Министерство образования и науки УР
Ярский район
МКОУ Дизьминская СОШ
ПРОЕКТ
На тему: «Чехол на компьютерное кресло в лоскутной технике»
Выполнила: учащаяся 9 класса
Наймушина Елизавета
Проверила: учитель технологии
Веретенникова Ольга Викторовна
2015-16 уч.год
Содержание
№ Стр.
Организационно-подготовительный этап
1. Выбор и обоснование проблемы. 3
2. Схема обдумывания, инструменты и материалы 4
3. Охрана труда 5-6
Общие сведения из истории развития лоскутной техники. 7-8
4. Выбор модели изделия и прочих материалов. 9-10
II. Технологический этап
1. Выбор оборудования и средств. 11
2. Раскрой изделия 11
3. Технология обработки изделия. 12-13
4. Конечный контроль качества. Экологическое обоснование. Полезные советы. 14-15
Заключительный этап
1. Расчет себестоимости изделия. 16
2. Анализ и оценка проделанной работы. 17
3. Реклама. 18
4. Краткий словарь терминов 19-20
5. Список используемой литературы. 21
Цели и задачи проекта.
Научиться шить чехол на кресло, расширить кругозор в процессе изготовления данного вида изделий, обучиться новым способам действия, новым рабочим приемам.
Закрепить и пополнить знания по обработке ткани, работе на швейной машинке.
Развивать познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться дополнительной литературой, расширять кругозор, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности.
Планирование проектной работы:
Швейные изделия: чехол на компьютерное кресло
Проработка выбранной идеи:
выбор определенного мотива (цвет, рисунок, композиция);
ознакомление с историей лоскутной техники, сбор материала;
выбор ткани (экология, качество, специфика моделей);
разработка конструкции, выкроек выбранных изделий, технология изготовления изделия;
расчет себестоимости изготовленной продукции, простановка оценки.
Разделы программ, применяемые при выполнении проекта.
Материаловедение
Машиноведение
Художественная обработка ткани
Конструирование
Моделирование
Технологическая последовательность обработки изделия
Экономика, предпринимательство
1.Выбор и обоснование проекта
Природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний. Развитие новых передовых технологий не может полностью гарантировать экологическую чистоту производства. Каждое производство в различном объёме влияет на окружающую среду. Сегодня лежит ответственность за сохранение природы, у нас должна быть способность соизмерить любой вид деятельности с окружающей средой и здоровьем человека, и мы должны тщательно анализировать свои последствия.
В этом году у нас, девятиклассников, важное событие. Мы заканчиваем основную ступень школы. Многие из класса, как и я, хотят поступать в другие учебные заведения. Я долго думала, что можно подарить учителям - предметникам такое, чтобы понравилось и запомнилось? На уроках «Ремесла Удмуртии» нам предложила Ольга Викторовна выбрать творческие проекты по желанию. Дома у меня лежали лоскуты мебельной ткани (разного рисунка и текстуры), которые подарили родственники из города. Поэтому я выбрала технологию, которая направлена на создание безотходного производства. Я решила сшить изделие в стиле «лоскутная техника».
Для изготовления данного изделия следует принять во внимание следующие факторы:
Доступные материалы
Эко логичность
Экономичность
Эстетический вид
Износостойкость
2. Схема обдумывания

