Актуальность исследования. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, условий успешного социального и экономического развития любой страны [43, 89, 199]. В настоящее время в России проблема качества и уровня здоровья населения вышла на уровень национально-значимых проблем. Все это требует незамедлительных, радикальных и согласованных действий педагогов, медиков, психологов, социальных работников и всех граждан России [25].
Наибольшую тревогу вызывает отношение к своему здоровью подрастающего поколения, образ жизни которого будет определять качество трудовых и социальных ресурсов населения, а значит и социально-экономический, политический, научно-технический прогресс общества. Одно из основных направлений в решении проблемы сохранения, укрепления и развития здоровья связано с воспитанием у молодого поколения определенной системы ценностных ориентации [57, 178].
Сложившаяся в России система образования и воспитания не формирует у школьников должной мотивации к здоровому образу жизни, практически отсутствует патриотическая направленность учебного процесса. Динамизм и нестабильность общества, дегуманизация жизни, деформация многих традиционных институтов, исчезновение казавшихся вечными правил и норм в отношениях людей усложнили процесс социализации личности и актуализировали проблему воспитания учащихся.
Это, в свою очередь, приводит к изменению функций современных образовательных учреждений. На первое место выходит подготовка учащихся к вхождению в сложные, зачастую неблагоприятные жизненные ситуации. Формирование у них патриотизма и гражданственности, готовности к активной деятельности в различных сферах жизни общества, верно-
сти конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.
Важной задачей спортивных педагогов остается укрепление здоровья учащихся, формирования у них отношения к здоровью как важнейшей ценности, культивирования у школьников необходимых здоровьесбере-гающих знаний и умений. Наиболее выраженно это проявляется у старшеклассников, так как после окончания школы нужен выбор нового жизненного пути.
Исследования, проведенные в этом направлении, обнаружили проблему, которая заключается в противоречии подходов в изучении процесса формирования навыка здорового образа жизни. И.И. Брехман, Д.Н. Гаврилов, А.В. Малинин, В.И. Утенко формирование навыка здорового образа жизни связывают только с решением задач физического развития индивида и личных жизненных проблем, а А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев концентрируют внимание на общественном аспекте, роли духовных, нравственных средств воспитания вообще и средств патриотического воспитания молодых людей, в частности. Вместе с тем комплексные подходы и методы воспитания, формирующие нового человека -физически развитого гражданина и патриота, владеющего навыками здорового образа жизни, практически отсутствуют или разработаны фрагментарно. Разработать их - актуальная задача. Исследованию заданной проблемы и решению сформулированной задачи посвящена данная диссертационная работа.
Объект исследования: процесс формирования навыка здорового образа жизни у старшеклассников средствами физической культуры и патриотического воспитания.
Предмет исследования: средства, методы и организационные формы формирования у старшеклассников навыка здорового образа жизни в пространстве физкультурно-патриотического воспитания.
Цель исследования - разработать и научно обосновать методические основы формирования навыка здорового образа жизни у старшеклассников в пространстве физкультурно-патриотического воспитания.
Гипотеза исследования. Методические основы формирования навыка здорового образа жизни у старшеклассников будут педагогически целесообразными и принесут практический эффект, если:
комплексно формировать мотивы и потребности к физическому совершенствованию с чувством любви к Родине, пониманием необходимости для Отечества физически развитого поколения;
определять мотивацию к занятиям физической культурой и спортом как социально-ценностной и значимой для государства деятельности;
оптимально сочетать содержание личностно ориентированного физического воспитания с процессом создания патриотической среды физического самосовершенствования;
использовать интегрированный подход в психолого-педагогическом, медико-биологическом и оздоровительно-спортивном сопровождении воспитания.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1.Определить место здорового образа жизни в системе ценностных ориентации у различного контингента старшеклассников, дать определение понятию «пространство физкультурно-патриотического воспитания».
2.Выявить распространенность вредных привычек у учащихся старшего школьного возраста как компонента формирования навыка здорового образа жизни, охарактеризовать общественную и спортивную направленность их личности.
3. Структурировать показатели здорового образа жизни, двигатель
ных возможностей и социальной активности у школьников, выделить ве-
дущие компоненты, специфицировать их и характеризовать особенности взаимосвязи.
4. Разработать и научно обосновать основы методики формирования навыка здорового образа жизни у старшеклассников в пространстве физ-культурно-патриотического воспитания.
Методологическую базу исследования составили: системный подход (Л. фон Берталанфи, Т. Парсонс и др.); историко-социологический подход (В.В. Столбов); теория функциональных систем (П.К. Анохин); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов); патриотически-ориентированный подход (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев); концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская); теория физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов и др.); концепция индивидуализации спортивной тренировки (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, В.Г. Никитушкин); концепция индивидуализации массовой физической культуры (В.К. Бальсевич, B.C. Якимович).
Достоверность и обоснованность положений и выводов диссертации обеспечена методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью методов задачам исследования, репрезентативностью эмпирического материала, корректной обработкой экспериментальных данных, использованием программно-технических средств.
Научная новизна исследования состоит в разработке и научном обосновании основ методики формирования навыка здорового образа жизни у старшеклассников в пространстве физкультурно-патриотического воспитания.
Впервые определено место здорового образа жизни в системе ценностных ориентации старшеклассников, занимающихся и не занимающихся спортом, в выявлении у них распространенности вредных привычек как компонента формирования навыка здорового образа жизни. Выявлена общественная и спортивная направленность личности у различного контингента учащихся старших классов, структурированы показатели здорового образа жизни, двигательных возможностей и социально-патриотической активности данного контингента обследуемых.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания школьников положениями диссертации, в которых:
- дано определение понятию «пространство физкультурно-
патриотического воспитания»;
- доказана необходимость учета сформированности спортивно-
патриотических качеств личности как показателя эффективности занятий
физической культурой и спортом;
- описаны и логически обоснованы основные приемы формирования
навыка здорового образа жизни у школьников на основе учета принципов
физкультурно-патриотического воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование разработанных в исследовании основных положений методики формирования навыка здорового образа жизни у старшеклассников в пространстве физкультурно-патриотического воспитания повышает эффективность учебно-тренировочного процесса, активизирует общественную и спортивную деятельность занимающихся, формирует мотивацию к здоровому образу жизни.
Полученные результаты могут быть использованы в практике работы спортивных учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школах, колледжах и лицеях, в процессе подготовки студентов вузов физической культуры, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки школьных учителей физической культуры, тренеров по видам спорта.