СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа занятий с учащимися первых классов, направленная на сплочение коллектива, профилактику буллинга

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий с учащимися первых классов, направленная на сплочение коллектива, профилактику буллинга»

Программа занятий с учащимися первых классов, направленная на сплочение коллектива, профилактику буллинга



Пояснительная записка

Программа направлена на профилактику буллинга в образовательной среде. Рассчитана на начальное звено – 1 классы. Реализация программы происходит в два этапа. Первый: проведение анонимного опроса в 1-х классах с целью анализа психологического климата в классах. Второй этап: проведение профилактических, коррекционных занятий с классами, где выявилась неблагоприятная ситуация и предпосылки для развития буллинга.



Цель:

  • создание условий для сплочения детского коллектива; 

  • профилактика конфликтов в межличностных отношениях обучающихся;

  • создание благоприятного психологического климата в классе;

  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.


Задачи: 

  • обеспечить психологический комфорт для первоклассников; 

  • способствовать взаимопониманию между детьми, сплочению классного коллектива.



Программа  составлена для учащихся первых классов

Сроки: 3 занятия по 40 минут, 1 раз в неделю

Ведущие: волонтеры ШСП


Занятия осуществляются по следующей структуре:

  1. Разминка (приветствие, 3 — 5 мин). 

  2. Основная часть (упражнения 30 — 35 мин). 

  3. Заключительная часть (ритуал прощания, 2 мин). 


Материалы: Лист ватмана, с заранее нарисованным стволом дерева; белые листы бумаги; цветные карандаши; листы бумаги со словом ДРУЖБА, нарезанные по буквам;  пословицы, нарезанные отдельно по словам; цветные стикеры; клей; пазлы с рисунками и словами, небольшая мягкая игрушка, клубок плотных ниток. 

    

1 этап. Проведение опроса

Ведущий читает вслух инструкцию к анкете, поясняет ее детям при наличии вопросов.

Бланк анкеты









Анкета

«Моя атмосфера в классе»


Добрый день, Дорогой первоклассник!

Мы предлагаем тебе поучаствовать в нашем опросе, потому что нам хочется понять, насколько комфортно ты себя ощущаешь в школе.

Опрос анонимный, никто не сможет узнать, чьи это ответы. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Мы понимаем, что люди в школах не только учат и учатся, но и общаются, дружат, спорят, делают что-то вместе. Нам как раз интересно, насколько приятно и легко или тяжело и сложно тебе в школе с кем-то взаимодействовать.


Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы. Если отвечаешь, «Да», поставь «+» в столбике с ответом «ДА». Если отвечаешь, «Нет», поставь «+» в столбике с ответом «НЕТ»


Вопросы

Ответ: «ДА»

Ответ: «НЕТ»

    1. Тебе нравится учиться: получать новые знания?



    1. Ты с удовольствием ходишь в школу?



    1. У тебя есть любимые школьные предметы?



    1. Тебе нравится свой класс?



    1. У тебя есть друзья в классе?



    1. В вашем классе случаются драки?



    1. В вашем классе обзываются, дразнятся?



    1. В вашем классе шутят над кем-нибудь, что смеется весь класс?



    1. В вашем классе есть кто-то, кого все бояться?



    1. В вашем классе есть кто-то, над кем все смеются?



    1. В вашем классе есть кто-то, кого все обижают?



    1. В вашем классе есть кто-то, с кем даже учитель не может справиться?



    1. Хотел бы ты перейти в другой класс, в другую школу?



    1. Можно назвать твой класс дружным, доброжелательным?



    1. Тебе нравится проводить время с классом вне школы (ходить вместе в кино, походы, посещать спектакли, участвовать в соревнованиях и т.д.)?




Спасибо за участие!






     2 этап. Проведение профилактических занятий.    

