Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Арсеньево»
«Рассмотрено» На заседании ШМО Протокол № ___ от«__»__________2020г. | «Рассмотрено» На заседании педагогического совета. Протокол №____ от «___»__________2020г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ ООШ с. Арсеньево Приказ №____ от «___»___________2020г. /___________/ Н. Б. Токарская |
Рабочая программа
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В 9 КЛАССЕ
Год разработки 2020
Срок реализации 1 год
Классный руководитель
Круть Марина Владимировна
2020-2021 учебный год
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2. Пояснительная записка
Бег времени стремителен. Вот уже наступил XXI век. Мы живем на рубеже веков. Рубеж веков - это всегда время переоценки ценностей и жизненных идеалов. В такой переходный момент нас все больше и больше волнует будущее наших детей, проблема воспитания подрастающего поколения. Как в новых создавшихся условиях воспитать образованную, гуманную личность, носителя высокой культуры и духовности?
Проблема, над которой работает коллектив школы: «Формирование путей модернизации системы обучения и воспитания
учащихся на основе этнокультурных традиций»
В наше сложное и переломное время как никогда стоит задача: провозгласить ведущую роль воспитания. Чем обязан заниматься классный руководитель? Создать для учащихся своего класса условия для саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, управлять процессом формирования и развития личности, организовать целенаправленную деятельность по формированию в них ценностных ориентаций, быть для своих воспитанников старшим другом и наставником - так я понимаю свое место в школе как классного руководителя, научить детей любить Родину, родную землю, воспитать уважение к людям труда и стремление трудиться, созидать, а не разрушать.
Цель воспитательной программы:
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания является воспитание духовно-нравственного развития ребенка,т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира, воспитание гражданственности и патриотизма.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
1.Воспитание чувства дружбы и товарищества
2.Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся
3.Формирование гражданско-патриотических качеств личности
4.Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самоуважению, самосовершенствованию.
5.Формирование культуры поведения и здоровья.
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год. Возраст обучающихся:14-15 лет
Концептуальное обоснование программы
Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества, культуры, профессионального самоопределения.
Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству, качеств гражданина.
Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, родному краю. Вот почему воспитание в школе в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья – родная школа, родная станица, родная страна.
Воспитательная деятельность строится на следующих принципах:
Принцип индивидуальности – неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание черт, отличающее их от других индивидуумов.
Принцип обратной связи. Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип сотворчества (сотрудничество и творчество).
Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.
3. Программное содержание воспитательной работы:
1. Тематические классные часы.
2. Встречи с учителями-предметниками, интересными людьми, работниками правоохранительных органов, медицинскими работниками, выпускниками школы.
3.Анкетирование.
4. Творческие конкурсы.
5.Диагностика интересов, склонностей учащихся.
6. Посещение дня открытых дверей различных учебных заведений.
Критерии уровня духовно-нравственной оценки:
- наличие у обучающегося научного мировоззрения;
- наличие чувства внутренней свободы, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
- стремление к самореализации;
- успешность ведущей, в нашем случае, образовательной деятельности;
- адекватность самооценки;
- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.
Планируемые результаты воспитательной программы обучающихся
1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Главный результат заключается в усвоении обучающимися вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Изучение личности обучающегося (диагностика и мониторинг) состоит из:
Изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения;
Оценки состояния воспитания;
Прогноза развития воспитания;
Выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
Для достижения цели работы мониторинг подразделяется на две группы.
В первую группу входят объективные статистические показатели:
Процент успеваемости и посещаемости.
Количество правонарушений, совершенных учащимися.
Количество учащихся класса состоящих на внутришкольном учете.
Участие (результаты) учащихся в школьных, муниципальных, региональных конкурсах и проектах.
Количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с учителями).
Во вторую группу входят показатели анализа эффективности процесса воспитания:
диагностика уровня развития классного коллектива (Социометрия);
уровень воспитания ученика, класса в целом (Карта уровня воспитанности);
эмоционального настроя класса (“Психологический климат в классе”)
а также диагностики, входящие в мониторинг программ, работающих в школе ("Одаренные дети".)
