СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве"»





Содержание


  1. Паспорт программы

  2. Социальная значимость Программы

  3. Условия реализации программы

  4. Структура курса

  5. Предполагаемый результат

  6. Возможные риски и проблемы при реализации программы

  7. Список литературы


























  1. Паспорт программы



Наименование Программы

Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве

Разработчики Программы

Заместитель директора по НМР – Сапожникова Е.Г., руководители ШМО

Основная цель Программы

Формирование ответственного, законопослушного поведения личности путем создания единого воспитательного пространства.

Задачи Программы

  • Формировать у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о правах и обязанностях несовершеннолетних;

  • Повысить уровень правовой культуры вследствие информационно-просветительских мероприятий;

  • Формировать и повысить мотивацию к правовому, законопослушному поведению обучающихся через ряд мероприятий;

  • Осуществлять диагностическую работу с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;

  • Провести информационно-просветительскую работу с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни;

  • Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и к окружающим;

  • Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм законопослушного поведения;

  • Прививать уважение к одноклассникам, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в классном коллективе;

  • Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;

  • Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы законопослушного поведения.


Сроки и этапы реализации

2019-2020 учебный год (IV четверть)

Направления Программы

  • защита прав и законных интересов детей;

  • профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей;

  • профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;

  • аргументированная пропаганда здорового образа жизни;

  • социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии;

  • развитие социального партнерства.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Выполнение мероприятий программы позволит:

  • использовать существующие возможности и объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, ОПДН ОМВД России, РКДНиЗП и др. органов профилактики;

  • повысить количество обучающихся, вовлеченных в дополнительное образование;

  • улучшить социальное-психологическое здоровье ребенка;

  • осуществлять конкретную адресную помощь подросткам в профилактике безнадзорности и правонарушений;

  • создать оптимальные условия для организации отдыха подростков, используя возможности дополнительного образования;

  • совершенствовать правовую подготовку учащихся, родителей, педагогов;

  • мотивировать обучающихся к сознательному законопослушному поведению;

  • снизить негативные тенденции в детско-подростковом сообществе;

  • повысить правовую культуру и ликвидировать юридическую безграмотность;

  • мотивировать обучающихся к бережному отношению к своему здоровью.

Система организации контроля исполнения Программы

Контроль реализации Программы осуществляет администрация ГБОУ «Новобрянская СКОШИ»





























«Ребенком является каждое человеческое

существо до достижения 18-летнего возраста»

Ст.1 Конвенции ООН


  1. Социальная значимость Программы


Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед риском получить психологически разрушенное поколение. Наблюдается постоянный и быстрый рост преступности среди несовершеннолетних.

Учащихся, склонных к асоциальным поступкам, педагоги, ученые относят к «группе риска» или к группе трудновоспитуемых подростков. В настоящее время понятие дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» или «трудновоспитуемых подростках» мы подразумевали подростков с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Дети из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания. И как следствие, после посещения школы или в каникулярное время ребята предоставлены самим себе, идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, нет контроля со стороны взрослого.

Дети риска в силу своих психофизических особенностей, социальной запущенности, чаще всего не справляются с учебой, конфликтуют с родителями и учителями, часто бросают занятия в школе, пополняя ряды несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения.

При этом необходимо учитывать современное положение, динамику и структуру преступности, потерю морально-правовых ориентаций, дефицит моральности и духовности в обществе, широкое распространение алкоголизма, наркомании, снижение деловой активности, а также факторы влияния на преступность разбалансированности социально-экономического комплекса, что сопутствует криминализации общества.

Нельзя не отметить, что несовершеннолетним и молодежи вообще, приемлемы специфичные формы жизнедеятельности, асоциальные нормы и ценности, низкий уровень правовой сознательности, социально негативные связи, которые в свою очередь, обуславливают распространение антиобщественных проявлений.

Известно, что взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера, материальное положение семьи играют решающую роль в воспитании детей, поэтому рост преступлений среди несовершеннолетних можно объяснить не только негативным влиянием улицы, неформальных групп, недостаточным педагогическим воздействием учреждений образования, общественности, но и деформацией современной семьи, изменениями в ее ценностных ориентациях, в понимании моральных основ и как результат - увеличением негативизма в семейных взаимоотношениях: пьянство, драки, неуважение к окружающим, жестокость и безразличие между собой, так и к детям, криминальное поведение родителей. Все это негативно влияет на поведение и психологию детей.