    

Тематический план

Название занятия

Цель занятия

Игры, упражнения (40 минут)

«Урок Дружбы»

Познакомить учащихся с работой школьной службы примирения, донести информацию о ценности дружбы

1. Вступительное слово – 3 мин

2. Обсуждение стихотворения – 5 мин

3. «Дерево дружбы» - 10 мин

4. «Собери пословицу» - 5 мин

5. «Кто с кем дружит» -2 мин

6. Оригами «Сердечко» - 10 мин

7. Прощание – 1 мин

«Один за всех и все за одного»

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности, ответственности; развитие навыков невербального общения 

1. Знакомство «Снежный ком» — 5 мин

2. Правила занятия – 2 мин

3.«Гусеница» — 7 мин

4.«Превращение» — 5 мин

5. «Титаник»- 8 мин

6. Завершение. Рефлексия – 4 мин

«Мы–дружные

ребята»


Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Командообразование.

1. Приветствие. Притча – 6 мин

2. «Поздороваемся» — 3 мин

3. «Строй» — 7 мин

4. «Стиральная машина» -5 мин

5. «Путаница» - 8 мин

6. Рефлексия – 4 мин

7. «Ладошки» - 2 мин



Занятие 1. «Урок Дружбы»

1. Вступительное слово: Здравствуйте, ребята! Мы из команды школьной службы примирения. Работа службы заключается в том, что мы готовы помочь вам в решении конфликтов, которые случаются иногда в школе. Если вы поссорились, если вас постоянно обижают, если вы хотите это изменить, вы можете обращаться к нам!

- Сообщение темы занятия:

На доске вывешены буквы в беспорядке Д, Р, У, Ж, Б, А

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Мы очень хотим, чтобы в нашей школе царствовала дружба!



2. Обсуждение стихотворения:

Как начну конфеты есть,

У меня друзей не счесть.

А закончились конфеты,

И друзей в помине нету.

За конфету каждый друг,

Так и рвет ее из pук.

Ну, зачем мне дружба эта?

Я и сам люблю конфеты.



-О чем стихотворение? (о дружбе, об отношениях между друзьями).

-Хотелось бы вам иметь таких друзей, как у героя стихотворения? Почему?

-Приходилось ли вам бывать на месте героя? Что вы при этом чувствовали?

-Как вы понимаете слово «дружба»?

-Кто такой друг? Что значит дружить? Хорошо ли быть без друзей?



3. Коллективная работа «Дерево дружбы»

Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте вместе со своим соседом и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.

Заранее на листе ватмана рисуем большое дерево.

Один представитель от группы выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву (с помощью клея, скотча и пр.).

- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Ведущий каждому дарит на память правила дружбы, подготовленные заранее на маленьких листочках).

Законы дружбы:

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

7. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

8. Будь внимателен к своему другу

9. Умей уступать своему другу.



4.Игра «Собери пословицу»

С давних времён существует много пословиц о дружбе. Разделитесь на четыре группы. Ваша задача составить пословицу из слов. Давайте прочтем их (дети читают и объясняют значение каждой пословицы).

1. «Один за всех и все за одного».

2. «Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если нашел надо дружбой дорожить.

3. «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей». Лучше иметь сто друзей, чем 100 рублей. Деньги сегодня есть, завтра их нет. А друзья остаются на всю жизнь.

4. «Старый друг, лучше новых двух». Старый друг верный проверенный человек он лучше, чем новый не проверенный друг.

5. «Человек без друзей, что дерево без корней».

6. «Дружба – как стекло: разобьёшь – не соберешь».

7. «Друга за деньги не купишь».

8. «Друг познается в беде».

9. «Дружба не гриб,  в лесу не найдешь».

10. «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями».

11. «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью».

12. «Сам погибай, а товарища выручай».



5. Игра «Кто с кем дружит?»

Сейчас я буду назвать вам сказочного персонажа, а вы его друга.