Результативность воспитательной деятельности :
классные грамоты, дипломы, таблица участия и занятых мест в различных школьных конкурсах;
Рейтинг класса (по итогам полугодия);
проведение мониторинга уровня воспитанности (положительная динамика);
работа с родителями (проверка дневников, активность родителей в общешкольной жизни, активность родителей в классной жизни);
дежурство по школе;
работа по здоровьесбережению.
Законы жизни в коллективе
1.Учись честно говорить о своих ошибках.
2.Будь объективным к себе и другим.
3.Учись слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
4.Умей сопереживать.
5.Проявляй терпение и терпимость.
Механизм реализации программы
Основные направления деятельности | Формы работы |
Знакомство с миром профессий | 1.Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончании школы и дальнейших профессиональных и жизненных планов. 2. Ярмарка учебных и рабочих мест. 3 Классные часы |
Познай себя | 1.Первичная диагностика интересов, склонностей, направленности по типам профессий и видам деятельности. Диагностика склонностей характера к различным видам деятельности. 2. Тренинги 3. Классные часы |
Работа с родителями | 1.Анкетирование родителей с целью выявления их осведомленности о профессиональных намерениях детей. 2. Индивидуальные беседы. |
4.Планирование индивидуальной работы с учащимися
Направление работы | Формы работы | Цель |
Работа с многодетными | 1. Оформлении документов на бесплатное питание | обеспечении горячим питанием |
Работа со слабоуспевающими детьми и обучающимися, испытывающими трудности по отдельным предметам | 1.Посещение учебных занятий | Контроль за успеваемостью детей |
2.Беседа с отстающими учениками и учителями-предметниками по выявлению трудностей в учебе |
Работа с обучающимися по подготовке к ГИА | Профессиональное ориентирование | Выбор профессии, нацеленность на сдачу экзаменов |
Посещение консультаций |
3.Ежедневный контроль за посещением уроков, опозданиями | Контроль за дисциплиной |
4.Беседы с родителями | Информирование родителей об успеваемости и дисциплине ребенка |
Работа с обучающимися, испытывающими состояние стресса и дискомфорта | Направление к психологу | Оказание помощи в стрессовых ситуациях |
Характеристика учащихся 9 класса
В коллективе 1 мальчик и 4 девочки (из семьи староверов), состав изменился в сторону «падения». Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Есть учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые.
Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. Коллектив сформирован. В коллективной деятельности сплочены. Класс прийдет на помощь в трудную ситуацию. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда. Некоторым учащимся свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за общим темпом. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов. Навыки самостоятельного труда сформированы. На уроках и переменах поведение учащихся хорошее. Учебная мотивация сформирована. Дети принимают активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях.
Творчески способные учащиеся активны и инициативны, являются лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях.
Необходимо: продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива;
способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию;
формировать у учащихся адекватную самооценку; воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать их коммуникативные умения и навыки.
5. Работа с родителями
1. Классные родительские собрания:
1. Родительское собрание «Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей. Роль предпрофильной подготовки в выборе профессии. Презентация курсов по выбору» (октябрь)
2. Родительское собрание «Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы» (декабрь)
3. Родительское собрание «Итоговая аттестация выпускников основной школы. Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?» (март)
4.Родительское собрание «Экзамен проверка знаний ученика и мудрости преподавателя.» (май)
5.Индивидуальные беседы (в течение учебного года)
6. Анкетирование родителей (в течение учебного года).
7. Беседы с родителями (в течение года по мере необходимости).
Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям: Добру, Истине и красоте. Она носит ступенчатый характер, ибо, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности.
.
