СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Выбор прфессии" 9 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Выбор прфессии" 9 класс»



Муниципальное образовательное учреждение

Глебовская основная общеобразовательная школа

Переславского муниципального района Ярославской области




Согласована на заседании МО № протокола _____ от «___»____________20 __г.


Утверждена директором школы

____________________________

(ФИО)

№ приказа _____ от «___»_____________20__г.









Рабочая программа

Внеурочной деятельности « Выбор профессии »

в 9 классе.





Автор Лялин А.В.






2019 - 2020

Пояснительная записка


Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.

Практическая значимость этого вопроса для всех участников образовательного процесса возрастает в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к профильному обучению предполагает организацию предпрофильной подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействует их самоопределению по завершению основного общего образования.


Настоящая программа предназначена для профориентации учащихся 9 – х классов. Базируется на четырёх направлениях профконсультационной работы: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое.
Данный курс основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации "Мои профессиональные намерения”», Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии» и В.В. Сивковой – «Профессиональное самоопределение».


Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда, а так же сориентировать учащихся в выборе будущей профессии.


Основные задачи курса:


1. Определить интересы, склонности и способности учащихся в области профессиональной деятельности;
2. Научить стратегии выбора профессии;
3. Научить навыкам самопрезентации;
4. Сформировать у учащихся положительное отношение к труду;
5. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;
6. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии;
7. Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
Элективный курс « Выбор профессии » состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 34.
Ожидаемые результаты:
1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
3. принятие учащимися предварительного решения о профессиональном выборе;
4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

По окончании курса учащиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.
Основная форма контроля – зачет.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей интересов подростка с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. Однако социальный опыт юношей и девушек ограничен. Им трудно сопоставить свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми к определенным видам трудовой деятельности.

Проведение целенаправленной профориентационной работы с молодежью необходимо начинать как можно раньше. Это особенно актуально сейчас, когда осуществляется переход к профильной школе.

Основными составляющими процесса самоопределения на этапе предпрофильной подготовки школьников являются получение знаний :

  • О себе и своих возможностях;

  • О мире профессий;

  • Соотнесение знаний о себе и о мире профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка школьников направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, подросток мог в полной мере реализовать себя в будущей профессии.

Профориентационная программа для предпрофильной подготовки школьников должна активизировать процесс формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:

  • Положительное отношение к трудовой деятельности;

  • Потребность в осуществлении профессиональных намерений с учетом своих возможностей;

  • Сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений.

Таким образом, психологическая готовность состоит из мотивационного, познавательного, эмоционального и волевого компонентов, которые изменяются в зависимости от возраста.

Программа создана на основе изучения профориентационных программ Е.А. Климова, С.Н. Чистяковой, Г.В. Резапкиной. Она рассчитана на учащихся 9 класса. Тесты и задания подобраны с учетом особенностей восприятия школьников этого возраста. Изучение курса научно обосновано тем положением, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника.

Новизна предлагаемого подхода состоит в том, что необходимо проделать большую научно-практическую работу: проанализировать ресурсы (интересы, склонности, способности и т.д.), особенности избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий. Новизна программы позволяет подростку по новому осмыслить учебную деятельность, значение и возможность применения полученных знаний на практике, определить круг своих будущих профессиональных интересов, сориентироваться в мире профессий и, в итоге составить личный профессиональный план.

^ Цель занятий: формирование у учащихся ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Задачи:

  1. Развитие интереса к проблеме выбора профессии, ознакомление с многообразием мира профессий

  2. Способствовать формированию потребностей в профессиональном самоопределении

  3. Способствовать формированию профессионального самосознания, осознанного профессионального намерения и пути продолжения образования

  4. Способствовать подготовке к реализации профессионального намерения.


В ходе изучения курса учащиеся должны:

    • Познакомиться с описанием большого количества профессий

    • Изучить свои интересы, склонности, способности

    • Постараться определиться с наиболее соответствующей и привлекательной профессией

    • Определиться с профилем дальнейшего обучения.

Методические средства:

        1. Лекция

        2. Встречи и наблюдение

        3. Тестирование

        4. Деловые и ролевые игры

        5. Групповое обсуждение

        6. Экскурсии


Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе — будущей профессии;

  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;

  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

  • обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;

  • сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;

  • овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;

  • получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.

