СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа волонтёрского объединения «Волонтёр», посвященная 80 - летию Победы в Великой Отечественной войне на 2024 - 2025

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа к 80 летию Победы в ВОВ

Просмотр содержимого документа
«Программа волонтёрского объединения «Волонтёр», посвященная 80 - летию Победы в Великой Отечественной войне на 2024 - 2025»

 

 

 

 

 

 Программа

Волонтёрского объединения

«Волонтёр»,

посвященная 80 - летию Победы в Великой Отечественной войне

на 2024 - 2025



Без памяти – нет истории.

Без истории – нет культуры.

Без культуры – нет духовности.

Без духовности нет воспитания.

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека нет – Народа!

(В.Караковский )

                  

Автор Программы

Зайцева Ирина Викторовна

руководитель д/о «Волонтёр»

МКОУ СОШ № 5 с. Сергиевское

Грачевского муниципального района

Ставропольского края



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа Гражданско-патриотического воспитания учащихся в МКОУ СОШ №5 на 2024-2025 гг.  представляет педагогическое прогнозирование, моделирование, умение соединить реальность с перспективами развития детского коллектива. Автор Программы считает, что данная Программа позволит целенаправленно развивать гражданско-патриотическое воспитание с учетом социального заказа общества школе, опоры на внешние и внутренние возможности школы в решении стоящих перед ней проблем, особенностей и возможностей воспитанников.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование Программы

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

МКОУ СОШ № 5

Разработчик Программы

 

Педагогический коллектив, д/о «Волонтёр»

Родительский комитет



Исполнители Программы

Педагогический коллектив

Учащиеся

Родители

Научно-методическая основа

Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, регионального и Российского уровня

Основные этапы и формы обсуждения Программы.

1. Обсуждение в коллективах учащихся, педагогов, родителей.

2. «Мозговой штурм».

3. «Круглый стол» на МО классных руководителей.

4. «Круглый стол» на заседании Родительского комитета.

Кем принята Программа

Педагогический совет

 

 

Цели и задачи Программы

  • Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.

  • Провести обоснованную организаторскую деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников.

  • Формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовность приносить пользу обществу и государству.

  • Развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей.

  • Привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, школы через овладение технологией социального проектирования.

  • Изучать историю своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

Гражданско-патриотическая зрелость учащихся школы:

  • высокие этические нормы поведения и жизни;

  • активная гражданская позиция;

  • стремление к духовному обогащению и развитию;

  • чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;

  • знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;

  • стремление к здоровому образу жизни;

  • участие в ежегодных школьных, муниципальных и краевых проектах.

Срок действия Программы

2024 – 2025 гг.

Этапы реализации Программы

I этап – организационно-мобилизационный, диагностический

( сентябрь, 2024 г.).

II этап – практический (2024-2025 гг.).

III этап - итогово-обобщающий ( май 2025 г.).

 





 

Аннотация Программы.

 

Направление.

Комплексные программы, формирующие и развивающие у молодежи гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности.


Актуальность.

     Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

      Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

         Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью компетентностного подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

           Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

       Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

Анкетирование учащихся показывает, что они не всегда правильно понимают лексическое значение слова «патриот». Некоторые из них рассматривают его как бережное отношение к природе, кто-то – только как уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества поможет душевно и духовно очиститься.

     Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе.  Важнейшая задача школы – развивать личность школьника, способствовать проявлению их собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Но надо учитывать, что формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга – это целенаправленная, систематическая,, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей. А самое главное, патриотическое воспитание должно поводиться совместно с семьей и через семью. Наша школа – это большая дружная семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей.   Неслучайно, в этом учебном году наша школа и воинские части, где служат наши родители, включились в реальную совместную работу: они участники и организаторы ключевых дел в школе. Родители проводят классные часы, праздники, организуют экскурсии, спортивные соревнования, становятся руководителями в смотрах-конкурсах учащихся. Мы уверены, что именно родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи.


     В Программе:

  • отражены приоритетные направления и задачи по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • указаны сроки, мероприятия по выполнению поставленных задач.

 



Цель Программы. 

Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.

  

 Задачи.

  • Провести обоснованную организаторскую деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников.

  • Формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовность приносить пользу обществу и государству;

  • Развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность.

  • Привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, школы через овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни местного сообщества.

  • Изучать историю своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России.

 Принципы, на которых строится Программа:

  • систематичность;

  • открытость;

  • доступность;

  • субъектная позиция учащихся;

  • воспитание через социально значимую деятельность;

  • интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.


Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся школы, коллектив педагогов и родителей, д/о.

  

 

Сроки и этапы реализации Программы:

I этап – организационно-мобилизационный, диагностический

(сентябрь 2024 г.):

  • аналитическо-диагностическая деятельность;

  • поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;

  • изучение современных технологий.

 

II этап – практический (2024 -2025 гг.):

  • использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;

  • промежуточный контроль.

III этап - итогово-обобщающий (май 2025 г.):

  • обработка и интерпретация данных;

  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;

  • определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.

  •      Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.

 

Кадровое обеспечение:

Директор школы – осуществляет общее руководство школой и отвечает за создание условий для деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.


Педагогический совет – разрабатывает стратегию развития школы, утверждает и определяет основные подходы к реализации программы по созданию воспитательной системы Школы гражданско-нравственного воспитания; проводит всесторонний анализ работы.


Заместитель директора по воспитательной работе – создаёт воспитательную работу, осуществляет руководство, контроль, методическое обеспечение и отслеживает результаты деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию; координирует деятельность образовательного учреждения и различных социальных институтов по данному направлению.


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – организует работу по созданию учебных курсов по истории Отечества и праву, осуществляет контроль за внесением гражданско-патриотической направленности в курсы учебных дисциплин.


Вожатая, руководитель д/о «Волонтёр» – организовывают воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся начальной школы, среднего и старшего звена, координируют деятельность образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования , детский объединений



Библиотекарьразрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания, организовывает воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, осуществляет методическое обеспечение образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.


МО классных руководителей – обогащает содержание гражданско-патриотического воспитания, разрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания; изучает и обобщает передовой опыт в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы школы; отслеживает уровень сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся.


МО учителей-предметников – корректирует учебные программы с целью включения в содержание учебных предметов элементов гражданско-патриотического воспитания.


Социально-психологическая служба - учитывает специфику детского и подросткового возраста.


Нормативно-правовые документы, приказы и программы муниципального, регионального и Российского уровней:


  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Национальная доктрина образования в РФ

  • Федеральный закон от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России) с изменениями от 22 августа 2004г.

  • Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении»

  • Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”»

  • Концепция модернизации образования на период до 2010г.

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2022-2027 годы»

  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации

  • Государственная Программа патриотического воспитания молодёжи

 

Программа включает в себя следующие направления:

1. Сельский музей

Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, беседы, поисково-исследовательская работа, конференции, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, участие в конкурсах и проектах.

2. Детское объединение «Волонтёр».

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав

другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, правовой лекторий, смотр строя и военно-патриотической песни, военно-спортивные игры, военизированные и спортивные эстафеты, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Мой край родной.

Цель: Воспитание у детей  любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин Камчатки».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы: краеведческая, выпуск листовок, газет, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал, экологические проекты.

4. Я и семья.

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, семинары, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Компетентный подход, основанный на предметном начале с 1 по 11 классы.

2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

3. Система тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.

4. Школьное самоуправление.

5. Участие в тематических конкурсах, выставках.

6. Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.

7. Волонтёрское движение.


Реализация Программы рассчитана на 1 год.








 2. Календарно-тематический план.

 

п/п

Дата

Название мероприятия

Ответственные

I. Разработка мероприятий по патриотическому воспитанию     в урочное время.

1

 В течение

учебного года

Использование потенциала учебных курсов литературы, обществознания, истории, права, экологии.

Зам. по УВР

2

В течение

учебного года

Организация целостного

учебно-воспитательного процесса.

Руков. МО по пред-метам, учителя

3

В течение

учебного года

Гуманитаризация образования.

Руководители МО

по предметам

4

В течение

учебного года

Проведение интегрированных уроков

в библиотеке.

Библиотекари,

учителя

5

В течение

учебного года

Проведение интегрированных уроков истории, литературы по патриотическим темам.

