Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
города Углича
Ярославской области
Рассмотрено Утверждена
ШМО учителей естественных наук, Приказ по МОУ СОШ № 3
географии и физкультуры № _______ от «___»______2015г.
Протокол № от ________2015г. Директор школы ______________ Рук – ль ШМО /Стрельцова С.В./
_______________ /Матвеева Л.Ю./
Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу
«Юный цветовод»
для учащихся 6 «А, Б» классов
Учитель: Веселова Т. В.
Углич, 2015
Пояснительная записка
Программа разработана по общекультурному направлению внеурочной деятельности. Курс предназначен для проведения кружковых занятий учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений, желающих как можно больше узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, преследует комплексную реализацию познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей.
Актуальность и новизна программы заключается в том, что в соответствии с современными требованиями в век стрессовых перегрузок человеку совершенно необходимо иметь небольшой красивый уголок для отдыха, психологической разгрузки. Его можно создать на балконе, около дома, школы, на даче, а большое разнообразие посадочного материала отечественной и зарубежной селекции позволяет это. Занятия в кружке позволяет ученику научиться готовить рабочее место к работе, правильно пользоваться инструментом, соблюдая правила охраны труда, техники безопасности; экономно и рационально расходовать материалы, время, силы.
Занятия в кружке дают большие возможности для воспитания и развития личности ребёнка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.
Цель курса:
Воспитание творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умению применять свои знания на практике.
Задачи курса:
обучающие:
познакомить детей с группами и основными представителями декоративных растений;
изучить биологические особенности и агротехнику выращивания декоративных растений;
ознакомить с многообразием применения цветочных растений;
дать основные сведения по флористике и дизайну;
научить детей ухаживать за растениями;
научить основам самостоятельной работы;
научить составлять цветочные композиции и уметь планировать цветочно-декоративные участки;
научить работать со специальной литературой;
развивающие:
сформировать у детей системный подход к изучению растений;
формирование интереса к науке, исследовательской деятельности;
развить понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира;
развивать интеллектуальные и творческие способности детей, их воображение и духовный мир;
воспитательные:
воспитание у детей любви к природе;
воспитание бережного отношения ко всему живому, рационального использования природных ресурсов;
воспитание эстетического вкуса при выращивании растений и оформлении цветочных композиций и клумб;
формирование общественно активной личности, способной реализовать себя в социуме
В основе содержания программы данного курса заложены следующие принципы:
гуманистической направленности предполагает, что учащиеся становятся более ответственными к объектам своего труда;
коллективности предполагает позитивное и коммуникативное взаимодействие с окружающими;
добровольности предполагает свободу выбора учащимися данного курса;
успешности и социальной значимости, направленные на формирование у учащихся потребностей в достижении личностно - значимых и коллективных результатов.
Содержание курса направлено на развитие у учащихся следующих качеств:
в области формирования личностной культуры:
укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
в области формирования социальной культуры:
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям.
Формы и методы проведения занятий: практические работы, опыты, наблюдения, беседы, экскурсии.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – защита проектов, участие в выставках.
Содержание программы
Тема 1. Введение (2 часа)
Теоретические сведения: Ознакомление с планом работы. Работа с литературой. Цветочно-декоративные растения, их значение в природе и жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка.
Практическая работа: Ознакомление с цветочно-декоративными растениями на территории школьного двора, используемыми в озеленении.
Тема 2. Биологические особенности однолетников (3 часа)
Теоретические сведения: Классификация однолетников.
Практическая работа: «Оформление гербария однолетних растений», «Выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки», «Заготовка почвы на зимний период». Работа с литературой, выписка кратких сведений об однолетниках.
Тема 3. Биологические особенности комнатных растений (8 часов)
Теоретические сведения: Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Питание растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Техника безопасности при выполнении практических работ.
Практическая работа: «Составление каталога школьных комнатных растений», «Проведение паспортизации растений», «Работа со справочной литературой», «Размещение растений соответственно их требованиям к освещению», «Полив, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений», «Пересадка комнатных растений» «Размножение черенками, листьями, корнями, луковицами», «Оформление фотоальбома». «Растения нашей школы».
Тема 4. Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (3 часа)
Теоретические сведения: Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Решение проблемы защиты растений от вредителей и возбудителей болезней растений.
