ГККП ясли-сад «Бөбек» отдела образования акимата Сарыкольского района
«Магия цвета»
Выполнила педагог-психолог
Вейгель Ирина Алексеевна
Цель:
- Изучение особенности воздействия цвета на эмоциональное состояние и поведение дошкольников и педагогического коллектива
Задачи:
- Изучить теоретическую основу вопроса.
- Изучить приоритетный цвет у дошкольников разного возраста и взрослых.
- Изучить воздействие цвета на эмоциональное состояние человека.
- Разработать рекомендации по эффективному использованию цветовой гаммы в группах детского сада, кабинетах и помещениях.
Актуальность
- Поскольку цвет влияет на эмоциональность и поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет?
- В проекте мы постарались объяснить человеческие реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей.
- В проекте даны рекомендации, как наилучшим образом использовать цветовую гамму в помещениях детского сада.
1 гипотеза:
каждый возрастной период человека имеет предпочтение определённого цвета .
Чтобы доказать это было проведено анкетирование среди дошкольников и преподавателей.
Вопрос: “Какой цвет вам больше всего нравится?”
Дети среднего
дошкольного возраста
Выбор: красный- зеленый.
Активность, общительность,
позитивное настроение,
естественность и свежесть возраста.
Дети старшего дошкольного
возраста
Выбор: синий - красный,
Импульсивность, эмоциональность, порой даже агрессивность, но при этом интуитивное желание покоя и уединения (ограничение пространства).
Педагоги
Выбор: зеленый
Люди, предпочитающие зеленый цвет подсознательно стремятся к покою.
Стараются быть сдержанными, терпеливыми
и бурно не проявлять свои чувства.
Предпочитающие зеленый цвет, как правильно рациональны и четко ориентированные на своем жизненном пути. Они серьезны в постановке своих целей и задач, готовы прийти на помощь своим близким, и даже посторонним людям.
ВЫВОД
Наша первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает.
2 гипотеза
- Определенный цвет воздействует на эмоциональное состояние и поведение человека.
Для подтверждения гипотезы был проведен эксперимент.
ЭКСПЕРИМЕНТ “Влияние определенного цвета на психоэмоциональное состояние человека”
- Участники – дошкольники в возрасте 5-6 лет.
педагоги детского сада
- Количество - 15 человек
- Использованные цвета: зеленый, красный, желтый, черный.
Участникам эксперимента было предложено в течение некоторого
времени поочередно смотреть на цветовые квадраты.
После просмотра каждого ребята и педагоги говорили свои
ощущения.
Зеленый квадрат
ВОЗНИКАЮЩИЕ ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЯ:
ПОКОЙ, ТЕПЛО, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, СВЕЖЕСТЬ, ЛЕТО, ПУТЕШЕСТВИЕ, МОРЕ, МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ, УМИРОТВОРЕНИЕ, ЗЕВОТА (КЛОНИТ В СОН).
КРАСНЫЙ КВАДРАТ
ВОЗНИКАЮЩИЕ ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЯ:
СТРЕМЛЕНИЕ К ЧЕМУ-ТО, АКТИВНОСТЬ,
ХОЧЕТСЯ ВСТАТЬ И ПОБЕГАТЬ, ТРЕВОГА,
ОПАСНОСТЬ, АГРЕССИЯ,
БОЛЯТ ГЛАЗА.
ЖЕЛТЫЙ КВАДРАТ
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ
ВОЗНИКАЮЩИЕ ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЯ:
СТРАХ, ДЕПРЕССИЯ, ПУСТОТА, НЕБЫТИЕ,
ЧТО-ТО КОСМИЧЕСКОЕ И ПУГАЮЩЕЕ,
КАК-БУДТО ЗАТЯГИВАЕТ В БЕЗДНУ,
НЕИЗВЕСТНОСТЬ.
Вывод
Наша гипотеза, что
определенный цвет
воздействует на
эмоциональную сферу и
поведение человека,
оказалась верна и анализ
психических состояний
испытуемых это
подтвердил.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ В группах и ПОМЕЩЕНИЯХ детского сада.
Предмет дизайна
Цвет
Стены групп
Влияние на человека
оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светло-охристый)
Спортивный зал
Коридор
оттенки оранжевого
дисциплинирует
активизирует умственную
деятельность
зелёный
тонизирует
стимулирует активность
согревает
Трапезная
стабилизирует дыхание и сердцебиение
оттенки бежевого и светло-жёлтого (красно-оранжевые витражи или декоративные панно)
Актовый зал
чередование светло-зелёных и золотисто-жёлтых плоскостей
улучшает аппетит
стимулирует работу желудка
помогает сосредоточиться повышает творческую активность