Инструменты, приспособления и оборудование
Простой карандаш, набор цветных карандашей, портновский цветной мелок;
линейка-угольник, сантиметровая лента;
1 набор английских булавок, 2 иголки (средняя и длинная) для ручной работы;
ножницы маленькие, ножницы большие для раскроя;
1 альбомный лист; обои для выкройки
лоскутки ткани, нитки для сметочных и машинных швов;
подкладочный и прокладочный материал (синтепон);
кресло компьютерное (старая модель)
швейная машинка, утюг и гладильная доска.
Охрана труда
При выполнении чехла для кресла следует соблюдать правила безопасности:
При выполнении ручных работ.
1.До начала работы: приготовить все необходимые материалы и приспособления; посчитать количество булавок и иголок в игольнице; инструменты и приспособления положить в отдельное для них место.
2. Во время работы: быть внимательным к работе; наперсток должен быть на среднем пальце правой руки, чтобы не уколоться; ножницы класть справа от себя с сомкнутыми лезвиями; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
3. По окончании работы: посчитать количество булавок и иголок в игольнице; убрать рабочее место.
При выполнении машинных работ.
1.До начала работы: убрать волосы и концы одежды так, чтобы не попали во вращающиеся части швейной машинки; проверить исправность машины; проверить, не остались ли на изделии иголки или булавки.
2. Во время работы: заправлять нижнюю и верхнюю нити при отключенной машинке; не наклоняться близко к машинке, не подставлять пальцы под лапку машинки; не класть ножницы и другие инструменты возле вращающихся частей машинки; не передавать ножницы, другие инструменты, изделие при включенной машине.
3. По окончании работы: выключить машинку; подложить под лапку кусочек материала, опустить лапку; убрать рабочее место.
При выполнении влажно-тепловой обработки.
1.До начала работы: проверить исправность шнура и чистоту подошвы утюга, наличие резинового коврика; выбрать нужный температурный режим утюга; проверить уровень воды в емкости утюга для паровой обработки.
2. Во время работы: выполнять ВТО изделия, стоя на резиновом коврике; включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур; ставить утюг на специальную подставку; следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга; не отвлекаться, не оставлять включенный утюг без присмотра.
3. По окончании работы: выключить утюг, поставить на специальную подставку.
3. Из истории лоскутной техники
Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутков, появилось в России в незапамятные времена, но особую популярность оно получило во второй половине 19 века. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде. Рачительные хозяйки кроили и шили одежду, а лоскутки собирали, из которых впоследствии шили всевозможные изделия (панно, наволочки на диванные подушки, покрывала, одеяла, жилеты, сумочки, игрушки и др.), такие изделия были полезны и красивы, наполняли быт и радовали глаз. Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
Шитьё из лоскута называют ещё "лоскутная мозаика", – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.
Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
В наше время лоскутная техника не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться. Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов и для будущей хозяйки хорошая подготовка к семейной жизни: учится быть бережливой, практичной. А так же работа в лоскутной технике помогает расширить познания в дальнейшем выборе профессии.
Очень интересна и история «пэчворка» (patchwork) и «квилтинга» (quilting). «Пэчворк» (от англ. Patch-обрывок, лоскуток) переводится как лоскутное одеяло. Под техникой «пэчворк» подразумевают воссоздание целого полотна из кусочков ткани, собранных в геометрические орнаменты. Квилтинг (от англ. Guilt-стеганое одеяло) - простегивание двух полотен ткани, между которыми расположен утеплитель, мелкими стежками по контуру орнамента.
История пэчворка восходит к отдаленным временам. Во многих музеях мира хранятся изделия, выполненные в этой технике. Например, в Лондоне существует музей одеял, в котором собраны уникальные одеяла и покрывала ручной работы.
Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки. Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь.
4. Выбор модели изделия.
Рис.1 
Панно выполнено в технике «Аппликация со стежкой», «прямая раскладка».
Рис.2 
Узор на подушку или покрывало в теме комбинированных знаков, напоминающих удмуртскую символику.
Рис.3 
Изделие выполнено в «комбинированной технике». Представляет собой произвольное соединение лоскутов различных форм и размеров в прямые полоски. Сборка деталей производится рядами. Эта техника по шаблонам. В ход идут лоскутки, обрезки, остатки тканей из драпа и мебельной ткани.
Рис.4 
Чехол для компьютерного кресла из трикотажной ткани с ворсом
Рис.5