1. Чип и …Дейл

2. Маша и … медведь

3. Буратино и … Мальвина

4. Крокодил Гена и ….Чебурашка

5. Малыш….Карлсон

6. Винни-Пух и ……Пятачок

7. Белоснежка и 7 гномов

8. Муха Цокотуха и комар



6. Практическая работа «сердечко» оригами

Во все времена символом дружбы, любви, хорошего отношения к человеку было сердце. Давайте сделаем этот сувенир, и вы сможете подарить его своему однокласснику в знак дружбы. Каждый ученик должен получить сегодня одно сердечко.





7. Завершение

Ребята, мы надеемся, что ценность дружбы важна для всех в вашем классе и заканчиваем наше занятие словами: Ребята, давайте жить дружно!

 

Занятие  2. «Один за всех и все за одного»

                                            

Ведущие приветствуют детей, представляются. 

-Ребята, чтобы лучше нам узнать друг друга предлагаем познакомиться.


1. Упражнение «Снежный ком». Приветствие в круге (дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют каждого по имени, называя имена всех предыдущих участников).

Ведущий называет свое имя. Следующий участник называет сначала имя ведущего, а потом свое. Третий игрок называет уже три имени - ведущего, второго игрока и свое.

Можно немного усложнить базовую версию игры. Свое имя каждый игрок может сопровождать каким-то эпитетом, который будет являться еще и характеристикой, например: Коля Аккуратный, Миша Рисующий, Маша Добрая, Оля Смелая. Так каждый ребенок будет учиться представлять себя другим и лучше узнает сам себя. А заодно и другие игроки смогут узнать о нем и его талантах чуточку больше. Ну и еще это просто весело!

Вместе с именем каждый участник может показать какое-то свое движение. И каждый следующий игрок должен будет повторять за другими еще и жесты.

Еще один вариант — вместе со своим именем рассказать об ассоциации с любым известным персонажем или животным. Например, Вова — Человек-паук, Митя — Космонавт, Даша — Фея, Юля — Лисичка.


2.Знакомство с правилами работы в группе.

-Приятно было с вами познакомиться. А теперь послушайте внимательно правила поведения на наших занятий. 

Вы, наверное, обратили внимание, что в руках у меня игрушка, и, я ее держу не просто так, существует такое правило: «У кого игрушка, тот и говорит». Давайте это правило повторим дружно вместе. Следующее правило, правило «стоп».  Я думаю, что это правило вы легко запомните. Ведь оно говорит о том, что нельзя перебивать друг друга и слушать внимательно. Давайте это правило повторим дружно вместе. Существует еще одно правило. Оно звучит следующим образом: «Будь активным». Давайте это правило повторим дружно вместе.


— Теперь давайте поиграем. 

3.Упражнение «Гусеница» — класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда — это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать своим длинным телом, как она спит, как ест, как умывается, как делает зарядку и т.д.

— Молодцы! Понравилась вам игра?


4. Следующая наша игра будет называться «Превращение». То есть я буду называть животных, людей, предметы в которых вы должны «превратиться». Давайте попробуем. Сейчас вы все «превращаетесь» в кошку. Вы можете издавать звуки, которые характерны для кошки, то есть мяукать, мурлыкать, можете потягиваться, как это делают кошки и т.д. 

Итак, вы…

  • Зайчик 

  • Уставший человек

  • Собачка 

  • Мышку 

  • Человек, который очень расстроен 

  • Веселый  человек

  • Дерево

  • Обезьянка


5.Упражнение «Титаник». У вас прекрасно получилось. И в награду я хочу предложить вам прогулку на корабле. Но для начала нужно выбрать капитана. Кто желает им быть? (если руку подвинут сразу несколько ребят, то капитана выбирают с помощью считалки). Быть капитаном не так — то просто, так как он несет ответственность за корабль, за пассажиров, за команду. И в случае несчастья, капитан должен прийти на помощь людям. Все понятно, капитан? 

