СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный цветовод"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может использоваться для организации внеурочной деятельности для учащихся 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный цветовод"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Углича

Ярославской области



Рассмотрено Утверждена

ШМО учителей естественных наук, Приказ по МОУ СОШ № 3

географии и физкультуры № _______ от «___»______2015г.

Протокол № от ________2015г. Директор школы ______________ Рук – ль ШМО /Стрельцова С.В./

_______________ /Матвеева Л.Ю./




Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Юный цветовод»

для учащихся 6 «А, Б» классов








Учитель: Веселова Т. В.











Углич, 2015

Пояснительная записка


Программа разработана по общекультурному направлению внеурочной деятельности. Курс предназначен для проведения кружковых занятий учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений, желающих как можно больше узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, преследует комплексную реализацию познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей.

Актуальность и новизна программы заключается в том, что в соответствии с современными требованиями в век стрессовых перегрузок человеку совершенно необходимо иметь небольшой красивый уголок для отдыха, психологической разгрузки. Его можно создать на балконе, около дома, школы, на даче, а большое разнообразие посадочного материала отечественной и зарубежной селекции позволяет это. Занятия в кружке позволяет ученику научиться готовить рабочее место к работе, правильно пользоваться инструментом, соблюдая правила охраны труда, техники безопасности; экономно и рационально расходовать материалы, время, силы.

Занятия в кружке дают большие возможности для воспитания и развития личности ребёнка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.

Цель курса:

Воспитание творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умению применять свои знания на практике.

Задачи курса:

обучающие:

  • познакомить детей с группами и основными представителями декоративных растений;

  • изучить биологические особенности и агротехнику выращивания декоративных растений;

  • ознакомить с многообразием применения цветочных растений;

  • дать основные сведения по флористике и дизайну;

  • научить детей ухаживать за растениями;

  • научить основам самостоятельной работы;

  • научить составлять цветочные композиции и уметь планировать цветочно-декоративные участки;

  • научить работать со специальной литературой;


развивающие:

  • сформировать у детей системный подход к изучению растений;

  • формирование интереса к науке, исследовательской деятельности;

  • развить понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира;

  • развивать интеллектуальные и творческие способности детей, их воображение и духовный мир;
    воспитательные:

  • воспитание у детей любви к природе;

  • воспитание бережного отношения ко всему живому, рационального использования природных ресурсов;

  • воспитание эстетического вкуса при выращивании растений и оформлении цветочных композиций и клумб;

  • формирование общественно активной личности, способной реализовать себя в социуме


В основе содержания программы данного курса заложены следующие принципы:

  • гуманистической направленности предполагает, что учащиеся становятся более ответственными к объектам своего труда;

  • коллективности предполагает позитивное и коммуникативное взаимодействие с окружающими;

  • добровольности предполагает свободу выбора учащимися данного курса;

  • успешности и социальной значимости, направленные на формирование у учащихся потребностей в достижении личностно - значимых и коллективных результатов.

Содержание курса направлено на развитие у учащихся следующих качеств:

в области формирования личностной культуры:

  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

в области формирования социальной культуры:

  • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям.

Формы и методы проведения занятий: практические работы, опыты, наблюдения, беседы, экскурсии.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – защита проектов, участие в выставках.


Содержание программы

Тема 1. Введение (2 часа)

Теоретические сведения: Ознакомление с планом работы. Работа с литературой. Цветочно-декоративные растения, их значение в природе и жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка.

Практическая работа: Ознакомление с цветочно-декоративными растениями на территории школьного двора, используемыми в озеленении.

Тема 2. Биологические особенности однолетников (3 часа)

Теоретические сведения: Классификация однолетников.

Практическая работа: «Оформление гербария однолетних растений», «Выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки», «Заготовка почвы на зимний период». Работа с литературой, выписка кратких сведений об однолетниках.

Тема 3. Биологические особенности комнатных растений (8 часов)

Теоретические сведения: Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Питание растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Техника безопасности при выполнении практических работ.