Мотивация обучающихся к деятельности достигается через использование следующих методов: активная лекция, поисковая беседа, самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга и др.


Общая характеристика курса.



Предпрофильная подготовка, профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися по их профессиональному самоопределению. Причем важно, чтобы профильное обучение не ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.

Элективный курс «Выбор профессии» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Данный курс позволяет учащимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Курс «Выбор профессии» предназначен для учащихся 9-х классов входит в региональный компонент учебного плана школы на 2013 - 2014 учебный год, соответствует задачам профессионального просвещения.

Курс рассчитан на 34 часов, включает в себя теоретические и практические занятия.


Содержание программы


Название темы или курса

Основное содержание учебного курса

Кол-во часов.

1.


Введение


Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.


1

2.

Труд и профессия.

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Классификация профессий. Формула профессии. Типы профессий. Понятие профессиограммы. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

4.

3.


Психология личности


Способности. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.


4

4.

Мир профессий

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».


14.

5.

Профессиональное самоопределение

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо»


7.

6.

Подготовка к будущей карьере.

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.


4.



Календарно-тематическое планирование курса « Выбор профессии » в 9 классе.


п/п

Тема урока

Основное содержание по теме

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы


Дата проведения

1


Вводное занятие. Многообразие мира профессий. Понятие профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профориетационная анкета «Ориентация».


Знакомство с курсом




2

Представление о себе и выборе профессии Профориетационная анкета .

Дискуссия о взаимосвязи знаний о себе и успешности деятельности человека


Вопросы


3

Интересы, склонности в профессиональном выборе

Раскрытие понятий: профессиональные намерения, интересы, склонности.

Выявлять отличия интересов от склонностей

Вопросы


4

Формула выбора профессии. Знакомство с подходом Климова Е.А. Самый надежный способ выбора профессии.

Изучение понятия профессиональная пригодность

Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья при выборе профессии

Вопросы


5


Практическое занятие


Работа в группах «Критерии профессиональной пригодности»

Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья для соискателей на различные профессии


Вопросы


6


Понятие Профессиограмма, ПВК

Изучение понятий профессиональной пригодности и профессионально важных качеств

Выявлять различия между ПП и ПВК

вопросы


7

Мотивы выбора профессии. Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность.

Изучение свойств НС, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, значение в профессиональной деятельности

Иметь представление о влиянии типов НС на проф.деятельность.

Вопросы


8

Профессиональный тип личности. Опросник профессиональной направленности личности Голланда.



Вопросы


9

Темперамент в профессиональной деятельности

Изучение понятия темперамент, его типы и свойства Особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности


Уметь различать виды темперамента Иметь представление об особенностях проявления темперамента в разной профессиональной деятельности

Вопросы


10

Практическое занятие по теме Темперамент

Тестирование с целью определения типа темперамента

Уметь охарактеризовать свой тип темперамента

Вопросы


11

Практическое занятие по пройденному материалу.

Характер в профессиональной деятельности

Обобщение пройденного материала, работа в группах Формирование характера, черты характера в профессиональной деятельности

Определять разницу между ПИ, ПС, ПВК, а также между типами темперамента Влиянии характера на профессиональную деятельность

Практическое задания Вопросы


12

Классификация профессий. Характеристика и особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – человек». Основные требования к профессионалу.

Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей

Уметь описывать свои способности и склонности

Вопросы

Тестирование


13

Характеристика и особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – техника». Основные требования к профессионалу.

Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей

Уметь описывать свои способности и склонности

Вопросы

Тестирование


14

Характеристика и особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – природа». Основные требования к профессионалу.

Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей

Уметь описывать свои способности и склонности

Вопросы


15

Характеристика и особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – знаковая система». Основные требования к профессионалу.

Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей

Уметь описывать свои способности и склонности

Вопросы


16

Характеристика и особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – художественный образ». Основные требования к профессионалу.



Вопросы


17

Проблема выбора профессии.



