СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки". Расчитана на 72 часа. Подходит для учеников 5-8 классов. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы

Развитие современного общества, многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области науки и техники, стимулируют человека к постоянному совершенствованию, непрерывному образованию на протяжении всей жизни. От этого зависит успешность человека в современном обществе, его социальная и профессиональная востребованность. Причем, общество предъявляет к человеку высокие требования. Сегодня важно способствовать развитию "профессиональной мобильности", предполагающей адаптированность, гибкость личности в профессиональной сфере.

Программа "Умелые руки" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Данная программа ориентирована на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка, что является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности.

При создании программы учтен опыт имеющихся программ по отдельным видам декоративно-прикладного искусства, методической литературы и собственного практического опыта.

Ведущей идеей программы является оптимальное сочетание творческого и интеллектуального развития личности ребенка на занятиях по декоративно-прикладному творчеству в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Цель и задачи программы

Представленная образовательная программа реализуется через деятельность творческого объединения «Умелые руки».

Целью данной программы является создание условий для развития художественно-творческих способностей через обучение работе с различными декоративными материалами.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • развить мотивацию личности к познанию и творчеству;

  • сформировать знания, практические умения и навыки работы с различными материалами, первоначально основанных на знаниях школьного курса по трудовому обучению;

  • обеспечить обучающихся возможностью познания мира профессии дизайнера, художника-витражиста;

  • сформировать общетрудовые навыки, умения (преимущественно ручного труда), основ трудовой и экологической культуры, умения сотрудничества в трудовом процессе;

  • развить наблюдательность, зрительное воображение, фантазию, аккуратность и усидчивость;

  • развить самостоятельность и способности решать творческие задачи, создавать творческие работы.


Теоретическая новизна, практическая значимость

и особенности программы

Содержание программы оптимально объединяет разнообразные виды детского творчества (выжигание по дереву, витражи, работа с тестом, природными материалами, бисером, изготовление картин из кожи, а также каркасные куклы, обереги и украшения), которые ориентированы на развитие фантазии. Ведь в любом деле важно не только обладать необходимыми знаниями, но и уметь их применять, а это уже предопределяет умение комбинировать, искать новые пути. Фантазия, предполагающая независимость мышления, формирует умение самостоятельно мыслить, что является основной составляющей социальной адаптации и успеха в наш век жестокой рыночной конкуренции. Программа «Умелые руки» учит ребенка быть наблюдательным.

Новизна программы в том, что весь материал выдаётся под необычным углом зрения, заставляет ребенка задуматься, обсудить вместе с ним «маленькие творческие проблемы», как с равным.

Практическая значимость программы заключается в том, что занятия в объединении «Умелые руки» предоставляют детям возможность приобрести практический опыт, узнать, как сочетать разнообразные не сочетаемые материалы, проводить эксперименты и опыты.

Особенности программы. На основе заложенных в программу знаний обучающиеся получают дополнительные сведения о специфике профессии дизайнера, художника-витражиста, людей, связанных с работой по изготовлению сувениров, а также поможет познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития, понять свои склонности, способности и сориентировать учащихся на дальнейшее обучение. Это может быть художественно-эстетический профиль – отделение дизайна института искусств и культуры, что способствует уменьшению вероятности ошибки в выборе профиля будущей профессии.

Большое внимание в процессе реализации данной программы уделяется развитию творческой активности личности. Выявление и развитие потенциала каждого обучаемого, раскрытие его способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления в процессе обучения. Для педагога важна максимальная ориентация на творческое начало в работе. В основе обучения лежит индивидуально-групповая работа, которая позволяет дифференцированно и с учетом возрастных, психологических особенностей подойти к каждому ребенку. Разноуровневое содержание заданий позволяет строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода – не научить и передать свои знания ребенку, а подвигнуть его к самоизменению, к раскрытию природной одаренности, что помогает найти оптимальный уровень для развития творческих способностей каждого.


Формы и методы реализации программы

Методика преподавания в объединении художественно-эстетической направленности предоставляет возможность для внедрения разнообразных форм, методов и приемов обучения и воспитания. Обоснованность применения различных методов обусловлена тем, что нет ни одного универсального метода для решения разнообразных творческих задач.