План воспитательной работы в 9 классе
2020- 2021 учебный год
СЕНТЯБРЬ |
Направления Сроки | 2- 8 сентября | 11 – 15 сентября | 18 – 22 сентября | 25 – 29сентября |
Духовно-нравственное | | | Круглый стол «Мы — активные, креативные!» | |
Гражданско-патриотическое | 75-лет ВОВ кл час | Мультимедийная презентация «Мои и твои права» | | |
Эстетическое | «Давайте вспомним о хорошем, подумаем о серьезном». Беседа | | | |
Здоровый образ жизни | Инструктаж по ТБ «Дорога в школу. ПДД» | | Осенний забег | |
Профориентационная деятельность | | | | «Мир профессий, или, какую дверь открыть»кл.час |
Разное | | | Контроль за успеваемостью учащихся | Контроль за внешним видом учащихся |
Индивидуальная работа с обучающимися | Наделение общественным поручением в классе | | |
ОКТЯБРЬ |
Направления Сроки | 2 -6 октября | 9 – 13октября | 16 – 20 октября | 23 – 27 октября |
Духовно-нравственное | | | | «Совесть – это нравственная категория»кл.час |
Гражданско-патриотическое | | «Символы России» кл. час с элементами викторины | | |
Эстетическое | | | «Тату и пирсинг» (виртуальная экскурсия) | |
Здоровый образ жизни | «Страдания от кибермании» интерактивная беседа | | Соревнования по пионерболу | |
Профориентационная деятельность | | Беседа «В мире множество профессий» | | |
Учебно-познавательная деятельность | | | | Классный час по итогам 1-ой четверти |
Индивидуальная работа с обучающимися | Индивидуальные беседы о правилах поведения в школе | | |
НОЯБРЬ |
Направления Сроки | 6 -10 ноября | 13-17 ноября | 20-24 ноября | 27-30 ноября |
Духовно-нравственное | | | «Железная воля, стальной характер» час общения, посвященный самовоспитанию характера |
Гражданско-патриотическое | | «Нужны ли нам мигранты?» дискуссия – час конструктивного общения | |
Эстетическое | «Что такое этикет?» — беседа-практикум | | | |
Здоровый образ жизни | | | Турнир по настольному теннису | |
Профориентационная деятельность | | «Найти себя» час общения, посвященный самоопределению | | |
Учебно-познавательная деятельность | | | | Проверка состояния учебников |
Работа с родителями | Индивидуальные консультации родителей | | Родительское собрание «Правила поведения дома, в школе и других общественных местах» |
Индивидуальная работа с обучающимися | Рейды по профилактике опозданий среди учащихся | Контроль за дисциплиной | |
ДЕКАБРЬ |
Направления Сроки | 1-8 декабря | 11-15 декабря | 18-22 декабря | 25-29 декабря |
Духовно-нравственное | «Права и обязанности в семье» беседа | | | |
Гражданско-патриотическое | | «Лица русской национальности» ток-шоу, посвященное национальной и расовой терпимости | |
Эстетическое | | | | «Поспешай делать добро» этическая беседа |
Здоровый образ жизни | | Соревнования по баскетболу | Устный журнал «Ставим условие: долой сквернословие!» | |
Профориентационная деятельность | «Титан российской промышленности» час общения, посвященный Мальцеву С.И. | | | |
Учебно-познавательная деятельность | | Кл.час «Как спастись от пожара?» | | Классный час по итогам второй учебной четверти |
Работа с родителями | | Родительское собрание «Первые проблемы подросткового возраста» |
Индивидуальная работа с обучающимися | Рейды в места скопления подростков и молодёжи | Контроль за дисциплиной | «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период зимних каникул». |
ЯНВАРЬ |
Направления Сроки | 8-12 января | 15-19 января | 22-26 января | 29-2 февраля |
Духовно-нравственное | | | «Есть ли границы у свободы» классный час-диалог | |
Гражданско-патриотическое | | Память, которой не будет конца. кл.час | | |
Эстетическое | | | | Час общения «Что такое красота?» |
Здоровый образ жизни | Час общения «Алкогольная трясина» | | | |
Профориентационная деятельность | | «Профессия — хороший человек» профориентационная беседа | | |
Работа с родителями | Родительское собрание «Готовность обучающихся к сдаче ОГЭ | | | Индивидуальная работа с родителями |
Индивидуальная работа с обучающимися | Беседа о поведении учащихся на уроках | Контроль за дисциплиной |
ФЕВРАЛЬ |
