СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общеинтеллектуальной направленности «Интегрированная проектная деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью курса является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общеинтеллектуальной направленности «Интегрированная проектная деятельность»»

3Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №14»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

(МБОУ «Лицей №14» НМР РТ)


















РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов

(протокол от 30.05.2020 №6)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Лицей №14»

_________ О.Н.Адиатова

26.08.2020

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей № 14» ___________О.О.Пустоплеснова

28.08.2020

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общеинтеллектуальной направленности

«Интегрированная проектная деятельность»








Рассчитана на 1 год обучения

для обучающихся 3б класса

Автор-составитель

учитель начальных классов,

Антипова Ольга Анатольевна












2020 год

Пояснительная записка


Общая характеристика программы

Программа «Интегрированная проектная деятельность» способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


Целью курса является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  • формирование социально адекватных способов поведения.

  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  1. Формирование умения решать творческие задачи.

  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Формы занятий:

  • Индивидуальная (результат работы одного ученика)

  • Работа в малых группах или командах (результат работы двух-четырех учеников)

  • Коллективная деятельность

  • Игровая деятельность

  • Познавательная деятельность

  • Проектная деятельность.

Режим занятий

Рабочая программа «Интегрированная проектная деятельность» рассчитана на 34 часа, из расчёта – 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 минут в группе продлённого дня.

Способы определения результативности

Педагогическое наблюдение.


Планируемые результаты освоения программы

В процессе занятий по программе «Интегрированная проектная деятельность» обучающиеся должны:

Освоить личностные результаты обучения:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • осознание себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

  • принятие разных точек зрения, отличных от собственной точки зрения.


Метапредметные результаты:

Обучающийся должен уметь:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

  • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

  • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

  • предполагать, какая информация нужна;

  • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

  • сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

  • выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

  • выстраивать логическую цепь рассуждений;

  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • активно использовать метод проектов;

  • самостоятельно выбирать тему (подтему) проекта;

  • приобретать опыта самостоятельного поиска;

  • оформлять интересующую информацию в речи и для визуальной демонстрации (презентации, плакаты, опытно-экспериментальная демонстрация);

  • предполагать, какая информация нужна;

  • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

  • выстраивать логическую цепь рассуждений;

  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

  • развивать любознательность, инициативу в учении и познавательной активности;

  • уметь ставить вопросы и находить ответы;

  • планировать свои действия под руководством учителя;

  • уметь делать выводы и обобщения.


Содержание программы

Тема 1. Введение -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2. Обсуждение и выбор тем исследования – 7 ч.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Какими могут быть  проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 3. Планирование работы – 11ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Анализ прочитанной литературы . Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 4. Исследование объектов – 7ч.

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 5. Оформление работы – 6ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Работа на компьютере. Оформление презентации.

Тема 6. Заключение – 2ч.

Мини конференция по итогам собственных исследований.

Презентация проектов. Подведение итогов. Самооценка.


Учебно-тематическое планирование программы


Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

1

1


2

Обсуждение и выбор тем исследования

7

3

4

3

Планирование работы

11

5

6

4

Исследование объектов

7

2

5

5

Оформление работы

6

1

5

6

Заключение

2

1

1

Итого


34

13

21



Методическое обеспечение программы

Литература

  1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.

  2. 2.Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1.

  3. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4.

  4. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

  5. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г. 3.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа  2006г. №2.

  6. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.


Интернет-ресурсы

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  2. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]  http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  3. Программа «Учусь создавать проект» http://gigabaza.ru/doc/24370.html


Материально-техническое обеспечение:

  1. компьютер;

  2. проектор;

  3. интерактивная доска;

  4. интернет.


Этапы педагогического контроля


Сроки

Какие ЗУН контролируются

Форма проведения

1

Октябрь

Знание следующих понятий: проект, исследование.

Беседа. Выбираем и обдумываем наш общий проект

2

Ноябрь

Отработка практических навыков этапов проекта: тема, цель, план.

Сдача исследовательской работы «Компьютер или книга - что лучше?».

3

Январь

Умение извлекать информацию, обобщать, применять

Практическая работа над исследовательским проектом «Мои полезные поделки из мусора»»

4

Февраль

Сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач

Беседа. Анализ и корректировка проделанной работы над проектом «Новогодняя красавица»

5

Май

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения

Выступление. Защита проекта «Памятники нашего города».




Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Инструктаж по ОТ. Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

03.09.20


2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1

10.09.20


3

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

17.09.20


4

Какими могут быть  проекты?

1

24.09.20


5

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

1

01.10.20


6

Планирование работы

1

08.10.20


7

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Намечаем план-схему выполнения проекта «Компьютер или книга - что лучше?».

1

15.10.20


8

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

22.10.20


9

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

29.10.20


10

Анализ прочитанной литературы.

1

12.11.20


11

Исследование объектов.

1

19.11.20


12

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

1

26.11.20


13

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

03.12.20


14

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

10.12.20


15

Оформление работы.

1

17.12.20


16

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

24.12.20


17

Мини конференция по итогам собственных исследований

1

14.01.21


18

Анализ исследовательской деятельности.

1

21.01.21


19

Без презентации защитная речь бедна и бледна. Изготовление презентации.

1

28.01.21


20

Подготовка к защите проекта «Что такое Новый год»

1

04.02.21


21

Защита проекта «Что такое Новый год»

1

11.02.21


22

Анализ и корректировка проделанной работы над проектом «Что такое Новый год»

1

18.02.21


23

Занятие- игра «Знай наших». Мы-проектировщики

1

25.02.21


24

«Озеленение школьного двора». Актуальность темы.

1

04.03.21


25

Составление технологической карты работы над проектом «Озеленение школьного двора»

1

11.03.21


26

Сбор информации. Что такое ландшафт?

1

18.03.21


27

Сбор информации. Виды клумб. Классификация цветов.

1

01.04.21


28

Экскурсия на пришкольный участок.

1

08.04.21


29

Оформление отчёта по экскурсии.

1

15.04.21


30

Обобщение материала.

1

22.04.21


31

Реализация коллективного проекта «Озеленение школьного двора». Практическая работа

1

29.04.21


32

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

1

06.05.21


33

Защита проекта «Озеленение школьного двора». Выступление.

1

13.05.21


34

Я – исследователь. Я – проектировщик. Итоговый урок.

1

20.05.21



Итого

34





Итоговая аттестация проводится в форме защиты проектов. Результат итоговой аттестации определяется оценками «аттестован»/ «не аттестован».