СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы для студентов инвалидов, проживающих в общежитии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получение детьми с инвалидностью образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  Самым главным приоритетом в работе с такими студентами является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого воспитанника.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы для студентов инвалидов, проживающих в общежитии»

ГПОУ ЯО ЯРОСЛАВСКИЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ




Утверждаю

Зам.директора по УВР

___________________________

___________________________Р.Е.Сякина






ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНВАЛИДОВ,

ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ





Разработала:

Спиридонова Елена Александровна






г. Ярославль


Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

«Ярославский торгово-экономический колледж»






Программа воспитательной работы

для студентов инвалидов, проживающих в общежитии

на 2020-2021 учебный год.





Воспитатель:

Спиридонова Елена Александровна











г. Ярославль



Цель:

Создание условий социально – психологического комфорта, защищенности, социализации субъектов образовательного процесса, сохранение психологического благополучия, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией об охране прав ребенка.

Задачи:

  1. Изучение особенностей развития личности студентов с учетом их психофизиологических особенностей;

  2. Содействие полноценному личностному и социальному развитию студентов, формирование у них способностей к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению;

  3. Организация различных видов социально – ценностной и психологической помощи.


















Пояснительная записка.

Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Важно подчеркнуть, что инклюзивное образование России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в которой подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключительность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации прав студентов с инвалидностью на включение в существующую образовательную среду на уровне общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).

Получение детьми с инвалидностью образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  Самым главным приоритетом в работе с такими студентами является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого воспитанника.

Целью воспитательной работы для студентов с инвалидностью, проживающих в общежитии ГПОУ ЯО «Ярославский торгово-экономический колледж» является – Максимальная адаптация и полноценная социализация в обществе.

Для реализации цели определены задачи

  1. Формировать у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам людей с инвалидностью;

  2. Обеспечить предпосылки для успешной адаптации и психологического комфорта у студентов к условиям проживания в общежитии;

  3. Создать условия для досуга;

  4. Воспитать навыки культуры проживания в коллективе;

  5. Сократить случаи девиантного поведения;

  6. Улучшить условия быта студентов, проживающих в общежитии, привить трудовые навыки.

Именно в общежитии студенты проводят большую часть своего времени и, конечно, каждому хочется чувствовать себя комфортно в новых для себя условиях проживания. Здесь каждый студент сталкивается с определенными рисками социализации, а особенно студенты с инвалидностью, которые попали в новую социальную микросреду, определяющую перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации к новым социально-бытовым условиям.

Бесспорно, в общежитии процесс социализации происходит быстрее и интенсивнее, чем за его пределами. Но всем следует обратить особое внимание на негативные стороны социализации молодежи в общежитии.
Общежитие берёт на себя не малую ответственность при таком сложном, и очень важном процессе. Ведь обществу нужны социально активные люди, которые не только хорошо выполняют свою работу, но и вносят вклад во всеобщее развитие и благосостояние. Важно как для общества, так и для социализирующейся личности учесть и избежать этих социальных рисков.

Работа в общежитии с данной категорией студентов основывается на принципах инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. Все люди нуждаются друг в друге;

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека 

На основании выше изложенных принципов одно из приоритетных направлений воспитательной работы в общежитии - социальная защита студентов.

Цель организации воспитательной работы в общежитии с данной категорией обучающихся определяется как: совершенствование условий социально – психологического комфорта, защищенности, социализации субъектов образовательного процесса, сохранение психологического благополучия, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией об охране прав ребенка.

Основные задачи деятельности: изучение особенностей развития личности студентов с учетом их психофизиологических особенностей; содействие полноценному личностному и социальному развитию студентов, формирование у них способностей к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению; организация различных видов социально – ценностной и психологической помощи.

Работа ведется по следующим направлениям: организационно – методическое; диагностическое; коррекционно – развивающее; консультативно – профилактическое.