Используются традиционные методы обучения:

- словесные (рассказ, описание, объяснение, беседа);

-наглядные (демонстрация образцов, дидактических материалов, натуральных объектов, пособий);

-практические (упражнения, работа с природными материалами, выполнение заданий).

Типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия.

Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению. Стимулирующим методом является поощрение (похвала, одобрение, благодарность).

Реализация вышеперечисленных методов дополняется методами контроля: педагогическое наблюдение, беседы, устные опросы, анализ результатов деятельности, психологические вопросники.


Сроки реализации программы

Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучаемых и рассчитана на год обучения. На занятия отводится 72 часа, по 8 часов в неделю. Возраст обучающихся - средний и старший школьный (от 10 до 16 лет).

В результате освоения программы «Умелые руки» воспитанники получат целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Учебно-тематический план


Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Вводные занятия





1.1. Сувениры

2

0,5

1,5


1.2. Материалы и принадлежности

2

0,5

1,5

2.

Каркасные куклы





2.1. Изготовление каркаса

4

0,5

3,5


2.2. Формирование фигуры

6

1

5


2.3. Изготовление костюма на куклу

2

0,5

1,5

3.

Выжигание по дереву





3.1. Материалы и принадлежности.

2

0,5

1,5


3.2. Разработка шаблонов, эскизов

2

0,5

1,5


3.3. Перевод рисунка на доску

2

0,5

1,5


3.4. Выжигание на доске

4

1

3


3.5. Оформление работы орнаментом, покрытие лаком

6

1

5

4.

Витражи





4.1. Материалы и принадлежности

2

0,5

1,5


4.2. Изготовление эскизов, схем

2

0,5

1,5


4.3. Нанесение контура

4

0,5

3,5


4.4. Заливка цветом

4

0,5

3,5


4.5. Оформление работ

2

0,5

1,5

5.

Народный зимний календарь





5.1. «Мастерская Деда Мороза» (новогодние сувениры)

4

1

3


5.2. Снежинки

2


2

6.

Ткачество





6.1. Разработка рисунка, подбор орнамента

2

0,5

1,5


6.2. Плетение различных узоров

2

0,5

1,5


6.3. Плетение пояса

2

0,5

1,5

7.

Работа с тестом





7.1. Замешивание теста, работа с цветом

2

0,5

1,5


7.2. Создание различных фигурок

4

0,5

3,5

8.

Работа с кожей





8.1. Материалы и принадлежности

2

0,5

1,5


8.2. Изготовление лепестков розы

2

0,5

1,5


8.3. Изготовление листьев и стеблей

2

0,5

1,5


8.4. Соединение деталей, создание композиции

2

0,5

1,5


Всего:

72

14,5

57,5






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



1. Вводные занятия.

Беседа о разнообразии сувениров и о сырье для их изготовления. Отображения красоты окружающей жизни и родной природы. Знакомство с материалом и оборудованием.

2. Каркасные куклы

Знакомство с каркасными куклами. Изготовление каркаса из проволоки. Формирование фигуры куклы. Работа с различными лоскутами ткани, ватой, синтипоном. Знакомство с национальными костюмами. Разработка костюма для куклы.

3. Выжигание по дереву.

Знакомство с таким видом декоративно-прикладного творчества, как выжигание. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка.

Основы подбора рисунка. Виды орнамента. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.

4. Витражи.

Знакомство с видами современных витражей. Как создаются витражи; как выбрать рисунок для витража; способы переноса рисунка на витражное стекло; материалы и инструменты для самостоятельного изготовления витража.

5. Народный зимний календарь.

Изготовление новогодних сувениров. Знакомство с различными поверьями, сказками и легендами. Изготовление поздравительных открыток. Основы вырезания ажурных снежинок.

6. Ткачество.

Знакомство с таким ремеслом, как ткачество. Подбор рисунка и цветовой гаммы. Основы плетения поясов на ткацком станке. Виды поясов и головных уборов.

7. Работа с тестом.

Секреты замешивания теста. Работа с цветом. Лепка различных фигурок. Декорирование готовых изделий.

8. Работа с кожей.

Знакомство с таким непростым материалом, как кожа. Изучение инструментов для работы, а также материалов. Специфика изготовления лепестков, листьев, стеблей. Создание композиции.