Учителя,

руководители МО

6

В течение

учебного года

Участие в предметных олимпиадах по истории, обществознанию, праву.

Учителя,

руководители МО

II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся строится на тесном сотрудничестве с родителями.

2.1. Воспитание гражданско-патриотических чувств через знаменательные даты, события, государственные праздники, школьные традиции.

1

Сентябрь-май

Дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск

и памятные даты в истории Отечества

с родителями-военнослужащими.

Зам. дир. по ВР, старшая вожатая, рук. д/о

 кл. руковод.


2

Январь

Вахта памяти дети войны

Старшая вожатая, рук. д/о.

Классн. руковод.

3

Февраль

Месячник военно-патриотической

и оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества. 

Рук. д/о «Волонтёр»

4

Апрель-май

Мероприятия, посвященные Дню Победы

в Великой Отечественной войне.

зам.дир по ВР., рук. д/о «Волонтёр»


5

В течение учебного года

Юбилейные даты края, России.

 

Зам.дир по ВР


2.2. Жизнь замечательных людей.

1

Сентябрь, соответственно датам в течение учеб.года

Тематические классные часы

«Почетные граждане села, края, России».

Кл. рук.

Ст. вожатая


2

Январь

Встречи с военнослужащими,

уроки мужества.

Кл.руков.

УС

3

Сентябрь,

октябрь, декабрь, апрель, май

Конкурсы

сочинений, рисунков, чтецов, викторины.

Классные руководители,

зам.дир по ВР

4

Сентябрь, февраль

Конференции, ратные трудовые подвиги земляков.

Классные руков., УС

2.3. Любовь к Родине начинается с семьи.

1

В течение года

Работа вокруг социально значимых проектов «Дети-детям».

Родители, ученики, кл. руков.

2

Октябрь, ноябрь, апрель, май, в течение учебного года

Тематические классные часы:

«Моя родословная», «Я и моя семья», «Мой дом – моя крепость», «Тайны бабушкиного сундука», «О чем поведал семейный альбом».

Классные руково-дители,

родительский комитет

библиотекарь

3

Октябрь, ноябрь, март, май

Совместные праздники родителей и учащихся: «День матери», «День 8 марта», «День семьи».

Классные руков., родительский комитет

библиотекарь

4

Октябрь, март, май

Конкурсы, выставки, проекты

«Моя семья – мое богатство».

Классные руков., учащиеся

библиотекарь

5

Февраль

День Защитников Отечества. Чествование родителей-военнослужащих.

Клас. руковод.

Ст. вожатая

6

Март, в тече-ние учебного года

Родительские собрания, тематические лектории: «Лента времени», «Золотые россыпи семейной педагогики», «О нас и наших детях».

Администрация,

клас. руковод. родительский комитет

7

Май

Чествование родителей за успехи в воспитании детей, за активную помощь школе.

Кл.руководит.,

соц.- псих. служба

2.4. Жить – Родине служить.

1

Сентябрь, декабрь, январь-февраль

Военно-патриотические викторины.

Учителя истории,

библиотекарь


Сентябрь

Акция за здоровый образ жизни.

«Спорт против наркотиков».

Учит.физкультуры,

кл. рук.


2

В течение учебного года

Спортивные соревнования по мини-футболу, волейболу.

Учителя физкультуры


3

Ноябрь

Читательская конференция, чтение и обсуждение книг о героях Великой Отечественной войны.

Библиотекарь, кл.руководители 


Январь

Тематический вечер «Защита Отечества – священный долг каждого гражданина России».

кл.рук.

библиотекарь

5

Февраль

Военно-спортивные праздники

«Мама, папа, я — спортивная семья», «Армейские забавы».

Учит. физкультуры,


кл. рук.

6

Февраль

Смотр песни и строя.

Фестиваль песни в солдатской шинели.

Кл.рук.

Муз. Руковод.

Ст. вожатая

8

Май

Игра «Зарница» для старшеклассников.

Учитель ОБЖ, кл.рук.

9

Май

Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы.

Учителя физкультуры

2.5. Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Я помню! Я горжусь!».

