«ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»
Программа оздоровления и формирования элементарных норм и правил здорового образа жизни, основ собственной
безопасности воспитанников.
Разработчик:
Свечникова А.С.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Цели программы
Задачи программы
Законодательно-нормативное обеспечение программы
Объекты программы
Основные принципы программы
Основные направления программы
Временные рамки и основные этапы реализации программы
Разделы программы
Ожидаемые результаты реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Социальный эффект от реализации программы
1.Пояснительная записка
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Программа «Здоровый малыш» разработана с целью сохранения и укрепления здоровья взрослых и детей.
Программа определяет основные направления, задачи, а также план действий и
реализацию их в течение 4 лет с 2013 по 2017 г.г. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников, развития различных видов двигательной деятельности детей.
Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение детей и подростков навыкам здорового образа жизни.
Здоровье ребенка является важнейшим показателем, отражающим его биологические и личностные характеристики, социально – экономическое состояние страны, условия воспитания, образования, жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение
государства к проблемам материнства и детства.
Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития. Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности. Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально- экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Искусство счастливой и долгой жизни состоит в том, чтобы научить человека с раннего детства следить за своим здоровьем. Если этим не заниматься с детства, в дальнейшем трудно будет это наверстать. Именно поэтому приоритетом в воспитании дошкольников является
повышение уровня физического и психического благополучия и прививание привычки здорового образа жизни.
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое
воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, реализации личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний,
их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. В связи с этим, разработана программа «Здоровый дошкольник», которая предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Программа «Здоровый малыш» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
2. Цели программы:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
Формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья;
Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
3. Реализация программы предусматривает
решение следующих задач :
Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально-технические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в
инновационном здоровьесберегающем пространстве ДОУ.
Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи и ДОУ на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей.
Сохранять и укреплять здоровье детей
Формировать привычку к здоровому образу жизни
создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности
прививать культурно-гигиенические навыки
развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками, чувствами
оказывать помощь семье в воспитании детей, адаптации к жизни в социуме
4.Законодательно – нормативное обеспечение программы:
Закон «Об Образовании в Российской Федерации».
Конвенция ООН «О правах ребёнка».
«Семейный кодекс РФ».
Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания ».
Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
Устав ДОУ.
5. Объекты программы:
Дети ДОУ;
Педагогический коллектив;
Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.
6. Основные принципы программы:
- научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
7. Основные направления программы:
Профилактическое:
обеспечение благоприятного течения адаптации;
выполнение санитарно-гигиенического режима;
Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
Организационное:
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров:
пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
8. Временные рамки и основные этапы реализации программы.
I этап – организационно-мотивационный.
Координация деятельности педагогов и родителей ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в
условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
II этап – основной.
Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.
III этап – итогово-аналитический.
Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.
Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с представлением итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и предложениями.
Диагностические данные будут оформляться в «Паспорта здоровья групп».
9. Разделы программы.
1. Укрепление материально – технической базы ДОУ.
2. Работа с детьми.
3. Работа с педагогами.
4. Работа с родителями.
10. Укрепление материально – технической базы.
1. | Приобретение необходимого оборудования: медицинского (шкаф медицинский, кушетка медицинская, весы напольные, столики медицинские); технологического (картофелечистка, столы разделочные, шкаф жарочный); спортивного( мячи, спортивные маты, наклонные доски, ребристые доски, сухой бассейн, массажные коврики и дорожки, лесенки, гимнастические скамейки, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, обручи, мешочки с песком); музыкальный зал (детские музыкальные инструменты, пианино); детская площадка (гимнастическа стенка с турниками и бумами, игровое оборудование: горки, домики, лесенки, песочницы, качалки); мебель (стулья, столы, шкафы, стенки для игрушек) | Заведующая ДОУ Завхоз |
2. | Осуществление ремонта: | Заведующая ДОУ Завхоз |
3. | Оборудование помещений: | |
4. | Открытие клуба здоровья для педагогов | Инструктор по ф/к |
5. | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ. | Завхоз |
Работа с детьми.
