СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

vПрограмма внеурочной деятельности «Занимательная математика» является частью научно-познавательного направления реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»»


Пояснительная записка

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» является частью научно-познавательного направления реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования. Она составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;

  • Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их творческого мышления и логической культуры.Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся на базовом уровне. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала.Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес к предмету у обучающихся. Включённые в программу задания позволяют повышать образовательный уровень учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительной особенностью данной программы является ее насыщенность огромным количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления учащихся. Умение решать текстовые задачи - показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии. Правильно организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать алгоритм (план) решения.

Материалы программы содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на учащихся 8 классов (13-14 лет), проявляющих интерес к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.

Общее количество часов в год – 34 часа, количество часов в неделю – 1 час, продолжительность занятия – 45 минут. Форма обучения – очная.


Цель программы:

Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического мышления, формирование творческого подхода к анализу и поиску решений в нестандартных ситуациях.

Задачи курса:

Образовательные:

• привитие интереса к изучению предмета;

• расширение и углубление знаний по предмету;

• выявление математического таланта у детей;

• умение выстраивать логическую цепочку рассуждений от начала условия к вопросу задачи и наоборот – от вопроса к началу условия;

• формирование навыков научно-исследовательской работы.

Развивающие:

• формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;

• формирование навыков использования функций специализированных интерактивных информационных систем;

• формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;

• развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость;

• развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления.

Воспитательные:

• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

• формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах;

• воспитанию терпения, настойчивости, воли.

Особенности курса

В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой с использованием современных математических информационных систем.

Основными формами проведения занятий могут являться: комбинированные тематические занятия, практикумы по решению задач, конкурсы по решению математических задач.

Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования.

Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме практических, творческих и проектных работ, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач.

Динамика интереса к курсу будет фиксироваться с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях и собеседованиях в процессе работы.



Планируемые результаты

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:

  • приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;

  • научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;

  • применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;

  • участвовать в проектной деятельности;

  • умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

  • формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;

  • находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.


Личностными результатами изучения курса является формирование

следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.



Метапредметными результатами изучения курса в 8-м классе является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  • Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.


Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии;

  • создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

Тематический план

Название раздела

Количество часов

1

Действительные числа

5

2

Уравнения с одной переменной

9

3

Комбинаторика. Описательная статистика

9

4

Буквенные выражения. Многочлены

6

5

Уравнения с двумя переменными

4

6

Итоговое занятие

1


Итого

34

Раздел I. Действительные числа (5 часов)

  1. Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.

  2. Сравнение числовых выражений. Координатная прямая, сравнение и упорядочивание чисел.

  3. Пропорции. Решение задач на пропорции.

  4. Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применение процентов.

Учащиеся должны уметь:

выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы

  • выполнять сравнение и упорядочивание чисел на координатной прямой

  • уметь находить отношения между величинами, решать задачи на пропорции

решать основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел, а также более сложные задачи

Раздел II. Уравнения с одной переменной (9 часов)

  1. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.

  2. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

  3. Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.

  4. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Учащиеся должны уметь:

  • с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения

  • использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений

  • решать простейшие линейные уравнения с параметрами

  • решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения

Раздел III. Комбинаторика. Описательная статистика (9 часов)

  1. Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

  2. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.

  3. Комбинаторное правило умножения

  4. Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.

  5. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.

Учащиеся должны уметь:

  • решать комбинаторные задачи перебором вариантов и с помощью графов

  • применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций

  • распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления

  • находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и наименьшее значение числовых наборов

Раздел IV. Буквенные выражения. Многочлены(6 часов)

  1. Преобразование буквенных выражений.

  2. Деление многочлена на многочлен «уголком».

  3. Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять преобразования буквенных выражений

  • выполнять деление многочлена на многочлен «уголком»

  • возводить двучлен в степень.

Раздел V. Уравнения с двумя переменными(4 часа)

  1. Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.

  2. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.

Учащиеся должны уметь:

  • применять основные правила решения диофантовых уравнений

  • решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и сложения

Итоговое занятие (1 час)

Освоение курса внеурочной деятельности завершается итоговым тестированием и анкетированием.



Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная математики» (8 класс)



п/п

Тема занятия

Дата проведения

Тип занятия

Элемент содержания образования

Планируемый результат и уровень усвоения

Формы диагностики и контроля

план

факт

Предметные умения

Метапредметные УУД

1

Числовые выражения

06.09


Практикум

Фронтальная работа

Совершенствовать навыки нахождения значений выражений, содержащих знаки

«-» и «+»

Коммуникативные: уметь находить в тексте необходимую информацию для решения задачи.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Викторина

2

Сравнение числовых выражений

13.09


Практикум

Индивидуальная работа

Совершенствовать навыки нахождения значений числовых выражений и их сравнение


Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: обнаруживать и формировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Тест (15 мин)

3

Пропорции

20.09


Комбинированное

Работа в группах

Совершенствовать навыки решения задач с помощью пропорций

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения.

с/р (15 мин)



4-5

Проценты

27.09

04.10


Лекция, коррекция

Индивидуальная практическая работа, с/р в парах

Совершенствовать навыки решения задач на проценты

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

удерживать цель деятельности до получения её результата.