Пролог:

«Память сильнее времени»

   Великая Россия встречает 80-й юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Эта Победа досталась нам дорогой ценой. Никогда не уйдёт из человеческой памяти историческая трагедия войны: десятки тысяч разрушенных городов и сёл, миллионы погибших… Погибших на полях сражений, павших от рук захватчиков на оккупированных территориях, умерших от голода… Семьдесят лет минуло с той войны, выросло уже не одно поколение, а солдат все ждут. Ждут тех, чья жизнь на земле закончилась этой фразой: «Пропал без вести». Ждут ставшие седыми дети, ждут внуки и правнуки. Без преувеличения в каждой семье было кого оплакивать, есть, кого вспоминать. А сколько семей долгие годы мучились ожиданиями, получив страшное, но всё-таки оставлявшее капельку надежды извещение «пропал без вести». О судьбах множества безвестно пропавших их родственники по сей день ничего не знают.
    Мы тогда задушили фашизм в его колыбели, но ветер истории до сих пор доносит отголоски злодеяний извергов и негодяев… А где-то это происходит наяву и сегодня…

Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, – это не только хроника, летопись и дневники, это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее.

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания.

День Победы – праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.

В преддверии празднования 70-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта «Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся с привлечением общественности.

Цель проекта: воспитание гражданственности, патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечение подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны; повышение интереса к истории Родины.

Задачи проекта:

– воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;

– формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите, выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа;

– формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения через увлекательные для обучающихся формы активности, социальноодобряемую и результативную деятельность на благо Родины;

– развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебно-воспитательного процесса, внеклассной и досуговой деятельности обучающихся;

– вовлечение школьников, их родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Великой Победы;

– консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения;

– укрепление общих интересов в семьях путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;

– формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам, чувства толерантности;

– развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативной  культуры обучающихся, умения работать в коллективе;

– повышение мотивации к учению, познавательной активности, способности самореализации учащихся;

– дополнение, расширение знаний учащихся по истории; ознакомление участников проекта с основными событиями, героями Великой Отечественной войны, вкладом России в победу над фашизмом.

Организатор проекта: д/о «Волонтёр» совместно с учителями МКОУ СОШ №5

Партнеры проекта: администрация села, ДК, детский сад№10.

Участники проекта: учащиеся школы, общественность (родители), классные руководители, учителя, библиотечный работник.

Действие проекта: проект обеспечивает адресный охват целевой аудитории (учащиеся 1-11классов, родители, общественность). Достигается воспитательный, просветительский, идеологический эффект. При этом используются интерактивные методы обучения, при которых существенно выше степень усвоения материала, чем при традиционном подходе в обучении.





План мероприятий

№ п/п

Мероприятия

ответственные

Примерные сроки

1

Заседание совета старшеклассников. Обсуждение содержания проекта.


Совет старшеклассников, старшая вожатая, рук. д/о


сентябрь


2

Планерка. Моделирование проекта


Совет старшеклассников, старшая вожатая, рук. д/о


сентябрь

3

Социологический опрос учителей школы, родителей и жителей села «Что вы знаете о ВОв?»


Волонтёры отряда «Волонтёр»


октябрь

4

Обработка результатов социологического опроса родителей, учителей, жителей села


Волонтёры отряда «Волонтёр»


ноябрь

5

Участие в интернет – эстафете «голос Победы»


Волонтёры отряда «Волонтёр»




апрель

6

Социальный проект «Почта поколений»

Учитель истории, учащиеся

февраль

7

Выпуск и распространение буклетов, листовок о детях войны


Волонтёры, учителя, обучающиеся.


В течение срока проекта


8

Подготовка и проведение школьного Дня здоровья

Волонтёры, учителя, обучающиеся

ноябрь

9

Акция «Знамя Победы»

( изготовление копий «Знамени Победы»)

Волонтёры отряда «Волонтёр».

январь

10

Социальная акция «Успей сказать «Спасибо»

Волонтёры отряда «Волонтёр»

февраль

11

Участие в творческом конкурсе «Наследники Победы»


Учителя русского языка, учащиеся

март

12

Социальный проект «Чистая память»


Волонтёры отряда «Волонтёр», обучающиеся.