Практическая работа: «Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми-вредителями», «Наблюдение за состоянием комнатных растений», «Борьба с вредителями с помощью народных средств».
Тема 5. Питание комнатных растений и их подкормка (3 часа)
Теоретические сведения: Удобрения минеральные и органические. Потребность растений в питании. Охрана труда при выполнении практических работ.
Практическая работа: «Виды удобрений для цветочно-декоративных культур», «Составление календаря подкормки комнатных растений в школе», «Работа с дополнительной литературой».
Тема 6. Семена однолетников и подготовка их к посеву. Выращивание рассады однолетников (10 часов)
Теоретические сведения: Условия для прорастания семян.
Практическая работа: «Очистка, определение всхожести», «Дражирование, стратификация семян», «Подготовка ящиков для рассады», «Посев однолетников на рассаду», «Подготовка почвы», « Подготовка ящиков и почвы», «Агротехника выращивания рассады», «Посев семян в грунт», «Пикировка рассады», «Уход за рассадой», «Написание этикеток».
Тема 7. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на участке около школы (3 часа)
Теоретические сведения: Понятие о почве, её свойствах, плодородии, значении обработки. Виды почв. Почвы нашей местности.
Практическая работа: «Перекопка почвы и распределение клумб», «Уход за посевами», «Пересадка рассады на постоянное место», «Наблюдение за ростом и развитием растений», «Составление плана работ по уходу на летний период».
Тема 8. Заключение, защита проектов (2 часа)
Теоретические сведения: Подведение итогов работы кружка «Юный цветовод» за год.
Практическая работа: Защита проектов, организация выставки проектных работ.
Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса
Учащиеся должны знать:
особенности строения растений;
условия произрастания растений, в том числе комнатных;
основные мероприятия по уходу за растениями;
эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений;
условия, необходимые для прорастания семян;
агротехнику выращивания рассады;
простейшие приёмы ландшафтного благоустройства.
Учащиеся должны уметь:
правильно поливать комнатные растения;
протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;
рыхлить почву;
составлять почвенные смеси;
правильно сажать растения, их семена;
пикировать рассаду;
наблюдать за ростом растений;
определять виды растений.
№ п\п | Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Сроки проведения |
-
| Личностные результаты | проявление познавательных интересов; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; осознание необходимости общественно-полезного труда; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам | Наблюдение, беседа, практикум, игра | в течение года |
-
| Метапредметные результаты | алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; проявление инновационного подхода к решению практических задач; самостоятельная организация выполнения различных творческих работ; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения эстетических ценностей; соблюдение норм и правил культуры труда, норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности | Наблюдение, беседа, практикум, игра | в течение года |
-
| Предметные результаты | В познавательной сфере: рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей применения; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; владение способами научной организацией труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда. В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта; проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, правил безопасности труда, трудовой технологической дисциплины; подбор и применение оборудования с учётом областей их применения В мотивационной сфере: оценивание своей способности готовности к труду,; осознание ответственности за качество результатов труда В эстетической сфере: дизайнерское проектирование, художественное оформление объекта, эстетическое и рациональное оснащение рабочего места В коммуникативной сфере: формирование рабочей группы для выполнения проекта, умение общаться в группе | Наблюдение, беседа, практикум, игра | в течение года |
Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Биологические особенности однолетников | 3 | 0,3 | 2,7 |
3 | Биологические особенности комнатных растений | 8 | 1 | 7 |
4 | Насекомые – вредители комнатных растений | 3 | 0,1 | 2,9 |
5 | Питание комнатных растений и их подкормка | 3 | 0,1 | 2,9 |
6 | Семена однолетников и подготовка их к посеву. Выращивание рассады однолетников | 10 | 0,3 | 9,7 |