Познавательные:

уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

с/р (15 мин)

6

Уравнения с одной переменной

11.10


Практикум

Индивидуальная работа

Совершенствовать навыки решения уравнений, в которых применяется раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых

Коммуникативные:

развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные:

определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата, составлять план.

Познавательные:

владеть общим приёмом решения учебных задач.

Тест (10 мин)

7-8

Решение линейных уравнений с модулем

18.10

25.10


Лекция, закрепление

Фронтальная работа

Познакомиться с основными приёмами решения линейных уравнений с модулем и научиться применять их

Коммуникативные:

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные:

уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

с/р (10 мин)

9-11

Решение линейных уравнений с параметрами

08.11

15.11

22.11


Лекция, коррекция

Использование презентации

Познакомиться с основными приёмами решения линейных уравнений с параметрами и научиться применять их

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

удерживать цель деятельности до получения её результата.

Познавательные:

уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения.

с/р (20 мин)

12-13

Решение текстовых задач

29.11

06.12


Игровое

Использование презентации

Систематизировать знания и умения учащихся по теме «решение уравнений с одной переменной»

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:

уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения.

Индивидуальные задания

14-15

Решение комбинированных задач перебором вариантов

13.12

20.12


Лекция, практикум

Фронтальная работа, использование презентации

Познакомить с приёмом решения комбинированных задач перебором вариантов

Коммуникативные:

уметь выслушивать мнение членов команды, принимать коллективное решение.

Регулятивные:

определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата, составлять план.

Познавательные:

учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов.

Творческие задания

16-17

Решение комбинаторных задач с помощью графов

27.12

10.01


Лекция, коррекция

Фронтальная работа, использование презентации

Познакомить с приёмом решения комбинаторных задач с помощью графов

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные:

строить логические цепочки рассуждений.

с/р (20 мин)

18-19

Комбинаторное правило умножения

17.01

24.01


Лекция, комбинированное

Фронтальная работа, использование презентации

Совершенствовать навыки решения задач на подсчёт и сравнение вероятностей случайных событий

Коммуникативные:

способствовать формирования научного мировоззрения учащихся.

Регулятивные:

осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

Познавательные:

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Викторина

20-21

Перестановки. Факториал

31.01

07.02


Лекция, закрепление

Фронтальная работа, использование презентации

Совершенствовать вычислительную культуру учащихся

Коммуникативные:

формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.

Регулятивные:

осознавать учащимся уровень и качество усвоения результатов.

Познавательные:

произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.

с/р (10 мин)

22-23

Статистические характеристики набора данных

14.02

21.02


Рефлексия, систематизация, обобщение

Индивидуальная работа

Познакомиться с основными статистическими характеристиками, научиться сравнивать и анализировать информацию, представленную в различном виде

Коммуникативные:

Воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат.

Регулятивные:

искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

применять таблицы, схемы, модели для получения информации.

Творческие задания

24-25

Преобразование буквенных выражений

28.02

06.03


Практикум

Фронтальная работа

Совершенствовать навыки раскрытия скобок, научиться применять их при решении уравнений и упрощении буквенных выражений

Коммуникативные:

уметь точно и грамотно выражать свои мысли при обсуждении изучаемого материала.

Регулятивные:

определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата, составлять план.

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Тест (15 мин)

26-27

Деление многочлена на многочлен

13.03

20.03


Лекция, практикум

Фронтальная работа, использование презентации

Познакомиться с основными приёмами деления многочлена на многочлен и научиться применять их

Коммуникативные:

воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные:

уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.

с/р (20 мин)

28-29

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля

03.04

10.04


Комбинированное

Фронтальная работа, использование презентации

Познакомиться с основными приёмами возведения двучлена в степень и научиться применять их

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

удерживать цель деятельности до получения её результата.

Познавательные:

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Презентация

30-

Линейные диофантовы уравнения

17.04



Лекция, практикум

Фронтальная работа, использование презентации

Ввести понятие линейных диофантовых уравнений и научиться их решать

Коммуникативные:

воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат.

Регулятивные:

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные:

уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Копилка задач

31-32

Системы линейных уравнений с двумя переменными

24.04

15.05


Лекция, комбинированное

Текущий тестовый контроль

Познакомиться с основными приёмами решения систем линейных уравнений с двумя переменными и научиться применять их

Коммуникативные:

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные:

уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Тест (20 мин)

33

Итоговое занятие

22.05


Контроль


Научиться применять приобретённые знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные:

формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.

Познавательные:

произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.

Итоговое тестирование

34

Резерв
















Перечень учебно – методического обеспечения

Для учителя

  1. Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 1990г.

  2. А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г

  3. А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.

  4. В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 8 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.

  5. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».

  6. Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса

  7. Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов: Алгебра. 8 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов- на –Дону: Легион-М, 2011.

  8. www.fipi.ru

  9. http://matematika.ucoz.com/

  10. http://www.ege.edu.ru/

  11. http://www.mioo.ru/ogl.php

  12. http://1september.ru/



Для ученика

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2007 г.

  2. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы в сельских районах.- М.: Просвещение, 1990 г.

  3. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П.Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1991 г.

  4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ под редакцией Потапова М.К..- М.:Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1982 г.

  5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994 г.

  6. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики.- М.: «Просвещение», 1967 г.

  7. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение, 2007 г.

  8. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.7-8 классы.

  9. http://www.mathnet.spb.ru/

  10. http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18


19