Чехол для компьютерного кресла из лоскутов мебельной ткани
Из рассмотренных мною моделей, решила выбрать одеяло на рисунке №5, т.к. оставшиеся лоскуты ткани с его интересным рисунком как раз подходит для выполнения изделия в «свободной технике». И есть лоскуты для выполнения цветового круга. Модель интересная, не сложная для меня в исполнении.
II. Технологический этап
1. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
1. Швейная универсальная машина «brother»
2. Утюжильная доска, утюг, пульверизатор.
3. Нитки х/б №50 для машинных работ, №60 для ручных работ.
4. Ручная игла №3, булавки, ножницы.
5. Сантиметровая лента, линейка, мел.
6. Шаблоны, выкройки.
Подготовка ткани к работе
Проутюжить лоскуты, подобрать по цвету, текстуре. Особое внимание обратить на цветовой круг.
Раскрой изделия
Чехол состоит из 2 частей: чехол на спинку и чехол на сиденье. Лоскуты раскладываются на выкройке и формируется узор.
Материал:
Для верхней и нижней части: различные остатки на цветовой круг и фон от серого цвета до коричневого .

Для обратной стороны: лоскуты прямоугольной формы с рисунком
Для прокладки: синтепон
3. Технологическая последовательность обработки изделия
Выбор и создание эскиза модели
Книги, журналы, эскизы
2.Раскрой изделий
Карандаш, линейка, ножницы, сан. лента.
3. Обработать верх на спинку кресла. Соединяем детали лоскутной мозаики (цветик-семицветик) и детали первой и второй стороны настрочным и соединительным и расстрочным швом. По линии бока вшить полоску, для придания объема.
Подшить по низу кулиску и вдеть резинку.

4. Обработать сиденье на кресло. Соединяем детали лоскутной мозаики настрочным и соединительным и расстрочным швом.
5. Шьем ушки, двухсторонние.
Игла, наперсток, нитки, швейная машина, ножницы, крой изделия.
6. Соединить детали изделия 2 слоя и ушки и прокладочного материала обтачным швом, оставляя 20 см. незастроченным для выворачивания.
Игла, наперсток, нитки, швейная машина, ножницы, крой изделия
7. Вывернуть сиденье на лицевую сторону, зашить расстояние 20см. потайными стежками. Вдеть шнур.
Игла, наперсток, нитки, ножницы, изделие.


8. Влажно – тепловая обработка изделия
Утюг, проутюжильник
4. Конечный контроль качества изделия.
Изделие

Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
Цветовое сочетание материалов гармонично.
Все элементы одеяла выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
Проведена влажно-тепловая обработка.
Работа оформлена в конечное изделие.
В целом изделие производит благоприятное впечатление.
Экологическое обоснование.
Для изготовления своего изделия я вторично использовала материалы, проверила на прочность окраски. Ткань не сильно осыпается, ворсистой поверхности не имеет, поэтому не загрязняет воздух. В чем еще плюс изделия? А в том, что отделочные и прокладочные (синтепон) материалы можно использовать еще раз. Это является плюсом и с экономической точки зрения.
Полезные советы
Нельзя перекусывать нитку зубами: от этого портится эмаль зубов и, кроме того, натянутой ниткой можно поранить губы.
До начала работы необходимо вымыть руки. (Если брать иглу потными руками, то она будет плохо прокалывать ткань, скрипеть. От влажных рук на изделии могут остаться следы.)
Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через каждые 1,5 ч, так как при долгом занятии шитьем утомляются глаза, устают пальцы. (Занятия можно чередовать с другими видами работ: подбором ниток, выбором и подготовкой узора и т. п.
III. Заключительный этап
Расчет себестоимости изделия
Реальные затраты
1.Ткань - лоскуты мебельной ткани 0 руб.
2. Прокладочные материалы (синтепон, вата) – 0 руб
Имеется в наличии
3. Нитки швейные 15 руб.
4. Электроэнергия (шила в школе) в дневное время
Итого: 15 рублей
Анализ и оценка проделанной работы
Почему я выбрала чехол для кресла? Данное изделие необычно тем, что сделано в единственном экземпляре, так сказать, эксклюзив. Пошив данного изделия – это безотходное производство, потому что использовался остаток ткани, утеплитель – остатки. Технология изготовления не вызвала у меня затруднений. Да, и стоимость изделия оказалась не высокой – 15 рублей.
Эту идею мне подсказал учитель технологии, и она мне понравилась. Я сшила это изделие в школу. На мой взгляд, оно у меня получилось красивым, оригинальным, главное, нужным. С его помощью я внесла частичку радости, тепла и уюта. Я считаю, что проект удался. Всем понравилась моя работа. При изготовлении проекта я прочитала достаточно дополнительной литературы, откуда почерпнула многое для себя.
Желаю всем определить свои способности и попытаться организовать свое дело.
Реклама
Если вы еще не позаботились о подарках, сделанных своими руками, для учителей, родных и близких – приходите к нам! У нас много идей, которые заинтересуют вас. Бесплатная консультация и мастер-классы гарантируем.