Организационно – методическое направление определяет следующее содержание деятельности: 

  • работу с литературой: изучение научно – теоретических подходов и изучение практического опыта, инновационных технологий по проблеме «Инклюзивное образование»;

  • беседы с кураторами;

  • медицинским работником;

Диагностическое направление включает:

  • наблюдение за процессом адаптации студентов;

  • сбор информации об отклонениях в учебно-воспитательном процессе;

  • выявления учащихся с высоким уровнем тревожности.

Коррекционно-развивающее направление подразумевает:

  • цикл занятий: совершенствование навыков общения, активизация механизмов самопознания, самовыражения;

  • формирование адекватной самооценки, повышение ответственности за свои поступки;

  • повышение уровня социальной активности;

  • повышение мотивации к достижению жизненных целей;

  • цикл коррекционно – развивающих занятий, направленных на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, снижение уровня ситуативной и личностной тревожности.

Консультативно-профилактическое направление предполагает организацию и проведение консультаций по личным вопросам; профилактических бесед: профилактика асоциального поведения; повышение социальной культуры, беседы – инструкции;

Социальная защита студентов с инвалидностью ориентирована: в первую очередь на адаптацию к условиям, созданным в образовательном учреждении,

во – вторых, к пониманию собственной позиции в получении образования и в дальнейшем его использовании для успешной социализации в обществе и государстве. 


Принципы и методы коррекционноразвивающего компонента
в воспитательном процессе:

  1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у студента к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.

  2. Принцип гуманитарной направленности (включение в традиционные предметы материала из жизни, помогающие понять мотивы своего поведения, выработать правильную жизненную позицию, познания окружающего мира, интеграции воспитанника в обществе).

  3. Психолого-педагогическое сопровождение, обучение их способам делать разумный выбор в предстоящей взрослой жизни.

  4. Формирование человека трудолюбивого, физически развитого, пробуждение Гражданина, самостоятельного, национального самосознания, любящего свое Отечество.

  5. Принцип максимальной индивидуализации и демократизации
    воспитательного процесса, заключающийся в активизации мыслительной и мотивационной потребностях. Из этого принципа вытекает более частное правило: отбор содержания форм и методов воспитания в соответствии с особенностями, возможностями и способностями обучающихся.

  6. Принцип демократизации, обеспечивающий расширение прав и ответственности студентов, родителей и их сотрудничество; самостоятельность обучающихся в определении целей, содержания и методов работы по саморазвитию.

  7. Принцип гуманизации, соблюдение которого приводит к устранению авторитарности. Доброта и внимание по отношению к обучающимся создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие воспитанника. Правила, связанные с данным принципом: уважительные отношения
    между родителями, педагогами, толерантность к мнению обучающегося, создание ситуации успеха.

  8. Принцип эстетизации требует оригинальной, красивой обстановки, чистоты, уюта, культуры общения. Это стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения.

  9. Принцип оперативности полученных знаний требует от обучающихся более полной самостоятельности мышления и деятельности. В ходе самостоятельного решения задач они проявляют инициативу и находчивость.

  10. Принцип сознательного и активного участия студентов в процессе воспитания требует от воспитателя умелого руководства деятельностью воспитанника.
















Программа

индивидуального психологического сопровождения

студента с инвалидностью
Срок реализации: 2020 - 2021 учебный год

Ответственный за реализацию программы:

воспитатель Е.А. Спиридонова.


Пояснительная записка

Данная программа психолого-педагогического сопровождения студента с инвалидностью создана для решения проблемы инклюзивного образования данного студента. Программа позволяет организовать досуг студента с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, воспитания, социализации обучающихся с инвалидностью. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Воспитание является основным в реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования студента с инвалидностью. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей студента для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: создание комплексной системы воспитания, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с обучающимися и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем у студента с инвалидностью;

2) помощь (содействие) студенту с инвалидностью в решении актуальных задач, социализации (нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками);

3) развитие психолого-педагогической компетентности студента с инвалидностью в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) обеспечение адаптации в общежитии;

5) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов обучающегося. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему студента с максимальной пользой в его интересах.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений студента с ограниченными возможностями здоровья.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует обучающимся его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает рекомендации по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения студента с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса.