№ | Формы и методы | Содержание |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | |
2. | Физические упражнения | утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительные занятия; подвижные и динамические игры; спортивные игры; пешие прогулки (походы, экскурсии). |
3. | Гигиенические и водные процедуры | умывание; мытье рук; обеспечение чистоты среды; занятия с водой (центр вода и песок); |
4. | Свето-воздушные ванны | проветривание помещений; сон при открытых фрамугах; прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. |
5. | Активный отдых | развлечения, праздники; игры-забавы; дни здоровья. |
6. | Арома- и фитотерапия | ароматизация помещений; витаминизация напитков. |
7. | Диетотерапия | |
8. | Светотерапия | |
9. | Музтерапия | музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное оформление фона занятий; музыкально-театральная деятельность. |
10. | Спецзакаливание | дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; стопотерапия; игровой массаж. |
11. | Пропаганда здорового образа жизни | экологичекое воспитание; периодическая печать; курс бесед; специальные занятия. |
Полноценное питание.
1. | Принципы организации питания: выполнение режима питания; гигиена приёма пищи; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; эстетика организации питания (сервировка); индивидуальный подход к детям во время питания; правильность расстановки мебели. |
Система эффективного закаливания.
1. | Основные факторы закаливания | закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня; закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности; закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах; закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей; |
2. | Комплекс закаливающих мероприятий | соблюдение температурного режима в течение дня; правильная организация прогулки и её длительности; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей; облегченная одежда для детей в детском саду; дыхательная гимнастика после сна; |
3. | Методы оздоровления: | ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье); дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года); хождение босиком по спортивной площадке (летом); релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия). |
Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
1. | Основные принципы организации физического воспитания в детском саду | физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья; сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами; медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья; |
2. | Формы организации физического воспитания | физические занятия в зале и на спортивной площадке; туризм (прогулки – походы); дозированная ходьба; оздоровительный бег; физкультминутки; физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»; утренняя гимнастика; индивидуальная работа с детьми. |
3. | Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач | традиционные; игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности. сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др.; Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч); занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр; занятия – походы; занятия в форме оздоровительного бега; музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам; Занятия на «экологической тропе»; |
Создание условий организации оздоровительных
режимов для детей.
Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (трёхразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.
Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется
по следующим направлениям:
привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
формирование элементарных представлений об окружающей среде;
формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;
обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду
созданы необходимые условия:
сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку;
отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе;
развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;
В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике;
эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «масленица», «веселые старты», «папа, мама, я – спортивная семья» и др.;
снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр;
большая роль в псикоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).
Лечебно-профилактическая работа.
Осуществляют медицинская сестра детского сада, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели.
Она включает в себя:
физкультурные занятия босиком;
подвижные игры и физические упражнения на улице;
хождение на лыжах;
дыхательная гимнастика после сна;
спортивные игры и соревнования;
элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
Летняя оздоровительная работа.
Формы организации оздоровительной работы:
закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
физкультурные занятия в природных условиях (на лугу, спортивной площадке);
туризм (походы, экскурсии);
физкультурные досуги и развлечения;
утренняя гимнастика на воздухе;
витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
просветительная работа по направлениям программы «Здоровый малыш» и т.д.;
консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;
обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:
Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
Разработка и внедрение педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
Пропаганда здорового образа жизни.
Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению:
Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
Беседы, валеологические занятия.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.
Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
Дни открытых дверей.
Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
Совместные занятия для детей и родителей.
Круглые столы с привлечением специалистов детского сада ( инструктора по физической культуре, медицинской сестры).
Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи:
структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения);
основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.);
стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов;
социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка;
воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
Анкета для родителей.
Беседы с родителями.
Беседы с ребёнком.
Наблюдение за ребёнком.
Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
Посещение семьи ребёнка.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
7. О питании дошкольников.
8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.
9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка
План работы с родителями.
Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников.
Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.
Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей».
Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
10.Ожидаемые результаты реализации программы.
Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения:
улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%;
рост компетентности педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме на 100%;
активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье - не менее 93%.
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
11.Кадровое обеспечение программы «Здоровый малыш».