Тогда попрошу всех подняться на палубу. (Составляется несколько стульев в круг сиденьями наружу, чтобы дети могли разместиться по двое на каждом стуле) Наше путешествие начинается! Мы плывем на нашем маленьком корабле, любуемся морем, наблюдаем за дельфинами. Но вдруг поднялся ветер, небо затянулось тучами, пошел дождь, сверкает молния. И, о, несчастье, наш корабль начал тонут. (Ведущий убирает по одному стулу, пока не останется три стула, дети садятся на оставшиеся стулья. Ведущий решает сколько стульев оставить исходя из количества участников). На наше счастье, о крушении корабля узнали на берег и выслали нам на помощь спасательный отряд. И сейчас вы уже можете покинуть палубу тонущего корабля, доложите, всех ли людей довелось спасти? 

— Прекрасно, я вижу,  вы готовы прийти друг другу на помощь, а значит, сумеете быстро подружиться. Молодцы! Так держать! А сейчас попрошу занять всех свои места. 


6. Завершение. Рефлексия

— Сейчас я буду задавать вам  вопросы, и передавать этот клубочек по кругу. Например, я передаю клубочек Диме, он должен ответить на мой вопрос и передать его ….. Но прежде чем передать клубочек …. Должен намотать ниточку на пальчик (показывает как). Игра будет продолжаться до тех пор, пока клубочек не окажется снова у меня. 

Рефлексия

  • Понравилась вам сегодняшнее занятие? Почему? 

  • Ты узнал лучше своих одноклассников? Какими они тебе показались?

  • Понравилась вам игра «гусеница»? Почему? 

  • Ты хотел бы еще раз сыграть в игру «превращение»? 

  • Тебе больше понравилось изображать животных или чувства и эмоции людей? 

  • Что на твой взгляд труднее изображать, животных или людей? 

  • Когда мы играли в игру «Титаник». Ты не боялся, что твои товарищи не пустят тебя на свой стул, то есть не помогут тебе? Ты им доверял?

— Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то ….. тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда. 

— Распутываться мы будем следующим образом… Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?

— Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. Я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «Спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день» и т.д. до тех пор, пока мы все не распутаемся, и клубочек не окажется снова у меня. 

— Я хочу сказать всем спасибо.




 Занятие  3. «Мы–дружные ребята»

1.Приветсвие. Притча

Приветствие. 

-Здравствуйте, ребята. Мы рады вас видеть! Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно, что ни кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.


Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

– О чем эта притча, чему она учит нас?


2. Упражнение «Поздороваемся»

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача — поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие — это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами — это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы.


3.Упражнение «Строй»

Психолог обращается к детям:  «Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного. А теперь — по алфавиту, но сделать это молча». (Варианты — по цвету глаз, по дате рождения и др.). Молодцы! Вы сумели молча договориться.


А сейчас поиграем в интересную игру!


4.Упражнение «Стиральная машина»

- Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Мы хотим вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. После «стирки» вы станите сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение?

Ответы детей.

- Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты?

Ответы детей.

Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.


5.Упражнение «Путаница». 

Определяется ведущий, ребенок выходит за дверь. Дети берутся за руки, не разрывая рук, запутываются в «клубочек». Задача ведущего распутать.


6. Завершение. Рефлексия.

– Вспоминаем, какие выполняли упражнения?

– Что больше всего понравилось, было интересно?

– Что лично для вас было сложно, но вы справились?

— Что нового вы узнали для себя на этом занятии?

— Какими важными умениями нужно обладать, что успешно справляться с такими заданиями?

В заключении ведущий напоминает о том, что в школе есть школьная служба примирения и как в нее можно обратитьс.


7. Прощание. Упражнение “Ладошки”.

- Наше занятие мы закончим необычным рукопожатием.

Дети стоят в кругу, и каждый прикасается ладошкой к соседу слева и справа. После того, как все ученики соединятся ладошками, ребята поднимают руки вверх и опускают их со словами «До свидания».