Согласно социальному паспорту за I-ое полугодие 2019-2020 учебного года ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на внутришкольном учете состоят двое учащихся:

- один учащийся состоит на индивидуальном профилактическом учете на основании постановления РКДН по Заиграевскому району, второй учащийся состоит на ВШУ в категории «Группы риска», согласно протоколу СПП.

  • 8 семей состоят на учете в ОСЗН Заиграевского района, находящихся в СОП;

  • 64 учащихся проживают в полной семье;

  • 29 учащихся проживают с мамой;

  • 11 учащихся проживают с отцом;

  • 52 учащихся из многодетной семьи;

  • 34 семьи имеют доход ниже прожиточного минимума.

Исходя из вышеуказанного, а также в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» определяет следующие приоритетные направления в своей работе:

  • защита прав и законных интересов детей;

  • профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей;

  • профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;

  • аргументированная пропаганда здорового образа жизни;

  • социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии;

  • развитие социального партнерства.

Положив за основу вышеуказанные приоритетные направления, администрация ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» разработала Программу деятельности под рабочим названием «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» которая, в свою очередь, тесно переплетена с целью и задачами воспитательной работы школы. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Все усилия по профилактике противоправного поведения учащихся должны быть скоординированы. Работу необходимо вести в тесном сотрудничестве с семьями учащихся, социально-психологической службой, педагогическим коллективом, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом образования, медицинскими и другими институциями. Программа предоставляет подросткам возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх, тренингах, в социальных акциях и т.д.), почувствовать себя востребованными и нужными.






  1. Условия реализации программы


Содержание курса реализуется на классных часах, воспитательных часах, которые планируются из расчета 1 классный, воспитательный час в месяц.

Основной формой реализации программы является беседа, мини-лекция, в процессе которых учащиеся приобретают теоретические знания. Кроме того, используются такие методы проведения занятий, как сообщение, диалог, игровые ситуации, беседы, наблюдение, обсуждение презентаций, правовая игра, дискуссии, опрос, анкетирование. На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес учащихся в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).

Привлекаются специалисты: социальный педагог, педагог- психолог.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 18 лет.

Срок реализации программы: 1 год. Мероприятия, включенные в программу, осуществляются в период обучения детей в 1-9 классах и варьируются по мере необходимости.


Методы достижения и выполнения намеченных целей (по направлениям):

1. Защита прав и законных интересов детей

- проведение декады правовых знаний;

- проведение Дня открытых дверей для родителей;

- встречи учащихся, преподавателей, родителей с представителями правоохранительных органов, с представителями прокураторы;

- оформление уголка правовых знаний, выпуск стенгазет на соответствующие темы;

- методические совещания преподавателей по вопросам правового просвещения учащихся;

- организация разъяснительной работы о нормативно-правовой и законодательной основах для всех участников образовательного процесса.

2. Профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей:

- контроль за посещаемостью занятий, поведением учащихся;

- малые педагогические советы по успеваемости и посещаемости;

- диагностика с целью выявлений учащихся, склонных к асоциальному поведению;

- определение причин отклонения и психологических особенностей личности;

- индивидуальная работа с «трудными» подростками (ведение учётных карточек);

- вовлечение «трудных» подростков в различные формы групповой деятельности (кружки, секции);

- выявление дезадаптированных учащихся и организация работы с ними;

- контроль учащихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в РКДНиЗП, ПДН;

- выявление и учет неблагополучных семей, диагностика внутрисемейных отношений, организация работы с семьями;

- заседания Совета профилактики;

- взаимодействие с организациями профилактики;

- организация досуга учащихся;

- определение учащихся на летний период, трудоустройство;

- организация посещений на дому с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями.

3. Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;

- встречи, лекции, беседы специалистов (ОПДН ОМВД России, РКДНиЗП и др. органов профилактики) с учащимися, преподавателями, родителями;

- сверка состоящих на профилактическом учете с РКДНиЗП и др. органов профилактики;

- организация совместных рейдов по семьям находящихся в группе риска.

4. Аргументированная пропаганда здорового образа жизни:

- вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

- лекции, беседы, классные часы с учащимися, преподавателями, родителями по вопросам здорового образа жизни;

- лекции, беседы, информационно-просветительская работа по профилактике табачной, алкогольной и наркотической зависимости для учащихся;

- встречи с интересными людьми, известными спортсменами по вопросам формирования здорового образа жизни;

- проведение оздоровительных мероприятий для учащихся (участие на соревнованиях, товарищеских встречах и т.д.);

- организация выставок, размещение информации на стендах по вопросам здорового образа жизни;

- показ социальных роликов на формирование и повышение мотивации к занятиям спортом, ведение ЗОЖ, отказа от пагубных привычек;

- трансляция спортивных мероприятий.

5. Социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии:

- консультирование;

- тренинги общения, личностного роста, модификации поведения, волевых качеств, адаптационный тренинг;

- беседы, классные часы, круглые столы по вопросам становления личности, предупреждения конфликтов;

- работа школьной службы медиации.

    1. Развитие социального партнерства.

- освещение мероприятий школы через СМИ;

- публикация мероприятий на сайте, в том числе на личных сайтах педагогов;

- обращение к организациям за спонсорской помощью;




  1. Структура курса


№ п/п


Название тем


Классы


Кол-во часов

1.

1.1

1.2

1.3

1.4


1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10


Ценность жизни на земле

Жизнь – первая ценность на земле.

Моя семья

Я и моё здоровье

Наши ценности: дружба, общение, права, обязанности

«Не хлебом единым жив человек»

Образ жизни

«А остальное все зависит от меня…»

«Буду делать хорошо и не буду плохо...»

«Я» в мире и мир в моем «Я»

Мои планы



1-6

1-8

1-8

1-9

7


7

7

8-9

8-9

8-9




1-2

1-2

1-2

1-2

2

1

2

1

2-4

2-4

1

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6


Законы для человека и общества

Права человека

Что такое закон?

Как уберечься от конфликтов с законом Законы семьи

Законы школы

Законы общества



3-8

1-5

1-8

4-9

1-9

3-9

7-9




1-4

1-2

1-2

2

1-2

1-2

1-2

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5


Толерантность

Мир начинается с меня

Справедливость и сочувствие

Портреты-характеристики

Уважение, взаимопомощь, дружба

Все люди рождаются свободными и равными



1-6

1-8

5-8

1-8

5-8




1

1-4

1-2

4

2


4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10


Я – гражданин своего Отечества

Человек звучит гордо Я и моя семья

Я и мои друзья Я и моя школа

О причинах правонарушений

О наказании за правонарушения Преступления против собственности Преступления против личности

Преступная группа

Защита правопорядка



1-6

1-9

1-9

1-9

4-9

4-9

5

6

7

8-9




1

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1

1

1

1

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5




Защити себя сам Моя уникальность

Традиции нашей школы

Я хороший

Всегда ли люди говорят правду

Каждый человек имеет не только права, но и обязанности



1-9

1-4

3-6

1-9

1-4

5-9




1-2

1

1-2

1-2

1

1














  1. Предполагаемый результат


Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательной организации должны:

    • Знать свои права и обязанности, осознавать ответственность за правонарушения; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

    • Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о видах юридической ответственности граждан;

    • Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в

учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

    • Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний.

    • Осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на ВШУ и других видах учета; формирование правового самосознания учащихся; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

















  1. Возможные риски и проблемы при реализации программы

  1. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.

  2. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.

  3. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.

  4. Высокий уровень подавления и насилия.

  5. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

  6. Влияние негативной среды и окружения на мировоззрение детей.

  7. Отсутствие должной отдачи со стороны родителей. (Равнодушное отношение в семье к проблемам детей).










































  1. Список литературы

    • Конвенция ООН о правах ребенка;

    • Конституция РФ;

    • Декларация прав и свобод человека и гражданина;

    • Гражданский, Семейный, Уголовный кодекс РФ;

    • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ;

    • Закон РФ "Об образовании";

    • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007 г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г.N120-ФЗ;

    • Федеральный закон № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";

    • Уголовный кодекс РФ

    • Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне» (2016-2019 г.г.)

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М, 1975, с. 14-15.с.844 Стреляева, В. В. (Виктория Вадимовна). Правовое воспитание в условиях становления правового государства :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01

- Теория и история права и государства ; История учений о праве и государстве /В. В. Стреляева ; Науч. рук. Т. Н. Радько. -М.,2006. -26 с. -Библиогр. : с. 26.3 ссылок

    • http://www.dissercat.com/content/razvitie-nravstvenno-pravovogo-prostranstva-v-obshcheobrazovatelnoi-shkole-kak-sredstvo-vosp#ixzz2iYBSMzWY

    • Интернет ресурсы