Заведующая ДОУ:
общее руководство по внедрению программы «Здоровый малыш»;
ежемесячный анализ реализации программы;
контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Зам. заведующего ВМР:
нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Здоровый малыш»;
проведение мониторинга (совместно с педперсоналом);
контроль за реализацией программы «Здоровый малыш».
Старшая медицинская сестра:
утверждение списков часто и длительно болеющих детей;
определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;
составление индивидуального плана реабилитации;
гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей;
дыхательная гимнастика.
Инструктор по физкультуре:
определение показателей двигательной подготовленности детей;
физкультурные занятия;
закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).
Воспитатели:
внедрение здоровьесберегающих технологий;
пропаганда здорового образа жизни;
пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;
дыхательная гимнастика;
Завхоз:
обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;
создание материально – технических условий;
контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы «Здоровый малыш».
Повар:
Младший воспитатель:
соблюдение санитарно – охранительного режима;
помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.
Социальный эффект от реализации программы
Подготовка определённого спектра авторских программ и инструктивно-методических материалов по организации инновационной здоровьесберегающей деятельности, способных удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать ДОУ как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность работы на внутренние и внешние целевые аудитории.
Основные направления программы по здоровьесбережению.
Направления программы | Содержание деятельности |
1. Организационное | Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор эффективных методик и технологий. Разработка и внедрение Программы здоровьесбережения в учебно-воспитательный процесс. Создание в ДОУ организационно-педагогических и медико-социальных условий по внедрению Программы по здоровьесбережению. Разработка системы и тактики по укреплению психофизического здоровья дошкольников. Обеспечение комплексного подхода в реализации Программы по здоровьесбережению. Разработка критериев оценки эффективности по реализации Программы по здоровьесбережению. Наращивание материально-технической базы ДОУ для внедрения и реализации Программы по здоровьесбережению. Корректировка Программы по здоровьесбережению на всех этапах реализации. |
2. Просветительское (образовательное) | Создание мотивации в ДОУ на выбор здоровых альтернатив жизни. Организация пропаганды здорового образа жизни в ДОУ. Составление плана мероприятий по формированию у дошкольников здорового образа жизни. формирования здорового образа жизни. участников оздоровительного процесса. |
3. Правовое | - ознакомление с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность образовательных учреждений по защите здоровья. |
4. Аналитико- экспертное | Проведение мониторинга по состоянию всех аспектов здоровья детей, получение оперативной информации. Изучение факторов, влияющих на состояние здоровья детей. Анализ-экспертиза результатов реализации Программы здоровьесбережения в динамике. Своевременное выявление изменений, происходящих в коррекционно-оздоровительном процессе и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций. здоровьесберегающего процесса. Изменение индивидуального образовательного маршрута ребёнка в случаях возникновения проблем в состоянии психофизического здоровья. |
5. Информационно- методическое | Научно-методическое обеспечение разработки и реализации Программы по здоровьесбережению. Повышение информационной культуры педагогических и медицинских работников, обусловленной общими задачами Программы по здоровьесбережению. Мониторинг результативности оздоровительной деятельности ДОУ. Информационное обеспечение родителей по различным аспектам формирования здорового образа жизни. Информирование родителей о результатах проделанной работы; обмен мнениями об эффективности Программы по здоровьесбережению. Распространение опыта оздоровительной работы. |
6. Диагностическое | Измерение промежуточных результатов реализации Программы по здоровьесбережению. Диагностическое обследование и анализ исходного состояния психофизического здоровья детей, их валеологических знаний, умений и навыков. Изучение мотивации детей, педагогов и родителей на формирование здорового образа жизни. Анализ здоровьесберегающей среды в ДОУ. Выявление групп детей, требующих внимания специалистов. Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная диагностика проблем детей. |
7. Социально- педагогической адаптации | Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям ДОУ. Повышение функциональных возможностей детей, социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья. Повышение уровня социальной защищённости детей и педагогов, нейтрализация негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития. |
8. Координационное | Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам укрепления здоровья детей. Использование в оздоровительной работе ДОУ перспективных форм социального партнерства. |