Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов составлена на основании следующих документов:
● Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
● СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.
Важным средством воспитания является народное творчество. Фольклорные произведения способствуют воспитанию любви к Родине, к национальным традициям.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Направленность программы
Настоящая программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважение к старшим, забота о младших – заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.
Цель курса:
Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Задачи курса:
образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях и художественном своеобразии УНТ.
развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
анализировать художественное произведение;
сравнивать произведения разных жанров и авторов;
давать характеристику героев.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, викторин, тестов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Почти все занятия включают различные формы контроля, своеобразие которых позволяет развивать в детях объективную самооценку, взаимооценку, умение аргументированно и убедительно представлять и доказывать свое мнение, рецензировать презентации, проекты, выступления товарищей. Все это способствует развитию коммуникативных и эстетических компетентностей детей, реализовывает их творческие возможности.
Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся и их предрасположенность к определенному виду деятельности, для итогового контроля предлагаются на выбор три варианта:
- публичное выступление, защита рефератов;
- защита творческих работ;
- защита творческих проектов.
Темы рефератов, творческих работ, творческих проектов.
Мифы древних славян.
Календарные обряды.
Малые жанры УНТ.
Собиратели народных песен.
Песенно-обрядовый фольклор.
Живительная сила народного слова.
«Зёрна народной мудрости» (загадки, пословицы и поговорки).
Создание фольклористического словаря-минимума.
Сказка как жанр УНТ.
Виды сказок.
УНТ. Былины.
Колыбельные песни.
Частушки как фольклорный жанр.
Фольклорная шкатулка.
Сказка ложь, да в ней намек.
Образ волка(лисы) в народных сказках.
Произведения в интерпретации иллюстраторов.
Фольклор моей семьи.
Мы в зеркале пословиц.
Календарно-тематический план.
№ п/п | Дата проведе-ния | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание |
1 | | 1 | Введение. Понятие о фольклоре. Основные особенности фольклора. | Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, народность, традиционность. |
2-4 | | 3 | Общее понятие о мифе и мифологии. Античный миф. Мифы древних славян. | Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Возникновение мифов. Основные категории мифов. Мифологические герои и персонажи. |
5-6 | | 2 | Календарно-обрядовая поэзия. | Общая характеристика обрядовой поэзии. . Соотношение обряда и мифологического сознания. |
7 | | 1 | Заклички и приговорки. | Заклички и их связь с календарной поэзией. Приговорки и их отношение к магическим ритуалам. |
8-9 | | 2 | Бытовой фольклор. Народные песни. | Песня как жанр фольклора. Лирическое и эпическое начало в песне. Своеобразие поэтического языка народных песен. Песни исторические и лирические. |
10-11 | | 2 | Былины. | Эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня), отличие былин от исторических песен. Тематика былин. |
12 | | 1 | Частушки. | Определение жанра час-тушки. Своеобразие быто-вания частушки. Изучение и собирание частушки. |
13-14 | | 2 | Малые жанры фольклора. Загадки. | Содержание и форма загадок, художественные средства загадки. Собирание и изучение загадок. |
15-16 | | 2 | «Зёрна народной мудрости…» Пословицы и поговорки. | Определение пословиц и поговорок. Происхождение, поэтика и опыты классификации пословиц и поговорок. Связь поговорки с фразеологией. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в произведениях литературы. |
17-20 | | 4 | Народные сказки. | Сказка, типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения). Типы сказочных персонажей. |
21 | | 1 | Предания. | Предание и его художественные особенности. Жанровое определение предания (историческое предание). Тематические группы; топонимические предания. |
22 | | 1 | Легенды. | Жанровое определение легенды. Соотносимость легенды и волшебной сказки через легендарную фантастику. |
23 | | 1 | Детский фольклор. Колыбельные песни. | История возникновения колыбельных песен как один из древнейших жанров фольклора, их народные и этнические особенности. Содержание, сюжет, образная система, мотив убаюкивающих песен. Ровный ритм и монотонная мелодия как характерные черты колыбельной. |
24 | | 1 | Пестушки и потешки. | Связь пестушек и потешек с колыбельными песнями, роль в физическом воспитании детей, процесс перехода пестушек в потешки. Потешки как один из видов народного творчества, их назначение. |
25 | | 1 | Прибаутки. | Отличие прибаутки от пестушек и потешек. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей. |
26 | | 1 | Небылицы – перевёртыши. | Небылицы как разновидность загадки и прибаутки, их назначение; особенности данного вида творчества. |
27 | | 1 | Считалки. | Считалка как вид русского игрового фольклора. |
28 | | 1 | Прозвища и дразнилки. | Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей. |
29 | | 1 | Скороговорки. | Скороговорки как вид народного творчества. |
30-31 | | 2 | Народный кукольный театр. На весёлой ярмарке. | Народный кукольный театр, его виды, формы и персонажи. Театр Петрушки. |
32-33 | | 2 | Подготовка к «Фольклорным посиделкам» (для 5-х классов) | |
34-35 | | 2 | Итоговое занятие. Посиделки «Делу – время, потехе – час» | |
Литература
Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. — М.: Высшая школа, 2009. — 726 c.
Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. / Под ред. и с предисл. Шамбинаго. — 2 изд. — 1984.
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. / Подгот., предисл. и прим. В.Я. Проппа. — М.: Гослитиздат, 1997.
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
Былины / Сост. Б.Н. Путилов. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1999. — 526 c.
Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№5), 2004г. (№1, 2), 2005 (№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.
Интернет-ресурсы
http://www.school-litra.ru/
Литературная энциклопедия на Яндекс.Словарях
http://pushkin.niv.ru/
http://www.hobbitaniya.ru/ (Хранители сказок – Детские сказки – Авторские сказки – Народные сказки)
http://skazka.ucoz.ru/