«Мимическая гимнастика, как метод воздействия на подвижность органов артикуляционного аппарата с индивидуальным и комплексным подходом.»
Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.
Цель работы: развивать качество и объѐм движений мимических мышц посредствам индивидуального и комплексного подхода в работе с детьми с ТНР.
Задачи:
- развивать умение понимать эмоциональное состояние человека;
- совершенствовать объем и качество движения мимических мышц;
- развивать умение воспроизводить и удерживать мимические позы.
Актуальность
У детей с патологией речи наблюдаются нарушения мимической моторики.
Для успешного осуществления логопедической коррекции с детьми логопатами применение мимической гимнастики на занятиях с детьми необходимо.
Все больше при первичной диагностики детей, выявляются нарушения мышц лицевой мускулатуры: амимичность, невыразительность мимики, затруднения или полная невозможность повторения по подражанию. Основные нарушения мышц лица по типу спастичности, гипотонии или дистонии. Работа мышц лица и артикуляция тесно связаны. Многие дети имеют особенности эмоциональной сферы. Они затрудняются в понимании эмоций по их проявлениям на лице. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а так же в нарушении темпа и плавности речи.
Выполнение мимических упражнений помогает развивать подвижность мышц лица, способствуя формированию правильной артикуляции. Постепенно по мере овладения контролем за мимическими мышцами, ребята оказываются в состоянии показать различные эмоции.
Мимические упражнения- что это?
Мимическая гимнастика- основа правильного звукопроизношения.
Мимическая мускулатура уникальна. Она кровоснабжается и иннервируется обильнее всех остальных групп мышц.
Упражнения, способствуют развитию выразительности мимики и непосредственно направлены на работу речедвигательного аппарата. Развивая речевую эмоциональность детей, правильность выполнения артикуляционных упражнений, содействуем совершенствованию основных психологических процессов.
В работе применяются как комплексы мимических упражнений так и мимические упражнения в игровой форме.
Нормализация мимической моторики осуществляется с учетом принцыпов
Комплексный подход
Для более эффективного воздействия на развитие мимических мышц в нашем детском саду был применен комплексный подход. Работу по развитию мимики и эмоционального состояния детей так же проводят специалисты детского сада
А так же воспитатели двух комбинированных групп.
Из предложенных мной комплексов мимических упражнений, каждый специалист выбрал для включения в свои занятия более подходящие упражнения которые можно проводить на групповых, подгрупповых, индивидуальных и логоритмических занятиях.
Воспитатели включают упражнения из комплекса мимической гимнастики в утреннюю и дневную логопедическую разминку, а так же в логопедический час во второй половине дня.
Работа по развитию мимических мышц у детей началась после обследования, в сентябре 2016г.
Диагностика проводилась следующим образом, подробно вы можете увидеть на слайде. При выполнении заданий диагностируется состояние мимической мускулатуры, в результате обследования могут быть выявлены нарушения, проявляющиеся в наличии содружественных движений, подергивание щек, невыполнение движений, нечеткости мимической картины, ограниченности объема движений, симметричности носогубных складок, наличие гиперкинезов, саливации.
По результатам обследования мимической мускулатуры определяется уровень, ребенок получает балл за каждое правильно выполненное упражнение.
Анализ работы
Из диагностики проведенной в сентябре месяце 2016 года было выявлено, что из общего количества детей логопатов (24чел. - 22 ребенка имеют ТНР и 2 ребенка с ФФНР.) 24 ребенка взять за 100%, по проведенной диагностике, в %-м соотношении, 80% детей с низким уровнем, уровень ниже среднего 10% и со средним уровнем 10%. В ходе проделанной работы в комплексном подходе, на повторной диагностике в декабре 2016года были выявлены определенные положительные изменения в подвижности мимических мышц лица детей, а именно- с низким уровнем 50% детей, уровень ниже среднего 10%, со средним уровнем 30% и 10% с уровнем выше среднего.
Тем самым можно сказать, что положительная динамика есть, но еще и есть над чем работать далее. Хочу отметить, что детям очень нравится выполнять мимические упражнения в игровой форме, с удовольствием выполняют и не расстраиваются если с первого раза не получается. Дети довольны, а хороший эмоциональный настрой детей на работу- это радость для нас и понимание, что динамика работы идет в положительную сторону и есть результаты.
В последующей работе планируется создать больше наглядных дидактических игр и пособий.
Продолжать пополнять картотеку мимических упражнений и разминок.