Наш адрес:
427508
Удмуртская Республика
Ярский район
С. Дизьмино
Ул. Школьная, 28
9 класс
Наймушина Елизавета
Электронный адрес школы:
http://ciur.ru/jar/jar_sdi/default.aspx
4. Краткий словарь терминов
АППЛИКАЦИЯ — создание художественных изображений нашиванием, наклеиванием деталей на фон (основу); изображение, узор, созданные таким образом.
БЛОК — конструктивный сборный элемент. В лоскутном шитье — геометрическая и конструктивная единица лоскутного полотна, единица орнамента, модуль.
ГАММА ЦВЕТНАЯ (ГАММА КРАСОЧНАЯ) — ряд цветов, преобладающих в художественном произведении, который определяет характер его цветового строя (колорита). Различает теплую, холодную, светлую красочную гамму.
ГАРМОНИЯ — согласованность, стройность в сочетании чего-либо.
ДЕКАТИРОВКА — обработка ткани водяным паром или горячей водой для предотвращения ее усадки в готовом изделии.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткань, одежда, игрушки и т.д.).
КОЛОРИТ — система цветовых сочетаний в произведении искусства; одно из важнейших средств эмоциональной выразительности.
УЗОР — рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней (узор ткани).
ФАКТУРА ТКАНИ — строение поверхности ткани.
ШАБЛОН — образец, по которому изготовляются какие-нибудь одинаковые изделия. Лекало для выкраивания деталей.
ПРОПОРЦИЯ — соразмерность, определенное соотношение частей целого между собой.
РАППОРТ — повторяющаяся часть рисунка на ткани; минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.
РИТМ — чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т.д.
СИММЕТРИЯ — свойство геометрической фигуры накладываться на себя так, что все ее точки при этом занимают первоначальное положение.
СТЕЖКА (СТЕГАНИЕ) — прошивание насквозь (стягивание нитью) нескольких слоев разных материалов.
СТРУКТУРА ТКАНИ — строение ткани, определяемое видом входящих в нее волокон и переплетением нитей (например, рыхлая, плотная структура).
5. Литература
1. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. Москва «Просвещение», 1978г.
2. Еременко Т.И.и др. Художественная обработка материалов. – М.: «Просвещение», 2000г.
3. Кичемазова Л.Н. Основы конструирования, моделирования и технологии одежды. Ростов – на – Дону, Издательский центр «МарТ», 2001 г.
4. Лоскутное шитьё. Банакина Л.В. – Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2001. – 208с: ил. – (Энциклопедия).
5. Лоскутное шитьё. Покрывала, подушки, мелочи для кухни. Кулер Донна. – Компьютерная верстка ООО “ТД “Издательство Мир книги”.
6. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. М., Школьная пресса, 2004г.
7. Под редакцией Симоненко В.Д. – Творческие проекты учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных школ. – Научно – методический центр «Технология». – Брянск, 1996г.
8. Сокол И.А. Мастерица. – ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001 – 431с.
9. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс. – М.: 5 за знания, 2006г.
10. Журналы по лоскутному шитью “Чудесные мгновения”, каталог “Роспечать”.
11. Интернет-ресурс www. yandex. ru