7 | Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на участке около школы | 3 | 0,2 | 2,8 |
8 | Заключение | 2 | | 2 |
| ИТОГО | 34 | 3 | 31 |
Учебно-тематический план
№ п\п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов (в том числе теория и практика) | Формы организации деятельности учащихся |
-
| | Ознакомление с планом работы. Работа с литературой. Запуск проекта. Цветочно-декоративные растения, их значение в природе и жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка. | 1 | Беседа |
-
| | Ознакомление с цветочно-декоративными растениями на территории школьного двора, используемыми в озеленении. | 1 | |
-
| | Классификация однолетников. «Оформление гербария однолетних растений». | 1 | Практическая работа |
-
| | «Выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки», «Заготовка почвы на зимний период» | 1 | Практическая работа |
-
| | Работа с литературой, выписка кратких сведений об однолетниках. | 1 | Практическая работа |
-
| | Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Техника безопасности при выполнении практических работ. «Составление каталога школьных комнатных растений» | 1 | Беседа Практическая работа |
-
| | Питание растений. Особенности сезонного ухода. «Пересадка комнатных растений». | 1 | Беседа Практическая работа |
-
| | Размножение комнатных растений. «Размножение черенками, луковицами, отводками, листьями, делением куста». | 1 | Беседа. Практическая работа |
-
| | «Рыхление. Опрыскивание» | 1 | Практическая работа |
-
| | Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях. «Проведение паспортизации растений» | 1 | Практическая работа |
-
| | «Работа со справочной литературой», «Размещение растений соответственно их требованиям к освещению» | 1 | Практическая работа |
-
| | Полив, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений», « Пересадка комнатных растений» | 1 | Практическая работа |
-
| | «Оформление фотоальбома «Растения нашей школы». Работа над проектом. | 1 | Практическая работа |
-
| | «Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми-вредителями», «Наблюдение за состоянием комнатных растений» | 1 | Практическая работа |
-
| | Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Решение проблемы защиты растений от вредителей и возбудителей болезней растений. | 1 | Беседа. Практическая работа |
-
| | «Борьба с вредителями с помощью народных средств». | 1 | Практическая работа |
-
| | Охрана труда при выполнении практических работ. «Удобрения. Потребность растений в питании». | 1 | Беседа. Практическая работа |
-
| | «Виды удобрений для цветочно-декоративных культур» | 1 | Практическая работа |
-
| | «Составление календаря подкормки комнатных растений в школе», «Работа с дополнительной литературой». Работа над проектом | 1 | Практическая работа |
-
| | Условия для прорастания семян. «Очистка, определение всхожести», «Дражирование, стратификация семян» | 1 | Беседа. Практическая работа |
-
| | «Подготовка ящиков для рассады» | 1 | Практическая работа |
-
| | «Подготовка почвы». | 1 | Практическая работа |
-
| | «Посев однолетников на рассаду» | 1 | Практическая работа |
-
| | «Агротехника выращивания рассады» | 1 | Практическая работа |
-
| | «Пикировка рассады» | 1 | Практическая работа |
-
| | «Уход за рассадой» | 1 | Практическая работа |
-
| | «Написание этикеток». Работа над проектом | 1 | Практическая работа |
-
| | «Подготовка посадочного материала в грунт», «Посев семян в грунт» | 1 | Практическая работа |
-
| | «Уход за рассадой», «Агротехника выращивания». | 1 | Практическая работа |
-
| | Виды почв. «Почвы нашей местности». | 1 | Беседа Практическая работа |
-
| | «Знакомство с почвами пришкольного участка». «Перекопка почвы и распределение клумб», «Уход за посевами» | 1 | Экскурсия Практическая работа |
-
| | «Пересадка рассады на постоянное место», «Составление плана работ по уходу на летний период». | 1 | Практическая работа |
-
| | Защита проектов | 1 | Практическая работа |
-
| | Выставка проектных работ | 1 | Практическая работа |
| | ИТОГО | 34 | |
Литература:
Ю.Ю.Баранов. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации; пособие для учителей общеобразовательных организаций- М.: Просвещение, 2013.
Алла Нестерова, Газоны, цветники и дорожки,
изд. Вече, 2002;
Ольга Воронова, Сам себе ландшафтный дизайнер. Изд. Эксмо, 2007;
Ханнеке ван Дейк, Клумбы и бордюры, изд. Лабиринт Пресс, 2003;
Ганичкина Октябрина Любимые цветы М. Оникс, 2008;
Всё о комнатных растениях. Справочник. АСТ АСТРЕЛЬ, М., 2001;
Комнатные растения от А до Я. М. ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006;
Журнал «Ландшафтный дизайн», № 1, 2002
17