Практическая работа: «Составление каталога школьных комнатных растений», «Проведение паспортизации растений», «Работа со справочной литературой», «Размещение растений соответственно их требованиям к освещению», «Полив, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений», «Пересадка комнатных растений» «Размножение черенками, листьями, корнями, луковицами», «Оформление фотоальбома». «Растения нашей школы».

Тема 4. Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (3 часа)

Теоретические сведения: Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Решение проблемы защиты растений от вредителей и возбудителей болезней растений.

Практическая работа: «Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми-вредителями», «Наблюдение за состоянием комнатных растений», «Борьба с вредителями с помощью народных средств».

Тема 5. Питание комнатных растений и их подкормка (3 часа)

Теоретические сведения: Удобрения минеральные и органические. Потребность растений в питании. Охрана труда при выполнении практических работ.

Практическая работа: «Виды удобрений для цветочно-декоративных культур», «Составление календаря подкормки комнатных растений в школе», «Работа с дополнительной литературой».

Тема 6. Семена однолетников и подготовка их к посеву. Выращивание рассады однолетников (10 часов)

Теоретические сведения: Условия для прорастания семян.

Практическая работа: «Очистка, определение всхожести», «Дражирование, стратификация семян», «Подготовка ящиков для рассады», «Посев однолетников на рассаду», «Подготовка почвы», « Подготовка ящиков и почвы», «Агротехника выращивания рассады», «Посев семян в грунт», «Пикировка рассады», «Уход за рассадой», «Написание этикеток».

Тема 7. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на участке около школы (3 часа)

Теоретические сведения: Понятие о почве, её свойствах, плодородии, значении обработки. Виды почв. Почвы нашей местности.

Практическая работа: «Перекопка почвы и распределение клумб», «Уход за посевами», «Пересадка рассады на постоянное место», «Наблюдение за ростом и развитием растений», «Составление плана работ по уходу на летний период».

Тема 8. Заключение, защита проектов (2 часа)

Теоретические сведения: Подведение итогов работы кружка «Юный цветовод» за год.

Практическая работа: Защита проектов, организация выставки проектных работ.


Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения растений;

  • условия произрастания растений, в том числе комнатных;

  • основные мероприятия по уходу за растениями;

  • эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений;

  • условия, необходимые для прорастания семян;

  • агротехнику выращивания рассады;

  • простейшие приёмы ландшафтного благоустройства.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно поливать комнатные растения;

  • протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;

  • рыхлить почву;

  • составлять почвенные смеси;

  • правильно сажать растения, их семена;

  • пикировать рассаду;

  • наблюдать за ростом растений;

  • определять виды растений.

№ п\п

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

Личностные результаты

проявление познавательных интересов;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

осознание необходимости общественно-полезного труда;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам

Наблюдение, беседа, практикум, игра

в течение года

Метапредметные результаты

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

проявление инновационного подхода к решению практических задач;

самостоятельная организация выполнения различных творческих работ;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения эстетических ценностей;

соблюдение норм и правил культуры труда, норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности

Наблюдение, беседа, практикум, игра

в течение года

Предметные результаты

В познавательной сфере:

рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей применения;

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

владение способами научной организацией труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда.

В трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта;

проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, правил безопасности труда, трудовой технологической дисциплины;

подбор и применение оборудования с учётом областей их применения

В мотивационной сфере:

оценивание своей способности готовности к труду,;

осознание ответственности за качество результатов труда

В эстетической сфере:

дизайнерское проектирование, художественное оформление объекта, эстетическое и рациональное оснащение рабочего места

В коммуникативной сфере:

формирование рабочей группы для выполнения проекта, умение общаться в группе

Наблюдение, беседа, практикум, игра

в течение года


Учебно-тематический план

Разделы программы


Количество часов

Теория

Практика

1

Введение


2

1

1

2

Биологические особенности однолетников


3

0,3

2,7

3

Биологические особенности комнатных растений


8

1

7

4

Насекомые – вредители комнатных растений


3

0,1

2,9

5

Питание комнатных растений и их подкормка

3

0,1

2,9

6


Семена однолетников и подготовка их к посеву. Выращивание рассады однолетников

10


0,3

9,7


7

Подготовка почвы под цветочно-декоративные

растения на участке около школы

3

0,2

2,8

8

Заключение

2


2


ИТОГО

34

3

31



Учебно-тематический план

№ п\п



Дата


Тема занятия

Кол-во часов (в том числе теория и практика)

Формы организации деятельности учащихся


Ознакомление с планом работы. Работа с литературой. Запуск проекта.