апрель

13

Участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану», «Пост №1»

Волонтёры отряда «Волонтёр».

май

14

Участие в социальных районных акциях


Волонтёры отряда «Волонтёр»


В течение срока проекта


15

Формирование колонны «Бессмертный полк»

Волонтёры отряда «Волонтёр», учащиеся школы.

9 мая


2.6. «Будущее начинается сегодня»: формирование гражданской позиции через ученическое самоуправление.

1

В течение учебного года

Школа Лидера.

Работа школьного пресс-центра.

Движение волонтёров.

Правительство,

ст. вожатая

1

Сентябрь

«Я – гражданин России».

Выборы в Школьный Парламент.

Ст. вожатая.

кл.рук.

2

Октябрь

От слов – к делу: «Законы, по которым живем».

Правительство, кл.рук.

3

Октябрь

День рождения школы.

Правительство, кл.рук.

4

Ноябрь

«Шагаем в будущее».

кл.рук.

5

В течение года

Акции «Мое здоровье в моих руках»

Кл.рук.1-11 кл.

6

Январь

«Школа – это поиск смысла жизни, профессиональное самоопределение».

Правительство

кл. рук.

7

Февраль

Смотр строя и песни.

Фестиваль песни в солдатской шинели.

Совет лидеров.

8

Март

День ученического самоуправления.

Правительство, кл.рук.

9

Апрель

Волонтёрское движение «Дети — детям».

педагог-организатор

10

Апрель

«Я- лидер»: слет лидеров всех классов.

Правительство

11

Май

«Вот и стали мы на год взрослей»:

подведение итогов.

Правительство, классные руковод.

 

 Формы организации деятельности.

 Содержание работы:

  • изучение материала о народных праздниках, обрядах, обычаях, истории народного костюма, пословицах и поговорках, музыкальном фольклоре, народных играх и игрушках, промыслах и ремёслах, устном народном творчестве;

  • изучение системы нравственных ценностей и традиций семьи;

  • знакомство с православными традициями;

  • изучение материала по истории создания государственных символов России;

  • изучение федеральных законов о государственных символах, Конституции РФ;

  • знакомство с историей возникновения герба и флага Ставропольского края;

  • изучение жизни и деятельности великих людей России, деятелей науки и культуры, исторических личностей.

  • оказание систематической помощи ветеранам войны и труда, участникам боевых действий и локальных конфликтов;

  • знакомство с интересными людьми села и края;

  • изучение исторического прошлого страны, края, города;

  • знакомство с воинскими традициями российской армии;

  • изучение и охрана природы родного края.


Формы работы:

  • тематические классные часы;

  • поисково-исследовательская работа по истории России и родного края;

  • поисковая работа по истории родной школы;

  • работа с архивными материалами;

  • изучение истории своей семьи, семейных традиций;

  • изучение жизни и деятельности выдающихся людей города, учителей школы, выпускников, ветеранов боевых действий;

  • оформление альбомов и стендов;

  • посещение военно-исторических и краеведческих музеев;

  • устные журналы;

  • конференции;

  • кружковая работа;

  • выпуск газет, плакатов, листовок;

  • конкурсные программы, викторины;

  • конкурсы рисунков, плакатов;

  • конкурсы стихов;

  • выставки рисунков, поделок, фотовыставки;

  • праздники и вечера;

  • военно-спортивные игры, сборы;

  • использование государственной символики при проведении торжественных школьных мероприятий;

  • встречи с работниками военкомата, воинами российской армии и флота, курсантами военных училищ;

  • встречи с выпускниками школы, служащими в армии;

  • встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий в горячих точках;

  • экскурсии и походы;

  • шефская помощь ветеранам войны и труда;

  • смотры строя и песни;

  • спортивные соревнования и праздники;

  • уход за памятниками и мемориалами;

  • посадка и уход за зелёными насаждениями;

  • трудовые десанты с целью поддержания чистоты и порядка на территории школы, в скверах, парках и улицах города;

  • участие в городских, краевых, всероссийских мероприятиях, конкурсах по гражданско-нравственному воспитанию.


    Методы организации деятельности.