Практическое задание



18

Возможности личности в профессиональной деятельности. Практическое занятие по пройденному материалу


Обобщение пройденного материала, работа в группах

Иметь представление о типах эмоциональных состояний, способностях и типах поведения в конфликтных ситуациях



Вопросы


19

Многообразие мира профессий. Современные профессии. Современные тенденции на рынке труда.

Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде

Иметь представление о многообразии и изменчивости мира профессий

Вопросы


20

Практическое занятие по теме Многообразие мира профессий

Обсуждение подготовленных рефератов

Иметь представление о истории развития некоторых профессий

Вопросы


21

Профконсультационный час. Урок-экскурсия на одно из предприятий города.

Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование

Индивидуальный план выбора профессии

Беседа


22

Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах.

Сформировать представление учащихся об основных психологических проф. деятельности

Иметь представление о содержании и характере труда . Уметь анализировать профессиональную деятельность

вопросы


23

Система профессионального образования.



Вопросы


24

Человек на рынке труда.

Встреча со специалистами Переславского ЦЗН.

Дать представление о социально-экономических условиях профессионального труда

Иметь представление о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу

Вопросы


25

Изучение рынка труда г.Переславля-Залесского и Переславского района.

Дать представление о наиболее востребованных и перспективных профессиях в регионе

Иметь представление о тенденциях Московском рынке труда

Вопросы


26

Система профессионального образования.

Выбор учебного заведения.


Иметь представление о многообразии мира профессий

Беседа


27

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.


Индивидуальный план выбора профессии

Беседа


28


Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.Профессиональный рост.

Дать определение понятию карьера, изучить виды карьеры

Иметь представление о видах карьеры

Вопросы


29


Профкарьера и здоровье


Изучение понятия профессиональной пригодности

Иметь представление о влиянии профессиональной деятельности на состояние здоровья человека


Вопросы


30

Поиск работы.

Собеседование, телефонные переговоры .

Основы делового стиля

Основные правила подготовки к собеседованию и телефонным переговорам .Изучить основные законы делового стиля

Иметь представление о основных правилах ведения переговоров.Знать основы делового стиля в одежде

Вопросы


31

Резюме, виды и правила составления

Определить цели составления резюме, виды и правила написания

Понимать цели составления резюме

Вопросы


32

Построение личного профессионального плана.



Вопросы


33

Трудовое законодательство.

Индивидуальное, групповое консультирование

Знакомство с ТК РФ.

Беседа


34

Подведение итогов

Обобщение материала

Оперировать основными понятиями по пройденному курсу

Беседа






Результаты освоения выпускниками основной школы элективного курса «Выбор профессии»



1. Расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоятельному поиску недостающей информации.

2. Коррекция притязаний и самооценки в направлении адекватного уровня, самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей личности.

3. Приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с учетом реальных условий, запроса социума.

4. Приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора на основе составления плана-схемы индивидуального профессионального маршрута с учетом возможных изменений в жизни.




Программно –методический обеспечение.

Для учителя:

  1. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под ред. /Чистяковой С.Н., Журкина А.Я.- М., 1997.

  2. Климов В.А. развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1999.

  3. Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М., 1986.

  4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М., 1984.

  5. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, № 4, 1997, с. 28-30.

  6. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М., 1993.

  7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.

9. Е.А. Климов. « Как выбрать профессию». Издательство «Просвещение» М., 1990 год.

10. Т.В. Черникова. «Профориентация старшеклассников» Издательство «Учитель». Волгоград 2006 год.

11. Ярославский областной центр занятости населения Учебно-методический центр профориентации и профобучения высвобождаемых работников и незанятого населения.

« Основы выбора профессии». Ярославль, 2012 год

12. Справочник специальностей, доступных для обучения на территории Ярославской области. ООО «Центр корпоративных программ», 2013 год


Для учащихся:

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1990.

  2. Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). -М., 1993.

  3. Пекелис В.Д. Как найти себя.- М., 1989.

  4. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М., 2003.

  5. Буклеты из Переславского ЦЗН.


Материально-техническое обеспечение обеспечение/

1.Диск «Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия.»

2. Медиа – презентации по соответствующей тематике.

3. Медиаресурсы на CD – диске об образовательных учреждениях СПО и ВПО Ярославской области.

4. Интерактивные тесты.