Цветочно-декоративные растения, их значение в природе и жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка.

1

Беседа


Ознакомление с цветочно-декоративными растениями на территории школьного двора, используемыми в озеленении.

1



Классификация однолетников.

«Оформление гербария однолетних растений».

1

Практическая работа


«Выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки», «Заготовка почвы на зимний период»

1

Практическая работа


Работа с литературой, выписка кратких сведений об однолетниках.

1

Практическая работа


Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Техника безопасности при выполнении практических работ.

«Составление каталога школьных комнатных растений»

1

Беседа



Практическая работа


Питание растений. Особенности сезонного ухода.

«Пересадка комнатных растений».

1

Беседа


Практическая работа


Размножение комнатных растений.

«Размножение черенками, луковицами, отводками, листьями, делением куста».

1

Беседа.

Практическая работа


«Рыхление. Опрыскивание»

1

Практическая работа


Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях.

«Проведение паспортизации растений»

1

Практическая работа


«Работа со справочной литературой», «Размещение растений соответственно их требованиям к освещению»

1

Практическая работа


Полив, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений», « Пересадка комнатных растений»

1

Практическая работа


«Оформление фотоальбома «Растения нашей школы». Работа над проектом.

1

Практическая работа


«Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми-вредителями», «Наблюдение за состоянием комнатных растений»

1

Практическая работа


Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими.

Решение проблемы защиты растений от вредителей и возбудителей болезней растений.

1

Беседа.

Практическая работа


«Борьба с вредителями с помощью народных средств».

1

Практическая работа


Охрана труда при выполнении практических работ.

«Удобрения. Потребность растений в питании».

1

Беседа.


Практическая работа


«Виды удобрений для цветочно-декоративных культур»

1

Практическая работа


«Составление календаря подкормки комнатных растений в школе», «Работа с дополнительной литературой». Работа над проектом

1

Практическая работа


Условия для прорастания семян.

«Очистка, определение всхожести», «Дражирование, стратификация семян»

1

Беседа.

Практическая работа


«Подготовка ящиков для рассады»

1

Практическая работа


«Подготовка почвы».

1

Практическая работа


«Посев однолетников на рассаду»

1

Практическая работа


«Агротехника выращивания рассады»

1

Практическая работа


«Пикировка рассады»

1

Практическая работа


«Уход за рассадой»

1

Практическая работа


«Написание этикеток». Работа над проектом

1

Практическая работа


«Подготовка посадочного материала в грунт», «Посев семян в грунт»

1

Практическая работа


«Уход за рассадой», «Агротехника выращивания».

1

Практическая работа


Виды почв.

«Почвы нашей местности».

1

Беседа

Практическая работа


«Знакомство с почвами пришкольного участка». «Перекопка почвы и распределение клумб», «Уход за посевами»

1

Экскурсия

Практическая работа


«Пересадка рассады на постоянное место», «Составление плана работ по уходу на летний период».

1

Практическая работа


Защита проектов

1

Практическая работа


Выставка проектных работ

1

Практическая работа



ИТОГО

34




Литература:

  1. Ю.Ю.Баранов. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации; пособие для учителей общеобразовательных организаций- М.: Просвещение, 2013.

  2. Алла Нестерова, Газоны, цветники и дорожки,
    изд. Вече, 2002;

  3. Ольга Воронова, Сам себе ландшафтный дизайнер. Изд. Эксмо, 2007;

  4. Ханнеке ван Дейк, Клумбы и бордюры, изд. Лабиринт Пресс, 2003;

  5. Ганичкина Октябрина Любимые цветы М. Оникс, 2008;

  6. Всё о комнатных растениях. Справочник. АСТ АСТРЕЛЬ, М., 2001;

  7. Комнатные растения от А до Я. М. ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006;

  8. Журнал «Ландшафтный дизайн», № 1, 2002






17