
2.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей и т.п.
4. Запись пения птиц, звуков природы.,
Игры и игрушки.
1. Карточки с ребусами, кроссвордами, загадками и т.п.
2. Дидактические материалы (наборы картинок: инструменты, портреты композиторов, репродукции картин).
3. Настольные развивающие игры.
23