министерство образования и науки амурской области государственное профессиональное образовательное автономное учреждение амурской области
«амурский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
(социальное направление)
1 класс
Составила:
Ефтина Анастасия Николаевна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс 4, 145 группа
Благовещенск 2020
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения».
Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2012 г. №1995- р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»».
Назначение образовательной программы: социально – педагогическая. Программа курса «Азбука здоровья и безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.
Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут первоклассникам систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей. Вырабатывать в детях автоматизм правильного поведения на улице необходимо с самых ранних лет.
Цель программы: обучение элементарным правилам поведения на дороге; развитие навыков правильного поведения на улице; умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
Обучающие:
Научить основным правилам дорожного движения;
Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
Развивающие:
Развивать мотивацию к безопасному поведению;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, проекты; групповая работа, практическая работа, экскурсии, индивидуальный подход к ребёнку.
Форма и режим занятий
Форма занятий: групповая;
Возраст детей: 6 – 7 лет;
Режим занятий: 1 час в неделю; 22 часа в год.
Структура курса
№ | Основные разделы | Количество часов |
1 | Транспорт и дороги | 7 |
2 | Улица и мы | 7 |
3 | Правила дорожного движения | 8 |
В процессе изучения программы у учащихся будут сформированы такие результаты как:
Личностные результаты:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Предметные УУД:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные УУД:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебно – методический план 1 класс
№ п/п | Содержание темы | Количество часов |
Всего | Теорет. | Практ. |
Транспорт и дороги |
1 | Город, округ, где мы живем | 3 | 2 | 1 |
2 | Что мы видим на дороге | 2 | 1 | 1 |
3 | Транспорт | 2 | 1 | 1 |
Улица и мы |
4 | Мы идем в школу | 2 | | 2 |
5 | Наши верные друзья | 2 | | 2 |
6 | «Посвящение первоклассников в пешеходы» | 1 | | 1 |
7 | Мы пассажиры | 2 | 1 | 1 |
Правила дорожного движения |
8 | Знакомство с дорожными знаками | 3 | 2 | 1 |
9 | Где можно играть? | 3 | 1 | 2 |
10 | Подведение итогов | 2 | | 2 |
Содержание программы
1 класс
Тема 1. Город, округ, где мы живем - 3 часа
Город, в котором мы живем. Его достопримечательности. Домашний адрес. Место нахождения школы.
Тема 2. Что мы видим на дороге – 2 часа
Улица. Тротуар. Проезжая часть. Почему проезжая часть опасна.
Тема 3. Транспорт – 2 часа
Какой транспорт ходит в нашем городе? Какие вы знаете автобусные маршруты?
Тема 4. Мы идем в школу – 2 часа
Пешеход - кто это? Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу и обратно. Особенности движения пешеходов осенью и зимой.
Тема 5. Наши верные друзья – 2 часа
Что поможет безопасно перейти проезжую часть. «Зебра»,подземный пешеходный переход , Светофор, дорожные знаки, регулировщик дорожного движения.
Тема 6. «Посвящение первоклассников в пешеходы» – 1 час
Посвящение в пешеходы. Ирга – викторина «Правила дорожные знать каждому положено». Награждение удостоверениями «Юные пешеходы».
Тема 7. Мы – пассажиры – 2 часа
Общие обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки. Поведение в общественном транспорте.
Тема 8. Знакомство с дорожными знаками – 3 часа
Знакомство со значением некоторых, часто встречающихся в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков и указателей, а также с другими знаками и указателями, необходимыми пешеходу.
Тема 9. Где можно играть? – 3 часа
Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Опасность игр у дорог.
Тема 10. Подведение итогов – 2 часа
Повторение знаний ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Особенности движения на загородных дорогах. Катание на велосипедах по улицам дачных поселков.
Информационно – техническое обеспечение образовательного процесса
Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».- СПб., 1997г.
Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». - СПб.,1996г.
Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб.1998г.
Урунтаева Г.А. «Как я расту: Советы психолога родителям» М., 1996г.
Набор ЦОР по ПДД.
Технические средства: компьютер, медиапроектор.
Предполагаемая результативность курса
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о правилах дорожного движения и здоровье; о правильности выполнении элементарных правил; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к своим работам и работам товарищей.
Третий уровень результатов - приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.