Психолого-педагогическое сопровождение (взаимодействие с педагогом-психологом)

Задачи: Выявление психологических трудностей воспитанников, причин тех или иных проблем, устранять отношения психическом и личностном развитии.

Сентябрь.

Октябрь. Знакомство с личными делами воспитанников. Посещение внеклассных мероприятий, собеседование с педагогами-кураторами с целью выявлений обучающихся нуждающихся в психологической помощи.

Ноябрь.

Декабрь. Диагностика успешности воспитательной работе. Диагностика уровня тревожности.

Январь.

Февраль.

Март. Анализ ценностных качеств личности. Диагностика уровня воспитанности.

Апрель.

Май.

Июнь. Диагностика уровня воспитанности. Анализ итогов года.



Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик: беседа; наблюдение; консультирование; методы индивидуальной работы.

Критерии оценки эффективности программы: развитие личности обучающегося; социализация студента с инвалидностью, повышение жизненной компетенции.

Прогнозируемый результат:  контроль своего поведения и коррекция несформированных психических функций; развитие самостоятельности и самоорганизации.






















План внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,

  • общекультурное,

  • общеинтеллектуальное,

  • духовно-нравственное,

  • социальное.

Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность участвовать в кружках, секциях, соревнованиях.

Внеурочная деятельность осуществляется на основании годового плана воспитательной работы образовательного учреждения и планов воспитателей (с учетом времени на подготовку).

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта (художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное направления: музыкальные и спортивные кружки, секции).

Цели

  • Создание условий для позитивного общения студентов в колледже и за его пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеурочной деятельности на всех возрастных этапах

  • достижение планируемых результатов.

Задачи

  • обеспечить благоприятную адаптацию обучающихся в колледже.

  • привить у студента уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, природе, семье;

  • воспитывать толерантность, качества для саморазвития и конкурентоспособности.

Внеурочная деятельность осуществляется через:

  1. учебный план образовательного учреждения;

  2. дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Девиз нашей интегрированной модели внеурочной деятельности «Каждый выбирает по себе, каждый выбирает для себя».

Направления:

Спортивно – оздоровительное направление предполагает взаимосвязь внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении, что способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования воспитанниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Цель ОУ: создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня физического здоровья;

  • применение полученных знаний в жизни.

Цель духовно-нравственного направлениявоспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

  • способствовать воспитанию нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к труду;

  • формировать ценностное отношение к окружающему миру.


Общеинтеллектуальное направление базируется на внеурочной познавательной деятельности студентов, организована в форме кружков познавательной направленности экскурсий.


Социальное направление

  • Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения студента, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество»

Цель: способствовать активной социализации обучающихся

Задачи: 

  • сформировать элементарные навыки социального взаимодействия,

  • увеличение возможности выбора, проявление социальной активности обучающихся за счет системы дополнительного образования.


Общекультурное направление

Цель: создание условий для позитивного общения обучающихся в колледже и за его пределами, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Задачи: 

  • формировать культуру общения студентов в коллективе, родителями, педагогами,

  • знакомить обучающихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений.


Ожидаемые результаты.

Результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение студентами социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в общежитии.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений студента к базовым ценностям общества Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие студента с другими студентами на уровне общежития, техникума, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде.

Третий уровень результатов – получение студентом опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами колледжа, в открытой общественной среде.

Данная программа представляет собой комплексную образовательную программу, которая предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.


Основные модули программы

Спортивно – оздоровительное направление.

  • Общая физическая подготовка (спортивная комната)

  • Настольныйтеннис.

Общекультурное направление.

  • Первые шаги в искусство

(посещение театра драмы им Ф.Волкова)

  • Кружок прикладного творчества «Берегиня»

  • Кружок «Рукодельница»

Общеинтеллектуальное направление.

  • Посещение библиотек колледжа, города.

  • Мир деятельности.

Духовно-нравственное направление.

  • Краеведение.

Социальное направление.

  • С улыбкой по жизни.