  • Поисковая работа,

  • метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов,

  • метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям,

  • использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свой город;

  • организация экскурсий и встреч с почетными жителями;

  • вооружение учащихся основами знаний о родном крае;

  • организация краеведческой работы;

  • организация поисковой работы,

  • социального проектирования.

  • проведение патриотических уроков на базе школьного музея.

  • приглашение воинов, выпускников школы для участия в Уроке Мужества «Мы верим в тебя, Солдат!» с целью формирования у молодежи готовности к защите Отечества и службе в Российской Армии.

  • Проведение военно-спортивных игр с привлечением воинов-шефов, Совета ветеранов.

  • Проведение музыкальных фестивалей патриотической песни: Смотр строя и песни, «Песня в солдатской шинели».

 

 Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщённых оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.


Нравственно-духовные параметры:

  • повышение толерантности учащихся;

  • упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации и ближнего зарубежья;

  • степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всём многообразии форм его проявления, их умение и желание сочетать общественные и личные интересы, реальный вклад, вносимый ими в дело процветания Отечества;

  • воспитание чувств любви и гордости за свою Родину;

  • воспитание бережного отношения к традициям и обычаям своей страны.

  • Гражданско-патриотическая зрелость учащихся школы:

  • высокие этические нормы поведения и жизни;

  • активная гражданская позиция;

  • стремление к духовному обогащению и развитию;

  • чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;

  • уважение к родителям;

  • - знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;

  • - стремление к здоровому образу жизни;

  • участие в ежегодных школьных проектах.

Количественные параметры – это количество:

  • проведённых выставок патриотической направленности;

  • проведённых конкурсов, викторин, игр патриотической направленности;

  • проведённых и посещённых экскурсий в школьном краеведческом музее и музеях края;

  • учащихся, охваченных деятельностью кружков, спортивных секций, патриотических клубов и объединений;

  • учащихся и педагогов, охваченных посещением музеев и культурно-досуговых центров;

  • проведённых встреч с ветеранами войны, труда и боевых действий;

  • проведённых фестивалей и конкурсов по гражданско-патриотической тематике;

  • проведённых военно-спортивных мероприятий;

  • проведённых конференций по защите поисковых заданий;

  • работ по благоустройству территории школы, скверов, парков и улиц города; уходу за памятниками и мемориалами.

 

       Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы образовательного учреждения и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации их деятельности.

К реализации Программы привлекаются учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и спорта, родители учащихся, общественные организации и объединения.


Основные условия реализации Программы:

  1. создание критериев воспитанности учащихся и возможностей для их проявления;

  2. обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса и внедрение современных технологий воспитательной работы в процесс гражданско-патриотического воспитания;

  3. создание условий для активного участия семьи в системе гражданско-патриотической работы школы;

  4. вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме;

  5. проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;

  6. создание и сохранение традиций гражданско-патриотической работы в школе;

  7. формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, педагогов, общественности;

  8. повышение методической и профессиональной культуры всех участников воспитательного процесса;

  9. использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной работы школы.

 

Перспективы дальнейшего развития.

 

     Школа работает и сохраняет лучшие традиции гражданско-патриотического воспитания детей, подростков, молодежи. Но, чтобы стать настоящим патриотом, надо владеть не только морально-психологическими качествами, но и специальными прикладными знаниями, навыками и умениями. Нам предстоит возродить лучшие традиции военно-спортивных игр, наполнить их новым содержанием. Игра – это выход ребенка в большую жизнь, осуществление его мечты. Игра поможет детям проявить лучшие качества.

     Кроме духовно-нравственного воспитания, эта система будет включать в себя:

  • военно-историческую подготовку;

  • подготовку по основам жизнедеятельности;

  • прикладную физическую подготовку.

Необходимо разнообразить формы военно-патриотической работы:

  • Месячник оборонно-массовой работы,  боевой славы

  • Военно-спортивный праздник

  • «Сыны Отечества», «Салют Победы»

  • Пополнение экспозиции школьного музея

  • Военно-исторические и военно-спортивные игры, комбинированные эстафеты, марш-броски

  • Слеты, финалы

  • Митинги, Торжественные построения у памятных мест

  • Почётный караул и возложение цветов к памятным местам

 




29