Направления Сроки | 5- 9февраля | 12-16 февраля | 19-22 февраля | 26-2 марта |
Духовно-нравственное | | Час общения «Без друзей на свете трудно жить» | | |
Гражданско-патриотическое | | | «Листая страницы…» Устный журнал | |
Эстетическое | «Великие спортсмены моей страны и мира» информационный час | | | |
Здоровый образ жизни | Лыжный кросс | | «А ну-ка, парни!» конкурсная программа для юношей ко Дню защитника Отечества |
Профориентационная деятельность | | | Мультимедийная презентация: «Секреты выбора профессии» |
Учебно-познавательная деятельность | «Семь чудес России. Храм Христа Спасителя». Виртуальная экскурсия | | |
Работа с родителями | | Индивидуальные консультации родителей слабоуспевающих детей и обучающихся, испытывающих трудности по отдельным предметам | |
Индивидуальная работа с обучающимися | Помощь в устранении неудовлетворительных отметок. | Контроль за внешним видом и дисциплиной учащихся |
МАРТ |
Направления Сроки | 5-9 марта | 12-16 марта | 19-23 марта | 2-6 апреля |
Духовно-нравственное | Кл. час «Можно ли это простить, обман, предательство в семьей» | | | |
Гражданско-патриотическое | | «Нахимов и нахимовцы» устный журнал | | |
Эстетическое | | | Час общения «Между нами, девочками (Между нами, мальчиками)» | |
Здоровый образ жизни | Профилактическая беседа «Стоп наркотикам!» | | | «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период весенних каникул». |
Профориентационная деятельность | | | «Куда пойти учиться? Обзор учебных заведений Взгляд в будущее. Мои планы. В поисках своего призвания». Беседа | |
Учебно-познавательная деятельность | | «Обычаи народов мира» игра-путешествие | | Классный час по итогам 3-ей четверти |
Работа с родителями | Индивидуальные консультации родителей слабоуспевающих детей и обучающихся, испытывающих трудности по отд. предметам | Родительское собрание«Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» |
Индивидуальная работа с обучающимися | Помощь в устранении неудовлетворительных отметок. | Контроль за внешним видом и дисциплиной |
АПРЕЛЬ |
Направления Сроки | 9-13 апреля | 16-20 апреля | 23-27 апреля | 30-4 мая |
Духовно-нравственное | | Час самопознания «Что такое «Мое», «Я», «Знаю ли я себя?» | |
Гражданско-патриотическое | «Кадетское братство» час общения | | | |
Эстетическое | | | «Любимец публики» кл. час, посвященный преодолению трудностей в общении |
Здоровый образ жизни | «День здоровья» | Профилактическая беседа «Когда огонь враг!» | Беседа с элементами дискуссии «Правила нашей безопасности» | Весеннее легкоатлетическое многоборье |
Профориентационная деятельность | | «Гений русского бизнеса» беседа о Н.И. Путилове | | |
Учебно-познавательная деятельность | | «Семь чудес России. Собор Василия Блаженного» виртуальная экскурсия | | Час общения «Как научиться сдавать экзамены» |
Работа с родителями | | | Анкетирование «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?» |
Индивидуальная работа с обучающимися | Профилактика правонарушений в классе, школе (драки, нецензурное высказывание), работа с привлечением социального педагога | Контроль за дисциплиной |
МАЙ |
Направления Сроки | 7-11 мая | 14-18 мая | 21-25 мая | 28-31 мая |
Духовно-нравственное | Кл. час «Последний бой он трудный самый» | | | |
Гражданско-патриотическое | | Устный журнал «Великая битва за Москву» | | |
Эстетическое | | | «Семья-лучший друг и советчик!» кл.час | |
Здоровый образ жизни | Соревнования по футболу | Спортивная эстафета с элементами туризма «День Здоровья» | «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период летних каникул». |
Профориентационная деятельность | Анкетирование «Готовность к выбору профессии» | | | |
Учебно-познавательная деятельность | | «Эврика!». 2 Информационный канал | | Классный час по итогам 4-ой четверти |
Работа с родителями | Подведение итогов 4-ой учебной четверти. Анализ успеваемости и посещаемости | Родительское собрание «Склонности и интересы подростка в выборе профессии» | |
Индивидуальная работа с обучающимися | Помощь в устранении неудовлетворительных отметок | |