изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма, выяснить, какое влияние оказывают биологические ритмы на работоспособность организма;
научиться рационально использовать внутренние часы организма и научить других управлять своими эмоциями, заботиться о сохранении и укреплении своего физического, интеллектуального и эмоционального здоровья
Просмотр содержимого документа
«Проект «биологические ритмы»»
ПРОЕКТ «БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ»
Здоровье – это гармония и
стабильность биоритмов
Выполнили: учащиеся 10 класса
МБОУ СОШ № 58
Руководитель: учитель биологии
Матросова Е.С.
Актуальность темы
Деньги потерял –
ничего не потерял,
время потерял –
многое потерял,
здоровье потерял –
всё потерял.
(Русская народная пословица)
Цели проекта: - изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма, выяснить, какое влияние оказывают биологические ритмы на работоспособность организма;
- научиться рационально использовать внутренние часы организма и научить других управлять своими эмоциями, заботиться о сохранении и укреплении своего физического, интеллектуального и эмоционального здоровья
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской област
Задачи работы:
- Изучение биологической, экологической и медицинской литературы по теме: «Биологические ритмы».
- Изучить методику исследования биологических ритмов и хронотипов человека.
- Проведение исследования биоритмов обучающихся 9 классов школы.
- Анализ данных, полученных в ходе исследования.
- Выработка практических рекомендаций для обучающихся по рациональной организации учебной и внеурочной деятельности в связи с особенностями их ритмов.
- Организация просветительской работы среди обучающихся школы по вопросам здоровьесбережения.
Ритмичность в природе
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области
Хронобиология и хрономедицина – науки о биоритмах
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области
Биологические часы - это способность живых организмов ориентироваться во времени
Причины нарушения биоритмов:
Этапы реализации проекта
- Формирование проектной группы, постановка проблемы, изучение биологической, экологической и медицинской литературы, сбор реферативного материала.
- Исследование биологических типов (хронотипов) учеников 9 классов, используя тест А.А.Путилова и составление индивидуальных биоритмов с помощью программы BioritmsV4.
- Анализ полученных данных.
- Выработка практических рекомендаций для обучающихся по рациональной организации учебной и внеурочной деятельности в связи с особенностями их ритмов.
- Оформление отчёта о проделанной работе, защита проекта.
Подготовительный этап (формирование проектной группы, постановка целей и задач, подбор литературы)
Тест А. А. Путилова (определение биологического типа – «сова» или «жаворонок»)
Тестирование обучающихся 9 класса
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области
Теория «трёх биоритмов» - физический биоритм - эмоциональный биоритм - интеллектуальный биоритм
Рекомендации Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали определенный уровень, и в то же время были стимулом для общего развития школьника. При определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом – во второй.
Суточная активность внутренних органов человека
печень - с 1 до 3 часов ночи;
легкие - с 3 до 5 часов утра;
толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
желудок - с 7 до 9 часов утра;
селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
сердце - с 11 до 13 часов дня;
тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
почки - с 17 до 19 часов вечера;
органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи.
ВЫВОДЫ
- Внутри каждого из нас есть «биологические часы», по которым живет не только человеческий организм, но и все живые организмы.
- Все мы подразделяемся на тех, кто придерживается правила «утро вечера мудренее» и тех, кто старается не откладывать дела на утро. Первые – «жаворонки», вторые - это «совы».
- Всю свою жизнь человек подчиняется определенным биоритмам, среди которых различают суточные, сезонные, месячные и многолетние.
- Основной биоритм человека - двадцатичетырехчасовой.
- Биологические ритмы оказывают непосредственное влияние на работоспособность организма, обеспечивают ее волнообразный характер.
- Жить с учетом природных ритмов (годового, лунного, суточного) – залог сохранения вашего здоровья и высокой работоспособности организма.
- Учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.